После империи: культура распада

Между тем, у победителей - паханов и братвы - была своя эстетика и свои художественные вкусы. "Низовая тематика" вполне вписывается в уголовную "культуру", а при учете того обстоятельства, что однополые "любовники" были не медленно легализированы и сразу влились в высшие эшелоны власти, подъем сексуально-извращенческого "живописания" был естественным и элементарно прогнозируемым. Демократия сняла свое исподнее и с похотливым хрюканьем принялась рассматривать свои "достоинства". И все было бы ничего, если бы победители не взялись тотально навязывать обществу свой язы и свою низовую культуру. За прошедшие десять лет блатная "феня" прочно угнездилась в СМИ, Государственной Думе, кабинете министров и президентском окружении. Люди уже не братья, а "братаны", встреча теперь "стрелка", сейчас не убивают, а "мочат", не отдыхают, а "оттягиваются", документы именуются "ксивой", людей не обманывают, а "кидают"... И вся эта "феня" находится не где-нибудь на периферии языкового общения, а взошла на политический Олимп, растеклась по страницам газет и журналов и вольготно чувствует себя в литературе и кинематографе, обслуживающих новых российских временщиков.

 

И началось насаждение "искусства" нар и "малин". Не дожил до наших "культурных взлетов" Варлам Шаламов, так точно и так ярко определивший подлость уголовников и гнусность их "художественных" вкусов. А то увидел бы, как приблатненная демократическая интеллигенция в передаче "В нашу гавань заходили корабли" воспроизводит для миллионов телезрителей блатной песенный фольклор, используя в комментариях к нему ту самую "феню", которая у В. Шаламова вызывала отвращение. Радио и телевидение стремятся перещеголять друг друга, предоставляя время для приблатненных песен В. Высоцкого, А. Розенбаума, А. Галича. А. Северный и длинный ряд хрипатых одесситов не умолкая шепелявят и картавят о Мурке и "марухах", "гопстопниках" и "фраерах". И все это заглатывают "потребители" - от первоклашек до бизнесменов, от дошкольников до думских сидельцев. Все насыщаются культурой "беспредела", чтобы напрочь забыть свое культурно-историческое наследие.

 

Великая русская литература создала образ "маленького человека", который оказался хранителем национального характера, человеческого достоинства и носителем той жертвенности, которая освящена евангельским словом. Нынешняя "культура" "превзошла" классику - она занята живописанием недочеловеков, отбросов нормального общества, ставших в криминальном социуме хозяевами жизни. Блатная мораль и воровская любовь к "марухам" - вот что стало предметом художественного творчества и эстетических переживаний, а всякие Пушкины и Тютчевы вместе с Достоевским и Шолоховым выброшены с пиратского корабля современности, чтобы рыцари с большой дороги и валютные проститутки становились примером для подражания и идеалом поведения в криминально-демократическом "шалмане".

 

Такая культура естественно породила уголовный жанр. Сериалы "Бандитский Петербург", "Маросейка, 12", "Улицы разбитых фонарей" вместе с "Ее звали Никита", "Селестой", "Санта-Барбарой", "Рабыней Изаурой" и "Просто Марией" с одной стороны воспевают криминальный мир (одновременно подтверждая, что Россия стала притоном уголовников), с другой - примитивизируют до идиотизма человеческие чувства и взаимоотношения. Творения Марининой, Дашковой и прочих русскоязычных Агат Кристи своим убожеством могут ввергнуть в изумление, но находят читателя, что убедительно подтверждает успешность проводимой властью политики всеобщей дебилизации страны.

 

И чтобы окончательно избавить население от национальных "предрассудков" с утра до ночи (и ночью тоже), на улицах, в метро, автобусах и трамваях на людей наваливается ор западной поп-культуры, которая давно уже повязана с сатанизмом. Музыкальная денационализация породила доморощенных певцов западного бескультурья и уже на потоке собирают рок-ансамбли все с той же сатанинской тематикой. "Попса" с рифмами "тебе-мне" без мелодии , но с кордебалетом, повизгивает о "красивой жизни". Познеры и Шустеры вкупе со Сванидзе и Киселевым учат нас культуре и "общечеловеческим ценностям".

 

Вот это пойло, эта мешанина из "художественной" уголовщины, западных поделок под искусство и почти неприкровенного сатанизма и являются продуктом и собственным достоянием властителей демократической России. При том, что этой духовной сивухе оказывается мощная государственная поддержка, можно считать, что эта культурная помойка является выражением самосознания победителей России, их духовным, культурным и нравственным багажом. Во всяком случае, для меня такой вывод является приемлемым и точно описывающим культурное достояние политико-экономического криминалитета, властвующего в России. И я уверенно говорю, что разрушители советской империи строят свое демократическое государство в надежде в обозримом будущем вообще покончить с российской государственностью.

 

Как же так, скажут иные специалисты и знатоки. А как же быть с балетом, оперой, литературой, живописью, в которых ни на гран нет уголовщины и "попсы". "Быть" приходится таким образом, что оставшаяся на своих позициях эстетствующая публика по-своему следует по магистральному форватеру денационализации художественной культуры. Вот при жизни ставший музыкальным классиком Гергиев позволяет в Петербурге Шамякину издеваться над "Щелкунчиков" П.И. Чайковского, что нельзя расценивать иначе как участие в антинациональном шабаше средствами культуры. А что творят в театре всякие Виктюки с русской драматургией, о том говорить стыдно - они вполне освоили мейерхольдовские методы поругания классического наследия, приправляя свои "интерпретации" хлебовом из сексуальной "нетрадиционности". И всяческие изыски Мамлеева, Витухновской. Т. Толстой и сонмища литературных авангардистов - ярчайшее свидетельство полного пренебрежения русским языком и традициями русской литературы. Если к этому добавить, что в живописи верховодят эпигоны "черного квадрата" Малевича и "летающих евреев" Шагала, то картина полной отстраненности эстетствующей публики от Традиции и русской жизни будет полной и вполне реалистичной. А это тоже подтверждает предложенное здесь понимание "демократической культуры" как культуры антинациональной и принципиально деструктивной. Это культура распада, культура гниения и именно такую культуру должна была взять в свои пособники власть, основная задача которой состоит в уничтожении имперской государственной традиции.

 

***

Итак, культура распада стала способом самовыражения строящегося на протяжении десяти лет криминально-демократического государства, принципиально порвавшего с российской имперской традицией государственности. Именно такое наследие получил В.В. Путин вместе с прицепом, состоящим из ельцинской камарильи и той продажной культурно-пропагандистской среды, которая кратко была мною охарактеризована. Если же вспомнить, что более продажных, сервильных, антинациональных и лживых СМИ не было даже у Геббельса, то вполне можно допустить, что новый президент это ельцинское наследие принял как состоявшуюся реальность, которую ни изменить, ни поправить не представляется возможным. Этим, наверное, объясняется противоестественная для главы государства встреча с Войновичем, все сделавшим для оскорбления армии, и игнорирование президентом писателей-фронтовиков. И знаковые его покровительственные жесты в сторону комедиантов-хохмачей при безразличии к русскому театру и русской народной культуре тоже могут быть выражением его взглядов на современную культуру и художественное творчество.

 

Как бы там ни было, культура криминального сообщества пока правит бал и впору было бы опустить руки, если бы культурная жизнь Росси не опровергала пессимистическое восприятие художественных процессов нашего смутного времени. Для имперского потенциала десять лет слишком короткий срок, чтобы он истончился, а сама государственность, имперская воля и имперский потенциал культуры были сведены к ничтожности, которой можно пренебречь. Именно потому, что имперский потенциал не растрачен, культура распада представляет из себя всего лишь паутину, сковывающую творческий потенциал нации, провиденциально предназначенной для реализации имперской воли, что давно надо было понять людям, стремящимся вырвать государство из трясины ельцинского политико-экономического и культурного беспредела.

 

Лишенная средств, доступа к СМИ, концертным залам, типографиям, зрителям национальная культура продолжает выполнять свою историческую функцию - быть способом самовыражения нации. И даже когда криминальное государство опаганило все, когда попрана сама идея государства как формы национальной жизни, русская культура не отождествила власть и страну, криминальное государство и вечную Россию. Прекрасный лирический поэт наших дней В. Костров так описал это отношение русского человека к страдающей Родине:

 

Защити, Приснодева Мария!

Укажи мне дорогу, звезда!

Я распятое имя "Россия"

Не любил еще так никогда.

 

На равнине пригорки горбами,

Перелески, ручьи, соловьи.

Хочешь, я отогрею губами

Изъязвленныне ноги твои.

 

На дорогах сплошные заторы,

Скарабей, воробей, муравей.

Словно Шейлок, пришли кредиторы

За трепещущей плотью твоей.

 

Оставляют последние силы,

Ничего не видать впереди.

Но распятое имя "Россия",

Как набат, отдается в груди.

 

У нас не смогли стереть историческую память и нас не смогли сделать Иванами, не помнящими родства. И мы не забыли ничего из того, что творили временщики все эти десять лет со страной и народом И это касается не только старшего поколения. Вот совсем молодая М. Струкова (из того поколения, которое, как уверяли телепроходимцы, выбрало пепси), отроч6ество и первые годы девичества которой пришлись на эти десять смутных лет, узнавшая врагов и устроителей нашей национально-государственной драмы, продолжающих куражиться и скакать в бесовской пляске по просторам России, вот что молодая поэтесса говорит "победителям":

 

"Возлюби своего врага" -

Эта фраза вам дорога.

Что ж, послушаюсь, уступлю

Я врага своего люблю.

Не убил, не загнал в тюрьму,

Не вручил по пути суму,

Не изгнал, не лишил тепла,

Не заметил, как подросла.

Коль вину ему отпущу,

За себя я его прощу,

Но когда подойду к окну

Не прощу его за страну.

Пляшет облако гари

По ночным городам.

Я из партии парий

И ее не продам.

Искры на пепелищах

Загораются вновь.

Я за злых и за нищих,

За бунтарскую кровь.

Я врага своего люблю.

Помолиться, так намолю:

Надышаться ему - в петле,

Отоспаться ему - в земле.

Все идет к одному концу -

Коль ударю, так по лицу.

О, Россия, костры, снега,

Я люблю своего врага.

 

Хочется верить, что рождается поколение, соединившее в себе любовь и праведную ненависть, крепится надежда, что мужество сопротивления взрастет в сердцах и душах, уставших от унижений и оскорблений. В людях, в годину бед вспоминающих:

 

Как же весело, братцы,

Не кричать: "Помоги!",

А самим разгуляться,

Там, где правят враги...

 

И ладно, если бы этот пафос борьбы был у молодой поэтессы. Но вот выдающийся русский поэт пророческого дарования Ю. Кузнецов в стихотворении "Вера" пишет:

 

Опять бурлит страна моя,

Опять внутри народа битвы.

И к старцу обратился я;

Он в тишине творил молитвы.

 

И вопросил у старца я,

Что в тишине творил молитвы:

- Зачем бурлит страна моя?

Зачем внутри народа битвы?

 

Кто сеет нас сквозь решето?

И тот, и этот к власти рвется...

- Молись! - ответил он. - Никто

Из власть имущих не спасется.

 

А какой имперской мощи наполнен последний роман А. Сегеня "Русский ураган"! За фабулой плутовского романа и яркой сатирой на нынешнее радикальное реформирование и воспитание "суверенной личности" отчетливо видна вера автора в крепость нравственных устоев бытия и неминуемость возрождения великой державы. И роман Ю. Лощица "Послевоенное кино" тоже утверждает доброту в качестве смысла жизни и основы творчества во имя России. И проза и поэзия В. Крупина. Н. Коняева, С. Куняева, К. Балкова. Н. Лугинова, Я. Мустафина, И. Ляпина. Г. Попова, П. Краснова, М. Чванова... Придется перечислять сотни имен, составляющих гордость русской литературы и литературы народов России, чтобы еще раз повторить, что верность народу и Отечеству продолжает быть основанием литературы - не продавшейся и не предавшей Традицию и имперские заветы. А к этому надо добавить творческое горение В. Распутина, В. Белова и В. Лихоносова, по произведениям которых литература продолжает сверять свои творческие, нравственные и духовные ориентиры. И как не вспомнить В. Ганичева, дерзновением которого началась работа синодальной комиссии по канонизации святых, завершившаяся в августе 2001 года канонизацией святого преподобного Феодора - адмирала флота российского Ф. Ушакова, екатерининского орла, вдохновенно и подвижнически служившего во славу Российской империи и для торжества Православия.

 

Да, десять лет демонократии принесли России и ее народам боль, кровь, унижение. Да, властители этих лет взорвали империю советского типа и продолжают трудиться для полного исчезновения страны из истории. Но мы все еще живой и великий народ, мы все еще храним веру православную и не купились на дешевку, к которой десять лет нас тащат на аркане, чтобы мы стали стадом свиней у корыта. Мы живем в разрушенной стране, но имперский потенциал не распылился на атомы, он стучит в наши сердца и будем верить, будем продолжать свою работу в убежденности, что великая, единая и неделимая Россия возродится.

 

Империя погибла, да здравствует империя!


Страница 2 - 2 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец | Все

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру