Икона и проповедь

Приведем отрывки из проповедей прп. Иоанна Дамаскина (VIII в.), свт. Кирилла Туровского (XII в.), и св.прав. Иоанна Кронштадтского (XIX в.).
 
Прп. Иоанн Дамаскин в "Слове на Успение Пресвятой Богородицы" пишет: "Ныне умственная одушевленная Лестница, спустившись по которой Вышний явился на земле и обращался между людьми (Вар3:38),  воспользовалась смертью как лестницей и взошла от земли на Небо. Ныне земная трапеза, неискусобрачная носившая Небесный Хлеб Жизни, уголь Божества, была взята от земли на Небо, и врата Небесные встретились с вратами Божими, обращенными лицом на Восток (Иез.44:1). Сегодня одушевленный град Божий преставляется из земного Иерусалима в Иерусалим Небесный; Та, которая Рожденного прежде всякой твари (Кол,1:15),  Единородного от Отца родила из Себя первенцем и единородным, водворяется в Церкви первенцев  (Евр.12:23) — Ковчег Господа, одушевленный и умственный, переносится в покой Сыновный...

Возведите очи ваши, люди Божии, возведите очи ваши! Вот в Сионе ковчег Господа сил, и апостолы телесно предстали пред ним, погребая живоначальное и богоприемное тело. Его окружают невещественные и невидимые Ангелы, в страхе, подобно рабам, предстоя Матери Господа своего. Присутствует здесь Сам Господь Вседержитель, вездесущий и все наполняющий, все объемлющий и ничем не объемлемый...

Придите, отыдем все умственно с Отходящей. Придите, с жаром сердечным спустимся вместе со Спускающейся ко гробу. Встанем вокруг священного одра. Воспоем священные песнопения, начав их такими словами: Радуйся, благодатная, Господь с Тобою (Лк.1:28).

Придите, обступим этот чистейший гроб и почерпаем от него Божественной благодати. Придите, подымем руками души приснодевственное тело, войдем с ним внутрь гроба и умрем вместе с ним, то есть умрем для телесных страстей, чтобы жить жизнью бесстрастной и непорочной. Услышим божественные песнопения, раздающиеся из невещественных ангельских уст. Войдем же, поклонившись, и узнаем необычайную тайну, как тело Богоматери было отнято у земли, вознесено и взято на Небо, как Она предстоит Сыну превыше всех Ангельских Чинов, — и нет никакой преграды между Матери и Сыном".

Отметим несколько наиболее важных моментов в этой проповеди. Во-первых, прп. Иоанн дает слушателем представление о роли Богоматери в спасении человека, истолковывая эту роль в плане антиномичного двуединства: Она умственная и вместе с тем реальная одушевленная лестница, по которой спустился Спаситель. Во-вторых, и само преставление Богородицы прп. Иоанн объясняет в антиномичном двуединстве земного и небесного: смерть — только лестница, по которой Богоматерь (и так будет с каждым верующим) поднялась с земли на Небо. В-третьих, прп. Иоанн призывает слушателей зрительно ("возведите очи ваши") представить себе момент Успения; причем, он описывает это событие по иконе Успения Божией Матери, отмечая именно те детали, которые составляют основу иконографии Успения. В-четвертых, он призывает не просто представить себе событие, возвести к нему "мысленные очи", но предельно актуализировать его: "Придите... встанем вокруг священного одра". Событие Успения переносится в план настоящего, оно совершается сейчас в литургическом богослужении, в проповеди — в эонотопосе. В-пятых, прп. Иоанн указывает на практическую цель участия в Успении — оно необходимо, чтобы верующий умер для страстей, чтобы мог жить жизнью бесстрастной и непорочной. Практическая повседневная жизнь христианина также переводится в иконичный план: борьба против страстей, искушений, против зла в себе и в мире начинается в эонтопосе храмового богослужения, ведь именно оно дает человеку примеры, образцы, синергийные "иконы" этой борьбы и божественную силу для успешного ведения "невидимой миру брани". Такова проповедь прп. Иоанна Дамаскина, в которой сочетаются догматические, вероучительные, дидактические и иконографические мотивы, объединенные известными приемами византийского красноречия.

Другой пример — из Древней Руси, тема — Вознесение. "Приди нынче духом, священный пророк Захария, начало слову дай нам от своих прорицаний о вознесении на небеса Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа... Ведь не творцы мы словам своим, но следуем пророческим и апостольским глаголам, которые свидетельствуют о Боге живом; в них же Дух Святой так написать повелел...

Поднимемся же и мы ныне, братья, в уме своем на гору Елеонскую и представим мысленно все преславное совершившееся на ней. На ту гору сам Христос Бог наш теперь пришел и всех святых чины там собрались: соборы праотцев, множество патриархов, полки пророков, лики апостолов и толпы верующих с семьюдесятью ученикам Христа... Там ныне ангельские силы и архангельские воинства: одни на крыльях ветра приносят облака для поднятия от земли Христа, Бога нашего, другие Ему престол херувимский готовят. Бог Отец ждет того, кого прежде имел в Своем лоне. Дух же Святой повелевает всем ангелам Его: "Поднимите врата небесные, пусть войдет Царь славы!... И потому для нас этот праздник других праздников важнее и эта гора святее Синайской горы. Ибо на ту сошел он невидимо, а на этой явственно показался...

Да поистине сей праздник полон радости и веселья! Радость на небесах благодаря вознесению Христа к Отцу; и на земле веселие всей твари благодаря воскресению из истления.

Поэтому и мы, братя, придем и возрадуемся Господу, восшедшему на небо небесное на востоке, сидящему справа от Отца своего поклонимся, принявшему всю власть на небе и на земле помолимся, царствующему с Отцом принесем веру, как дары, да не явимся перед ним с пустыми руками в день праздника, да примем Божию благодать...

Придем и мы, братья, в святую Церковь, возвеличим Христа, Бога нашего, давшего нам жизнь, прославим и обещавшего нам по смерти Небесное Царство, вознесем все вместе Имя Его, да ниспошлет и нам Пресвятой Свой Дух...".

В проповеди свт. Кирилла Туровского можно выделить все те пять особенностей, которые имеются у прп. Иоанна Дамаскина, вплоть до того, что описание события в своей основе также следует за иконой праздника, обогащая его лишь деталями. Но у свт. Кирилла Туровского можно найти еще две важные особенности. Во-первых, он взывает о духовной помощи к Захарии, пророческие слова которого были написаны по велению Святого Духа; святитель просит себе помощи как проповеднику. Тем самым свт. Кирилл как бы сопоставляет пророческое и проповедническое служение, даже приравнивает одно к другому. Во-вторых, проводя параллель между Синайской горой и Елеонской, свт. Кирилл сравнивает два иконотопоса, ветхозаветный и новозаветный, первый из которых является прообразом второго, что мы видели в ирмосах канонов. И Успение Богоматери у прп. Иоанна Дамаскина, и Вознесение Господне у свт. Кирилла Туровского изображаются, вслед за тропарями и кондаками праздников, как вневременные и внепространственные события, совершающиеся "ныне", во время богослужения, в момент проповеди в эонотопосе храма.

Последний пример — из проповеди св. прав. Иоанна Кронштадтского в день Покрова Божией Матери: "Дева днесь предстоит в церкви и с лики святых невидимо за ны молится Богу. Этим кратким стихом священной песни св. Церковь прославляет чудесное и всерадостное событие, совершившееся 900 лет назад в Константинополе, тогда еще православной столице греческой, во Влахернском соборном храме, во время всенощного бдения на день воскресный, когда предстояли в нем царь Лев и царица с синклитом и множество народа. Город был окружен неприятельским войском и был в самом незавидном положении. Все, бывшие в церкви, горячо молились. Взору избранников Божиих — Христа ради юродивого Андрея, мужа чудной святости, и Епифания, ученика его — под сводами храма явилась Божия Матерь, окруженная ликами пророков, апостолов и мучеников и ангельскими силами с светящимся в руках Ее омофором, коим Она молебно простирая Свои руки к Богу за народ, покрывала его и защищала, а врагов прогнала от стен столицы и спасла ее от разгрома и расхищения.

Возлюбленные братья и сестры, в храме сем предстоящие и молящиеся! Воображаете ли вы, веруете ли, чувствуете ли, что и теперь с нами предстоит в церкви невидимо Матерь Божия с ликами св. Ангел и св. угодников Божиих и за всех нас молится Богу? Это действительно так и есть и бывает, особенно при усердной общественной молитве...

Возлюбленные братья и сестры! Во всяком храме православном вашему взору представляются прежде всего: иконы Христа Спасителя — главы Церкви; затем видите в иконостасе лик Божией Матери, — Начальницы мысленного здания церковного; на северных и южных дверях — Архангелов Михаила и Гавриила; в иконостасе и на царских дверях — св. апостолов и евангелистов, затем — пророков, мучеников, святителей, преподобных и праведных и всяких святых... Вы видите в храме всю Церковь небесную. Церковь есть небо на земле, в ней непрестанное общение с Господом, Богоматерью и всеми святыми в молитвах и славословиях; нигде столь явно и скоро не приходит к нам небесная помощь и спасение, как в Церкви...".

Проповедь св. прав. Иоанна Кронштадтского отличается тем, что она особенно тесно связана с иконой, с иконографией. Она состоит из трех частей, в каждой из которых своя тема. Вначале св. Иоанн говорит об историческом событии, после которого был установлен праздник. Причем уже в этой части он описывает событие по иконе Покрова Пресвятой Богородицы, указывая точное место случившегося и называя всех, кто изображен на иконе: царь, царица, синклит, народ, прп. Андрей юродивый, его ученик Епифаний, а в верху иконы — держащая в руках омофор Богородица с пророками, апостолами, мучениками и ангельскими силами. Во второй части св. Иоанн, как прежде прп. Иоанн Дамаскин и свт. Кирилл, призывает предстоящих со всей искренностью уверовать, что Богородица, как в день события, так и в данный момент, невидимо присутствует в храме. И для того чтобы в полной мере стало реальным такое присутствие, нужна только соборная молитва. Третья часть является настоящим гимном иконостасу, иконному украшению храма и двуединству земной и небесной Церкви. Церковь небесная — невидима, но икона делает ее видимой, являет ее и тем самым икона объединяет земную и небесную Церковь в соборное антиномичное двуединство эонотопоса. И все три отрывка объединяет предельный реализм в понимании задач православной проповеди, включенной в церковное богослужение.

Итак, проповедь испытала на себе заметное влияние иконы; между ними существует как внешняя (влияние иконографии на содержание и композицию проповеди), так и внутренняя (богочеловеческий реализм, литургийность, соборность, синергийность, иконичность проповеди) взаимосвязь. Икона же, в свою очередь, выступает как эстетическая невербальная проповедь. Сравнение иконы и проповеди подтверждает идею соборного единения искусств, воплощенного в православном богослужении, важными элементами которого являются на первый взгляд трудно сопоставимые между собой, проповедь и икона.

В начале христианской проповеди в Новом Завете, мы встречаемся с двумя ее главными типами: а) проповедь как свидетельство о явлении Спасителя, б) проповедь как изложение и объяснение учения. Первый тип проповеди связан с самим явлением и всей земной жизнью Иисуса Христа до Вознесения. Она призывает покаяться, обратиться к Спасителю, исповедовать Его Сыном Божиим, принять Его как Истину, уверовать в Него сердцем. Этот вид прповеди в огромной мере основывается на личности проповедника: пламя его собственной веры, свидетельский подвиг жизни важнее ораторского искусства. Поэтому апостол Павел утверждал: "...И проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы" (1Кор. 11:4). Эта проповедь-призыв опережает непосредственное и детальное знакомство с учением. Второй тип проповеди – изложение и объяснение учения. Здесь личность проповедника также играет важную роль, но определяющее значение приобретает умение просто, ясно, убедительно объяснить самые глубокие богословские истины; и здесь, конечно, ораторское искусство необходимо.

Сноски:

1. В Новом Завете мы встречаемся еще с двумя видами проповеди: пророчество, о котором говорит апостол Павел (Рим.12:6; 1Кор.12:10,13:2,14:1 и др.), и глоссолалия, которую человек получает внезапно при сошествии на него Святого Духа как дар говорить, проповедовать на неизвестных ему языках (описана в "Деяниях святых апостолов" — Деян.2:5-12;10:44-46;19:6). Этих двух видов проповеди мы не будем касаться.
2. При этом апостол и евангелист Матфей описывает эту особенность проповеди Христовой как сбывшееся пророчество Ветхого Завета (см.Псл.78:2).
3. Взаимоотношение между двумя видами проповеди здесь такое же, как между иконой и картиной. Картина только изображает, например, святого, она лишена подлинного богочеловеческого реализма, икона же не только изображает святого, но и являет его. Икона это также "свидетельство с удостоверением": свидетельство — это реальное присутствие святого на своей иконе, а удостоверение — чудеса, которые истекают от прославленных чудотворных икон по вере просящих и молящихся.
4. Для сравнения приведем определение проповеди, данное видным протестантским теологом Ф.Шлейермахером (1768-1834).  Итак, проповедь — это "акт художественного словесного представления или воспроизведения содержания личного миросозерцания проповедника перед слушателями, обладающими тем же содержанием". Не в качестве критики, но как резюме, отметим: 1) проповедь есть представление, 2) представление это художественное и словесное, 3) оно воспроизводит личное миросозерцание проповедника. Как видим, расхождения с православным пониманием проповеди — принципиальны.
5. В 58-ом Правиле подчеркивается, что епископ или священник должен учить "благочестию". 64-е Правило напоминает мирянину, что он не принял "благодать оучительскаго слова", а поэтому ему не подобает "пред народом произносити слово или оучити".
6. В исключительных случаях по дозволению местного епископа разрешалось проповедовать в храме и мирянам, которые были известны своими выдающимися проповедническими способностями (назовем только Оригена в III веке и свт. Филарета Московского в XIX веке). Естественно, в качестве необходимой подготовки дозволялось проповедовать в храме и лицам, собиравшимся посвятить себя пастырскому священническому служению.
7. Не случайно в первые века иконопочитания икону называли "книгой для неграмотных", ведь настенные росписи, мозаики, иконы давали верующим наглядное представление о наиболее важных событиях Ветхого и Нового Завета. На VII Вселенском Соборе было отмечено: "Чтение иногда и перестает звучать в честных храмах, а живописные изображения и вечером, и утром, и в полдень постоянно повествуют и проповедуют нам об истинных событиях".
8. Характерно, что в эпоху заката русской иконописи наблюдается обратный процесс: после богословского и художественного шедевра прп. Андрея Рублева на иконах Пресвятой Троицы опять начинают появляться и многочисленные предметы на столе, и Авраам с женой, и слуга. На основании этого явления расцвет иконописи можно трактовать как развитие от исторического, повествовательного жанра к догматическому, а закат — как движение вспять, как оплотянение духовной сущности иконы, возрастание информативного, повествовательного, исторического и даже бытового начал в иконе и естественнное снижение ее проповеднического, догматического значения и, вследствие этого, эстетической. 

 


Страница 2 - 2 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец | Все

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру