Пасха Красная

Но не успеваешь еще вдосталь про себя наохаться или пожалеть, что нет в руках видеокамеры, как фантастический кряж куда-то проваливается за спину, - и мы уже несемся по плоской части той же самой пустыни. Справа лиловеют горы Заиорданья, (значит, Иордан-то, догадываешься, с завистью глотая слюну, течет где-то ближе, но он тут не про нас, некогда). И малахитовый оазис Иерихона по левую руку от шоссе - тоже не про нас. А ведь там археологи раскапывают самый древний из обнаруженных на сей день городов мира. И уж явно мы не попадем сегодня на гору Искушения, к месту, где Иисус Христос держал сорокадневный пост перед началом своей проповеди миру. Гора эта, светлоохристая, островерхая, хорошо видна с дороги за крышами и деревьями Иерихона.

 

Мы же - мимо, мимо... О, тут столько всего, что нужно не мчаться, а пешком, ногами своими обмеривать, ступнями общупывать, как те страннички из песни:

 

Здесь Христос проходил

И следочки проследил.

Аллилуйя, аллилуйя.

И следочки проследил.

 

Мы же, получается, не заслужили, чтобы проходить по тем следочкам. Комфортабельные автобусные верхогляды. Повернитесь направо, теперь поглядите налево , обратите внимание...Разве это - внимание? Внимать нужно медленно, впитывая всем существом своим то, что перед тобой милостиво открылось. Нельзя внимать, проносясь мимо. И не стыдно ли нам зваться паломниками? Так ли вели себя в этих краях наши старинные странники? Игумен Даниил в начале ХII века ходил здесь пешком целых шестнадцать месяцев. Еще дольше прожил в Палестине Василий Григорович-Барский, величайший, пожалуй, из всех русских паломников-писателей (ХVIII век). А мы? Поглядите направо, налево...Так и глядим, пялимся, даже таращимся, тщимся что-то наспех записать, сфотографировать. В первую очередь самим, конечно, сфотографироваться на фоне, чтобы потом показывать: вот где я был. Да не верьте, не был я тут. И не завидуйте, потому что не были мы тут. Только пронеслись, запыхавшись, послонялись между киосками с сувенирами, чтобы запастись самыми дешевенькими вещественными доказательствами того, что все же кое-как были.

 

Теперь вот, к примеру, проносимся мимо прославленных израильских кибуцев. Упорно говорят, что они созданы по типу советских колхозов. Если это хотя бы отчасти так, то да здравствует родная колхозная система! Право, разве не впечатляет вид тенистых финиковых рощ, стоящих стройными шеренгами посреди пустыни? А банановые плантации, курчавая кипень виноградников, поля с ровными грядами овощей, аккуратные ангары с новенькой сельскохозяйственной техникой, наконец, поселки, где каждый домик, пусть небольшой, но любовно ухоженный, окружен фруктовыми деревьями, цветниками, - разве всё это не свидетельствует, что преображенная земля - лучшая награда трудящемуся на ней?

 

Но так и вертится на языке присказка: умеют же, когда захотят. А когда многие из них или их родителей жили у нас - в России, потом в СССР, почему-то не захотели. На юге Украины, в Одесской области, по рассказу моего отца, в самом начале коллективизации существовал колхоз с ударным названием "Еврей-хлебороб". Запалу хватило у его создателей лишь на эффектный жест. Вскоре бравый почин бесшумно канул в лету. Почему бы? Да потому что, думаю, землю все же не считали своею. В чужое станешь ли вкладывать всего себя.

 

Такое поведение вполне извинительно. Можно ли упрекнуть советских евреев в том, что они почти не трудились в сельском хозяйстве, да и у станка тоже не ставили рекордов, предпочитая городские и чисто интеллектуальные профессии и призвания? Но вот, наконец, приехали "к себе" и дорвались до земли, доказывая себе и всему миру, что земля их, исконная, никому не отдадут и не продадут.

 

Но почему же, хочу я спросить, родственники этих трудолюбивых земледельцев, оставшиеся в России и склонные к идеологическим занятиям, так рьяно борются у нас против остатков колхозной и совхозной системы - на Кубани, в Ставрополье, повсюду? Почему так яростно в печати, на телевидении, в интернете воюют за то, чтобы землю нашу свободно могли покупать иностранцы?

 

Отчего и по отношению к земле такая двойная бухгалтерия? Опять же оттого, что эта - "своя", даже и проволочкой колючей ее от пограничного Иордана отгородили, а русская - не своя, но как забавно ради "хохмы" кинуть ее под аукционный молоток. Не так разве?

 

Догадываюсь, такие прямые вопросы очень не понравятся тем, кто за кибуцы в Израиле и против колхозов в России. Но не лучше ли больные темы русско-еврейского (существующего пока лишь в зародыше) диалога обсуждать гласно, а не на скользком языке робких иносказаний? Тем же, кто боится высказанных вслух упреков и всякую критику в адрес еврейства как такового тут же оценивает как очередное проявление "антисемитизма" или "экстремизма", можно лишь напомнить, что идеальных наций и народов на свете всё-таки почему-то не бывает. А что до звания "богоизбранный народ", то известный в истории претендент своим почти поголовным неприятием Христа от этого титула уже очень давно самоустранился.

 

ОБЫДЕННАЯ ГАЛИЛЕЯ

Признаться, в своих многолетних и почти несбыточных, казалось, мечтах о Святой Земле я покушался совсем на немногое. Ну, пусть не увижу Иерусалима, Вифлеема, дуба Мамврийского, Мертвого моря (туда, в область Содома и Гоморры, совсем даже и не хотелось). Мне бы вполне хватило и одной Галилеи. Потому что это - родина Христова детства, Его сокровенной юности, здесь Он открыл миру свое подлинное Отечество, независимое ни от крови, ни от языка, ни от закона и обычая. Здесь подружился с простыми некнижными рыбаками, чуть не первыми встречными людьми, и повел их через века на великое служение, которое они продолжают и сегодня.

 

"А в Галилее ты был? - спрашивал я почти у каждого счастливца, вернувшегося из необыкновенного путешествия. - Какая она, Галилея? Правда, она прекрасна?" - "О, да, - отвечали мне, - во всей Палестине нет более великолепной земли. Иудея в сравнении с Галилеей - просто нагромождение раскаленных камней. Галилейское озеро, Иордан, Фавор, Назарет! Сколько там пышной зелени, какой воздух! Это почти рай земной".

 

И мне почему-то представлялся некий заповедник, с сине-зеленой горой Фавор посредине его, похожей на стог сена, как сказал об этом игумен Даниил, праотец всех русских паломников во Святую Землю. Мне представлялся девственный край, закрытый для автомобилей, для новейших архитектурных уродов, для туристских полчищ, для индустрии сувенирной штамповки, словом, для "бессмертной пошлости людской".

 

Первое разочарование подкараулило нас в Назарете. Оно предстало в виде несуразно массивной, как бы придавливающей весь городок базилики Благовещения. Бесцеремонная всё же штука - католическая пропаганда. Везде-везде нужно отпихнуть локтями зазевавшихся и застенчивых, прокричать: тут всё уже мое!

 

Как себя вести православному путешественнику в Назарете? Обидно все же приехать сюда из такого далека и не спуститься к камням скромного, полупещерного жилья, в котором, по преданию, обитали Иосиф Обручник, Богоматерь и маленький Иисус. Но чтобы спуститься, надо ступить под крышу этой самой базилики. Я не считаю, что православному вообще зазорно посещать костел или кирху. Иногда, хотя и не часто, оттуда выносишь ощущение совершенства и красоты древнего архитектурного образа, будь то романский или готический собор. Но базилика в Назарете буквально вопит о том, как пала архитектурная мысль современного католического Запада. Над вами нависают громадные нетопырьи крылья в виде мрачных бетонных балок, грозящих вот-вот приплюснуть человечью мелкоту. Ладно бы, только над вами! Они нависают над крошечным жильем Семейства. И вот это вопиющее несоответствие между нищетой Христова детства и самодовольной псевдомонументальностью чудища, именуемого криптой, не может не оскорблять до глубины души. Тут невольно качнешь головой: да, велик ты, Инквизитор, и почти всего уже добился, только никак не наживешь чувства меры.

 

Покоряясь здешнему регламенту, мы поднялись из гигантского склепа-крипты в верхний костел. И здесь всё окончательно стало ясно: те же бетонные опоры, косяки и блоки, те же угрюмые потуги растолкать целый мир, но настоять на своем. И даже громадное многофигурное панно над алтарной частью называется у них, со свойственной прямотой, "Триумфом Всемирной церкви". Как будто и впрямь есть уже на земле такая.

 

Невольно вспомнилась иерусалимская Базилика Всех Наций. Что ж, как и там, здесь кроме нас, не оказалось ни единой живой души. И впечатление такое, что сюда, за эти скамьи уже давно никто не садился. Не про такое ли сказано: "Се дом ваш оставляется вам пуст"?

 

А на улице, пока поджидали отставших, местные зазывалы постарались охмурить нас напоследок содержимым сувенирных киосков. Оказалось, самым большим спросом у них пользуются католические цветные фотографии с вроде бы благочестивыми сюжетами. Вы берете в руку изображение Христа, с терновым венцом на голове, с закрытыми в изнеможении глазами. Но вдруг, при слабом повороте руки, глаза на картинке раскрываются. Повернули - снова закрываются. Что это? Забава для детей, приманка для взрослых простаков? По-моему, обыкновенное кощунство. И таких двоящихся, двусмысленно подмигивающих картинок тут - целые наборы. Двусмысленность не только в сюжетах, но и в отношении к покупателю: ты поймался? купил? ну, так тебе и надо!

 

После таких зрелищ как-то уже невнятно воспринимается щебет птиц в густых темных кронах, гомон детишек со школьного двора.

 

Но, к счастью, есть для нас в городке место, где можно отдышаться от давящих впечатлений католического "триумфа". Это маленькая греческая церковь святого архангела Гавриила. В старых стенах ее, в углублении, к которому ведут несколько ступеней, плещется вода древнего родника или колодца. Многие века подряд именно отсюда жители Назарета черпали питьевую воду. Устойчивое предание гласит, что здесь-то, у источника, куда и Дева Мария приходила с кувшином, встретил ее однажды небесный благовестник...Впрочем, современный католический путеводитель, попавший нам в руки, спешит назвать это предание "апокрифом", "версией", сопровождая свой комментарий словечками "якобы", "будто бы". Такая спешка и понятна. А вдруг кто усомнится в том, что гигантская базилика сооружена на подлинном месте события?

 

Отсюда по довольно крутому подъему автобус наш взбирается на гребень горы. Последний взгляд на городок, последние вздохи сожаления: и в тебе, Назарет, мы будто и не были, прости.

 

И вот здесь, по крайней мере, для меня начался один из самых восхитительных отрезков нашей галилейской "обыденки". Ибо начался спуск с горы к Кане Галилейской. Я вдруг почти зримо представил себе, что где-то рядом с нашим шоссе пролегает старый каменистый проселок, и по нему, весело переговариваясь, смеясь, вольно размахивая руками, широким легким шагом идут все они. Учитель, ученики, а в некотором отдалении от них несколько женщин. Они позваны на свадьбу в соседнюю Кану, может быть, к дальним родственникам или друзьям. Дело молодое, почему не сходить, и вот почти летят, почти парящим каким-то бегом устремились от назаретского верха в долину, к виноградникам, оливковым рощам и смоквам Каны. Тут ходьбы-то всего ничего. Вовсе не в тяжесть идти, солнечный свет не давит, ветер раздувает хитоны, теребит волосы. И еще нет или почти нет горестных предчувствий. Никто еще, кажется, не посмотрел на них прищуренным завистливым взглядом. Никто еще не процедил сквозь зубы, что они преступают закон, нарушают неколебимую субботу. Еще не было исцелений, не было бури на Галилейском море, не было еще обеда на траве, когда тысячи оказались сыты всего от нескольких хлебов. И они еще толком не догадываются, кто Он, совсем недавно позвавший их быть вместе. Они только начинают сегодня свое почти трехлетнее шествие по Галилее, по Десятиградию. И даже о том не догадываются, что произойдет в Кане через два или три часа, когда выпито будет всё вино и когда Друг их, выслушав просьбу Матери, попросит наполнить шесть больших каменных водоносов свежей водой. И окажется, к радости всего застолья, что в водоносах не вода, а прекрасное густое как кровь вино, и вина этого Христова, как и хлеба Его, хватит всем алчущим и жаждущим на тысячи лет вперед.

 

 


Страница 7 - 7 из 8
Начало | Пред. | 4 5 6 7 8 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру