Cкульптура в современной городской среде: роль, место, форма

Петербург – Петроград – Ленинград

Приложение

Ленинградский Научно-Исследовательский и проектный Институт по жилищно-гражданскому строительству

Уважаемый товарищ! Сектор градостроительной эстетики научной части института ЛенНИИпроект проводит исследование, направленное на выявление путей улучшения архитектурно-художественного облика новых жилых районов Ленинграда.

Просим Вас ответить на следующие вопросы. Ваши ответы будут учтены нами при разработке рекомендаций по совершенствованию эстетического и идейно-художественного решения новых жилых районов Ленинграда. Заранее благодарим за помощь. 1981 год.

Перечень вопросов:

1) Что, по Вашему мнению, в первую очередь формирует образ города?
2) Какие приемы и их сочетания в решении городских образований наиболее значимы для достижения архитектурно-художественной и идейно-эстетической целостности образа города?
3) В чем, по Вашему мнению, должно заключаться художественное своеобразие жилой среды новых районов Ленинграда?
4) Считаете ли Вы самодостаточными архитектурные средства при формировании жилой среды новых районов города? Целесообразно ли включение в пространственную композицию новых жилых районов Ленинграда произведений изобразительного искусства?
5) Какие новые типы городских пространств жилой застройки нуждаются, в первую очередь, в насыщении произведениями изобразительного искусства?
6) Возможно ли перенесение традиционных приемов (градостроительных, композиционных и др.), характеризующих взаимосвязь архитектуры и искусства в застройке исторического центра Ленинграда, в контекст новой жилой среды, создаваемой индустриальными средствами строительства?
7) Каким видам и жанрам искусства Вы отводите ведущую роль в системе синтеза искусства жилой среды новых районов Ленинграда?
8) Каким, по Вашему мнению, должно быть соотношение монументального и декоративного в системе синтеза искусств жилой среды новых районов города?
9) Что мешает осуществлению практики включения произведений искусства в новые жилые районы Ленинграда? Какие организационные и творческие методы содружества архитекторов и художников способствовали бы этому процессу?

Список участников интервью – мастеров изобразительного искусства и архитектуры (ответы печатаются  с полным сохранением авторского текста)

1. Архитектор-художник Васильковский Василий Сергеевич
2. Архитектор-художник Вержбицкий Жан Матвеевич
3. Архитектор Гольдгор Давид Семенович
4. Архитектор Кривов Александр Сергеевич
5. Архитектор Лавров Леонид Павлович
6. Архитектор-градостроитель Назаров Валентин Федорович
7. Архитектор-художник Полторацкий Евгений Михайлович
8. Архитектор Попов Владимир Васильевич
9. Скульптор Рыбалко Валентина Лаврентьевна
10. Скульптор Свинин Борис Александрович
11. Скульптор Ястребенецкий Григорий Данилович

I. Что, по Вашему мнению, в первую очередь формирует образ города?

1. Как и в старом городе, главным элементом, формирующим образ, остается уникальное общественное здание или системы зданий. Но в современном городе общественные сооружения могут оказаться в отличие от высоких жилых домов низкими решенными без лифтов сооружениями, соразмерными действиям человека. Это не должно снижать их образного значения, скорее наоборот. В современных условиях, по-видимому, должна возрасти градостроительная роль элементов архитектуры малых форм и изобразительных элементов.
2. Образ города формируется в первую очередь под воздействием композиционных связей застройки с природно-географическими условиями среды. Пространственная структура селитебных, промышленных, мест отдыха и других зон во взаимодействии с ландшафтом создают неповторимый облик того или иного города.
3. Характерные, запоминающиеся сооружения, создающие силуэт города и составляющие основу его пространственной, композиционной структуры.
4. Его историческая судьба. В новых районах – соответствие видимого облика среды с ожиданиями, сложившимися в результате жизненного опыта человека. Без такого соответствия "образ" становится "антиобразом", предметом постоянного беспокойства и неудовлетворенности средой обитания.
5. В историческом ядре – сформированные постройками пространства улиц и площадей, контрастирующие с водными протоками и зеленью. Узловые пункты выделены монументальной скульптурой (в синтезе с архитектурными элементами). Фронт застройки во многом определяется скульптурными деталями, подчеркнутыми цветом.
6. В первую очередь образ города формируется объемно-планировочной структурой жилых районов в сочетании с определенными общественными зонами, включающие престижные здания (общественные, административные и т.п.) парки, промышленные комплексы. Затем – природные условия, рельеф, зелень, вода.
7. Природа:
• наличие водных и зеленых пространств, рельеф и т.п.;
• композиционная система построения: регулярность, живописность;
• силуэт;
• наличие главного и подчиненного во всем композиционном строе;
• архитектурный язык.
8. Индивидуальность силуэта и панорамного решения горда; естественный рельеф местности, наличие водоемов и других природных явлений, воспринимаемый с бульваров и скверов; решение центральной площади, как культурного сердца города; наличие декоративно-монументального оформления городских пространств, особенно скульптурной пластики.
9. Лицо города создает архитектура. А духовный облик – искусство совместно с архитектурой.
10. Если речь идет о старых городах, то в первую очередь, образ города формирует характер застройки (включая жилую), сложившаяся планировка города, его силуэт и насыщенность произведениями монументально-декоративного искусства. В новых районах старых городов и в современных городах наиболее значительную роль играет сочетание основных магистралей города с площадями, являющимися общественными центрами в городских образованиях. Роль подобных центров должна быть подчеркнута наибольшей концентрацией произведений монументально-декоративного искусства на них и зданиями своеобразной архитектуры.

II. Какие приемы и их сочетания в решении городских образований наиболее значимы для достижения архитектурно-художественной и идейно-эстетической целостности образа города?

1. Представляется, что современный город должен формироваться по контрасту пешеходных  районов (общественных или торговых) и многоэтажной жилой застройки, которая может считаться фоновой.
2. Архитектурная композиция городов, будучи сложной развивающейся системой, создается с помощью формообразующих возможностей пространственной формы, ансамблевой застройкой и транспортными коммуникациями. Если для исторически сложившихся городов важнейшим композиционным приемом был и остается ансамблевый принцип  застройки, то для новых городов и районов большее значение приобретают коммуникационные пространства с обслуживающими учреждениями и жилые комплексы с их замкнутой системой учреждений первичного обслуживания.
3. Градостроительная структура, основанная на существующих природных условиях и окружающей естественной среде.
Правильное расположение основных градостроительных узлов, взаимоувязанных между собой и динамически дополняющих  и обогащающих друг друга.
Гармоническое единство архитектуры, в основе которой лежит контрапунктурная система движения самостоятельно звучащих стилей и направлений архитектуры.

4. Композиционные приемы организации городского пространства и их разнообразие. "Целостность" - термин мало адекватный по отношению к создаваемой среде. Здесь важнее пространственное единство и связность разнообразия. Очень большие "целостные" ансамбли (типа новой застройки В.О.) – слишком агрессивны по отношению к человеку.
5. Целостность может быть обеспечена лишь при единстве творческого подхода всех участвующих в создании городского ансамбля – от авторов генерального плана – до маляра из ЖСК.
Важнейшее значение имеют здания и сооружения (по своему объему) – поэтому их взаиморазмещение является определяющим. Однако при постановке того или иного сооружения учитывается принцип формирования всего ансамбля. Центром ансамбля может быть уникальное здание, монумент, элемент живой природы (вода, зелень) (может быть – вид на безграничный простор).
6. Приемы, отвечающие социально-экономическим и физико-географическим условиям развития города, художественно осмыслены и выполнены талантливыми архитекторами.
7. Вопрос поставлен очень широко. Возможно бесконечное разнообразие приемов в зависимости от конкретной градостроительной ситуации, программы проектирования и способов производства (застройка кварталов панельными зданиями, кирпичными или сочетание тог и другого и т.д.)
8. Ансамблевый принцип формирования городской среды; ясная и гармоничная композиционная основа, наличие главного и соподчиненного в среде в целом, ее пространствах, объемах, формах; синтез архитектуры с монументальными видами искусств.
9. Необходимо разнообразие и полнота средств художественной выразительности, эстетической значимости и определенной, хорошо обусловленной идейной направленности. Все декоративные и монументальные средства оформления должны решаться комплексно с выделением главных, сопутствующих и частных приемов в соответствии с функциональным назначением зон города.
10. Без ответа.
11. Без ответа.

III. В чем, по Вашему мнению, должно заключаться художественное своеобразие жилой среды новых районов Ленинграда?

1. Я думаю, что в отличие от всего строящегося сегодня, современная застройка нашего города должна опираться на широкое применение цвета. Возможно, что это будет нечто аналогичное традиционной системе – белая колонна, цветная стена. Задумывая цветовое решение города, следует избегать частных (измельченных) решений. Может быть, отдельные районы города должны решаться каждый в своей гамме. Большую роль в формировании образа нового Ленинграда может играть "архитектура земли". Системы дорожных покрытий, решения тротуаров и зеленых пространств могут играть  первостепенную роль в формировании образов.
2. Своеобразие новых жилых районов Ленинграда, как показывает опыт, в основном создается при помощи композиционных связей застройки и всех форм озеленения. Там, где благоустройство удалось выполнить комплексно на высоком уровне качества работ, создается оптимальная и композиционно своеобразная среда жизнедеятельности.
3. Прежде всего, в том, что каждый новый район города должен иметь свое лицо, что характерно для старого города. Большое значение имеет характер и классификация основных магистралей и проездов, а также наличие пешеходных улиц, повсеместное отсутствие которых обедняет застройку и лишает ее своеобразия.
4. В своеобразии авторского замысла, имеющего ограниченные территориальные рамки воплощения, то есть в соседстве с другими авторскими решениями.
5. Вероятно, в каждом из районов должно быть что-то свое, связанное со спецификой места, функцией, характером связей с центром и пригородной зоны, историческими ассоциациями и т.д. Для Ленинграда, на мой взгляд, характерно наличие контрастных акцентов,    существенно выделяющихся среди элементов, формирующих среду. Вероятно, на 20 - 30 относительно спокойных, "фоновых" построек (учитывая геометрические размеры современных сооружений протяженностью по 100 – 500 м, этого, вероятно, достаточно) необходимо иметь одно выделяющееся, значительное сооружение, здание, монумент. Разумеется, и "фоновые" постройки не должны быть "близнецами". Однако их роль – скромнее. Большая сложность работы над новыми ансамблями – отсутствие водных зеркал (за некоторым исключением), ярких природных акцентов.
6. Художественное своеобразие – это результат ответа на специфику физико-географических и социально-экономических условий развития региона (не только существующих, но и прошлых и будущих).
7. Художественное своеобразие любой жилой среды зависит в настоящее время от качества и разнообразия основных элементов, формирующих эту среду.
8. Большая цельность стилистики, отсутствие множественных временных наименований; новые размеры пространства при сохранении их иерархической соподчиненности и, как следствие, новый градостроительный масштаб и модульный при сохранении их соотношения с человеком; новые формы архитектуры и монументально-декоративных искусств.
9. В индивидуализированном отношении к определенному месту.
10. Каждый район должен быть разбит тематически. Акцент перенести с жилых застроек на ландшафтную архитектуру в синтезе с изобразительными искусствами.
11. Художественное своеобразие жилой среды новых районов, очевидно, должно решаться включением зданий общественного назначения, обладающих запоминающимся индивидуальным решением, ярко выраженным силуэтом. Это позволило бы избежать монотонности и, в какой-то степени, разнообразить примерно равновысокую застройку, характерную для индивидуального способа строительства. К сожалению, для завершения зданий общественного назначения мало используется декоративная скульптура или, характерные для многих районов Петербурга-Петрограда, угловые башни и шпили.

IV. Считаете ли Вы самодостаточными архитектурные средства при формировании жилой среды новых районов города? Целесообразно ли включение в пространственную композицию новых жилых районов Ленинграда произведений изобразительного искусства?

1. Я считаю, что в формировании современной архитектуры (как и в прошлых столетиях) элементы изобразительного искусства должны играть существенную роль, быть ведущими элементами, формирующими образ города.
2. В современных условиях, когда проблемам воспитания вообще и эстетического, в частности, придается большое значение, композиционное формирование жилой среды только средствами архитектуры недостаточно. В композицию благоустройства необходимо включать произведения всех жанров изобразительных искусств.
3. При том, что архитектурные приемы формирования новых районов     являются основным средством достижения градостроительного эффекта застройки, включение в их планировочную и пространственную композицию произведений изобразительного искусства, бесспорно, дополнит и обогатит жилую среду. С этой точки зрения синтез искусств не только целесообразен, но и крайне необходим. Это положение подтверждается также отсутствием синтетического начала в современной индустриальной архитектуре.
4. Да, считаю, возможно.
5. Необходимо включение произведений монументального искусства, декоративно-прикладных элементов. Представляется, что для уникальных произведений характерной формой должна быть скульптура. Декоративно-прикладные формы – скульптура в возможном сочетании с цветом. Для монументальных произведений желательно их соседство с водой, зеленью (существующей, либо введенной по проекту).
6. Включение в среду произведений искусства – это тоже "архитектурное средство".
7. Архитектурные средства – основной фактор в получении выразительной городской структуры. Включение произведений изобразительного искусства целесообразно и естественно там, где для этого сформирована определенная среда.
8. Не только целесообразно, но настоятельно необходимо! Однако в едином композиционном с архитектурой контексте, цельном решении, а не как украшения уже сложившейся "скучной" среды.
9. Говорить о целесообразности можно только через сопоставление старого и нового города. Ленинград имеет неповторимый облик городской среды, благодаря синтезу разнообразных видов и средств: архитектурных, монументальных, декоративных.
10. Только одних архитектурных средств при формировании жилой среды новых районов Ленинграда недостаточно. Без произведений изобразительного искусства жилая среда немыслима.
11. Включения в жилую среду новых районов произведений изобразительного искусства целесообразно, но при условии, что масштаб произведений будет соотноситься не только с большими объемами современной архитектуры, но, в первую очередь, с масштабами человека. Жилую среду может украсить и небольшая скульптура, установленная во дворах, на газонах и в скверах новых кварталов, и газоны, и бассейны. Мозаичные вставки на фасадах школ, на яслях и других зданиях общественного назначения.

V. Какие новые типы городских пространств жилой застройки нуждаются, в первую очередь, в насыщении произведениями изобразительного искусства?

1. Вероятно, должны быть выделены городские территории, лишенные современного транспорта, где человек должен чувствовать себя "в безопасности". Там можно будет переключиться на иной темп жизни, на иные настроения. Хотелось бы, чтобы эти тихие районы одновременно были идейно наполненными. Возможно, что эти новые формулы будут связаны с водными пространствами города, роль которых в последнее время становится все менее значительной.
2. Функционально-немасштабные по отношению к человеку пространства современных коммуникационных пространств (магистрали, площади-развязки и т.п.) требуют активного включения произведений изобразительного искусства. Однако они должны принадлежать не зонам транзитного транспортного и пешеходного движения, а располагаться на стыке между ними и жилыми пространствами. Произведения монументально-декоративного искусства требуется размещать в административных и культурных центрах, спортивных зонах, скверах, садах, парках, на бульварах, жилых пешеходных улицах и площадях и тому подобных городских пространствах, так как именно здесь скорости движения пешеходов позволяют активно воспринимать их. Что касается таких новых городских пространств, как, например, подземные пешеходные и торговые площади, метро и т.п., то в них также возможна установка произведений декоративно-монументального искусства.
3. Въезды в новые районы со стороны старого города. Площади перед зданиями общественного назначения (новые здания райисполкомов, кинотеатры, театры, торговые центры и пр.). Внутриквартальные пространства новых микрорайонов. Сады, скверы, парки.
4. Коммуникационные сгущения и функциональные узлы. Вместо "изобразительного" здесь уместнее было бы говорить о "декоративном".
5. Центры (площади различного типа), магистрали, транспортные узлы (соответствующие типы произведений, отвечающие ритму и масштабам).
6. Сформировавшиеся пространства.
7. В порядке значимости: торговые и общественные площади, жилые улицы и бульвары, детские игровые комплексы.
8. Центры, площади, магистрали, другие общественные зоны, сады, парки; однако вполне уместно применение и внутри жилой среды и в пределах нежилых зон – все зависит от соответствия видов и жанров произведений искусства и градостроительных решений.
9. Узловые архитектурные моменты, связанные с историческими событиями, возвращающими к истокам  данного места. Общественные зоны и сооружения массовых посещений.
10. В зонах наибольшего притяжения людей, которые могут меняться на разных этапах градостроительной политики.
11. Без ответа.
 
VI. Возможно ли перенесение традиционных приемов (градостроительных, композиционных и др.), характеризующих взаимосвязь архитектуры и искусства в застройке исторического центра Ленинграда, в контекст новой жилой среды, создаваемой индустриальными средствами строительства?

1. Индустриальное производство никогда не исключало создание образных вещей. Не исключено создание их и теперь. Но рядом с развитым индустриальным производством должны существовать производства уникальных вещей (главным образом, предметов искусства). Чем значительнее образный накал вещи, тем опаснее выпускать ее тиражом. Уже сейчас заметен повышенный интерес к уникальным вещам, как старым, так и новым. Применение и сохранение старых вещей в новой городской среде является существенной темой современной архитектуры.
2. Возможно, если под традициями понимать развитие художественной культуры в ее новом общенациональном и социальном значении. Вряд ли допустимо перенесение приемов прошлого в систему новой застройки, что, к сожалению, часто имеет место на практике.
3. Жилая среда, создаваемая индустриальными методами, построенная на новых градостроительных  принципах свободной планировки, создании открытых внутриквартальных пространств, наполненных воздухом и солнцем, при отсутствии понятия главных и дворовых фасадов зданий, полной или частичной дифференциации функций жилых домов и учреждений обслуживания (торговые и общественные центры микрорайонов), противопоказана перенесению в нее традиционных приемов синтеза искусств исторической части города.
4. Пока это не удается. Другие масштабные характеристики застройки новых районов, сравнительно с историческими, требуют, возможно, новых, а не традиционных приемов. Действие по прямой аналогии во взаимодействии архитектуры и искусства истинно художественного (целостного) эффекта пока не дает.
5. Разумеется. Однако, не столько в чисто формальных ассоциациях (пропорции, размеры – это, пожалуй, даже невозможно), а в общем "духе", характере использования традиций: жанр искусства, принципы взаимодействия искусств и т.д.
6. Возможно.
7. Очевидно, в отдельных случаях возможно, если это касается отдельно стоящих произведений (статуи, памятники) или произведений вроде мемориальных досок, фонтанов. Главное при этом остается современность художественного языка и композиционных приемов, выбор материала.
8. Возможно и необходимо, однако при творческом, а не подражательном подходе.
9. Возможно, если "на месте", чтобы сохранить общее настроение среды города, "духа места" при условии переосмысления старого, и переработки приемов в трактовке, прорисовке, характере пластики, цвете и т.п. с учетом требований времени.
10. Да, возможно.
11. При застройке исторического центра Ленинграда архитектор, как правило, проектируя здание или создавая проект моста, арки, и т.д., вырисовывал все элементы декора, - скульптуру, роспись декоративные  решетки, фонари и др.  Привлекаемые для выполнения в натуре этих эскизов художники и исполнители могли хуже или лучше выполнить замысел архитектора, но сохранялся единый характер всех деталей и элементов, тесно связанных с архитектурой, задуманной автором.

VII. Каким видам и жанрам искусства Вы отводите ведущую роль в системе синтеза искусства жилой среды новых районов Ленинграда?

1. Мне представляется, что и живопись, и скульптура в равной мере могут быть частью современной архитектуры. По-видимому, живопись должна применяться большей частью в интерьерах.
2. Представляется, что отдавать предпочтение каким-либо жанрам и видам искусства в его взаимодействии с архитектурой трудно, так как это зависит от условий создания среды, ее характера.
3. Скульптура.
4. Декоративное искусство, городской дизайн, не тематическая скульптура.
5. Без ответа.
6. Архитектура.
7. Это, прежде всего, различные жанры скульптуры (от декоративной до монументальной). Затем фреска, мозаика.
8. В главных композиционных узлах – скульптура и, более всего, монументы. Внутри жилой среды – декоративная скульптура и очень важна прикладная пластика; впрочем, элементы прикладной пластики внесены и в общественных зонах центров.
9. Монументально-декоративное искусство, которое может скрасить безликость новостроек.
10. Архитектура и монументально-декоративная скульптура.
11. Установка памятников и монументально-декоративной скульптуры всегда была подчинена стилю или характеру окружавшей его архитектурной среды, что и создавало целостное впечатление от ансамбля. Нельзя преуменьшать также роль прикладного искусства – чугунного литья (решеток, фонарей, оград и т.д.).

VIII. Каким, по Вашему мнению, должно быть соотношение      монументального и декоративного в системе синтеза искусств жилой   среды новых районов города?

1. Я не склонен серьезно разграничивать монументальное и декоративное искусства.
2. Это также зависит от условий среды.
3. Основой синтеза в новых районах должна быть монументальная скульптура, хотя за последний период времени в районах появляется большое количество декоративных произведений, несущих весьма смысловую нагрузку.
4. С отчетливым преобладанием декоративного и единичными произведениями монументального искусства.
5. Декоративное искусство может получить очень широкое распространение для "повторяемых" ситуаций – в микрорайонных центрах, парках, детских площадках и т.д., "снимая" жесткость, присущую индустриальным методам строительства.  Произведения монументального искусства должны быть "штучными", "единичными", "акцентными". Однако, в узлах общегородского значения возможно появление ансамбля произведений монументального искусства (система площадей с монументами, "скульптурные аллеи" и т.п.).
6. Я так не умею делать.
7. По-моему, такое соотношение не может быть установлено. Все зависит от конкретных условий и характера объекта проектирования и строительства.
8. В общественных зонах может преобладать монументальное; внутри жилой зоны, безусловно, преобладание декоративного.
9. Необходимо больше внимания уделять декоративной скульптуре и прикладной пластике.

IX. Что мешает осуществлению практики включения произведений искусства в новые жилые районы Ленинграда? Какие организационные и творческие методы содружества архитекторов и художников способствовали бы этому процессу?
 
1. В большой степени созданию искусства архитектуры (в том числе архитектуры во взаимодействии с изобразительным искусством) мешает недоверие к замыслам деятелей искусства. Хроническое явление – низкое качество строительства. Дело касается не только плохого выполнения вещей. Суть в принципиальном равнодушии к образному результату строительства, в борьбе за упрощение.
2. Необходимо обеспечить финансирование этих видов работ на всех стадиях проектирования, осуществления в натуре. Авторы-архитекторы должны быть творческими руководителями в этих видах художественной деятельности, и их труд необходимо оплачивать соответствующими гонорарами. Без согласия автора-архитектора с работой художника или скульптора она не может быть принята Советами и оплачена.
3. На включение в сметную стоимость жилых кварталов и отдельных сооружений выделяется недостаточное количество денежных ассигнований, которые в отдельных случаях вообще снимаются банком и квалифицируются, как "излишества" и "антигосударственная деятельность"! Вместе с тем, на отчетных выставках ленинградских художников и в запасниках Союза художников и художественного фонда могут быть отобраны произведения для установки и размещения их в новых жилых районах города. Существует единственный, с нашей точки зрения, реальный способ осуществления на деле соединения архитектуры и произведений искусства: заранее продуманные темы для конкретных участников новых районов строительства, выполняемые художниками в содружестве с архитекторами, по заказам Союза художников, для установки их в натуре, без указанных выше ограничений.
4. Отсутствие реальной творческой традиции первых и крайне невысокий архитектурно-композиционный уровень большинства вторых. Рост творческих возможностей архитекторов и градостроителей – необходимое условие совершенствования качества городской среды. Завершающими штрихами композиции городской среды могут стать произведения других искусств, но только в случае, если сама архитектура поднимается до уровня искусства.
5. Расширить финансирование. Это главное. Развивать у населения бережное отношение к среде (силами органов исполкома, народного образования, творческих союзов и т.д.). Не принимать в эксплуатацию квартал, где отсутствует если не уже завершенный ансамбль искусств, то хотя бы его основа. Включение в состав проекта обязательного раздела по вопросу синтеза искусств (может быть, сначала будет сложно, формально, но потом появится вкус в этом деле как у архитекторов и строителей, так и художников). (Достаточно вспомнить рост активности по созданию детских площадок – от стилизаторских городков постепенно переходят к новым темам. Но здесь берет верх жактовская самодеятельность, проросшая и среди архитекторов, дизайнеров).
6. Должно быть не содружество, а совместная работа за единые деньги.
7. Как правило, недостаточное внимание и интерес архитекторов, авторов проектов к этой проблеме, обусловленное недостаточными положительными примерами в практике. Прежде всего, гарантии финансирования работ по включению произведений искусства, затем – необходимость составления комплексной программы по синтезу искусств на стадии подготовки задания на проектирование, возможно даже без участия художников, которых при существующих организационных формах работы в проектных институтах целесообразно привлекать на завершающей стадии проектирования.
8. Отсутствие специальных законодательных актов, нормативов, предписывающих создание среды синтетической. Малая степень участия художников в создании новых жилых районов.
9. Город должен регулярно выделять централизованные средства по самостоятельной статье непосредственно на художественное оформление завершаемых районов застройки.
10. Непременно художники должны работать в штате проектного института. Работать должны разные творческие индивидуальности. Должна быть возможность индивидуального подбора архитектором художника. Мешают осуществлению проектного включения произведений искусства в новые жилые районы Ленинграда неотработанная система общения творческих индивидуальностей. Отсутствует высокая школа, где подготавливаются художники и архитекторы совместно.
11. Выделение определенного процента от общей стоимости строительства на монументально-декоративное искусство может сыграть положительную роль в улучшении облика районов новой застройки. Очевидно, что эти средства надо конкретизировать и предоставлять их в распоряжение архитекторов, проектирующих здания общественного назначения или разрабатывающих градостроительные решения отдельных  районов и центральных магистралей города. Архитектор – автор проекта должен иметь право привлекать к работе того художника, кого он считает наиболее способным для воплощения его замысла.


Страница 7 - 7 из 7
Начало | Пред. | 3 4 5 6 7 | След. | Конец | Все

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру