Русский вертепный театр в традиционной культуре

Примечания:

1. В к. XIX — нач. XX в. вертепную рождественскую драму могли показывать не только дети, но взрослые семинаристы, а также постоянные мужские коллективы, насчитывающие от двух до восьми—десяти человек разных возрастов. Присутствие ряженых во время кукольного представления не является обязательным. Самыми распространенными образами "вертепного" ряжения можно считать Пастухов и Волхвов.
2. Строгое отделение религиозной части от светской характерно для восточнославянского вертепа (Россия, Украина, Белоруссия). В польских народных кукольных драмах религиозные эпизоды сменялись комическими. Последние выполняли роль своеобразных интермедий [Гусев 1972, 303—311]. Некоторые исследователи прошлого века расценивали двухчастное представление как результат эволюции польской драмы на русской почве. Исходя из этого даже предпринимались попытки найти интермедийные пары религиозным эпизодам среди комических сцен второй части по принципу отдаленных тематических соответствий [Петров 1882, 474].
3. Обилие танцевальных номеров в музыке вызвано преобладанием в светской части эпизодов битв и плясок. В традиционной культуре битва и пляска имеют много точек соприкосновения. (В старой России крупные побоища между мужчинами двух деревень или двух разных районов города могли сопровождаться игрой на балалайке. В вертепном представлении драка иногда сопровождается танцевальной музыкой (представление г. Хорол, Украина) [Марковский 1929, 194]).
Светская часть пьесы состоит в основном из сцен торговли — осмеяния, лечения — битья, танца — поединка. В контексте народного представления выделенные пары действий нерасчленимы: один из компонентов почти всегда тянет за собой другой. Их взаимосвязь может быть определена как внутреннее тождество, что связано с архаическими стереотипами традиционного мышления.
4. Колядным комплексом можно считать все словесно-действенные проявления поведенческого святочного этикета, связанного с поздравительной функцией. В него входят не только перечисленные виды колядования, но также традиционный сбор милостыни нищими во время Святок; условный "сценарий" переговоров хозяина дома с колядовщиками; показ светской народной драмы "Царь Максимилиан", которая в некоторых местностях могла объединяться с вертепным представлением или включать сюжет об Ироде и т.д.
5. После Люблинской унии в 1569 г., кроме римско-католической и православной церквей, в западных территориях Украины и Белоруссии начинает действовать греко-католическая (униатская] церковь. Этот процесс оказывается решающим для формирования стиля церковного искусства этих местностей, к которому можно отнести и вертепный театр.
6. На генетическую связь вертепного ящика и ретабля обращал внимание Х. Юрковский [Юрковский 1997, 11—12]. О. Фрейденберг выявила символико-семиотическую связь между вертепным театром и алтарем (античным и христианским) [Фрейденберг 1978, 41—44].
7. Вертепы в форме трехглавой (одноглавой] православной церкви были распространены в Сураже, Велиже, Витебске, Ельне. Согласно этнографической карте 1903 г. Е.Ф. Карского эти города входили в состав белорусских земель [Козлов, Цитов 1993, 25]. Для восточной части Белоруссии характерны не только вертепы. напоминающие храм. На Могилевщине встречался вертеп-"ретабль". Отличие белорусского вертепа-"ретабля" от украинского состоит в том, что на Украине реже применялись подлинные иконы для украшения "райского" регистра вертепной сцены; вместо них встречаются декоративные росписи и популярные гравюры (ср. опис. Сокиренского вертепа с описанием Могилевского вертепа).
8. Эту точку зрения подтверждает деталь описания минского одноэтажного вертепа (Белоруссия], предлагаемого Г. Кулжинским: "посреди ... задней стены ящика сделано нечто вроде балдахина, под которым висит люлька. В этой люльке лежит фигурка младенца, изображающая новорожденного Спасителя" [Кулжинский 1873, 442]. Ниже автор замечает: "Кому не известно, что в те дни, когда бетлейщики разносят по домам свои бетлейки, ксендзы устраивают в своих костелах пещерки, вешают там люлечки, в которые кладут фигурки младенцев, изображающих новорожденного Спасителя" [Кулжинский 1873, 449]. Т.о. неподвижное изображение Христа в подвесной колыбели пришло в вертепный театр из рождественского убранства костелов. Возможно, и форма одноярусного вертепного театра сложилась под влиянием стоящих в костеле "пещерки" или одноэтажного домика (хлева) с колыбелью.
9. Украинские рождественские канты, повествующие о приходе огромной депутации самых разных народов к яслям Спасителя, строятся как ритмизованная цепь перечислений, где в первых рядах упоминаются представители той христианской конфессии, которая ближе исполнителю канта. В конце поется, как правило, о магометанах и иудаистах. Светская часть вертепного представления иногда строится по тому же кумулятивному принципу нагнетания бесконечных появлений инородцев. Это танцующие и дерущиеся Цыгане, Жиды, Венгры, Поляки, которые, помимо решения собственных проблем, приходят поклониться новорожденному Христу. Мотив прихода к яслям Богомладенца представителей разных конфессий обыгрывался в неподвижных кукольных сценах (слово "сцена" употреблено здесь не в значении подмостков, а в значении застывшего кукольного действа), устанавливавшихся в костелах. Подобный ящик с куклами белорусского костела описывает Г. Кулжинский [1873, 449—450]. Трудно сказать, где данный мотив появился раньше — в вертепе, песнопении или сцене храмового ящика. Скорее всего, предпочтение здесь можно отдать песнопению, которое могло повлиять на католическую традицию храмовых фигурок.
10. Апокалиптическая тема отверженных народов представлена в русской культуре не только на материале икон. Данная тема разрабатывалась в представлениях русского школьного театра. Достаточно обратиться к небольшой пьесе XVIII в., условно названной издателем "Борьба Церкви с дьяволом", в которой Жидовин, Турчин, Татарин, Козылбаш (имеется в виду некий мусульманский народ(?)), Башкирец, Мордвин и Арапин враждуют с Церковью, но в конце посрамляются на Страшном суде [Ранняя драматургия 1975, 154—157]. Этот же мотив обыгрывается в популярной в XVIII—XIX вв. лубочной гравюре, которая некоторыми чертами своей иконографии напоминает православные изображения Страшного суда и называется "Корабль, знаменующий церковь воюющую и от еретиков гонимую" [Ровинский 1881, №795]. Здесь в качестве символов последних времен представлены горний Иерусалим и Вавилон. Среди грешников можно видеть царей — мучителей Ирода, Нерона, Максимиана и еретиков, к обществу которых совершенно неожиданно причислен Эпикур. Здесь же неподалеку от адской пасти в нижнем левом углу присутствуют Лях, Мехмет (Лях — поляк; Мехмет — Магомет) и Жид. Все эти персонажи снабжены ружьями и копьями, которыми они стараются поразить корабль со святыми, управляемый Христом. В собрании Государственного Русского музея хранятся одноименные иконы XVIII в. с теми же персонажами и иконографией.
11. Мотив танца Кавалера и Дамы чрезвычайно распространен в русской лубочной традиции XVIII—19 вв. и почти всегда связан в ней с идеей грехопадения Адама и Евы, темами смерти и загробного воздаяния за легкомысленную жизнь. В связи с этим можно упомянуть листы "Зерцало (зеркало — Д.М.) грешного человека", "Маловременная красота мира сего" и др.
12. Под "демократической" понимается не просто народная культура, но смешанный вид крестьянско-городской полу-книжной культуры послепетровского времени, в основе которой лежит устное фольклорное творчество, лубочная литература и народный театр. Термин предложен Н.И. Савушкиной [Савушкина 1988, 15—16].
13. Так, в преддверии основного вертепного действа Могилевской драмы звучит народный духовный стих "Плач Адама", источником которого являются богослужебные тексты Сыропустной недели [Савельева 1985, 164—182].
14. Термин "формула" понимается здесь в свете теории Перри—Лорда.
15. О сходной закономерности на уровне персонажей пишет Н.И.Савушкина [1988, 119] по отношению к русской народной драме живых актеров, где разрастание арсенала героев происходит за счет удваивания действующих лиц со сходной функцией.
16. Если сцена с Жидом играется не в начале второй части, а в середине, то она развивается иначе: Жид молится Богу. Жид и Жидовка танцуют. Является антагонист и убивает Жида. Прибегает Жидовка и тоже гибнет от руки антагониста.
17. Эта сцена могла быть показана либо в начале второй части, либо ближе к ее концу.
18. Если эта сцена исполнялась, она могла быть либо после поклонения Волхвов, либо в самом ее конце.
19. Эти сцены могли исполняться живыми актерами.
20. Речевой канон здесь — традиционный язык зрелищной культуры, существующий в коллективном сознании ее носителей и актуализирующийся в особых игровых ситуациях в момент речи.
21. Под семантическим полем подразумевается комплекс образов, метафор, символов, сюжетов, ассоциаций и отдельных словесных выражений, сформированный традиционной культурой в связи с каким-либо особо значимым для данной культуры понятием. Между элементами семантического поля действует инерция канонической сочетаемости, в силу которой один образ способен притягивать к себе несколько других образов, целые цепи мотивов и сюжетов, обрастать пластами определенных ассоциаций.
22. Действия кукол комической части вертепной драмы внешне напоминают поступки святочных ряженых — ритуальных хулиганов, чья связь с дохристианскими пластами культуры не нуждается в особых доказательствах [о ряжении см.: Ивлева 1994; Виноградова 1982].
23. Коза и Медведь функционально близки не только как персонажи святочного ряжения, но и как герои лубка. В подписи к народной гравюре первой половины XIX века "Медведь с козой прохлаждается", говорится:
Ты, мой любезный медведь, заиграй в балалайку,
А я, молода коза, попляшу теперь.
За то нас станут благодарить,
Другой вздумает подарить,
Но и мы за оное зрителям отдадим почтение
На сырной неделе в Воскресение"
[Цит. по: Народный театр 1991, 494].
На Сырной неделе перед Великим Постом (то есть на Масленицу) в воскресенье в церковном богослужении возникает тема Страшного Суда. Картинки с танцующими парами, как уже говорилось, часто в качестве своего подтекста или даже прямого текста содержат указание на загробное воздаяние тем, кто легкомысленно танцует и мало думает о своей душе. Таким образом, Медведь и Коза — в качестве лубочных персонажей — участники масленичного веселья, предшествующего Великому Посту. Они же, как герои ряжения, связываются с народным празднеством Рождества. То есть, одни и те же герои оказываются вписанными в родственные временные циклы года — Пасхальный и Рождественский, но в совершенно разном качестве. В одном случае они предстают как некие безличные реликты архаической аграрной культуры (ряжение), а в другом — как смеховые персонажи христианского празднования Масленицы в ее ярмарочно-фольклорной ипостаси (лубок).
24. В некоторых вертепных текстах животные слегка очеловечиваются. Например, в Сокиренском вертепе Коза танцует.
25. О смысле и качестве перевоплощения в традиционной игре и ритуале см.: Ивлева 1985; Ивлева 1974.
26. О ярмарке как особом понятии русской фольклорной культуры XVII — XIX веков см.: Некрылова 1988.

Библиография

Архимович 1976 — Архимович Л.Б. Старинный музыкальный театр Украины //Новые черты в русской литературе и искусстве XVII— начала XVIII веков. М., 1976.
Белорусский фольклор 1970 — Беларускi фальклор. Хрэстаматыя. Мiнск,1970.
Бусева-Давыдова 1994 — Бусева-Давыдова И.Л. Толкование на Литургию и представления о символике храма в Древней Руси // Восточнохристианский храм. Литургия и искусство. СПб., 1994. С. 197— 203.
Бядуля 1922 – Бядуля З. Бэтлейка // Вестник Народного комиссариата просвещения. № 3–4. Минск, 1922. С. 5–8 (в "Белорусском отделе").
Виноградов 1906 — Виноградов Н.Н. Великорусский вертеп. СПб., 1906.
Виноградов 1908 — Виноградов Н.Н. Белорусский вертеп. СПб., 1908.
Виноградова 1982 — Виноградова Л.Н. Зимняя календарная поэзия зап. и вост. славян. Генезис и типология колядования. М., 1982.
Волошин 1960 — Волошiн I.О. Джерела народного театру на Українi. Київ., 1960.
Всеволожский-Гернгросс 1959 — Всеволожский-Гернгросс В.Н. Русская устная народная драма. М., 1959.
Гусев 1972 — Гусев В.Е. Взаимосвязь русской вертепной драмы с белорусской и украинской // Славянский фольклор. М., 1972. С. 303—311.
Гусев 1974 — Гусев В.Е. От обряда к народному театру. ( Эволюция святочных игр в покойника) // Фольклор и этнография. ( Обряды и обрядовый фольклор). Л., 1974. С. 49—59.
Ивлева 1974 — Ивлева Л.М. Обряд. Игра. Театр. ( К проблеме типологии игровых явлений) // Народный театр / ред. В.Е. Гусев. Л., 1974.
Ивлева 1985 — Ивлева Л.М. Дотеатрально-игровой язык русского фольклора: проблемы теории и типологии. Автореферат... канд. искусствоведения. Л., 1985.
Ивлева 1990 — Ивлева Л.М. Маска в системе ряжения: игровой и мифологический аспекты //Зрелищно-игровые формы народной культуры. Сб. научных статей. Сер. "Фольклор и фольклористика". Л., 1990.
Ивлева 1994 — Ивлева Л.М. Ряжение в русской традиционной культуре. СПб., 1994.
Изопольский 1843 — Izopolski E. Dramat wertepowy o s'merci // Athenaeum. Wilno, 1843. № 3. С. 65—66.
Икона — Икона: Секреты ремесла. М., 1993.
Козлов, Цитов 1993 — Казлов Л. Цiтоў А. Беларусь на сямi рубяжах. Мiнск, 1993.
Копаневич 1896 — Копаневич И.К. Рождественские Святки и сопровождающие их народные игры и развлечения в Псковской губернии. Псков, 1896.
Крашенинников 1966 – С.П. Крашенинников в Сибири. Неопубликованные материалы. М.—Л., 1966.
Кулжинский 1873 — Кулжинский Г. Бетлейки // Душеполезное чтение. 1873. Декабрь. Т.3. С. 442—450.
Лихачев, Панченко, Понырко 1984 — Лихачев Д.С. Панченко А.М. Понырко И.В. Смех в Древней Руси. Л., 1984.
Мальцев 1989 — Мальцев Г.И. Традиционные формулы русской необрядовой лирики. (Исследование по эстетики устно-поэтического канона). Л., 1989.
Марковский 1929 — Марковський Е. Український вертеп. Київ, 1929.
Народный театр 1991 — Народный театр. М. /Изд. подготовили А.Ф. Некрылова, Н.И. Савушкина. М., 1991.
Ошуркевич 1996 — Ошуркевич О. Рiздвяний вертеп на Волинi. Луцьк, 1996.
Петров 1882 — Петров Н. И. Старинный южно-русский театр и в частности вертеп // Киевская старина, 12. 1882. С. 438—480.
Путилов 1988 — Путилов Б.Н. Героический эпос и действительность. Л., 1988.
Путилов 1997 — Путилов Б.Н. Эпическое сказительство. Типология и этническая специфика. М., 1997.
Романов 1891 — Романов Е.Р. Белорусский сборник. Вып. 5. Заговоры , апокрифы и духовные стихи. Витебск, 1891.
Романов 1912 — Романов Е.Р. Белорусский сборник. Вып. 8. Быт белорусса. Вильна, 1912.
Савушкина 1988 — Савушкина Н.И. Русская народная драма. Художественное своеобразие. М., 1988.
Селиванов 1884 — Селиванов А. Вертеп в Купянском уезде Харьковской губернии // Киевская старина, №3. 1884. С. 512—515.
Федас 1987 — Федас Й.Ю. Український народний вертеп. (У дослидженнях XIX—XX ст.). Київ, 1987.
Франко 1806 — Франко I. До iсторii Украiнського вертепа XVIII в. Львiв, 1806. С. 133—140.
Фрейденберг 1978 — Фрейденберг О.М. Семантика архитектуры вертепного театра // Декоративное искусство, №2. 1978. С. 41—44.
Чалый 1889 — Чалый М.К. Воспоминания // Киевская старина, январь. 1889. С. 26—40.
Шейн 1902 — Шейн П.В. Материалы для изучения быта и языка русского населения северо-западного края. Т. 3. СПб., 1902.
Щукин 1860 — Щукин Н. Вертеп // Вестник Имп. Русск. Географ. общ., 1860, ч. 29, кн. 7, разн.5. С. 25—35.
Юрковский 1997 — Юрковский Х. Рождественская тема в театре кукол. Доклад на симпозиуме в Луцке // КукАрт. 1997. № 6. С. 9—13.

Список литературы

Александрия 1965 - Александрия. Роман об Александре Македонском по рукописи 15 века /Изд. подготовили М.Н. Ботвинник, Я.С. Лурье, О.В. Творогов. М.; Л.
Архимович 1976 - Архимович Л.Б. Старинный музыкальный театр Украины //Новые черты в русской литературе и искусстве 17- начала 18 веков. М.
Барышев 1957 - Барышев Г.И. Художественное оформление белорусского кукольного театра батлейки // Белорусское искусство. Сб. статей  и материалов. Минск. С. 79-96.
Барышев, Санников 1962 - Барышаў  Г.I. Саннiкаў А.К. Беларуски народны тэатр "батлейка". Мiнск.
Белорусский фольклор 1970 - Беларускi фальклор. Хрэстаматыя. Мiнск.
Бессонов 1864 - Бессонов П. Калеки /калики - нищие странники и певцы Христа - Д.М./ перехожие. Вып. 1-6. М.
Богатырев 1971 - Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. М.
Бусева-Давыдова 1994 - Бусева-Давыдова И.Л. Толкование на Литургию и представления о символике храма в Древней Руси // Восточнохристианский храм. Литургия и искусство. Спб. С. 197- 203.
Буслаев 1997 - Буслаев Ф. О русской иконе. Общие понятия о русской иконописи. М., 1997.
Бядуля 1922 - Бядуля Змитрок. Бэтлейка ( З нарысаў на гiсторыi бел. тэатру) // Вестник народного комиссариата просвещения, № 3-4. Минск. С. 5-8. - в "Белорусском отделе".
Вилинский 1911 - Вилинский С.Г. Житие св. Василия Нового в рус. литературе. Ч. 2. Одесса.
Виноградов 1905 - Виноградов Н.Н. Великорусский вертеп //  Известия отделения русского языка и словесности императорской Академии Наук, т. 10, кн. 3. С. 360-382.
Виноградов 1906 - Виноградов Н.Н. Великорусский вертеп. Спб.
Виноградов 1908 - Виноградов Н.Н. Белорусский вертеп. Спб.
Виноградова 1982 - Виноградова Л.Н. Зимняя календарная поэзия зап. и вост. славян. Генезис и типология колядования. М.
Волошин 1960 - Волошiн I.О. Джерела народного театру на Українi. Київ.
Всеволодский-Гернгросс 1959 - Всеволодский-Гернгросс В.Н. Русская устная народная драма. М.
Галаган 1882 - Галаган Г. Малорусский вертеп // Киевская старина, 10. С.1-38.
Гусев 1972 - Гусев В.Е. Взаимосвязь русской вертепной драмы с белорусской и украинской // Славянский фольклор. М. С. 303-311.
Гусев 1974 - Гусев В.Е. От обряда к народному театру. ( Эволюция святочных игр в покойника) // Фольклор и этнография. ( Обряды и обрядовый фольклор). Л. С. 49-59.
Давидова 1996 - Давидова М.Г. Мотивы рождественской вертепной драмы, связанные с Иоанном Крестителем // Живая старина, №4 (12). С.24-26.
Ивлева 1974 - Ивлева Л.М. Обряд. Игра. Театр. ( К проблеме типологии игровых явлений) // Народный театр / ред. В.Е. Гусев. Л.
Ивлева 1985 - Ивлева Л.М. Дотеатрально-игровой язык русского фольклора: проблемы теории и типологии. Автореферат... канд. искуствоведения. Л.
Ивлева 1990 - Ивлева Л.М. Маска в системе ряжения: игровой и мифологический аспекты //Зрелищно-игровые формы народной культуры. Сб. научных статей. Сер. "Фольклор и фольклористика". Л.
Ивлева 1994 - Ивлева Л.М. Ряжение в русской традиционной культуре. Спб.
Изопольский 1843 - Izopolski E. Dramat wertepowy o s'merci // Athenaeum, Wilno , №3. С. 65-66.
Икона - Икона: Секреты ремесла. М.
Карский 1922 - Карский Е.Ф. Белорусы. Т. 3. Очерки словесности белорусского племени. В. 3. Художественная литература на народном языке. Петроград. С. 117.
Козлов, Цитов 1993 - Казлов Л. Цiтоў А. Беларусь на сямi рубяжах. Мiнск.
Копаневич 1896 - Копаневич И.К. Рождественские Святки и сопровождающие их народные игры и развлечения в Псковской губернии. Псков.
Кулжинский 1873 - Кулжинский Г. Бетлейки // Душеполезное чтение, декабрь, т.3. С. 442-450.
Лихачев, Панченко, Понырко 1984 - Лихачев Д.С. Панченко А.М. Понырко И.В. Смех в Древней Руси. Л.
Малинка 1897 - Малинка А.М. К истории народного театра. Живой вертеп А.Н. Малинки // Этнографическое обозрение, №4. С. 37-56.
Мальцев 1989 - Мальцев Г.И. Традиционные формулы русской необрядовой лирики. (Исследование по эстетики устно-поэтического канона).Л.
Маркевич 1860 - Маркевич Н.А. Обычаи, поверья, кухня и напитки малороссиян. Киев.
Марковский 1929 - Марковський Е. Український вертеп. Київ.
Народный театр 1991 - Народный театр. М. /Изд. подготовили А.Ф. Некрылова, Н.И. Савушкина. М.
Некрылова 1988 - Некрылова А.Ф. Русские народные праздники, увеселения и зрелища к. 18 - нач. 19 вв. М.
Некрылова, Гусев 1983 - Некрылова А.Ф. Гусев В.Е. Русский народный кукольный театр. Л.
Ошуркевич 1996 - Ошуркевич О. Рiздвяний вертеп на Волинi. Луцьк.
Памятники 1994 - Памятники литературы Древней Руси. 17 век. Книга третья. М.
Перетц 1909 - Перетц В.Н.  К истории польского и русского театров // Изв. отд. рус. яз. и словесн. импер. АН, 1909, т. 14, кн. 1. С. 125-159.
Петров 1882 - Петров Н. И. Старинный южно-русский театр и в частности вертеп // Киевская старина, 12. С. 438-480.
Петров 1911 - Петров Н.И. Очерки из истории украинской литературы 17-18 вв. Киевская искусственная литература преимущественно драматическая. Киев.
Полевой 1840 - Полевой Н.А. Мои воспоминания о русском театре и русской драматургии // Репертуар, кн. 2 (февраль). С. 2-3.
Пропп 1963 - Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. Л.
Путилов 1988 - Путилов Б.Н. Героический эпос и действительность. Л.
Путилов 1997 - Путилов Б.Н. Эпическое сказительство. Типология и этническая специфика. М.
Ранняя драматургия 1974 - Ранняя русская драматургия 17- перв. пол. 18 в. Пьесы школьных театров Москвы. М.
Ранняя драматургия 1975 - Ранняя русская драматургия 17- перв. пол. 18в. Пьесы столичных и провинциальных театров перв. пол. 18 в. М.
Ранняя драматургия 1976 - Ранняя русская драматургия 17 - первая половина 18 в. Пьесы любительских театров. М.
Резанов 1910 - Резанов В.И. Из истории русской драмы. Школьные действа 17-18 вв. и театр иезуитов. М.
Ровинский 1881 (1) - Ровинский Д.А. Русские народные картинки. Атлас. Т. 3. Притчи и духовные листы. СПб.
Ровинский 1881 (2) - Ровинский Д.А. Русские народные картинки. Кн.3. Притчи и духовные листы. СПб.
Ровинский 1818 (3) - Ровинский Д.А. Русские народные картинки. Кн.2. Листы исторические,  календари и буквари. Спб.
Романов 1898 - Романов Е.Р. Могилевская старина.  (Вертепное действо) //Могилевские губернские ведомости, № 45-46, 49-52, часть неофиц.
Романов 1891 - Романов Е.Р. Белорусский сборник. Вып. 5. Заговоры , апокрифы и духовные стихи. Витебск.
Романов 1912 - Романов Е.Р. Белорусский сборник. Вып. 8. Быт белорусса. Вильна.
Савельева 1985 - Савельева О.А. "Плач Адама". Круг источников и литературная семья памятника // Памятники литературы и общественной мысли эпохи феодализма. Новосибирск. С. 164-182.
Савушкина 1988 - Савушкина Н.И. Русская народная драма. Художественное своеобразие. М.
Селиванов 1884 - Селиванов А. Вертеп в Купянском уезде Харьковской губернии // Киевская старина, №3. С. 512-515.
Сергеев 1971 - Сергеев В.Н. Духовный стих "Плач Адама" на иконе //Труды отдела древнерусской литературы Института русской литературы (Пушкинский дом) Академии наук СССР. Т. 26. Л. С. 280-286.
Служба 1993 - Служба Великого Пятка и Великой Субботы Страстной седмицы. Спб.
Современная баллада 1996 - Современная баллада и жестокий романс. /сост. С.Б. Адоньева, Н.М. Герасимова. Спб.
Стихи духовные 1991 - Стихи духовные. М.
Тарнавский 1883 - Тарнавский А. Вертеп в Духовщине // Киевская старина, март. С.659-667.
Титова 1987 - Титова Л.В. "Беседа отца с сыном о женской злобе". Исследования и публикация текстов. Новосибирск.
Тихонравов 1874 -  Тихонравов Н.С. Русские драматические произведения 1672-1725 гг. Т. 1. Спб.
Триодь 1974 - Триодь постная. Ч.1. М.
Федас 1987 - Федас Й.Ю. Український народний вертеп. (У дослидженнях 19-20 ст.). Київ.
Фольклорный театр 1988 - Фольклорный театр /Изд. подготовили А.Ф. Некрылова, Н.И. Савушкина. М.
Франко 1806 - Франко I. До iсторii Украiнського вертепа 18 в. Львiв. С. 133-140.
Фрейденберг 1978 - Фрейденберг О.М. Семантика архитектуры вертепного театра // Декоративное искусство , №2. С. 41-44.
Харламов 1911 - Харламов М. К истории русского театра // Филологич. зап., 1911, вып. 5. С. 753-761.
Чалый 1889 - Чалый М.К. Воспоминания // Киевская старина, январь. С. 26-40.
Шейн 1902 - Шейн П.В. Материалы для изучения быта и языка русского населения северо-западного края. Т. 3. Спб.
Щукин 1860 - Щукин Н. Вертеп // Вестник Имп. Русск. Географ. общ., 1860, ч. 29, кн. 7, разн.5. С. 25-35.
Юрковский 1997 - Юрковский Х. Рождественская тема в театре кукол. Доклад на симпозиуме в луцке //КукАрт, № 6. С. 9-13.


Страница 3 - 3 из 3
Начало | Пред. | 1 2 3 | След. | Конец | Все

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру