Учебная программа лекционных занятий по курсу «Иконография христианского искусства»

В качестве сравнительного материала рассматриваются памятники готического и романского искусства Западной Европы, живопись итальянского Проторенессанса, современное церковное искусство. Особое внимание уделяется символике изображений, их литургическому толкованию, топографии в храмовом пространстве, канону формирования программы росписей в разные исторические эпохи. Изложение материала сопровождается специальным комплексом практических заданий, среди которых наиболее значимыми являются составление каталога изображений и топографических схем росписей.

Конечная цель курса – создание необходимой художественно-информационной базы для творческой работы молодого художника в качестве храмового живописца-монументалиста.

Цикл лекций рассчитан на 2 года, 116 часов. Изобразительный материал представлен в прорисях, ксерокопиях и диапозитивах. Предполагается также совместная работа преподавателя и студентов в отделе эстампов РНБ, научной библиотеке Академии художеств, поскольку это  необходимо для знакомства студентов с литературой по предмету и формирования у них навыков собственной научно-поисковой работы.

1 семестр – Раннехристианское искусство. Монументальная живопись, мозаики.
2 семестр – Классический канон византийской храмовой декорации.
3 семестр – Многосюжетные циклы церковного искусства и вопросы иконографии отдельных изображений.
4 семестр – Программа росписи православного харама (общие сведения для работы современного художника).

Тема I. "Символика и топография храмовых изображений в доиконоборческий период (I – VIII вв. н.э.)". 12 часов.

Понятие программы храмовой декорации до сложения твердого иконографического канона. Катакомбные росписи в Риме. Сходство и различие изобразительных принципов живописи катакомб и римских мозаик IV-V вв. (церкви Св.Св. Констанцы, Пуденцианы и др.) – устойчивая традиция украшения входа и алтарной ниши. Теофанические композиции, "Шествия святых", ветхозаветные и христологические циклы раннехристианской базилики как первые канонические черты древней системы храмовых изображений (церкви санта-Мария Маджоре и Санта Мария Антиква в Риме; Сан Аполлинаре Нуово в Равенне и др.). Алтарные росписи и мозаики на рубеже формирования классической программы церковных изображений (церковь Космы и Дамиана и капелла Сан Венанцио в Риме, фрески С.-Мария ин Кастельсеприо).

Тема 2. "Иконография Креста и Гроба Господня в раннехристианском искусстве". 4 часа.

Ранние изображения Креста: символические аналоги, монограммы, орнаментальные мотивы (рельефы римских саркофагов). "Распятие" в раннехристианской традиции: иносказание о Распятии через ветхозаветные образы, фрагментарные метафорические изображения (ампулы Монцы), символические эквиваленты (иконграфия мистического Агнца), изображения, типа "Volto Santo" или "Христос Царь Славы". Археология и иконография Гроба Господня. Изображения ротонды Анастасис в раннехристианском искусстве (диптихи, миниатюра). Иконграфия Рая, Небесного Иерусалима на примере римских алтарных мозаик V – VII вв.

Тема 3. "Ответ Церкви иконоборцам и богословие православного образа". 6 часов.

Позиции византийских иконоборцев и смысл иконопочитания, согласно учению преп. Иоанна Дамаскина. Философия православной иконы: символика цвета, обратная перспектива, иконографическая формула как способ иносказания. Отличие иконы от картины (изучение композиционных схем).Вопросы иконопочитания в России. Полемика митрополита Макария с противниками новых тенденций в русской иконописи XVI в. Вопросы иконографии Бога Отца и Св. Троицы в контексте этой полемики.

Тема 4. "Понятие классического канона храмовой декорации". 12 часов.

Обзор мозаичного убранства некоторых византийских церквей XI в. (Дафни, Хосиос Лукас, Неа Мони). Программа украшения Софийского храма (Константинополь, Охрид, Киев). Изменение классического канона в "провинциальной" традиции позднейшего времени (мозаики собора Сан Марко в Венеции). Использование идей византийской мозаичной декорации в русских памятниках нового времени (программа изображений Спаса на Крови в Санкт-Петербурге) – занятие проходит на экспозиции музея-памятника.

Тема 5. "Проблема украшения церкви с базиликальным планом". 8 часов.

Особенности расположения Ветхозаветного цикла в романской базилике (фрески аббатства Сен Савен в Пуату). Христологический цикл в базилике ("латинская" и "византийская" схема расположения). Сицилийские мозаики XII в. (Палатинская капелла в Палермо, Монреаль). Фрески капеллы Скровеньи в Падуе как продолжение романской традиции. Русская "базилика" нового времени. Проблема расположения Страстного цикла в Петропавловском соборе в Санкт-Петербурге (занятие проходит на экспозиции музея-памятника).

Тема 6. "Многосюжетные циклы церковных дверей". 4 часа.

Ветхозаветные и новозаветные циклы церковного искусства, построенные по "базиликальной" логике (Европа: программа рельефов Гельдесгеймских врат, двери Флорентийского баптистерия Сан Джованни; Россия: Суздальские Златые врата в храме Рождества Богородицы). Программа украшения церковных дверей, развивающая мотивы одного образа (двери Благовещенского собора Московского Кремля и тема "Похвалы Богоматери" при церковном входе в русской и балканской традициях). Вопросы соотношения изображений портала, фасада и церковных дверей с алтарными программами.

Тема 7. "Проблема происхождения древнерусского высокого иконостаса: состав изображений, символика". 8 часов.

Византийский темплон: внешний вид, истолкование архитектурной формы и комплекса изображений. Византийский антепендиум как иконографическая модель высокого иконостаса. Анализ изображений Пала д`Оро (Венеция). Русский высокий иконостас. Деисусный ряд и Царские врата как семантическая доминанта многоярусного иконостаса. Изображения боковых дверей в контексте канона росписи Жертвенника и Диаконника. Русский барочный иконостас (на материале иконостаса И. Зарудного в Петропавловском соборе).

Тема 8. "Иконография Страстного цикла в христианском искусстве". 10 часов.

"Распятие", его символические эквиваленты и сопутстующие сюжеты в европейской средневековой миниатюре. Страстной цикл и его прообразы в Ветхом Завете (вопрос сочетания сюжетов Ветхого и Нового Завета, "Credo" Жана де Жуанвиля в миниатюрах Реймского Миссала). Почитание Франциска Ассизского на Западе и особенности Страсного цикла в итальянских фресках и иконах XIII-XIV вв. Страстной цикл в православной традиции (афонские фрески XVI в.: монастыри Дохиар, Ставроникита). Храмы, посвященные Кресту (программа витражей Сен Шапель в Париже, церковь Свв Константина и Елены в Охриде, Крестовоздвиженский собор в Тутаеве, "Распятская" церковь Московского Кремля). Чудотворный Мандилион в литургическом контексте и его взаимосвязь со Страстными изображениями.

Тема 9. "Эсхатологический цикл в православном искусстве". 8 часов.

Понятие малой и большой эсхатологии в церковной живописи. Особненности иконографии "Страшного суда" на русских иконах XV-XVI вв. Миниатюры Синодиков-литературных сборников как источник изображений цикла малой эсхотологии. (В связи с данной темой может быть организован просмотр миниатюр в Древлехранилище им. В.И. Малышева, Пушкинский дом). "Синодические" композиции в монументальной живописи XVII в. (Ярославская традиция). Изображения Апокалипсиса в древнерусской живописи XVI-XVII вв. Сюжетный состав, особенности иконографии.

Тема 10. "Иконография Богоматери: Оранта-Одигитрия-Елеуса". 6 часов.

Образы Богородицы Влахернитиссы и их символика (молящаяся Панагия и Богоматерь Умиление). Проявление Влахернского культа на Руси (особенности почитания Богоматери Владимирской). Образ Богородицы Одигитрии (Иерусалимская-Эфесская-Царьградская): традиция монастыря Одегон (Констанинополь) в контексте русской культуры XII-XIV вв., реконструкция иконграфии Богоматери Царьградской на основании памятников древнерусской живописи (Одигитрия Седмиезерная). Богоматерь Елеуса (Умиление) с пророками: вопрос истолкования сюжетного комплекса (на греческом и балканском материале).

Тема 11. "Программа росписи Богородичного храма". 12 часов.

Богородичный храм Палеологовского времени в Византии и на Балканах (мозаики и фрески Кахрие Джами в Константинополе, росписи Мистры); росписи Студеницкого монастыря в Сербии. Программа изображений церкви Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря в сравнении с балканскими памятниками. Росписи на тему Акафиста в древнерусской живописи позднейшего времени (Покровский придел храма Илии Пророка в Ярославле) и их сопоставление с фресками Дионисия.

Тема 12. "Канон росписи купола православного храма". 6 часов.

Изображения и надписи скуфьи центрального купола русской, балканской и греческой традиций (общая характеристика). Эсхатологическая программа мозаик купола баптистерия Сан Джованни во Флоренции в сравнении с византийским каноном. Многоглавые русские храмы XVI-XVII вв.: изображения куполов в контекстае "Символа веры". Росписи барабана купола: особенности расположения и состав Пророческого и Праотеческого чинов.

Тема 13. "Алтарные росписи византийской, балканской и русской традиций". 8 часов.

Использование купольной схемы изображений в качестве алтарной программы (мозаики Сицилии). Классическая византийская программа алтаря и ее позднейшие изменения. Характеристика образов, заполняющих высшую иерархическую зону апсиды (образы Христа и Богоматери; эсхатологическая, страстная и рождественская символика). Иконография "Причащения Апостолов". Периферийная зона алтаря. Особенности формирования святительского чина. Алтарная программа в целом (на примере памятников XII в., новгородская традиция). Одно из занятий проводится в Георгиевском соборе Старой Ладоги.

Тема 14. "Росписи нартекса или обходной галереи православного храма". (XVI-XIX вв.). 8 часов.

Нартексы болгарских монастырей (общая характеристика). Сопоставление росписей ярославских галерей с балканской традицией (церкви Боснии и Герцеговины и др.). Проблема украшения западной стены православного храма: "Распятие" - "Успение" – "Страшный суд" и сопутствующие сюжеты.

Вспомогательные факультативные занятия

Библиографический обзор иконописных подлинников. 2 часа.

Канон росписи небогослужебного помещения. Истолкование программы украшения трапезной или учебной аудитории воскресной школы (на материале студенческих работ, в форме лекций и семинарских занятий). 4 – 6 часов.

Защита студентами полных программ изображений храма, составленных ими сомостоятельно (подача в форме простых схем и словесных аннотаций). 2 – 4 часа.

Занятие на экспозиции музея-памятника Исаакиевский собор: краткий обзор изображений, стилистика. Общие вопросы русской церковной живописи XIX в. 4 часа.

Занятия в музеях-памятниках Новгорода (церковь Спаса на Ильине улице и др.). 2 – 4 часа.

Методические указания для составления каталога изображений.
Обязательным условием прохождения курса Иконографии христианского искусства можно считать создание каждым студентом картотеки изображений, куда должны входить следующие основные и вспомогательные разделы:

Основные

I. Росписи храма. (Составляется  в 3 и 4 семестрах).

1) Алтарь (перечень различных вариантов изображений "Причащения Апостолов", "Небесной Литургии", "Службы святых отцев", "Видения Петра Александрийского", "Не рыдай Мене, Мати" и др. с указанием источников литературы

2) Нартекс-притвор (малая и большая эсхатология, декоративно-риторические компзиции).

3) Издания, содержащие полные сведения о системе росписей (схемы с описаниями, подробные прорисовки настенной живописи).

II. Циклы. (1, 2, и 3 семестры).

1) Праздники.

2) Страсти Господни.

3) Чудеса и деяния Христа и апостолов.

4) Притчи Спасителя.

5) Ветхозаветные сюжеты.

6) Жития святых.

Вспомогательные. (Работа по формированию этих разделов продолжается с 1 по 4 семестр).

1) Костюм.

2) Орнамент.

3) Шрифт.

4) Иконописные подлинники и Ерминии.

Картотека изображений художника должна содержать описание блока изданий с большим количеством качественных (цветных) репродукций. Каждой книге отводится отдельная карточка, где кроме выходных данных (название, место и год издания), указывается, в чем состоит достоинство данной книги, с точки зрения изобразительного материала. Поскольку для составления каталога изображений необходимо также применить тематический принцип, карточки соответствующих разделов каталога должны быть озаглавлены в соответствии с задачами того или иного раздела. Ссылки на источник изображения в последнем случае даются в сокращенном виде (фамилия автора, год издания). Комментарии к изображению могут сопровождаться схематическим рисунком.

Библиография

Айналов 1895. Айналов Д.В. Мозаики IV и V веков. Исследования в области иконографии и стиля древнехристианского искусства. Спб., 1895.
Бабиh 1986. Бабиh Г. Студеница. Београд, 1986.
Борзин 1986. Борзин Б.Ф. Росписи Петровского времени. Л., 1989.
Брюсова 1983. Брюсова В.Г. Фрески Ярославля. М., 1983.
Восточнохристианский храм 1994. Восточнохристианский храм. Литургия и искусство. Спб., 1994.
Грозданов 1980. Грозданов Ц. Охридското sидно сликарство од XIV в. Охрид, 1980.
Данилова  1970. Данилова И.Е. Фрески Ферапонтова монастыря. М., 1970.
Древности 1871. Древности Российского государства. Киево-Софийский собор. 1-4. Спб., 1871-1887.
Иконостас 2000. Иконостас. Происхождение – развитие – символика. М., 2000.
Преп. Иоанн Дамаскин 1993. Преп. Иоанн Дамаскин. Три защитительных слова против порицающих святые иконы или изображения. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1993.
Кондаков 1902. Кондаков Н.П. Памятники христианского искусства на Афоне. СПб., 1902.
Каjмаковкиh 1971. Каjмаковкиh З. Зидно сликарство у Босни и Херцеговини. Сараjево, 1971.
Кондаков 1911. Кондаков Н.П. Иконография Богоматери: связи греческой и русской иконописи с итальянской живописью раннего Возрождения. Спб., 1911.
Лазарев 1971. Лазарев В.Н. Византийская живопись. М., 1971.
Лазарев 1986. Лазарев В.Н. История византийской живописи. М., 1986.
Лазарев 1960. Лазарев В.Н. Мозаики Софии Киевской. М., 1960.
Мокрецова 1984. Мокрецова И.П. Романова В.Л. Французская книжная миниатюра XIII в. в советских собраниях. 1270-1300. М., 1984.
Покровский 1894. Покровский Н. Очерки памятников православной иконографии и искусства. Спб., 1894.
Радоjчиh 1966. Радоjчиh С. Старо српско сликарство. Београд, 1966.
Редин 1891. Редин Е.К. Мозаики равеннских церквей. Спб., 1891.
Уваров 1908. Уваров А.С. Христианская символика. Ч. 1. Символика древнехристианского периода. М., 1908.
Успенский 1989. Успенский Л.А. Богословие иконы православной Церкви. М., 1989.
Флоренский, 1990. Флоренский П.А. Обратная перспектива// П.А. Флоренский Т.2. У водоразделов мысли. М., 1990. С. 43-106.
Чудотворная икона 1996. Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996.
Этингоф 2000. Этингоф О.Е. Образ Богоматери. Очерк византийской иконографии XI – XIII  вв. М., 2000.
Beckwith 1996. Beckwith J. Early Medieval Art. L., 1996.
Borsook 1960. Borsook E. The mural painters of Tuscany from Cimabue to Andrea del Sarto. London, 1960.
Demus 1947. Demus Otto. Byzantine Mosaic Decoration. Aspects of monumental art in Byzantium. London, 1947.
Gruneisen 1911. Gruneisen W.de. Sainte Marie Antique. Avec le concours de Huelsen, Giorgis, Federici, David. Roma, M. Bretschneider, 1911.
Mango 1976. Mango Cyril. Byzantine Architecture. New-Jork, 1976.
Oakeshott 1967. Oakeshott W. Die Mosaiken von Rom vom dritten bis zum vierzehnten Jahrhundert. /Uber aus Engl. Von R. Glaser/. Leipzig, 1967.
Riou, 1992. Riou Yves-Jean. The Abbey of Saint-Savin. Vienne. Service regional de l`Inventaire de Poitou-Charentes, 1992.
Rossi 1899. Rossi Gio Battista. Musaici cristiani e saggi dei pavimenti delle chiese di Roma anteriori al secolo XV. Roma, 1899.
Smart 1978. Smart Alastair. The dawn of Italian painting, 1250-1400. Oxford, 1978.
Toesca 1958. Toesca P. Forlati F. Mosaics of St. Mark`s. New York, 1958.
Underwood 1966. Underwood P. A. The Kariye Djami. Vol. 1- 4. New York, 1966, 1975.
Wilpert, 1903. Wilpert J. Die Malereien der Katakomben Roms. Freiburg im Breisgau, 1903.

Вопросы к экзамену по курсу "Иконография"

1. Устройство Римских катакомб и классификация катакомбных изображений.
2. Наиболее часто повторяющиеся сюжеты катакомбных росписей и их символическое истолкование.
3. Изменение живописной декорации потолка подземной крипты во времени.
4. Росписи алтарных ниш и входов римских катакомб.
5. Топография изображений церкви и гробницы: взаимопроникновение художественной символики (на примере раннехристианского искусства 2-4 вв.).
6. Иконография  Христа и Богоматери в катакомбном искусстве.
7. Изображения Рая а подземных храмах Рима.
8. Иконография святых в катакомбных росписях.
9. Римские мозаики 4-6 вв.: порядок изображений, повторяющиеся элементы иконографии.
10. Церковь Св. Констанцы в Риме (326-330 г.): ее назначение, состав изображений.
11. Церковь Св. Пуденцианы в Риме (кон. 4 в.) и иконография Иерусалима в раннехристианском искусстве. (Перечислить памятники; топография изображений Иерусалима в пространстве базилики, их символическое толкование).
12. Особенности храмовой декорации Санта Мария Маджоре (432-44 г.). Толкование сюжетов и анализ композиционных формул.
13. Мозаики Равенны: сюжетное и иконографическое единство храмовой декорации. Литургическое объяснение этого единства.
14. Ц. Сан Аполлинаре Нуово в Равенне (кон. 6 в.): стилистика и порядок изображений. Характеристика Евангельского цикла в нефе.
15. Объяснение символического значения изображений вимы ц. Сан Витале в Равенне (521-523г.).
16. Взаимосвязь формы храма с богослужением. Литургическое толкование ранних храмовых программ.
17. Римские мозаики 6-7 вв. (ц. Св. Козьмы и Дамиана – ок. 530 г.; ц. Сан Лоренцо Фуори ле Мура – кон. 6 в.; ц. Св. Агнессы – 625г.; капеллы Сан Венанцио – ок. 640 г.): различие сюжетных предпочтений и художественных технологий.
18. Фресковая живопись на рубеже сложения канонической программы храмовой декорации (С. Мария Антиква, Кастельсеприо: порядок изображений, сравнение его с римскими храмовыми программами предшествующего времени).
19. Археология и иконография Гроба Господня в византийском искусстве.
20. Иконография Креста и Распятия: образ и символика.
21. Ответ Церкви на учение иконоборцев.
22. Понятие послеиконоборческого канона храмовой декорации.
23. Программа декоративного убранства Софийского собора (общая характеристика).
24. Изображения Софии Константинопольской. Состав, символика.
25. Изображения Софии Киевской. Состав, символика.
26. Обзор иконографической программы Софии Охридской. Сопоставление с другими известными Софийными программами.
27. Кахрие Джами. Общий обзор изображений в свете канона храмовой декорации Палеологовского времени.
28. Мозаики нартекса Кахрие Джами и общий замысел украшения храма.
29. Фрески параклиса Кахрие Джами как пример декоративного убранства церкви-усыпальницы.
30. Ветхозаветный фресковый цикл Кахрие Джами. Состав изображений, символика.
31. Богородичные храмы греко-балканской традиции (Мистра, Студеница). Общая характеристика.
32. Богородичные храмы Мистры. Стилистика, состав изображений.
33. Храмы Студеницкого монастыря в Сербии. Программы декоративного убранства церкви Иоакима и Анны и храма Богородицы.
34. Почитание Богоматери Влахернской на Руси (Елеуса Владимирская или "Одигитрия евангелиста Луки" и Богоматерь Эфесская-Торопецкая).
35. Иконография Богоматери Ласкающей в Византийском искусстве (общая характеристика).
36. Богоматерь с пророками в византийском искусстве. Иконография и символическое значение.
37. Чудотворный Мандилион и его место в храмовой росписи.
38. Русская "базилика" 18 в.: характеристика росписей Петропавловского собора в Санкт-Петербурге.
39. Общая характеристика декоративной программы изображений для базиликальной церкви: перечень циклов, особенности их членения, отличие восточно-христианской базилики от западной.
40. Ветхозаветные циклы, построенные по "базиликальному" канону: фрески Сен Савен в Пуату, мозаики баптистерия Сан Джованни во Флоренции.
41. Программа украшения церковной двери (Ветхий и Новый завет): Гильдесгеймские врата, Суздальские золотые врата, двери баптистерия во Флоренции.
42. Техника золотой наводки и программа украшений дверей Благовещенского собора в Москве: "Похвала Богоматери" в контексте фресковых росписей преддверия.
43. "Свыше пророцы Тя предвозвестиша" (или "Похвала Богоматери"). Особенности иконографии и синонимические композиции.
44. Новозаветные циклы в базилике: сицилийские мозаики, капелла дель Арена в Падуе.
45. Общая идея изображений церкви Сен Шапель в Париже в контексте европейской традиции украшения базиликального храма.
46. Декоративное убранство фасадов, порталов и преддверий: общая характеристика. (При ответе можно использовать примеры Богородичных храмов Студеницкого монастыря, Ферапонтова монастыря, Благовещенского собора в Москве).
47. Росписи нартекса (или гульбища) православного храма (традиция 16-20 вв.): Балканы, Россия. На примере болгарских монастырских нартексов и ярославских галерей.
48. Традиция украшения купола православного храма: изображения и надписи скуфьи, пророческий чин.
49. Русский высокий иконостас. Состав изображений, символика.
50. Страстной цикл в христианском искусстве.

Дополнительные требования к экзамену (программа минимум)

При сдаче экзамена необходимо иметь в тетради конспективную запись о технике золотой наводки по кн.: Овчинников Л.Н. Суздальские Златые врата. М., 1978; картотеку изображений по темам: орнамент, костюм, жития, росписи купола, алтаря; письменную работу по программе росписи (общие сведения о храме, состав изображений купола и алтаря, надписи в свитках пророков, апостолов и святителей, личная интерпретация составленной программы).


Страница 1 - 2 из 2
Начало | Пред. | 1 | След. | Конец | По стр.

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру