Если испросишь чего, будет дано тебе...

Рассказ о житии преподобного Иринарха, затворника Ростовского

Слухи о московских казнях несомненно доходили до Ростова, куда после смерти отца переехал Илия со своим братом…

 

Здесь братья купили дом и начали заниматься торговлей.

 

И тут нужно сказать, что хотя с раннего детства знал будущий преподобный о предстоящем служении, однако, приступать к нему не спешил.

 

Возможно, он и тяготился мирской жизнью, но никаких попыток "умереть для мира" не предпринимал.

 

Вот и после смерти отца, когда хозяйство, очевидно, перешло к старшему брату, Илия не уходит в монастырь, а переезжает со средним братом Андреем в Ростов, где покупает дом и начинает заниматься торговлей…

 

Здесь, в Ростове, как сказано в Житии, "он познакомился с одним человеком, купеческого звания, по имени Агафоником, любившим читать книги, подружился с ним и стал постоянно беседовать о Божественном писании, ища душевного спасения".

 

3.

Появление купца Агафоника в Житии святого, на первый взгляд, странно...

 

Обычно Жития упоминают имена лишь тех людей, которые или свидетельствуют о чудесах, совершенных святыми, или сыграли чрезвычайно важную роль в их духовном становлении...

 

Между тем Житие сообщает лишь в том, что купец Агафоник любил читать книги и беседовать с Илией о Божественном писании.

 

Дело, разумеется, благочестивое, но на Руси тогда очень многие любили читать книги и беседовать о Божественном Писании, так что ничего особо примечательного в этой благочестивой привычке Агафоника нет…

 

Почему же тогда Житие святого удостоило его упоминания?

 

Если мы ответим на этот вопрос, мы яснее представим и самого преподобного Иринарха.

 

Житие не сообщает, учился ли он грамоте...

 

По ряду косвенных свидетельств можно предположить, что книжная премудрость будущему подвижнику была неведома...

 

Если это так, то сразу делается понятным включение в Житие купца Агафоника, и промедление с вступлением в монастырь самого Илии.

 

Жития святых, которые читал Агафоник, беседы с ним, помогли Илие увидеть Путь, который он прозревал и раньше, но не знал, как приступить к осуществлению его.

 

"Подготовившись таким образом, — пишет святитель Дмитрий Ростовский, — Илия взял святой крест, благословился им и собрался в путь"...

 

Отметим тут, как точно совпадает хронология внутреннего предуготовления преподобного Иринарха к монашеской жизни с событиями истории России.

 

Все еще бушевало яростным огнем царствование Иоанна Васильевича Грозного…

 

При грозном царе не удержался ни мудрый Алексей Адашев, ни святитель Филипп (Колычев), ни лиходеи Басмановы. Зато поднимались и крепли роды царского шурья — Романовых и Годуновых…

 

Путь Годуновых в царские "шурья" был труднее, чем у Романовых.

 

Брак родственницы Годуновых Евдокии Сабуровой с царевичем Иваном оказался неудачным. И когда, несколько месяцев спустя, шведская пуля сразила в Ливонии могущественного тестя Бориса Годунова — Малюту Скуратова, падение Годуновых стало неизбежным, но Годуновы и тут устояли.

 

Более того...

 

Царевич Федор женился на Ирине Годуновой — сестре Бориса…

 

ГЛАВА ТРЕТЬЯ

На пути между Ростовом и Угличем стоит монастырь святых страстотерпцев Бориса и Глеба, основанный по благословению преподобного Сергия Радонежского его учениками Феодором и Павлом(6).

 

В 1434 году, во время 17-летней междоусобной войны, в этом монастыре нашел убежище великий князь Василий II Васильевич со своей матерью Софьей Витовной.

 

Вернувшись на московский престол, Василий II Васильевич не забыл спасшую его обитель, и в 1440 году крестил здесь своего сына – будущего собирателя русской земли Ивана III Васильевича.

 

С тех пор русские цари регулярно приезжают в монастырь и подобно смиренным чернецам живут в кельях. Известно, что и царь Иоанн Грозный дважды изъявлял желание принять в этих стенах постриг, но за государственными заботами так и не исполнил своего намерения.

 

1.

Как бы вместо него и пришел в этот монастырь тридцатилетний Илия.

 

— Зачем, чадо, пожаловал к нам? — спросил игумен Антоний.

 

— Желаю, отче, ангельского образа! — ответил Илия. — Постриги меня Бога ради, невежду и селянина, причти к избранному Христову стаду и ко святой дружине твоей.

 

"Игумен, — пишет святитель Дмитрий Ростовский, — сердечными очами узрел, что юноша пришел от Бога и принял его с радостью постриг в ангельский образ и нарек ему в иночестве имя — Иринарх".

 

Узловой момент в истории начального периода иноческого служения Иринарха связан опять-таки с Агафоником.

 

Он пришел в монастырь, когда Иринарх уже нес послушание на монастырской пекарне и "немало дней" провел у него. Проводив друга и возвращаясь назад, Иринарх усиленно размышлял, "как бы ему спастись, и дал обещание идти в Кириллов Белозерский монастырь, или в Соловецкий".

 

Почему у Иринарха возникли такие мысли после прощания с Агафоником?

 

В Житии преподобного не сообщается ничего о содержании бесед, но понятно, что Агафоник, привыкший поучать Илию, продолжал держать себя с Иринархом, как учитель.

 

Но дело, конечно, не в ущемленном тщеславии святого...

 

Просто мирская мудрость Агафоника не соответствовала постигаемой Иринархом мудрости смиренного иноческого бытия. Обидеть своего прежнего наставника Иринарх не хотел, но и оживать для мира на пути стяжания Святого Духа тоже не собирался.

 

И вот, на лесной дороге, вспоминая радостное волнение, испытанное во время встречи с другом, и заскорбел душою Иринарх о нарушении монастырского затвора.

 

Видимо, чтобы избежать в дальнейшем подобных искушении, он и принимает решение уйти в далекий монастырь, где уже не будет никого, кто смог бы напомнить о прежней жизни в миру, где ничто не помешает заниматься спасением.

 

— Уйду... — перекрестившись, проговорил Иринарх, и тут же раздался Голос:

 

— Не ходи ни в Кириллов, ни на Соловки. Здесь спасешься!

 

Оглянулся Иринарх, но никого не было на лесной дороге. И тут второй раз прозвучало:

 

— Здесь спасешься!

 

Страшно стало, задрожал Иринарх... И снова, в третий раз, явственно услышал Голос.

 

— Здесь спасешься! — упали слова.

 

Описание искушений преподобного Иринарха — это описание поиска им предназначенной ему святости.

 

Попытаемся снова сопоставить даты его жизни с историческими событиями…

 

Напомним, что Откровение было даровано Иринарху на дороге из Ростова в Углич, когда еще бушевало грозное царствие Иоанна IV, дважды изъявлявшего желание принять в стенах Борисо-Глебской обители постриг.

 

Учитывая, что Иринарх провел в монастыре уже несколько лет — он прошел начальное послушание и уже мог принимать в монастыре знакомых — можно предположить, что случилось это в начале восьмидесятых годов XVI века.

 

 


Страница 3 - 3 из 9
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру