Общие вопросы изучения готического стиля

Географический ареал, временные рамки, периодизация готического стиля и методы его изучения

Движение Божественного Света, таким образом, представляет собой движение Создателя к Творению, процесс же просвещения и восприятия этого света – ответное движение Творения к Создателю. В частном случае, эти процессы иллюстрируется просвещением человеческой Души в результате воздействия "света" веры, знания, праведной жизни и неустанной работы духа.

Эти идеи могут быть проиллюстрированы с помощью одного из основных принципов готической архитектуры, сформулированном Г.Янтценом - "принципа диафанной структуры"80. Вне зависимости от того, какую из общепринятых концепций - Град Небесный, Небесный Иерусалим, Универсум, Тело Христа и др. - олицетворяет церковное здание, структура его стены в виде фона и наложенной на него своеобразной узорной "решетки" (принцип диафании), постепенно растворяющейся, по мере возвышения, в свете витражей, буквально демонстрирует принцип частичного поглощения и отражения света и постепенного изменения структуры материи, уменьшения ее плотности по мере перехода от "вещественного" к "невещественному" и наоборот.

Снаружи готического хора - этот эффект особенно ярко иллюстрируется системой аркбутанов, создающих "призрачную", полупроницаемую границу между храмом и внешним миром, демонстрируя, таким образом, их взаимопроникновение. Со стороны фасадов он достигает кульминации в стремлении к "текстурности" узора стены в позднеготический период; в интерьере готические стены "кажутся прозрачными, неосязаемыми, люминесцентными, как золотой фон в средневековой живописи"81, мы видим, как степень прозрачности этих стен уменьшается сверху вниз: от прозрачных витражных стекол клеристория, цветовая гамма которых уже акцентирует мистический характер Света, к аркадам нижнего яруса, открывающимся в боковые приделы. Это вполне соответствует вышеприведенной концепции нисхождения Света (невещественного Cвета - божественного и вещественного - как его отражения на земном плане) в материю, выраженной в тексте ПсевдоДионисия Ареопагита. (Свет распространяется как бы через сито, решето, частично проходя через него, а частично поглощаясь. Такой "решеткой" может быть каждый иерархический слой в целом и отдельный объект в частности.)

В данном случае, мы рассмотрели только один пример - как сочетаются в готическом здании "принцип диафанной структуры" Янтцена и псевдодионисиевские представления о распространении света. "Диафанная структура", выделенная Янтценом как основная характеристика готической стены, может быть воспринята как материальное выражение псевдодионисиевской концепции. При этом, следует отметить, что ни Э. Панофский, ни Г. Янтцен не ставили перед собой задачи связать эти принципы, и каждый из них, внес свой независимый вклад в понимание готической архитектуры, однако, и распространение света и "прозрачная" структура, и строгая упорядоченность готического храма являются неотъемлимыми его свойствами, которые нашим современникам приходится заново открывать и объяснять, ища соответствие между материальным воплощением и теологическими текстами. А вот насколько все эти символические соответствия были сознательно реализованы создателями готических храмов, и какого рода источники вдохновляли на самом деле аббата Сен-Дени, – этот вопрос пока еще остается дискуссионным.

Примечания:

1. По словам Л.Гродецкого "площадь готики объединяет Британские острова и Скандинавию, Нидерланды и Францию, государства Германской Империи и страны, которые от нее зависели, политически или культурно, то есть Богемию, Польшу, побережье Балтийского моря, обращенные в христианство военными орденами и Венгрией, затем, на Средиземном море, на Иберийском полуострове, в Италии, на восточном берегу Адриатики, и, наконец, в латинских "колониях" в Греции и в Малой Азии. Можем считать незначительными для истории искусств запоздалые попытки внедрения готики на колониальных территориях португальцев и испанцев, в Африке или в Америке". См. Grodecki L. Architecture Gothique …pp.14-15.
2. Frankl.P. Gothic Architecture …, p.70; Вклад Веттера (Johannes Wetter - (1806-1897) в понимание природы готического стиля обсуждается в работе Франкля: Frankl P., The Gothic. Literary Sourses and Interpretation through Eight Centuries. Princeton,1960, p. 525-529, and Appendix 29, pp.870-871.
3. Frankl P. Gothic Architecture…, pр.41-48.
4. Значение Сен-Дени как первого здания раннего Готического стиля было сначала признано в 1806 Даллавеем (Dallaway), и в 1809 Уиттингтоном (Whittington), затем снова в 1843 Мертенсом, и независимо, в то же самое время, Кюглером и Шнаазе. См. об этом: Frankl P. The Gothic. Literary Sourses and Interpretation through Eight Centuries. Princeton, 1960, р.531.
5. Frankl P. Gothic Architecture …, pр. 41-50, 51-66.
6. Л.Гродецкий (Grodecki L. Architecture Gothique…) также рассматривает процесс подготовки готической архитектуры в главе "Les origines", pp.21-24.
7. Точная датировка всех ранних реберных сводов невозможна.
8. Крестовый свод в хоре Сент-Трините был запланирован в 1090-х и выполнен в 1120-х.
9. Bony J., French Gothic Architecture of the 12th and 13th Centuries, London, 1983. (Далее Bony J…., 1983)
10. Термин "мурбутан" не принят в отечественной литературе. Под мурбутанами (murs boutants-фр.) понимается особый тип укрепления стены, скрытая система поддержки сводов, которая активно использовалась строителями двенадцатого века. Она, обычно имела форму арки, и располагалась между сводами боковых нефов и крышей. Сначала она занимала приблизительно половину ширины свода (собор в Лане), но с 1160 года их стали расширять так, чтобы был возможен проход. Подробнее см. об этом Bony J…. 1983, рp.126-131.
11. Wilson C., The Gothic cathedral. The Architecture of the Great Church 1130-1530., London, 1990 (переиздания- 1992, 2000,2004)
12. Соборы Шартра, Реймса, Амьена, Буржа, и хор собора Суассона.
13. Термин "перпендикулярный" был введен Томасом Рикманом в 1817 и распространялся на период с 1350-1530 г.г., однако, по-мнению Франкля, перпендикулярный стиль возник в 1292 году (первый период строительства капеллы Св.Стефана в Вестминстере) одновременно с "криволинейным" ("криволинейность и декоративные своды основные черты декоративного("украшенного") стиля", как пишет Франкль), так как истоки обоих стилей он, также как и Бони, видит в капелле св. Стефана. (Frankl. P. Gothic Architecture …р.194; Crossley P. "Frankl’s Text: Its Achievement and Significance" //Frankl P. Gothic Architecture (revised by P.Crossley), Yale University Press, 2000, вст. статья к монографии, (далее Crossley P. "Frankl’s Text…), p.18; Bony, J. The English Decorated Style. Gothic Architecture Transformed 1250-1350. Oxford, 1979.; Wilson C., The Gothic cathedral. The Architecture of the Great Church 1130-1530., Thames and Hudson, New-York, 2004, pp.192-224 - (Далее Wilson C…., 2004)
14. Grodecki L. Architecture Gothique…, р. 21.; Об истории и значении нервюры и крестового свода пишет также в своей монографии П.Франкль. (Frankl P. Gothic Architecture…рp.41-66)
15. См. об этом:Grodecki L. Architecture Gothique…, рp.21-22
16. Grodecki L. Architecture Gothique…, pр. 21-24
17. Там же
18. Grodecki L. Architecture Gothique …,р. 23
19. Grodecki.L. Architecture Gothique…pр.7-8.
20. Это представление весьма характерно также для теологии XII века, в частности для Гуго Сен-Викторского.
21. Jantzen H., High Gothic. The classic Cathedrals of Chartres, Reims, Amiens, Princeton, New Jersey, 1984. р.71 (Далее Jantzen H. High Gothic…)
22. Там же…;
23. Grodecki.L. Architecture Gothique….р.8.
24. Там же…
25. "Парциальность"- "частичность, неполнота" здесь понимается как качество, отражающее тот факт, что целое представляет собой совокупность взаимозависимых частей, каждая частица рассматривается в контексте целого, без которого она не может существовать, целое в свою очередь, представляет собой нераздельное единство этих частей.
26. Аддитивность (лат. addere - добавлять) – "понятие, посредством которого обозначается нечто суммативное, не образующее органической цельности".(С.Ю. Солодовников Новейший философский словарь, www.ubrus.org) Под "аддитивностью" - в данном случае понимается совокупность независимых частей, образующих целое простым сложением, но при этом каждый компонент "суммы" является изолированным, независимым и самодостаточным.
27. Принцип диафании (прозрачности), введенный Янтценом для характеристики готического собора, описывает структуру его стены в виде фона и наложенной на него своеобразной узорной "решетки". Подробнее об этом см. Jantzen H., High Gothic… р.74. Эта терминология коррелирует с представлением о "готическом архитектурном рельефе" П. Франкля.(Frankl. P. Gothic Architecture…, р.70), которое также касается устройства стены готического собора, снаружи и внутри, имеющей тенденцию к "растворению", в противовес "романскому рельефу", где масса стены всегда доминирует.
Под "балдахинной системой" понимается своеобразное разделение пространства готического собора, когда свод здания рассматривается как совокупность балдахинов, поддерживаемых колоннами. Понятие это было введено Г.Зедльмайром для юстиниановской архитектуры, но впоследствии было применено к архитектуре Средневековья.
28. Панофский Э. "Иконография и иконология: введение в изучение искусства ренессанса"//Смысл и толкование изобразительного искусства, Санкт-Петербург,1999.
29. Simson Otto von. The gothic cathedral. Origins of Gothic architecture and the mediеval concept of order, Londres, 1956. (1962,1974, 1984,1988, 1989- переиздания) (Далее Simson O.von, …,1989)
30. Панофский Э. "Готическая архитектура и схоластика", Санкт-Петербург, 2004
31. Sedlmayr H., Die Entstebung der Kathedrale, Zurich, 1950. (Далее Sedlmayr H.,1950)
32. Grodecki.L. Architecture Gothique….pр.8-12
33. Там же…
34. Готика. Архитектура. Скульптура. Живопись. Под ред. Р. Томана, Олденбург, 2000.
35. В данном отрывке речь идет о следующих фундаментальных работах Франкля: Frankl P., The Gothic. Literary Sourses and Interpretation through Eight Centuries. Princeton,1960; Frankl P. Gothic Architecture. (Pelican History of Art), Harmond-worth, 1962.
36. Crossley P. "Frankl’s Text…, pp. 7-31.
37. Там же…
38. Там же…
39. Frankl P. Gothic Architecture…2000, р.49.
40. Там же …pр.41-50
41. Там же …pр.277-278
42. Там же…р.288
43. Там же…
44. Вопрос о формах, наделенных определенным богословским смыслом рассматривается также и другими исследователями (Янтцен, Симсон и др.) и восходит, прежде всего, к текстам средневековых теологов, например, создатель первого готического храма аббат Сугерий видел в колоннах – опорах его "нового хора" аналогию с 12 апостолами, на которых опирается Церковь Христова.
45. Drost W. Romanische und gotische Baukunst, Postdam,1944 (далее Drost W. …, 1944)
46. Дрост ставит вопрос: если Готический стиль соответствует схоластике, то, какая философия соответствует романскому стилю?- Он считает, что это должна быть философия одиннадцатого столетия, и аналогия с романским стилем должна поэтому разыскиваться в работах Ансельма Кентерберийского (1033-1109).- см. Drost W. …, p.5.
47. Существует точка зрения, что в романский период наибольшее влияние на теологов оказывали труды Платона, а в готическую эпоху - Аристотеля. Об этом см. Chenu M.-D. Nature, man and society in the twelfth century.(Essays on New Theological perspectives in the Latin West.) Toronto, Buffalo, London, 1997, рр.49-98; , Simson O.von, …,1989).
48. Ансельм Кентерберийский (1033-1109), один из Учителей Церкви, архиепископ Миланский, философ и богослов, представитель ранней схоластики, утверждавший, что вера должна быть выше разума ("верить, чтобы понимать"), развил онтологическое доказательство бытия Бога.
49. Frankl P. Gothic Architecture…pр.295-297
50. 'Сущность' каждого здания раскрыта только, когда его положение разъяснено 'на лестнице развития' - пишет Франкль - Frankl P. Gothic Architecture… p. 90.
51. Франкль использует модель колеса, которая показывает, что многие близкие культурные явления (религия, искусство, архитектура, политика, экономика, социальная история – спицы колеса), связаны между собой через один общий корень в центре (Дух времени или Volksgeist)- об этом см. Crossley P. "Frankl’s Text... pр.20-22.
52. В данном случае речь идет о недооценке Франклем роли патрона в создании готического храма.
53. Sedlmayr H. ...1950.
54. Simson O.von, …,1989.
55. Gesamt-целое; kunstwerk - художественное произведение-( нем.)
56. Crossley P. "Frankl’s Text…, р.24
57. Sedlmayr Н. …, 1950.
58. Panofsky E. Abbot Suger…; Э. Панофский "Аббат Сюжер и аббатство Сен-Дени" в кн. Богословие в культуре средневековья", Киев, 1992.
59. ПсевдоДионисий Ареопагит - автор сочинения "Corpus areopagiticum" (греческий язык), созданного в V веке на Востоке, отождествлялся в XII веке еще с двумя личностями: патроном аббатства Сен-Дени - св. Дионисий Парижским, "апостолом всей Галлии", который, по свидетельству Григория Турского, христианизировал Галлию в III веке, и Дионисием Ареопагитом – учеником апостола Павла. Попавшая в Византию в VI веке рукопись "Corpus areopagiticum" была подарена в 827 году Людовику Благочестивому византийским императором Михаилом Заикой и отдана на хранение в аббатство Сен-Дени. "Corpus" включает четыре произведения: "О небесной иерархии", "О божественных именах", "О мистическом богословии" и "О церковной иерархии" и десять посланий. Он переводится на латынь монахом аббатства Ильдуином, а позднее, при Карле Лысом, рукопись перевел и откомментировал Иоганн Скот Эриугена. В 1137 годy Гуго Сен-Викторский, один из самых выдающихся теологов эпохи, написал свой комментарий к "Небесной иерархии", где развил идеи ПсевдоДионисия Ареопагита и Эриугены, чем немало способствовал их популярности. Этот труд посвящен объяснению устройства мироздания на основе четкого иерархического принципа и утверждению божественной природы света, раскрывает пути мистического продвижения сознания к познанию мира невидимого посредством его проявлений в мире видимом.
60. Crossley P. "Frankl’s Text…, р.28.
61. Там же…
62. Simson O.von, …,1989.
63. Crossley P. "Frankl’s Text…,р.28.
64. Simson O.von, …,1989.
65. Kidson P., "Panofsky, Suger and St Denis," Journal of the Warburg and Courtauld Institutes, 1987, 50, pp.1-17.
66. Jantzen H., High Gothic ….
67. Kendall, B.C. "The Allegory of the Church Romanesque portals and their verse inscriptions.", University of Toronto Press, 1998. (Далее Kendall, B.C. "The Allegory of the Church…)
68. Jantzen H., High Gothic…,р.173.
69. Kendall, B.C. "The Allegory of the Church…, р.16.
70. Jantzen H., High Gothic…,pр.173,174.
71. Simson O.von, …,1989, pp.113-114
72. Jantzen H., High Gothic..., pр.73-75.
73. Там же…
74. Jantzen H., High Gothic…, pр.VII-X, для иллюстрации автор приводит пример строительства Шартрского собора после пожара 1194 года.
75. Jantzen H., High Gothic..., pр. 67-70.
76. Schöne W., Über das Licht in der Malerei. Berlin, 1954, р. 55 et seq.
Этот автор рассматривает также влияние метафизики света на степень яркости витражей в средневековой живописи. Янтцен, в свою очередь, обращает внимание на то, что существует целое направление исследований, посвященное стилям света в архитектуре, но пока еще недостаточно разработанное.
77. "Трудно вообразить любое прямое влияние теологической идеи света на происхождении такого нового церковного стиля как Готический, так как метафизический свет не принадлежит царству чувств, но разума, приближая неосязаемую природу Бога вплотную к религиозной концепции.." - см. Jantzen H., High Gothic...р.69.
78. Suger. Liber de rebus in administratione sua gestis (De Administratione), ed. Panofsky E. Abbot Suger on the Abbey Church of St.Denis and Its Art Treasures, Princeton, New Jersey, 1979, p.73-75 (далее Панофский (Panofsky E. Abbot Suger…); Suger. Écrit sur la consécration de Saint-Denis//Oeuvres, t.1, (texte établi, traduit et commenté par Françoise Gasparri) Paris, 1996, p.27 и др.
79. Кидсон (Kidson P. ...1987), Марксшиес (Markschies, C. 1995), Панофский (Panofsky E. Abbot Suger…) и Джерсон (Gerson P.L. "Suger as Iconographer: The Central Portal of the west Fasade of Saint-Denis"// Abbot Suger and Saint-Denis. A Simposium/Ed. P.L.Gerson, The Metropoliten Museum of Art New York, 1986, Second printing, 1987, pp.183–198.), видят подтверждение псевдодионисиевской концепции Сугерия в его стихах, посвященных бронзовым дверям центрального портала западного фасада перестроенной им базилики Сен-Дени.
80. Jantzen H., High Gothic...р.74
81. Jantzen H., High Gothic…р.71


Страница 3 - 3 из 3
Начало | Пред. | 1 2 3 | След. | Конец | Все

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру