История Николо-Угрешского монастыря. Часть вторая

После смерти митрополита Филарета, последовавшей в 1867 году, на московскую кафедру был поставлен известнейший к тому времени православный подвижник, просветитель и миссионер Святитель Иннокентий. Святитель Иннокентий (в миру Иван Евсеевич Попов-Вениаминов) (1795—1879) стал известен как просветитель Америки и Сибири. Он родился в селе Анга на реке Лена в семье пономаря. Учился в Иркутской семинарии, а в 1823 году молодого священника отправили на остров Уналашка, располагавшийся в Алеутском архипелаге. Здесь он построил первую церковь, составил азбуку и грамматику алеутского языка, перевел на алеутский язык Евангелие. С 1834 году священник служил в Новоархангельске (ныне г. Ситка на острове Баранова на юго-востоке Аляски), где проповедовал христианство среди воинственных индейцев-тинклитов. Во время своего священнического служения он успел написать три тома научных "Записок об островах Уналашкинского отдела" и создал ученый труд о языках аборигенов Аляски.

В 1840 году священник овдовел и принял монашество под именем Иннокентия. Вскоре его посвятили в сан епископа Камчатского, Алеутского и Курильского с кафедрой в Новоархангельске. Здесь он построил церковь для тинклитов, организовал миссионерскую школу, перевел сюда с Камчатки семинарию. В 1850 году Иннокентия возвели в сан архиепископа, и после присоединения к его архиепископии Якутии он в 1852 году переехал в Якутск. Здесь он перевел на якутский и тунгусский языки многие богослужебные книги. Когда началось освоение Приамурья, то в 1860 году архиепископ Иннокентий перевел кафедру в Благовещенск. Наконец, в 1867 году Иннокентий стал митрополитом Московским и Коломенским. Величайшие труды святителя Иннокентия были высоко оценены и при жизни и после смерти — в 1977 году он был прославлен как православный святой, дни памяти: 31 марта (13 апреля), 23 сентября (6 октября).

Итак, на пути архимандрита Пимена встретился еще один выдающийся православный владыка. Наслышанный об успехах Николо-Угрешского монастыря, митрополит Иннокентий вскоре по приезде в Москву, в июле 1868 года, отправился в Угрешу. Добрые, доверительные отношения, возникшие между Святителем Иннокентием и архимандритом Пименом, связаны были еще и с тем, что оба они были поборниками общежительных монастырей. А доверие митрополита Иннокентия к угрешскому настоятелю выразилось также и в том, что в июне 1869 года архимандрит Пимен был назначен благочинным над всеми общежительными монастырями Московской епархии, в его подчинении оказались 10 мужских и 5 женских обителей. В дальнейшем Святитель Иннокентий неоднократно бывал в Угрешской обители, освящал вновь устроенные храмы и всегда подчеркивал свое расположение к архимандриту Пимену и его трудам по созиданию общежития.

После кончины митрополита Иннокентия, в 1879 году на Московскую кафедру был возведен тогдашний архиепископ Литовский и Виленский Макарий. Митрополит Московский и Коломенский Макарий (в миру Михаил Петрович Булгаков) (1816—1882) к тому времени был широко известен как церковный историк, автор многих церковных трудов: "История Киевской Академии" (1843 г.), "Введение в православное богословие" (1846—1847 гг.), "Догматическое богословие" (в 5-ти томах, 1850—1853 гг.) и др. Главный труд всей жизни митрополита Макария — 12-томное исследование "История Русской Церкви", над которым он работал в течение 37-ми лет — с 1845 г. до самой смерти. "История Русской Церкви" — это выдающийся, монументальный труд, который по своей фундаментальности и фактической полноте до сих пор остается непревзойденным. И совершенно заслуженно современники называли митрополита Макария "известнейшим русским богословом и даровитым историком".

Один из своих первых выездов во вверенные ему монастыри новый владыка совершил именно в Николо-Угрешскую обитель, где беседовал с архимандритом Пименом.

9 августа 1880 года Николо-Угрешский монастырь торжественно отпраздновал знаменательную дату — 500 лет со дня основания. В торжествах приняли участие: братия обители, многие приглашенные настоятели иных монастырей, а также митрополит Московский и Коломенский Макарий. В дни праздника в обитель пришло столько богомольцев, что церковная служба проходила сразу в двух храмах, но народ все равно в них не помещался и потому толпился под отрытыми церковными окнами. Архимандрит Пимен к тому времени был уже тяжко болен и не смог принять полновесного участия в торжественном богослужение, которое проводил митрополит Макарий. А по окончании литургии митрополит Макарий произнес глубоко назидательное слово: "С искренней радостью поспешили мы к вам, братия честной обители Угрешской, чтобы принять участие в вашем великом торжестве по случаю совершившегося пятисотлетия вашей обители, чтобы приветствовать вас с таким редким, необычным торжеством и чтобы помолиться вместе с вами Господу и вознести к Нему чувства благодарения за все те милости, какие изливал Он на вашу обитель в истекшее пятисотлетие. И по долгу пастырскому не можем оставить вас ныне и без поучения, на которое вызывает нас самое ваше торжество.

Перенесемся мыслью к началу вашей обители.

Когда Господь судил ей получить бытие? То было лучшее время русского монашества, по крайней мере, в средней полосе России, время, когда жив еще был великий инок земли Русской — преподобный отец наш Сергий Радонежский — и уже славился своими подвигами и чудесами, уже оказывал своей жизнью, своими молитвами и духовными советами благодетельное влияние не только на иноков, но и на мирян, на дела самой Церкви и Отечества. То было время, когда достойные ученики Сергия основывали монастыри в Москве, вокруг Москвы и в других сопредельных областях и, собирая к себе братию для общежития, сами служили ей живыми образцами иноческой жизни. То было время, когда русский народ с истинным уважением смотрел на своих черноризцев, сиявших святостью, и с любовью стекался к ним, желая назидаться их благочестием, просить себе их молитв, слышать от них слово поучения, утешения, вразумления.

Вспоминайте чаще это светлое время русского монашества, ревнуйте подражать этим высоким подвижникам, старайтесь проникаться тем же самым духом и теми строгими правилами, какими водились они, чтобы и вам не только исполнить данные вами иноческие обеты и спасти собственные души, но и принести долю нравственной пользы тому народу, из которого вышли вы, и той стране, в которой наслаждались миром и благоденствием.

Проследим вниманием все продолжение жизни вашей обители. Мало сохранилось о ней исторических сведений; но, насколько сохранилось, судьба ее часто изменялась. Случалось, что число насельников обители быстро возрастало и достигало высокой степени; случалось, что оно значительно ниспадало, не поднималось даже до десяти. В первые века ее существования материальные ее средства постепенно увеличивались; Угрешская обитель, по своим земельным владениям, скоро начала считаться в ряду наших богатых монастырей, а потом средства эти постепенно уменьшались и дошли до того, что она сделалась одной из самых скудных и убогих. Не раз подвергалась она опустошениям, даже совершенному разорению, то от пожаров, то от набегов крымских татар, то от польских людей и русских изменников в Смутное время Отечества. И несмотря на все такие перемены, опустошения, разорения, она никогда не переставала существовать в течение пяти веков, между тем как множество других наших монастырей, возникших прежде и после нее, давно уже прекратили свое бытие и остаются известными почти только по имени.

Что же это значит? Значит, что в Угрешской обители никогда не оскудевало семя свято, ради которого Господь щадит и хранит веси и города, целые царства и народы. Милость Господня от века и до века на боящихся Его (Пс. 102, 17). И такие-то боящиеся Бога, верно, всегда были в этой обители и привлекали на нее милость Божию. Известно также, что Угрешскую обитель любили посещать наши великие князья и цари, особенно родоначальник Царствующего Дома, благочестивый Михаил Феодорович и сын его Алексей Михайлович, а вслед за ними любили посещать ее и все православные христиане, приносить ей свои жертвы, искать для себя в ней последнего успокоения по смерти. Целые десятки княжеских и дворянских родов, вписанных в ваши синодики, доселе о том свидетельствуют. Чем же всего более могла возбуждать и поддерживать ваша обитель всю эту любовь и привязанность к себе, как не благочестием иноков? Мы не знаем по именам этих достойных иноков, но они несомненно были и завещали вам, своим духовным потомкам, шествовать по их стопам, подвизаться добрым подвигом и для самих себя, и для блага своей родной обители, и своей святостью привлекать к ней благоволение Божие и уважение от людей.

Взглянем, наконец, на последние, ближайшие к нам годы вашей обители. Что мы видим? Видим ее процветающей во всем. Число братии ее возвысилось до такой степени, до какой оно едва ли достигало когда-либо прежде. В ней восстановлен древний общежительный порядок и чин. Для желающих большего уединения и высших подвигов устроен особый скит. Материальные средства ее улучшились настолько, что она занимает в этом отношении одно из первых мест между обителями всего нашего края. Святые храмы и другие здания в ней красуются благолепием, а некоторые и великолепием. При ней и на ее средства существуют учебное и благотворительное заведения. Нашлись благочестивые христиане, которые для поддержания и украшения ее не щадили и не щадят своих сокровищ. Божие благословение, видимо, пребывает над вашей обителью. Благодарите же Господа, столько благодеющего вам; благодарите особенно за то, что Он послал вам в последнее время отца-настоятеля, который столько уже лет и с такой неутомимой ревностью и любовью трудился для вверенной ему обители и привел ее в такое цветущее состояние и который, к нашему общему сожалению, по своей тяжкой болезни не мог принять участия в вашем настоящем богослужении, хотя духом, без сомнения, более других участвует в настоящем вашем торжестве. И чем яснее вы видите над собой благоволение Божие, тем усерднее старайтесь соделаться достойными его по своим подвигам. Чем более возвышается внешнее благосостояние вашей обители, тем более заботьтесь о внутреннем ее благосостоянии, то есть о процветании в ней монашества, о строгом исполнении вами ваших обетов, о нравственном возвышении и усовершенствовании ваших душ.

Братия честной обители, торжествующей ныне пятисотлетие своей жизни! Все эти пять столетий вашей родной обители говорят вам одно: будьте истинными иноками, и тогда Господь не оставит ее Своими милостями, и добрые люди не перестанут оказывать ей расположение и усердие. Аминь".

По окончании этого поучения последовала закладка нового собора во имя Преображения Господня, к юго-востоку от существующего уже Никольского собора.

Наверное, между митрополитом Макарием и архимандритом Пименом, этими двумя талантливыми деятелями Церкви, возникли бы добрые отношения, но судьба отвела им слишком мало времени для совместных трудов.

В ночь с 16 на 17 августа 1880 года архимандрит Пимен скончался. Перед смертью он прошептал: "Причаститься! Верую, Господи…" Это были последние его слова. Причастившись с великим усилием, он, видимо, успокоился и долгое время потом лежал неподвижно. Ему принесли крест. Увидев его, он приподнял руку, желая перекреститься, но рука опустилась, тогда он поцеловал поднесенный к устам крест и рукой прижал его к груди. Потом дыхание его стало стихать, и он незаметно отошел уже в вечность…

Отпевание и похороны любимого всеми угрешского архимандрита проходили при огромном стечении народа. Похоронили его в могиле, за двенадцать лет перед тем приготовленной при построении кладбищенской часовни.

Современник и свидетель деяний архимандрита Пимена, Д. Д. Благово (в монашестве — Пимен) писал о своем духовном учителе и наставнике: "Оставив мир и удаляясь от малодушия и бурь житейских, юноша Петр бежал и водворился в пустыне, надеясь там найти для себя помощь от Бога, которая спасла бы и избавила его от молвы и мятежей людских, потрясающих города; но мир и там нашел его под новым именем его, Пимена, и снова усиливался вовлечь его в свою кипучую пучину: люди высокопоставленные поняли его достоинства, уразумели, что он выше общего уровня, и потому отличили его от прочих, оказывали ему видимое предпочтение, заслуженное им уважение, имея к нему искреннее расположение… Все, знавшие его, любили и чтили его и непритворно сожалели о его утрате…".

И потомки заслуженно оценили неустанные деяния архимандрита Пимена. 28 мая 2000 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил его канонизацию в чине преподобного в Соборе Московских святых. В октябре 2004 года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви прославил преподобного Пимена Угрешского в лике общецерковных святых. День церковного поминовения: 17 (30) августа.


НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ
1880–1918 гг.

После смерти архимандрита Пимена Николо-Угрешский монастырь возглавил новый настоятель — игумен Нил. При отце Пимене он был более двадцати лет монахом Николо-Угрешской обители, а затем строителем и игуменом Берлюковской пустыни. По желанию братии, в 1880 году его перевели настоятелем в Угрешу. В 1887 году Нил был возведен в сан архимандрита. При нем строился Спасо-Преображенский собор. На месте, где стояла сосна, на которой великому князю Димитрию Донскому была явлена икона, была заложена часовня в память чудесного явления иконы Святителя Николая Чудотворца великому князю Димитрию Донскому. Правда, в годы его правления число насельников обители сократилось до 46 человек. По кончине дней, архимандрита Нила похоронили в склепе под алтарем еще не освященного Спасо-Преображенского собора.

В 1893—1905 гг. архимандритом Николо-Угрешского монастыря был Валентин (Смирнов), до того пребывавший в Угрешской обители с 1856 года. При нем к 1901 году доходы монастыря увеличились до 99 247 рублей в год, а число насельников Угреши возросло до 54 человек в 1898 году (данных за 1898 — 1909 гг. не сохранилось). Но, видимо, количество подвизающихся в обители иноков увеличивалось и в начале XX века. На долю архимандрита Валентина выпали труды по завершению строительства часовни в память чудесного явления иконы Святителя Николая Чудотворца великому князю Димитрию Донскому, которую освятили в 1893 году (построена по проекту архитектора А. С. Каминского).

Еще большей заботы требовало окончание строительства Спасо-Преображенского собора, заложенного в 1880 году рядом с Никольским собором в память пятисотлетия обители. Строительство собора велось четырнадцать лет на средства монастыря и пожертвования В. В. Пегова (около 400 000 рублей) по проекту архитекторов А. С. Каминского и Б. Ф. Фрейденберга. Спасо-Преображенский собор представлял собой величественное зрелище как по размерам, так и по совершенству форм. Он был возведен в новорусском стиле с пятью позолоченными главами и разделкой стен и окон. Высота собора от земли до верха креста на главном куполе составляла 68 метров. Внутреннюю роспись выполнил иконописец М. Н. Сафонов по рисункам А. С. Каминского. Он же написал иконы для пятиярусного иконостаса (высота иконостаса 23,5 м, ширина — 25, 7 м). Сам иконостас был ручной работы, золоченый, выполненный художником по резьбе В. А. Астафьевым. Внутренние пространства собора были столь огромны, что для их освещения использовалось шесть бронзовых золоченых паникадил.

Торжественное празднество было устроено в день освящения приделов собора во имя Равноапостольного великого князя Владимира Святого (правый) и Равноапостольной великой княгини Ольги (левый). А 24 июля 1894 года при большом стечении паломников был освящен и сам собор во имя Преображения Господня. В обители теперь стало 11 храмов с 13-ю престолами. Архимандрит Валентин, умерший в 1905 году, был похоронен в склепе под алтарем Спасо-Преображенского собора.

В период между 1905 и 1917 годом Николо-Угрешский монастырь безбедно существовал при мудром руководстве архимандрита Макария (Ятрова). Отец Макарий с 1883 года был послушником Угрешской обители, в 1888 году принял монашеский постриг, в 1892 году был рукоположен в иеродиакона, и в 1893 году — во иеромонаха. С июня 1905 года он стал настоятелем Николо-Угрешского монастыря. По сути дела, при архимандрите Макарии начался новый благодатный этап в развитии Николо-Угрешской обители.

В 1909 году в обители подвизались уже 154 насельника, из них 21 иеромонах (включая настоятеля), 10 иеродиаконов, 23 монаха и 100 послушников. В управлении монастыря находились Николо-Берлюковская пустынь в Рузском уезде Московской губернии, а также Гермогеновская пустынь, устроенная в 1913 году в 12 верстах от Троице-Сергиевой Лавры.

Николо-Угрешская обитель на всю Россию славилась своими святынями — чудотворными и чтимыми иконами Святителя Николая в житии, Угрешской иконой Божией Матери "Взыграние", Иерусалимской иконой Божией Матери, списками Владимирской иконы Божией Матери и Смоленской иконы Божией Матери, образами "Спас на убрусе и Не рыдай Мене Мати", "Господь Вседержитель на Престоле" и "Алексий, человек Божий". В Николаевском соборе хранились частицы святых мощей Святителя Николая Чудотворца, первомученика архидиакона Стефана, мученика Меркурия, великомученицы Варвары и др.

Число паломников в обитель стало настолько велико, что в Николо-Угрешский монастырь был организован специальный маршрут по Москве-реке. Ежедневно пароход "Ярославль" отчаливал в 11 часов утра от Большого Устьинского моста в Москве, обратный же рейс начинался в 20 часов того же дня. А в воскресные и праздничные дни назначался и дополнительный рейс.

В странноприимном доме монастыря было призреваемо 12 200 лиц мужского пола и 6 400 лиц женского пола. До 5 600 человек в год бесплатно получали советы и лекарства в монастырской больнице. Для нужд богомольцев свои двери открывали три гостиницы. Обитель владела немалой недвижимостью в Москве, лесными дачами в Московской и Владимирской губерниях.

В начале XX столетия Николо-Угрешский монастырь представлял собой процветающую, благоустроенную, пользующуюся огромным почетом среди духовенства и богомольцев обитель, одну из самых значительных в Московской епархии.

 


Страница 3 - 3 из 4
Начало | Пред. | 1 2 3 4 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру