Если испросишь чего, будет дано тебе...

Рассказ о житии преподобного Иринарха, затворника Ростовского

2.

1553 год — великий год царствования Иоанна Грозного. Это год третьего похода Ивана IV Васильевича на Казань.

 

2 октября Казань пала…

 

Радость обретения Казанского царства слилась с семейным торжеством в царском доме. 11 октября царица Анастасия благополучно разрешилась от бремени сыном Дмитрием.

 

1553 годом можно датировать и крещение рода Захарьиных-Юрьевых теперь уже в дворцовой борьбе за власть. Именно тогда "шурье"(4) схлестнулось с "ближним окружением" царя — Алексеем Адашевым, протопопом Сильвестром и их сторонниками.

 

Когда царь вдруг неожиданно занемог братья царицы, то ли действительно опасаясь, что Иоанн Грозный не выживет, то ли, выстраивая интригу, целью которой было оттеснить от престола других родственников и сподвижников царя, уговорили его потребовать, чтобы все бояре, а главное двоюродный брат царя, удельный князь Владимир Старицкий, присягнули их племяннику, младенцу Дмитрию.

 

Иоанн Грозный и умереть опасался, и приближенных испытать был не проч.

 

— Я вас привожу к крестному целованию, велю вам сыну моему Дмитрию присягнуть, а не Захарьиным! — вкрадчиво увещевал он бояр. — Но более с вами я не могу много говорить. Дмитрий и в пеленах для вас есть Самодержец законный, но коли вы не имеете совести, то будете ответствовать Богу…

 

Потом Иоанн Грозный выздоровел.

 

Исполняя данный во время болезни обет, он отправился с царицею и сыном Дмитрием на богомолье в Кириллов Белозерский монастырь, хотя его и отговаривал преподобный Максим Грек.

 

Однако замкнул свое сердце царь для слов святого. Шурья, как свидетельствует Андрей Курбский, "нашептаху ему во уши", что Максим Грек говорит так, исполняя заказ "ближнего круга" — Алексея Адашева и протопопа Сильвестра.

 

В принципе, событие достаточно ординарное. Обычная дворцовая интрига… Необычно то, что, кажется, впервые в русской истории шурью удалось развести своим шепотом преподобного с царем, святость с властью.

 

Результат известен.

 

Назад, в Москву, возвращались в слезах… Везли тело умершего в дороге царевича Дмитрия.

 

Попробуем разобраться, что же произошло тогда.

 

Царевич Дмитрий был первым сыном Иоанна Грозного.

 

Последним сыном тоже будет царевич Дмитрий, его убьют в Угличе.

 

Одни считают, что произошел несчастный случай, другие полагают, что было совершено преступление. Одни винят в нем Бориса Годунова, другие — Романовых.

 

Как бы то ни было, но на престоле ни одному из настоящих Дмитриев не суждено было сесть. Сел на русском престоле назвавшийся царевичем Дмитрием человек со двора бояр Романовых — Григорий Отрепьев…

 

Такое почти невозможно рассчитать и устроить, но и отнести подобное к категории случайного, тоже не получается. Жесткая и неумолимая закономерность прослеживается в смене кандидатов на царский престол…

 

Царевич-младенец, которому уже была принесена боярами присяга, умирает по предсказанию святого…

 

Царевич-отрок, которого убили, чтобы открыть — Годуновым или Романовым? — путь к Престолу, прославлен как святой…

 

Самозванец, объявивший себя царевичем, уселся на русском троне…

 

Власть… Святость… Обман…

 

Призрачность власти…

 

Кажущееся бессилие и неизбежное торжество святости…

 

Неодолимость лжи и обмана, которая неизбежно рассыпается в результате в прах…

 

Можно бесконечно выстраивать подобные ряды, вглядываясь в череду этих Дмитриев нашей истории.

 

Конечно же, это не случайность.

 

Это знак…

 

Знак той истории, которая создается вопреки всем интригам и своеволиям, той истории, которую и прозревал своим духовным зрением преподобный Иринарх.

 

Чудотворец Иринарх с первого до последнего дня провел свою земную жизнь на клочке Угличско—Ростовско—Нижегородской земли, которому и предстояло стать мистическим центром многих важнейших событий грядущей истории.

 

Вот и спрашивается — случайно ли? — именно в 1553 году, когда завязывался этот роковой клубок событий, объявил шестилетний деревенский мальчик Илия, что он будет таким же как преподобный Макарий.

 

— Чадо! — укорил Илию священник. — Как ты осмелился молвить такое слово?!

 

Ответ мальчика поразил всех.

 

— Кто тебя не боится, тот это и говорит!

 

3.

Как раз в те годы, будучи еще совсем несмышленым ребенком, Илия, по свидетельству Жития, начал говорить матери, что когда вырастет, станет монахом.

 

— Зачем в монастырь уходить? — спросила мать. — Спастись и в миру можно.

 

— Нет! — ответил Илия. — Я монахом стану. Буду железа носить.

 

Впрочем, тут, наверное, не правильно говорить о каком-то сознательном выборе будущего пути. Скорее это были неосознаваемые самим Илией прозрения.

 

Провидческий дар был дан ему уже в детстве.

 

Как и молитвенный дар...

 

Предание утверждает, что в те годы и полюбил Илия сидеть в молитвенном уединении на взгорке за селом, и там, подобно его молитве, забил из земли источник.

 

И вот, подходишь сейчас к этому источнику и трудно отделаться от ощущения, что в чудодейственную силу его преобразился и жар детских молитв Илии, и совсем недетские предсказаниями преподобного.

 

А сила у источника воистину немалая...

 

До революции дважды в год от стен Борисоглебского монастыря до источника в селе Кандаково совершался крестный ход(5)…

 

8 июля 1997 года, спустя восемьдесят лет, Иринархов Крестный ход вернулся на Борисоглебскую землю. И снова зазвучали у источника молитвы, снова начались здесь исцеления...

 

Помню, звучали произносимые нынешним игуменом Борисо-Глебского монастыря отцом Иоанном слова молебна преподобному Иринарху: "О, великий угодниче Христов, добропроизвольный страдальче, предивный затворниче, преславный чудотворче, преподобный отче наш Иринарше! С верою и любовию к тебе припадаем и молимся прилежно: яви нам, смиренным и грешным, молитвенное твое заступление. Се бо, грех ради наших, не имамы свободы чад Божиих просити о потребех наших Господа и Создателя нашего, но тебе предстателя благоприятного к Нему предлагаем, и просим со усердием многим"... — и вплеталось в эти слова журчание воды в ключе, словно это молитва преподобного сплеталась с нашей молитвой…

 

На этом источнике необыкновенно ясно ощущается и мистическая связь жития преподобного со всей нашей русской историей…

 

И не только древней, но и современной.

 

Увы, грех ради наших, мы не имеем свободы чад Божиих просить у Бога о том, что надобно и нам, и нашему Отечеству. И хотя и знаем мы, что не бывает свободы большей, чем христианское смирение, но разве многие из нас готовы принять эту свободу?

 

Потому и поучителен для нас Путь преподобного Иринарха, сумевшего обрести свободу чад Божиих, и распорядиться ею для спасения Отечества.

 

И словно и не камни лежат на дне наполненного железистой водой ручейка, а куски железных трудов преподобного…

 

ГЛАВА ВТОРАЯ

Годы юности преподобного Иринарха приходятся на времена наибольшего ожесточения царя Иоанна Васильевича

 

Тиранство Иоанна Грозного, пробудившееся после падения Сильвестра и Адашева, летописцы называли, чуждою бурею…

 

"Была она послана, — добавил Н.М. Карамзин, — как бы из недр ада"…

 

По Москве тогда прокатилась волна опричного террора. Людей казнили без суда, убивали в домах и на улице.

 

И только "исповедник правды" – митрополит Филипп осмеливался возвышать свой голос в защиту невинных страдальцев...

 

1.

Из жития преподобного Иринарха известно, что в 1567 году, когда "глад на Руси бысть велик", Илье пришлось отправиться на заработки.

 

Работал он у крестьянина, недалеко от Нижнего Новгорода.

 

Однажды — это было на Успенский пост 1568 года — без всякой видимой причины, разразился Илья рыданиями.

 

— Что с тобой? — спросил удивленный хозяин.

 

— Отец мой представился! — ответил сквозь слезы Илия. — Вижу светлых юношей… Несут моего родителя на погребение.

 

Когда Илия вернулся домой, отца уже не было в живых. Мать рассказала, что похоронили его еще в Успенский пост…

 

Было это, должно быть, уже поздней осенью, может быть, как раз 4 ноября 1568 года, когда опричники вывели митрополита Филиппа из Успенского собора и повезли в Тверской Отрочь монастырь.

 

"Я пришелец на земле, — говорил о себе святитель Филипп, — и за истину благочестия готов потерпеть и лишение сана и всякие муки".

 

2.

Можно рассуждать, что, вырезая старинные роды и целые города, Иоанн IV Васильевич пытался сломить, и фактически сломил, хребет удельной и местнической психологии…

 

Наверное, это так…

 

Но вместе с тем есть в этом рассуждении и изрядная доля лукавства.

 

Что толку уничтожать удельную психологию, если на смену старой знати поднималась новая, цепко держащаяся за власть аристократия… Она отличалась необыкновенным честолюбием, но умела жертвовать честью, когда этого требовали обстоятельства карьеры…

 

Местничество было злом для России...

 

А эти люди? События смуты доказали, что они представляют собою еще большее зло для страны, да и сама смута собственно из произведением и является...

 

 


Страница 2 - 2 из 9
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру