Горка на Хутыни

Рассказ о житии преродобного Варлаама Хутынского

Вполне возможно, что мальчишкой бегал Алексей на берег Волхова, смотреть на приплывшего в Великий Новгород Антония Римлянина. Уходя от гонения латинян, преподобный Антоний спасался на берегу Средиземного моря, но бурей сорвало камень в море, и Антоний чудесно приплыл на нем в Новгород.

 

По благословению святого епископа Никиты Антоний Римлянин выстроил в трех верстах от города храм, а через год рыболовы, по его указанию, вытащили неводом бочку с его богатствами, на которые он и создал обитель.

 

Между прочим, вскоре в этой обители было создано диаконом Кириком "Учение о числах" — первая русская оригинальная работа о календаре.

 

 

Алексей входил в годы юности, когда появилась на Руси Владимирская икона Божией матери, написанная евангелистом Лукой на доске от стола, за которым трапезовал Господь Иисус Христос.

 

И зная эти факты, как-то особенно проникновенно постигаешь, свидетельство Жития преподобного Варлаама, что, отрок Алексий получил доброе воспитание в страхе Божием, рано постиг книжную премудрость и легко проникал в разум Божественного Писания.

 

Еще будучи ребенком Алексий не ел ничего, услаждающего вкус. Уже тогда его влекло не земное, а небесное.

 

Он постился и молился.

 

Известны слова, которые сказал тогда будущий преподобный:

 

— Истинно жизнь наша, как тень и сон, вертится, как колесо…

 

 

Но думается, что не только к событиям частной жизни относятся эти слова преподобного…

 

Ведь годы его детства совпали с кончиной благоверного великого князя Владимира Всеволодовича Мономаха, именем которого "половцы своих детей пугали. А литовцы из болот своих на свет не показывались, а немцы радовались, что они далеко — за синим морем".

 

После кончины Владимира Мономаха начинается распад Киевской Руси на удельные княжества.

 

Сам Новгород тоже оказался втянутым в усобицу, а на следующий год "разодрался, как разодралась Русская земля". Этот 1136 год и считается годом рождения Новгородской республики.

 

Поводом послужило тройное разделение потомства Ярослава. Новгород, признавший свою зависимость от старшего Ярославича, получил возможность выбирать себе князя из трех линий и менять их по своему усмотрению. Одновременно с этим святителем Нифонтом, епископом Новгородским была проведена церковная реформа, согласно которой городское вече получило право избирать епископа.

 

 

5.

Возможно, как раз от Новгородской республики, в которой как колесо завертелась жизнь, и решил удалиться будущий преподобный, принявший после смерти родителей монашеский постриг с именем Варлаама.

 

В поисках совершенного уединения инок Варлаам увидел светлый луч, просиявший в лесной чаще. Луч указывал на чащобу на берегу Волхова, которая называлась в народе Хутынью, то есть худым местом.

 

Редко приходили сюда люди, так как тут, в одиннадцати верстах от Новгорода, обитали бесы.

 

Но, похоже, что бесы менее пугали благочестивого инока, чем бесовство, царившее порою на сходках вече в родном городе.

 

Хутынь и избрал он для своего уединения.

 

Не легко пришлось ему тут.

 

Нечисть долго досаждала иноку, но он не покидал избранного места. На том месте, куда упал чудесный луч, поставил деревянную церковь Преображения Господня.

 

И каждый раз, приходя сюда на молитву, приносил преподобный Варлаам горстку земли, так что скоро здесь образовался бугорок, потом он превратился в холмик, а преподобный продолжал носить сюда в пригоршнях землю.

 

 

И так было в 1147 году, когда впервые помянул: "Прииди ко мне, брате, в Москву!" — Юрий Долгорукий в послании князю Святославу Ольговичу, изгнанному князьями черниговскими из всех своих городов — селение, вокруг которого три столетия спустя предстоит объединится возрожденной Руси.

 

И в 1155 году, когда сын Юрия Долгорукого благоверный князь Андрей Боголюбский, ушел из Вышгорода в Суздальскую землю, забрав с собою писанную святым евангелистом Лукой икону Божией Матери. За десять верст от Владимира, по пути в Суздаль, кони, везшие повозку с иконой, встали и не могли, как ни принуждали их, сдвинуться с места. На этом месте и заложено было тогда село Боголюбское. А икону поставили во Владимире. Так она и вошла в нашу историю под именем Владимирской.

 

И в 1167 году, когда утвердил Андреей Боголюбский праздник Покрова Богородицы в память видения в константинопольском храме Андрею, Христа ради юродивому, Богородицы, осеняющей своим Покровом православный народ.

 

И в 1170 году, когда встала новая распря Андрея Боголюбского с новгородцами, и началась жестокая осада города.

 

Силы новгородцев быстро слабели. Но епископ Иоанн поднялся на городскую стену с иконой Пресвятой Богородицы.

 

Тучи стрел летели в него, и тогда из глаз Богородицы полились слезы, а на суздальцев нашло помрачение. Они пришли в беспорядок, и вышедший из города Роман Мстиславич разгромил их.

 

Преследуя врагов, новгородцы изловили столько суздальцев, что потом продавали их за бесценок (десяток пленников за гривну), а в честь Знаменной иконы Божией Матери архиепископом Иоанном установлен праздник — 27 ноября.

 

 

Не прерывал своего молитвенного делания преподобный Варлаам и, когда по решению новгородского вече был возведен в сан архиепископа святитель Иоанн.

 

Великий святитель был.

 

Когда в 1162 году новгородцы однажды попытались изгнать его, посадив на плот, плот со святителем поплыл против течения и пять дней еще шел Волхов против течения.

 

Вот и теперь, десять лет спустя, встреч новгородского вече поплыл архиепископ Иоанн, оправившись во Владимир, чтобы примирить Новгород с Андреем Боголюбским.

 

 

Так, незаметно строилась Русь, и так же незаметно росла молитвами преподобного Варлаама гора на берегу Волхова.

 

Уже не один он спасался в Хутыни…

 

Первыми иноками, пожелавшими разделить с ним пустынножительские труды, были именитые новгородцы Порфирий и Федор Малышевичи …

 

И отступала нечисть, а к отшельнику за духовными советами и молитвами потянулись люди.

 

— Дети мои! — поучал их преподобный Варлаам. — Остерегайтесь пороков! Оставьте зависть, клевету, гнев, ложь, лихоимство... Воздерживайтесь от блуда. Имейте кротость и любовь - мать всему доброму. Исполните это, чтобы не лишиться вечных благ, обещанных Господом всем праведным. Избегайте вечной муки постом и молитвами, ночным бдением и дневным трудами…

 

По этим правилам жил он сам…

 

По этим правилам жила и братия монастыря.

 

 


Страница 2 - 2 из 3
Начало | Пред. | 1 2 3 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру