Пасха Красная

РАССКАЗ СЕСТРЫ ИУСТИНЫ

Оказывается, есть еще одна дорога между Иерусалимом и Вифанией и она раза в три короче той, по которой мы сюда доставились. Не успели выбраться в гору за околицу Вифании, как впереди уже проступают очертания Старого города. Стремительный спуск вниз, и напротив ограды Гефсиманского сада автобус останавливается. Киевские паломники и здесь, и у гробницы Богоматери уже были, их теперь повезут на обед, а с нами на тротуар выходит сестра Иустина. Она тоже из Горненского монастыря, и ей поручено показать нам здешние святыни. Можно догадываться, что многие насельницы Горней несут такое послушание - сопровождать по незнакомому городу народ, прибывающий из России.

 

Иустина с нами с самого утра, и в Вифании тоже была, но как-то не получилось пока разговориться с ней. Она лет на десять старше Спиридонии и, видимо, не отличается общительностью. От ее облика веет волей и уставной строгостью. Может быть, ей вообще в тягость сегодняшнее поручение, и она, чуть нахмурясь про себя, думает: "Что это за писатели такие, и чего ради они сюда понаехали?"

 

Увы, все мы, живущие в миру, нашего поколения и того, что после нас, почти не умеем общаться с монашествующими. Мы к этому не приучены с детства, при разговоре начинаем то косноязычить, то, наоборот, слегка или не слегка задираться, лезть с ненужными или даже ранящими расспросами. А чего, казалось бы, проще: будь как со всеми, лишь не панибратствуй, знай невидимую, но твердую преграду, отделяющую мир от монашеского подвига.

 

Здесь, у подошвы Масличной горы, Иустина предлагает для начала спуститься вниз по лестнице к пещерному храму, в котором была погребена апостолами Божья Матерь. Когда-то над входом в подземелье стояла церковь в память Успения Богородицы, построенная равноапостольной царицей Еленой. Но следов от того здания теперь не осталось. Как не осталось, к сожалению, следов от великого множества других храмов, воздвигнутых не только в Палестине, но и в Сирии матерью первого императора-христианина. Зато имя ее слышишь здесь поразительно часто. Не могут не восхищать неустанные земные труды этой женщины, ее целеустремленность, религиозное горение. А ведь ей во время поездки в землю Христову было уже больше семидесяти лет. Слушаю о ней рассказ сестры Иустины, и зреет желание, как вернемся домой, обязательно узнать побольше о великой византийской подвижнице.

 

Спустились по сорока восьми ступеням лестницы в чуткий полумрак подземной церкви.

 

- Здесь два престола: греческий и армянский, - объясняет монахиня негромко, - и гробница Матери Божией - в греческой части.

 

Уступаем друг другу вход в тесное помещение пещерки, где и вдвоем не уместиться. Здесь, внутри - простота необычайная: ни серебряной раки, ни драгоценной утвари. Эта простота читается как завет, завещание величайшей из матерей. Если собрать у евангелистов, что Она сказала вслух при живом Сыне, не наберется и полной строки. Но как же красноречиво безмолвие последнего пристанища Той, что вместила Невместимого!

 

Все-таки удивительное это сооружение - пещера, особенно здесь, на Востоке. Как много пещера значит в земной жизни Христа. Его рождество и погребение - в пещере. Погребение Его Матери - тоже в пещере. Из пещеры выходит к Нему воскресший Лазарь. И как любили наши старые иконописцы изображать эти евангельские пещеры. И как с самых ранних времен стремились в пещерные келейки русские монахи, - это у нас-то, где и гор подходящих почти не сыщешь. Возлюбленная пещера... Найдешь ли на свете более ничтожное жилье? Кажется, это образ предельной нищеты, смирения и, одновременно, доверия к матери-земле, которая укроет, утешит, угреет, сохранит - для иной, бескрайней и безмерной жизни.

 

Иустина знакомит нас с молодым монахом, стоящим у свечного ящика. Он, оказывается, приехал сюда из Сербии и особенно рад видеть здесь русских.

 

- А знате ли, да у Иерусалиму данас стануе владыка Атанасий Евтич? - спрашиваю у него, припоминая свой самодеятельный сербский.

 

- Како да не знам Атанасия! - улыбается он.- Видео сам владику на литургии. Он е мало болестан, али, надам се, ускоро биче у добром здравлю.

 

Попрощавшись с сербским стражем Богородичной пещерки, мы почти уже поднялись наверх, но тут Иустина останавливается.

 

- Не хотела вам говорить внизу, но теперь уж скажу, - начинает она, неожиданно вспыхнув. - Несколько лет назад тут случилось страшное наводнение, в сезон дождей. По руслу Кедрона понесло с водой всякую грязь, мусор. Уровень потока так поднялся, что стало перехлестывать через шоссе, заливать нашу пещеру. Посмотрите, как высоко поднялась вода. Видите линию на иконе и на стене? - она указывает вверх, и я прикидываю, что эта линия метрах в полутора от самого высокого из нас Сергея Артамоновича.

 

- И куда же потом вода ушла? - спрашивает его сын Иван. - Здесь же сплошная скала.

 

- Ну, потом городские власти привезли помпу, откачали. Но видели бы вы, сколько внизу, на лестнице, по стенам осталось грязи! Наши горненские матушки и сестры здесь несколько дней скребли, обмывали, выметали, чистили... Ведь это же дом Пречистой. Так стыдно нам было, так хотелось постараться для Нее...

 

Смотрю на сестру Иустину, слушаю голос ее, как у горлицы, гибкий, пресекающийся от волнения. И вдруг почему-то вспоминается княжна Марья, сестра Андрея Болконского из толстовского романа: с ее прекрасными глазами, которые в минуты сильного переживания преображают и всё "некрасивое лицо".

 

ОКРОПИШИ МЯ ИССОПОМ...

Гефсиманский сад нас, честно говоря, расстроил, хотя мы и не показали виду своей спутнице. От оливковой рощи, которая когда-то, как можно догадываться по старым гравюрам и фотографиям, занимала весь склон Масличной горы, остался маленький, совсем как в музее, участочек, забранный в кареобразную ограду. Да и деревья отделены от посетителей внутренней оградкой, - может, из боязни устроителей, что пришельцы начнут отщипывать от древних стволов щепочки или ветки на память. Или устроят себе лежанки на земле под оливами, подражая апостолам, которые тут (или не совсем тут?) не смогли противостоять сну, пока Христос коленопреклоненно молился на камне. Что до оставшихся внутри выгородки деревьев, то, конечно, они впечатляют своей патриархальной согбенностью, пусть даже и выросли все и состарились уже после евангельских событий. Но оградки эти, газончики, гомон и шелест шин от шоссе... Все же здесь, как ни старайся, невозможно представить себе хотя бы на миг кромешную жуть той ночи, когда между оцепеневшими стволами замелькали факелы вооруженного отряда, и впереди бежал Искариот.

 

Повела нас Иустина и к самому камню. Правда, предупредила, что он, может быть, и не вполне подлинный, поскольку находится в стенах нового католического костела, который хозяева называют то Базиликой Агонии, то Церковью Всех Наций.

 

- Надо же, Всех наций, - хмыкнул Александр Сегень. - А почему такое экуменистическое название? Или хотели показать, что католицизм - это единственная религия всех-всех без исключения наций мира?

 

Тут мы озадачились: а нужно ли заходить в костел с таким вызывающе пропагандистским названием? Глядишь, и нас тут - по факту посещения - припишут ко "всем нациям"?

 

- Как хотите, - покачнула головой Иустина, едва сдерживая улыбку. - В путеводителях пишут, что до костела здесь когда-то была византийская древняя церковь.

 

- Вон как! Тогда зайдем, - по-военному решительно сказал полковник Куличкин. - Если византийская церковь была древней, значит и камень должен быть тот самый, подлинный. А не муляж какой-нибудь.

 

В громадном пустом помещении, похожем по архитектуре и эффектному убранству, с витражами и мозаичными панно, скорее на вокзал, чем на храм, кроме нас никого из всех других наций не оказалось. Наверное, съезжаются сюда на Рождество или на католическую Пасху?

 

Мы постояли возле большого буграстого выступа известняка и молча вышли на улицу. То ли не вмещает душа за один раз такого количества святынь, то ли их чрезмерно помпезная подача - как в саду, как у "всех наций" - смутила, но что-то нам взгрустнулось.

 

Когда проходим мимо длинного газона с какой-то декоративной травкой, сестра Иустина на миг нагибается и вот уже протягивает нам, как бы в утешение, по крошечной, длиной с мизинец, веточке.

 

- А это, между прочим, библейское растеньице - иссоп. Помните, в 50-м псалме: "Окропиши мя иссопом, и очищуся, омыеши мя, и паче снега убелюся".

 

Понюхайте, у него очень тонкий бальзамический аромат. Говорят, он выделяет из себя росу, и вот ею окропляют.

 

САМАЯ КРАСИВАЯ ЖЕНЩИНА ВЕКА

Теперь мы держим путь чуть в горку от Гефсиманского сада - в монастырь святой Марии Магдалины. Он принадлежит Русской православной церкви в зарубежье. Еще позавчера, при самом первом въезде в город, когда взмелькнуло в окне автобусном золотое родное пятиглавие русского собора, окруженного густой зеленью, мы радостно переглянулись. Ах ты, красавица наша! Значит, всюду жизнь? Вот он - русский Иерусалим!

 

И захотелось затянуть вполголоса старую странническую, которая под этим огнистым небом, должно быть, бессчетно раз уже звучала из уст наших калик перехожих - костромских, тамбовских, полтавских, забайкальских:

 

Ой, блаженный этот путь,

Куда страннички идут.

В Русалим они идут,

Херувимскую поют.

Аллилуйя, аллилуйя,

Херувимскую поют.

 

В 1888 году сюда из России приехала странница, которую в тогдашних великосветских салонах и газетах называли, кто с восхищением, кто с завистью, самой красивой женщиной Европы. Это была великая княгиня Елизавета Федоровна и прибыла она, вместе со своим мужем, великим князем Сергеем Александровичем, на освящение только что построенного русского храма во имя святой равноапостольной Марии Магдалины. На ту пору еще был жив ее венценосный деверь государь Александр III и еще не стала русской императрицей ее младшая сестра Алиса (обе урожденные принцессы Гессен-Дармштадтские). Сергей Александрович возглавлял Православное Палестинское Общество, созданное в 1882 году его же стараниями. Оно было призвано покровительствовать развитию в стране паломничества на Святую Землю. Приезд молодых, великолепных, всеми обожаемых супругов в Иерусалим по случаю освящения новенькой стройно-изящной православной церкви, безусловно, придавал дополнительный вес впечатляющему событию. Казалось неслучайным и то, что церковь задумали не в византийском, несколько суховатом стиле, как Троицкий собор, а во вкусе московской самобытной зодческой старины ХVII века. Всё это означало, что духовное присутствие России в Палестине становится все ощутимей, убедительней. Православная Русь под конец века словно готовилась к великому всенародному хождению на свою духовную родину.

 

В словах Елизаветы Федоровны, произнесенных тогда в Иерусалиме, "Как бы я хотела быть похороненной здесь" теперь чаще видят их предсказательный трагический смысл - предчувствие неведомой еще, но неминуемой беды, нависающей над августейшим семейством и над всей Россией. Но ведь она тогда в них вкладывала совсем иное содержание: как же хорошо мне здесь, как благодатно лежать в земле воскресшего из мертвых Господа.

 

Ее, как теперь знает каждый верующий, убили в 1918-м на Урале, в окрестностях Алапаевска, кинув живьем в штольню заброшенной шахты. Неимоверно долгим путем останки Елизаветы Федоровны и до конца преданной ей келейницы Варвары были через Китай доставлены в Иерусалим и захоронены в крипте церкви, в освящении которой она когда-то участвовала.

 

Очень редко это, к сожалению, бывает на земле, когда внешней красоте человека, дарованной ему от природы не по заслугам, а лишь в задаток, подыскивается в душе достойный равновес. Большинство всегда не выдерживало похвал своей красоте, соскальзывало по ним в духовную опустошенность, в распад нарциссизма.

 

Жизнь карала великую княгиню Елизавету немилосердно. Гибелью мужа, взорванного адской машиной Каляева. Озлобленностью либеральной и революционной печати в адрес ее младшей сестры. Крушением русского самодержавия. Разгромом Марфо-Мариинской обители, созданной ею для нужд врачевания жертв мировой войны. Но тем сильней, тем убедительней становилась в ней красота внутреннего человека.

 

Вот и мы, малая горстка русских странников, стоим теперь перед простеньким застекленным саркофагом. В нем, под ослепительно белым пологом покоятся чистые останки новомученицы Елизаветы, самой красивой нашей соотечественницы в веке минувшем.

 

 


Страница 4 - 4 из 8
Начало | Пред. | 2 3 4 5 6 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру