Cемантическая интерпретация древних изображений. Часть II

Лекция № 2

6.8. "Пуанты", "цыпочки", маски и хвосты

В научной археологической литературе нередко встречаются такие характеристики  как "олень (козел или другое копытное), стоящий на кончиках копыт", "олень и др., стоящий на пуантах", "олень и др., стоящий на цыпочках". Это выражение прочно вошло в профессиональный язык (вернее, – в жаргон), хотя без особого умственного напряжения легко понять его абсурдность. Даже цирковую лошадь невозможно себе представить стоящей на "цыпочках". Тем не менее, в скифо-сибирском зверином стиле довольно много изображений животных, как будто бы стоящих на кончиках копыт, особенно оленя-марала.

На самом же деле эта "ненормальная" поза находит себе очень простое объяснение. Жертвоприношение копытных животных происходило так, что с убитого коня (оленя, козла и т.д.) снимали шкуру с головой и нижними частями ног. Затем эту шкуру превращали в примитивное чучело и устанавливали на кόзлах, сколоченных или связанных из жердей, наподобие того, как это делалось при возведении кургана. Мясо варилось и съедалось после похорон, если это был погребальный обряд, или при каком-либо ином обряде. Естественно, что в таком случае, ноги убитых животных, утяжеленные копытами, безжизненно свисали вниз. Однако при этом и голова должна свисать вниз, как, например,  а у многих изображений оленей она, наоборот, вытянута вперед и вверх. Но и эта поза имеет вполне разумное объяснение, если вспомнить самый распространенный во всем мире способ переноски убитых животных. Мертвому животному попарно связывали ноги, затем между ними просовывали жердь и двое людей поднимали жердь к себе на плечи и несли трофей вниз головой. Животное закоченевало и, после его снятия с жерди, оставалось в том же положении. Если его перевернуть, "то оно будет полностью соответствовать канону раннескифского времени: изображениям оленей, стоящих на кончиках копыт"42. Изображения животных со свисающей головой тоже встречаются в искусстве раннескифского времени Южной Сибири.

В искусстве первобытности достаточно примеров изображений людей и животных с признаками, не соответствующими их виду: люди с птичьими головами, лоси с длинными хвостами, олени и быки с лошадиным экстерьером и др. Однако в этом нет ничего необъяснимого. Изображения людей в птичьих и звериных масках встречаются еще в искусстве верхнего палеолита, а в реальной жизни звериные и птичьи маски используются и сейчас у многих народов, в том числе и у весьма цивилизованных (карнавалы). В замерзших курганах Пазырыка, Берели и Ак-Алаха на принесенных в жертву и похороненных лошадях были маски оленей и козлов. Другое дело – если желательно дать более подробную семантическую интерпретацию, необходимо в полной мере проанализировать то, что иногда называют археологическим контекстом. Но здесь уже методы исследования не отличаются от общеархеологических.

Завершая данный раздел, хотелось бы отметить одно общее для верхнего палеолита и последующих эпох первобытности наблюдение. Даже на самых насыщенных скоплениях древнейших изображений, с учетом протяженности их существования во времени, рисунки, гравировки и росписи наносились очень редко. На одном из самых больших в Центральной Азии скоплений петроглифов – Саймалы-Таш в Ферганском хребте – был сделан приблизительный подсчет: всего здесь около 9000 рисунков. Если принять самые узкие хронологические рамки памятника (II тысячелетие до н. э. - первые века после н. э.), то получится, что в среднем в год здесь создавалось не более чем 4 - 5 изображений43. Учитывая, что между фресками пещеры Шове и самыми поздними изображениями эпохи верхнего палеолита, например, типа Эль Кастильо прошло около 20000 лет, нетрудно подсчитать, какой большой редкостью были живопись и графика в те времена. Конечно, можно возразить, ссылаясь на то, что до наших дней сохранилась лишь малая толика художественного наследия эпохи верхнего палеолита. Это действительно так. Но допустим, что до нашего времени сохранилась лишь сотая часть того, что было нарисовано в те времена. В этом случае окажется, что во всей Франко-Кантабрийской области создавалось не более 5 изображений в год.

Складывается представление о том, что пещеры, особенно – их глубинные, удаленные от входа полости посещались очень редко. На этот факт уже обращалось внимание в литературе, однако пока он не получил соответствующего объяснения. А объяснение возможно следующее. Нам известно уже довольно много памятников первобытного искусства. Хотя количество отдельных изображений в целом никто не подсчитывал, теперь уже можно с уверенностью утверждать, что в те отдаленные времена людей, наделенных таким художественным талантом, который бы "прорывался" сам, без обучения и каких-либо поощрительных мер, было очень мало. Их и сейчас немного. Но в древности, высокая смертность, трудности выживания, неумение распознать способности в себе или в детях, все это только препятствовало развитию искусства. Мало того, есть все основания думать, что в любом традиционном, консервативном обществе художественная деятельность должна была порождать суеверный страх и связанную с ним реакцию отторжения. Может быть, поэтому те редкие таланты, которые не могли сдержать в себе стремление к творчеству, вынуждены были уходить в мрачную глубину пещер, чтобы там, при свете факела или жировой лампы, типа той, что была найдена в пещере Ляско, излить всю неудержимую силу своего таланта на стены пещеры.

Семантическая дешифровка древних изображений, не имеющих сопровождающих письменных текстов, была, есть и ещё надолго останется одной из самых сложных задач археологии.

Литература:

Абрамова, 1964 – Абрамова З.А., 1964. К вопросу об охоте в верхнем палеолите // СА, 1964, № 4, сс. 177-180.
Акишев, 1978  -Акишев А.К. Идеология саков Семиречья // КСИА, 154, М., 1978
Бернштам, 1952 - Бернштам А. Н., 1952. Наскальные изображения Саймалы-Таш // СЭ, №2, с. 50-68.
Бойс, 1987 – Бойс М. Зороастрийцы. Верования и обычаи. – М., "Наука". –1987. – 303 с. 
Валиханов, 1961 - Валиханов Ч.Ч. Следы шаманства у киргизов // Собр. соч. в пяти томах. Алма-Ата, 1961. 
Гамкрелидзе, Иванов, 1984 - Гамкрелидзе Т.В., Иванов Вяч.Вс. Индоевропейский язык и индоевропейцы. Реконструкция и историко-типологический анализ праязыка и протокультуры.  Тт. I-II, Тбилиси, изд. Тбилисского университета. 1984. 
Грязнов, 1977 - Грязнов М.П. Бык в обрядах и культах древних скотоводов // Проблемы археологии Евразии и Северной Америки. М., "Наука", 1977, сс. 80-87. 
Гусев , 1967 - Гусев В.Е. Эстетика фольклора. – Л.: Наука, 1967. 213 с.
Дьяконов,  1990 - Дьяконов И.М. Архаические мифы востока и запада. – М.: "Наука". –1990. – 247 с.
Дэвлет, 1980 - Дэвлет М.А. Петроглифы Мургул-Саргола. М., 1980
Елизаренкова,1972 - Елизаренкова Т.Я. Ригведа. Избранные гимны. Перевод комментарий и вступительная статья. М., "Наука", 1972.418 с.
Зарубин, 1971 -  Зарубин Л.А. Сходные изображения Солнца и зорь у индоарийцев и славян // Советское славяноведение. – М.: Наука, 1971, N 6. – С. 41-49.
Золотарев, 1964 - Золотарев  А.М., 1964. Родовой строй и первобытная мифология. М., "Наука"
Иванчик, 2001 - Иванчик А.И. Киммерийцы и скифы. – М. –  Палеограф. –2001, 324 с.
Иванов, 1974 - Иванов Вяч.Вс. Опыт истолкования древнеиндийских ритуальных и мифологических терминов, образованных от ASVA - "КОНЬ" (жертвоприношения коня и дерево asvattha в древней Индии) // Проблемы истории языков и культуры народов Индии. Сборник статей памяти В.С.Воробьева-Десятовского. – М., "Наука"  1974.
Казанскене, Казанский, 1986 – Казанскене В.П., Казанский Н.Н. Предметно-понятийный словарь греческого языка. Крито-микенский период. Л., "Наука", 1986, 201 с.
Кейпер, 1986 - Кейпер Ф.Б.Я. Труды по ведийской мифологии. – М.: "Наука". – 1986. – 195 с. 
Кляшторный, 1979 -  Кляшторный С.Г. Концепция "трех миров" в пантеоне древнетюркских памятников. - Этногенез и этническая история тюркоязычных народов Сибири и сопредельных территорий. Омск, 1979, 108-111 
Кузьмина, 1974 - Кузьмина Е.Е. Колесный транспорт и проблемы этнической и социальной истории древнего населения южнорусских степей. - ВДИ,  № 4: 68-87. 1974
Кузьмина, 1980 - Кузьмина Е.Е. Этапы развития колесного транспорта Средней Азии в эпоху энеолита и бронзы // ВДИ, № 3: 11=35. 1980
Кляшторный, 1986 -  Кляшторный С. Г. Генетические корни древнетюркской культуры // Историко-культурные контакты народов алтайской языковой общности. Тезисы докл. ХХIХ сессии PIAC. Ташкент, 1986.
Леви-Брюль, 1994 – Сверхестественное в првобытном мышлению М.: Педагогика-Пресс, 1994. 608 с.
Леонтьев, 1980 - Леонтьев Н.В. Колесный транспорт эпохи бронзы на Енисее // Вопросы археологии Хакасии. Абакан, 1980, с.65-84.
Леруа-Гуран, 1971 - Леруа-Гуран А. Религии доистории // Первобытное искусство. – Новосибирск, Наука, 1971. – с. 81-90.
Максимова, 1956 - Максимова М.И. Ритон из Келермеса // СА, ХХV, М., Изд. АН СССР, 1956. сс. 215-235
Мелетинский, 1972 - Мелетинский Е.М., 1972. Первобытные истоки словесного искусства // Ранние формы искусства. М., "Искусство", сс. 149-190. 
Миллер, 1876 – Миллер В.Ф. Очерки арийской мифологии в связи с древнейшей культурой. Т. 1. Ашвины-Диоскуры. М., 1876
Мириманов, 1974 – Мириманов В.Б. 1974. Первобытное и традиционное искусство. – М., "Искусство", Dresden, Ver. der Kunst. – 319 с.
Мириманов,  1996 – Мириманов В.Б., 1996. Универсалии дописьмнного искусства // Гуманитарная наука в России. Соросовские лауреаты. Материалы Всероссийского конкурса научно-исследовательских проектов в области гуманитарных наук 1994 г.М., 147-156
Откупщиков, 1985 - Откупщиков Ю.В. Словообразование – семантика – этимология (о происхождении лат. dominus) // Античная культура и современная наука. М., 1985, с. 176-178
Пропп, 1976 - Пропп В.Я. Фольклор и действительность.– М.: Наука, 1976. – 322 с.
Раевский, 1985 -  Раевский Д.С., 1985.  Модель мира скифской культуры. Проблемы мировоззрения ираноязычных народов евразийских степей I тысячелетия до н.э. М., "Наука", 1985, 255 с.
Раевский, 2001 – Раевский  Д.С., 2001.  Скифский звериный стиль: поэтика и прагматика // Древние цивилизации Евразии (история и культура). Материалы междунар. науч. конф. Посвященной 75-летию Б.А.Литвинского. М., Изд. "Восточная литература",  сс. 364-382.
Пропп, 1969 - Пропп В.Я. Морфология сказки. М., "Наука", 1969.168 с.
Руденко, 1953 - Руденко С.И. Культура населения Горного Алтая в скифское время. М.-Л., "Наука", 1953.
Рыбаков, 1981 - Рыбаков Б.А.  Язычество древних славян.– М.: Наука. 1981. – 606 с. 
Савинов, 1987 – Савинов Д.Г., 1987. Изображение "висящего" оленя на ритоне из Келермеса. – Скифо-сибирский мир. – Новосибирск, "Наука", сс.112-117.
Семенов, 1987 - Семенов В.А. Древнеямная культура - афанасьевская культура и проблема прототохарской миграции на восток // Смены культур и миграции в Западной Сибири. Томск, 1987, сс.17-19.
Сорокин, 1981 - Сорокин С.С. К вопросу о толковании бескурганных памятников ранних кочевников Азии // АСГЭ, 22, 1981, с.23-39
Топоров, 1972 - Топоров В.Н. 1972. К происхождению некоторых поэтических символов. Палеолитическая эпоха // Ранние формы искусства. – М.: "Искусство". – с. 77-104.
Топоров, 1975 - Топоров В. Н., К объяснению некоторых славянских слов мифологического характера в связи с возможными древними ближневосточными параллелями // Славянское и балканское языкознание. Проблемы интерференции и  языковых контактов. – М.: Наука, 1975. – С. 3 – 49.
Чайлд, 1956 – Чайлд Г., 1956. Древнейший Восток в свете новых раскопок. – М.: Изд. иностр. лит. – 383 с.
Чернецов, 1964 – Чернецов В.Н. Наскальные изображения Урала. Ч. 1. Мю: Наука, 1964. 52 с.
Чистов, 1974 - Чистов К.В. Фольклор // Советская историческая энциклопедия, т. 15. М.: Советская энциклопедия", 1974. С. 231-237
Филиппов, 1997  - Филиппов А.К., 1997. Происхождение изобразительного искусства. – СПб.: "Академ Принт". – 103 с.
Шер, 1980 - Шер Я.А. Петроглифы Средней и Центральной Азии. – М.: Наука, 1980. – 328 с.
Шер, 1993 -  Шер Я.А. "Господин коней" на берегу Енисея // Петербургский археологический   вестник, 6. –  СПб., Фарн, 1993. – С. 17-22.
Шер, 1997 - Шер Я.А. Петроглифы – древнейший изобразительный фольклор // Наскальное искусство Азии, вып.2. – Кемерово, Кузбассвузиздат, 1997. – С. 28-35.
Яковлев, 1988 - Яковлев В.Ф. Якутские коновязи // Язык - миф - культура народов Сибири. Якутск, 1988.
Boardman, 1970 - Boardman J., 1970.  Greek Gems and Finger Rings. Early Bronze Age to Late Classical. – London: Thames and Hudson. – 321 р.
Boardman, 1983   -  Boardman J., 1983. Simbol and Story in Geometric Art // Ancient Greek Art and Iconography. – London: Madison, pp. 141-158
Buitron, 1972 - Buitron, D.M., 1972. Attic Vase Painting in New England Collections. – Harvard: University Press. –172 p.
Burkert, 1979 - Burkert, W., 1979. Structure and History in Greek Mythology. – Berkley: University of California Press. –
Clottes, Lewis-Williams, 1996 – Clottes J., Lewis-Williams D. Les chamanes de la  hrehistoire. Paris, 1996. 119 p.
Gimbutas 1992 - Gimbutas M. 1992. The Goddesses and Gods of Old Europe 6500 – 3500 BC. Myths and Cult Images. – Berkeley, University of California Press. – 304 pp.     Leroi-Gourhan, 1960.  - Leroi-Gourhan A.  Problémes artistiques de lq Préistoire // L’information d’histoire de l’Art. Baillère, Paris,  5e  année,  N 2, 1960. – P. 39-45.
Harmatta, 1981 - Harmatta J.,1981. Proto-iranians and proto-indians in Central Asia in the 2nd millenium B.C. (linguistic evidence) Протоиранцы и протоиндийцы в ЦетральнойАзии во II тыс. до н.э. (лингвистические данные) // Этнические проблемы истории Центральной Азии в древности (II тыс. до н.э.). – М.: "Наука". – сс. 75-83.
Icard-Gianolio,1997 - Icard-Gianolio, N., 1997.  Lexicon iconographicum mythologiae classicae. – Zürich und Düsseldorf : Artemis Vorlay. – T.VII, 1, pp. 1021-1026.
Langdon, 1989 - Langdon S, 1989. The Return of the Horse-Leader // American Journal of Archaeology, vol. 93, N 2, pp. 185-201. 
Leroi-Gourhan, 1964 -  Leroi-Gourhan A.  Les religions de la Préhistoire. – Paris, RUF, 1964 (1971 2e édition).– 155 p.
Leroi-Gourhan, 1995 - Leroi-Gourhan A. Préhistoire de l'Art occidental. Paris, Mazenod.–1995 (1e édition1965). – 621 p.
Leroi-Gourhan, 1992 - Leroi-Gourhan A. Réflexions de méthode sur l’art Paléolithique // L’art  pariétal. Langage de la Préhistoire.– Grenoble, Jerome Millon. 1992.  – P. 183-201
Lewis-Williams, 2002 - Lewis-Williams D. The Mind in the Cave. New York, 2002. 320 p.
Littauer, Crouwel, 1979- Littauer M.A., Crouwel J.H., 1979. Wheeled vehicles and ridden animals in the ancient Near East. – Leiden/Koln: E.J.Brill. –  185 p.
Lorblanchet, 1989 -  Lorblanchet M., 1989. From man to animal and sign in Palaeolithic art // Animals into Art. – London: ed. by H.Morphy, pp. 109-141.
Melaart, 1967 -  Melaart J. 1967. Catal-Huyuk. A Neolithic Town in Anatolia. – London, Thames &Hudson. – 312 р.
Melaart, 1975 – Melaart J. 1975.  The Neolithic of the Near East.– London, Thames &Hudson. – 231 р.
Nobel, 1957  - Nobel J., 1957. Namen- und Sachregister zur Übersetzung, dazu Nachträge und Verbesserungen. Aus dem Nachlass des Übersetzers, herausgegeben, geördnet und ergänzt von Johannes Nobel. – Cambridge Mass. (Harvard Oriental Series, vol. 36. – 457 р.
Otten, 1958  - Otten H., 1958. Hethitische Totenrituale. Berlin. – Otto Harassovitz ver. – 316 p.
Piggott, 1983 - Piggott Stuart The Earliest Wheeled Transport from the Atlantic Coast to the Caspian Sea. – London, Thames & Hudson. – 432 рр. 142 ill. 
Tarr, 1970  - Tarr,  L., 1970. Karren, Kutshe, Karosse. Eine Geschichte des Wagens. – Corvina , Budapest. –  286 s..
Wiart, 1967- Wiart C. Expression pictural et psychopatologie. Paris, 1967. 144p.
Wiesner, 1968 -  Wiesner, J. 1968. Fahren und Reiten // Archaeologia Homerica. Bd.I, F, Gottingen. – 65 s.
Scheibler, 1960 -  Scheibler, I., 1960. Die simmetrische Bildform in der fruhgriechischen Flachenkunst. – Kallmunz, Kunstverlag. – 73 s.
Sher, 1994 - Sher J.A., 1994. Repertoire des pétroglyphes d'Asie Central. Fasc. 1. Siberie du Sud 1: Oglakhty I - III (Russie, Kakhassie). – Paris, Diffusion de Boccard. –– 142 p.
Zumtor,1983 – Zumtor Р. Introduction a la poesie orale. – Paris. – BAR (British Archaeological Reports). – JAS (Journal of Archaeological Science). – 287 р.   

Примечания:

1. подробнее см. Шер, 1980. С. 155-158
2. Казанскене, Казанский, 1986, с. 140-143; Гамкрелидзе, Иванов, 1984, с. 545, 550-552
3. Melaart, 1967; 1975
4. Langdon, 1989
5. Scheibler, 1960: 20, 27, 33, 90-91
6. Wiesner, 1968; Boardman, 1983
7. Burkert, 1979: 94
8. Откупщиков, 1985. С. 177-178
9. Раевский, 1985
10. Дьяконов, 1990. С. 51-59
11. Иванов, 1974: 136; Кейпер, 1986: 31; Toпоров, 1972: 93
12. Подробнее о Potnia Theron см. Icard-Gianolio,1997.
13. Леонтьев, 1980
14. Сорокин, 1981. с. 30-34; Яковлев, 1988. С.161-163
15. Валиханов, 1961: 478; Акишев, 1978: 43
16. Фрэзер, 1988, c. 358
17. литература  по  этому  вопросу  трудно  обозрима; см., например, Чайлд, 1956; Piggott, 1983; Littauer, Crouwel, 1979; Кузьмина, 1974; 1980 и др.
18. Бернштам, 1952
19. Tarr, 1970; Piggott, 1983
20. Руденко, 1953. С. 230
21. Чайлд, 1956. С. 203 и др.).
22. Иванов, Топоров, 1974: 84; о козлах, везущих колесницу, см. также Boardman, 1970: 102, табл. 110
23. Подробное обоснование см. Шер, 1980. С. 281-282
24. Otten, 1958: 61, 138-139
25. Иванов, 1974. С. 107
26. Золотарев, 1964; Иванов, 1978 и др.
27. Елизаренкова, 1972. С. 327
28. Nobel, 1957: 39-40
29. Nobel, 1957; РВ, I, 116, 18
30. Миллер, 1876. С. 11З, 163
31. Елизаренкова, 1972. С. 328
32. Миллер, 1876. С. 124
33. Максимова, 1956
34. Заметим, что и здесь колесничий не восседает на колеснице или на повозке, а идет пешком вслед за ней, как и на рисунках из Саймалы-Таша.
35. Максимова, 1956. С. 233-234
36. Пропп, 1969. С. 57
37. Buitron, 1972: 52—53
38. Оранский, 1960. с. 78-79; Брагинский, 1972. с. 50
39. Baiely, 1943, с. 221; устное сообщение проф. В. А. Лившица
40. См. также Топоров, 1969. С.41
41. Иванчик, 2001
42. Савинов, 1987. С. 114
43. Шер, 1980. С. 261 - 262

 


Страница 3 - 3 из 3
Начало | Пред. | 1 2 3 | След. | Конец | Все

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру