Духовно-нравственный анализ музыки. Глава 3. Вехи музыкальной истории. Запад и Россия

Пособие для студентов педвузов

Господь пришел к грешникам (а таковы все люди): к блудницам, ворам, даже разбойникам и убийцам. К ним, немощным, но сохранившим в сердце жажду света и добра, Господь обращается с бесконечным снисхождением и любовью.

Тон Господа меняется, когда открывалась Ему в сердцах суще-дьявольская ненависть к Божественному свету, особенно опасная в фарисейском варианте (когда при моральном благоприличии под лицемерной маской обрядовой чистоты скрывалась внутренняя враждебность Богу и Писанию). "Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас" (Мф. 7:6). "Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч" (Мф. 10:34). И Предтеча Господень говорил : "Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь" (Мф. 3:10).

Ибо невозможен союз грязи и неотмирной чистоты! Если духовно-нравственная грязь — не следствие немощи, а, так сказать, принципиальная, вызывающе-демонстративная нахальная грязь, воюющая на чистоту небесной любви, и потому неустранимая, — здесь остается только одна возможность: мечом проводимый в сердцах водораздел.

В чем сущность эстрадной музыки? Она бездуховно-душевна,  воспевает гимн самохотениям плотского человека. Ее антидуховность принципиальна. Никогда не подымутся из нее возвышенные и сильные  тяготения к чистоте, свету и святости жизни, к спасительной для человека красоте. Не от бездарности композиторов и исполнителей, а потому, что в рамках ее глобальной семантики тяготение к святости абсолютно неуместно, ибо сущностная ее установка враждебна Небу! Эта сфера культуры мощно и неодолимо принуждает художника и его жертву занять антидуховную позицию. Как мощнейшая система гипноза, основана она на отъятии у человека (с его свободного согласия) свободы воли. Одно лишь ритмизованное мигание света, ввергающее в духовный паралич, чего стоит! Временами кажущаяся нежной, сущностно она агрессивна; ее пронизывает неодолимое суще-дьявольское тяготение к пошлости, грязи, вульгарности, бесстыдству как восстанию на заповеди Божии. Пошедшая по пути воспевания греховного состояния человека в самодостаточности и лени духовной, вскоре открыла она себя демоническим влияниям, насилующим души людей. Рок-музыка во многих своих ответвлениях уже открыто связала себя с сатанизмом.

Говорят, джаз — серьезное искусство. Ложь! Проверим смертью: можно ли под джаз хоронить человека? В церковном отпевании может звучать лишь богослужебное пение. Классическая музыка выдерживает испытание смертью в ситуации гражданского траура: веяния призывающей благодати, зов вечности в ней выявляются пред лицом смерти. Джаз лишен онтологизма (бытийственно- сущностной глубины) и духовности; он — сугубо плотское искусство. В соприкосновении со смертью в нем проявилась бы и скрытая дотоле сатанинская пустота: он холодней мертвеца — его холод потусторонен! Навсегда нет в нем небесной вечной любви, нет бесконечного милосердия Божия. Нет неотмирной красоты. Потому он — никак не серьезное искусство, если только не играть словами, а понимать серьезную музыку в том аутентичном смысле, как это понятие возникло в недрах религиозной культуры!

Рок-музыка, христоненавистническая в основе, ныне подчинила своему интонационно-языковому влиянию эстраду. Эта иерархически объединенная страта (активное сатаническое ядро излучает тьму в массово-эстрадную периферию) количественно господствует в эфире, в миллионах плейеров –портативных глушилок совести, в ресторанах, барах, самолетах, поездах…

У вытесняемых из жизни представителей серьезного искусства возникла иллюзия: ради сохранения влияния в массах не породниться ли с новой стратой языком — с тем, чтобы духовно продолжить в серьезной музыке ее возвышенные духовные традиции? Не постараться ли просветлить жанровые интонации новых страт, как это было сделано когда-то с жанрами народной танцевальной музыки? Соблазняются и педагоги общеобразовательных школ: не ввести ли (и уже самостийно вводят) в предмет музыки наряду с серьезным искусством изучение и рок-музыки? (Но они не стоят в одном ряду! Зачем изучать то, что развращает детей, наряду с тем, что возвышает?)

Опаснейшие заблуждения!

Танцевальную музыку в крестьянской и аристократической среде вплоть до XVIII века еще можно назвать народной музыкой, если принять критерий св. Григория Богослова: "народ есть собрание богочтителей", и Писания: "некогда не народ, а ныне народ Божий" (1 Петр. 2:10).

Положение меняется, когда вместо собрание богочтителей перед нами собрание развратителей, издевающихся над праведным образом жизни. Здесь необходимо размежевание: "Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей" (Пс. 1:1).
 
Оно и началось с XIX века, когда, по сильному выражению Адорно, выползли на свет "мерзкие порождения венской, будапештской и берлинской оперетты", от которых отмежевалось высокое искусство.

Канкан ли или рок-н-ролл наполнить благородством и чистотой?! Облагородить черное матерное слово? Обратившийся к Богу матерщинник, силой Божией может избавиться от одержания матом. Но само сквернословие остается сквернословием, оккультным по истокам, как доказано филологами (Б.А.Успенским). Из мата дьявольщину не изгонишь.

Невозможно облагородить и музыкальное сквернословие, запечатленное в мерзости новейших танцевально-двигательно-жанровых интонаций — Перед нами уже не грубоватый сельский менуэт, облагороженный благодушным юмором Гайдна, не несколько вольный в обращении вальс, опоэтизировать мечтой о возвышенной свободе небесной любви, как у Шопена или Чайковского. Перед нами нечто такое, что верный идеалам серьезной светской музыки человек должен отрубить мечом воли. Ибо это сам сатана. Когда-то рок-группы таили ненависть ко Христу и поклонение сатане, шифруя свои идеи, а начиная с группы Black sabbath приступили к открытому глумлению над Христом, Богородицею, к прямой проповеди сатанинской злобы, признаваясь миру в заключенных ими контрактах с сатаной, в получении богатства и всемирной славы в обмен на душу и тело (Элис Купер). А самоназвания групп, стилей, альбомов чего стоят — slaver убийца, trush мусор, дрянь, death-metall смертельный металл, death vomit смертельная блевотина, WASP — аббревиатура слов "мы сексуальные извращенцы", "Мы продали свои души за рок-н-ролл"! Сюда же нужно добавить програмные интервью, непосредственные призывы принять сатану на своих концертах-проповедях, выжженную на лбу печать антихриста, соответствующее поведение толпы слушателей с грандиозными драками, истерией, самоубийствами прямо на концертах...

Разница между старыми и новыми стратами — не количественная, а качественная: как между немощью (невольным грехом) и ожесточением греха. "Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились", — пророчествует о Христе Исайя (Ис. 53:4-5). Немощных кающихся грешников Господь спасает, а ненавидящих покаяние, с сожженной совестью, не вразумляемых никакими увещеваниями — оставляет их сатанинской злобе.

Как Царствие Небесное, с его божественной логикой плиромности послужило нам ключом к богослужебному пению и высоте светской музыки, так ад есть ключ к адской жизни и в искусстве. Ад есть упорство злобы, окончательно противопоставившей себя любви Божией. Бог не создавал ада, как не создавал и дьявола. Зло не онтологично, а рождается произволом человека и бесов. Плирома совершенств и добродетелей в кривости злого сознания оборачивается круговой порукой греха. Начало этой цепи — гордыня, похищение, воровство славы Божией. Мы — ничто, а Бог даровал нам Свою любовь. Дары благости Божией усваиваются лишь смирением и любовью. Трагедия дьявола-прометея (космического вора, как об этом и этимология говорит) в том, что похитить огонь любви (то есть попросту приписать себе) нельзя: он тут же превращается в огонь ненависти, его свет — во тьму. Пустота небытийности воровством не заполняется: бесы внутренне пусты и ненавидят Бога. Этимология мудрость спрятала в слове "ненависть" (лат. in-vidia — ненависть и зависть, поскольку in — и не-, и в- ). Ненавидеть — не желать видеть ("Глаза б мои тебя не видели!"): забить все окна души, превратившись в самозамкнутый герметичный сгусток зла, сколлапсировать в черную дыру самости. Само слово ад (гр. aidh?) этимологически связано с невидением.

Желание не видеть, не слышать Бога, грезить о Его несуществовании — в подсознании атеизма. Здесь начало адской антикультуры. Стадии атеизма соответствует поп-музыка, начиная от "мерзких порождений будапештской и венской оперетты" (Адорно) до современных пошлых шлягеров.

Спрятанная в атеизме ненависть исторически прогрессировала. Ныне очевидна мистическая подоплека русской революции. Ее целью было уничтожение удерживающего ("тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь. И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего" — 2 Фес.  2:7-8). "Мириться с "Николкой" (святителем Николаем Чудотворцем — ВМ) глупо... немедленно нужны экстренные меры... Надо поставить на ноги все ЧК, чтобы расстреливать не явившихся на работу из-за "Николы"" (В.И.Ленин. ПСС, М., 1958, письмо Главкому А.Эйдуку от 25.12.1919 г.). Это цветочки сатанического века. Плод — тотальная сатанизация жизни. Ныне антикультура продавливает себя внутрь светской серьезной культуры. Оккультизмом заражены все науки, от физики до психологии, искусство и сама жизнь. 

Попытки оправдать, возвысить поп- и рок-культуру и побрататься с ней — наивны и опасны, как опасны и безумны надежды на расцвет христианства под крылом антихриста. Наивно надеяться в сговоре с сатаной полюбить Христа: ничего кроме поцелуя Иуды из того не выйдет. И ясно, с чьего голоса говорят ученые, настаивающие на внеценностном (следовательно, бессовестном!) анализе несовместимых родов музыки. — С голоса того, кто явится обольщать человечество "ласковым злом" недопустимых духовных компромиссов. Невидимый пока обольститель заранее предпринимает меры к тому, чтоб не оказаться разоблаченным. Такая опасность исходит для него исключительно от ненавистного ему православия, которое единственное, избежав всех ересей прошлого и сохранив переданную через апостолов от Господа чистоту веры, не подчинится задуманному беззаконником мировому синтезу всего со всем, ибо живущий в Православной Церкви Христос не синтезируется ни с какой ложью.

А что под силу высокой светской культуре? Своими особыми средствами она может свидетельствовать о Христе, о небывалой красоте правой веры, распространяя в новой языческой среде свет Христовой любви.

Апологетическая ее функция возможна при условии ее собственного воцерковления. Тогда станет ясным: чему именно в ней служим. Истине или вирусу лжи? Небесным восходящим тяготениям духа, или своеволию? Если первому, то и в шедеврах XX века обнаружим мы эту могучую силу противления злу, особенно в России — у Прокофьева, Шостаковича, Шнитке… Если второму, то и в интерпретации романтизма наряду с крыльями отрастут и рожки.

6. Место России в мировой истории

Не понять и не восчувствовать смысл уникального искусства России, не приметив ее особого места в истории человечества.
 
Что есть место народа в истории? Как возникает, чем определяется? "История — таинственное единение Божьей воли и свободы человеческой"10. "Бог есть любовь" (1 Ин. 4:8). Он любит всех — и любящих Его, и не любящих. Но, дабы все могли войти в Его любовь, различает их: "гордым противится, а смиренным дает благодать" (Иак. 4:6; 1 Пет. 5:5).

К народам, после их выделения из общего человеческого рода и разделения, сказанное относится так же, как и к отдельным людям. В силу соборной природы человека народы тоже имеют свою "судьбу" — уникальную цепь исторических обстоятельств, предлагаемую промышлением Божиим. Для того это, чтобы все чувствовали соборную ответственность: дети за родителей, родители за детей, ибо без такой ответственности любви человек — недочеловек. Бог не обижает никакой народ, но для каждого намечает свое особое послушание, раздает дары и назначает наказания в соответствии с направлением народной воли.

В апостасийном сознании современности непопулярна эта мысль. Ныне модно думать: дурно или духовно-нравственно живут отдельные люди (каждый — за себя), а народ тут не при чем. Народ — как бы среднее арифметическое множества индивидов. Бог судит об этом иначе. Народы тоже ведут себя пред лицом Божиим смиренно или нагло. Получая от Него вразумление наказанием, народ, как и отдельный человек, должен встретить его покаянием, меняя жизнь и вновь проникаясь любовью к Богу. И чем быстрее, тем лучше. Малые промедления в покаянии углубляют болезнь и надолго затягивают выздоровление. Эта истина открывается при внимательном вглядывании в историю, а особенно при чтении Священного Писания: две линии в поведении народов явственно обозначились в послепотопном человечестве в период построения Вавилонской башни и разделения языков, пронесли себя через всю историю человечества, обнажатся при ее окончании.

Судьбы народов в истории ветхого человечества. Нимрод, внук Хама, сын Куша, начав "быть силен на земле" (Быт.10:8; 1 Пар. 1:10), приступил к строительству Вавилонской башни. Зачем? Зная пророчество Божие о том, что потомки Хама исторически будут рабами сначала роду Сима, а затем Иафета, ведая и о предстоящем рассеянии, он не смирился, не призвал народ к покаянию за грехи отцов, но воспротивился Богу, уповая на земное могущество и земные — властные, внешние — методы объединения людей вокруг задуманной столицы мира. Потомками Хама изобретен принцип империи, силового объединения людей, которое должно было охватить и весь мир. "И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли" (Быт.11:4). В переводе свт. Филарета Московского с др.-евр. — "сделаем себе имя, чтобы нам не рассеяться по лицу земли". Святитель пишет, что желание сделать Вавилон столицей мира и могуществом централизованной имперской власти удержать человечество от рассеяния особенным образом возбуждало племя Хамово, которому более всего угрожало пророчество11. По преданию, Нимрод (его имя означает "бунтовщик", "горделивец") в знак вызова Богу пустил стрелу в небо.

Но по попущению Божию строители, забыв общий язык, гонимые враждою (она неизбежна при отречении от всеединящей Божьей любви), разбежались по всем концам земли; почерневшее Хамово племя устремилось в Африку (страна Куш, названная по имени сына Хама, есть Эфиопия).
 
Разделение языков и рассеяние племен предотвратило всемирную диктатуру греха и предоставило народам возможность независимого самоопределения относительно Божией любви. По мысли свт. Филарета, имя Вавилон, таинственное и прообразовательное, знаменует церковь антихристову. "Желание сотворить себе имя... поставить его на месте имени Божия; стремление ко всеобщему владычеству, чрез всеобщее блужение с человеческими страстями, пороками, суеверием, неверием, — суть признаки строителей и здания, которое кончится крайним смешением и казнями от Бога"12.

У отступивших от Бога племен изменилось внутреннее устроение, помутился ум. Своеволие гордыни (дьявольская жажда самоизоляции), извергнув из души божественную любовь, угасило память на истину. В потухшем, ожесточившемся, терзаемом бесами сердце Бог не может мыслиться адекватно, истинно — как любящий Отец. Он кажется теперь притеснителем, препятствующим человеческому счастью. От такого выдуманного ненавистью бога племена стали разбегаться все дальше в богозабвение язычества, воздвигнув на опустевшем троне сердца идолов. Вавилон, который, по свидетельству Писания, "яростным вином блуда своего напоил все народы" (Откр. 14:8), дал толчок и пример для убегавшего человечества, почему и назван: "тайна… мать блудницам и мерзостям земным" (Откр. 17:5).

Прогрессирующий духовный склероз — потеря онтологической памяти, неуклонное забвение Бога, вытесняемого мифологическими и философскими фантазиями, — подтверждается документами истории разных народов (процесс ясно запечатлен, например, в "Ригведе", в ранней индийской философии).

По изъяснению свт. Филарета Московского и других толкователей, не все человечество участвовало в строительстве башни. В словоупотреблении Моисея сохранившим себя в Отчей любви "сынам Божиим" противопоставлены "сыны человеческие", отделившие себя от Бога. Они-то и строили башню, в то время как потомки Сима отделились от большинства, дабы не участвовать в богопротивном замысле. Чистым от преступления был и Евер, от которого пошло название евреев. Отделившихся (имя Евер означает "переселившийся за реку") не коснулось повреждение языков, — их язык оставался тем самым, каким он был во времена неразделенного человечества, что доказывается сохранением осмысленных значений в собственных именах, утраченных наречиями язычников. Соответственно неискаженной сохранилась память о всей истории мира от его сотворения.

А Бог? Мог ли справедливый и беспристрастный Бог не быть верен любящим, понесшим подвиг любви? Именно через род тех, кто не запятнал себя строительством богопротивной башни, пришел на землю Спаситель (Лк. 3:23), о чем возвещало миру пророчество: благословятся в Аврааме — потомке Евера — все народы земли (Быт. 18:18; Гал. 3:8). Боговоплощение разделило всю историю человечества на две части: до Рождества Христова и после него.

Но вот потрясающее свидетельство верности Бога, превышающей все земные представления. Когда это произошло? В момент ли наивысшего духовного подъема Израиля? Нет, но когда его развращение (не говоря о развращении остального человечества) дошло до последнего предела.

Потомков Евера Бог водил путями богопреданной любви Авраама и Моисея. За великую веру, укрепляемую многочисленными чудесами, тысячекратно умножил население, вселил в землю обетованную, прекрасную, потеснив могущественные вооруженные племена.

Однако окрепнувшее племя возгордилось и извратилось. Внешне оно хранило верность Богу, блюло обрезание, установленное для видимого отделения от язычников с их заразой. Гниение изошло изнутри, от людей "с необрезанным сердцем", по выражению пророков. Нечистое сердце стало нечувствительным к Богу и потеряло всякую способность слышать Его голос. "Вот, ухо у них необрезанное, и они не могут слушать; вот, слово Господне у них в посмеянии; оно неприятно им" (Иер. 6:10).

С крайним долготерпением, с великой любовью и скорбью верный Бог обучал Израиль наказаниями, обличая через пророков. "Вол знает владетеля своего, и осел - ясли господина своего; а Израиль не знает [Меня], народ Мой не разумеет. Увы, народ грешный, народ обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные! Оставили Господа, презрели Святаго Израилева, - повернулись назад. Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство? Вся голова в язвах, и все сердце исчахло. От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем. Земля ваша опустошена; города ваши сожжены огнем; поля ваши в ваших глазах съедают чужие; все опустело, как после разорения чужими. И осталась дщерь Сиона, как шатер в винограднике, как шалаш в огороде, как осажденный город. Если бы Господь Саваоф не оставил нам небольшого остатка, то мы были бы то же, что Содом, уподобились бы Гоморре. Слушайте слово Господне, князья Содомские; внимай закону Бога нашего, народ Гоморрский! К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу <…>  Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие — и празднование! Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их. И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови. Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите — и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю. Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли; если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас: ибо уста Господни говорят" (Ис. 1:3-11,13-19).  

Но упорство ожесточения не оставило Израиль. "На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи" (Мф. 23:2). Тщеславящиеся хранением буквы — перестали понимать дух, меж тем как "никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым" (2 Пет. 1:20-21). Что буква Писания без веяния Святого Духа? "Буква убивает, а дух животворит" (2 Кор.  3:6)! Что внешнее без внутреннего? "Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты" (Мф.  23:27). О грядущем непонимании Писания в Израиле, о его формально-законническом извращении свидетельствовали пророчества. "И всякое пророчество для вас то же, что слова в запечатанной книге, которую подают умеющему читать книгу и говорят: `прочитай ее'; и тот отвечает: `не могу, потому что она запечатана'" — Ис. 29:11). "Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, — говорит Господь, — что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете" (Мф.  23:13). "Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли, и входящим воспрепятствовали. (Лк. 11:52).

Стало ясно: потерявший связь с Богом Израиль уже не мог быть хранителем Божией правды, ибо оказывался носителем чуждого Богу мертвого духа и стал продолжателем линии Нимрода в истории.

Дальнейшее умножение могущества Израиля и даже само его существование в мире как самостоятельного государства было бы не только бесполезно, но и крайне опасно для мира. "Если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму" (Мф. 15:13). Но все ли сделал Бог, чтобы предотвратить слепоту ожесточения народа?

"Что еще надлежало бы сделать для виноградника Моего, чего Я не сделал ему?" — говорит Господь (Ис. 5:4).

И в этот момент, у последней черты падения еврейского народа и всего человечества, когда, казалось, были исчерпаны все средства Божьего воспитания и промышления о мире, Бог творит неслыханное: Сам Он, Вечный, вошел во время, в историю человечества. Какому народу явился Верный прежде всех?
"Пришел к своим, и свои Его не приняли" (Ин 1:11).

Фарисеи, книжники, саддукеи — тогдашние материалисты по сердцу, которых обличал Господь, — и после проповеди Христовой продолжали мечтать о внешнем могуществе Израиля, забыв о внутреннем сердечном приближении к Богу, и так променяли любовь к Отцу на ожесточение, превратившись из семени Авраамова в исчадия  дьявола (Ин. 8:37,44),  запечатлев предательство Бога Отца убийством Сына, ими неузнанного Мессии.

Богоубийство расставило последние акценты в отношении Бога и Его народа.

"Вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город; да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником. Истинно говорю вам, что все сие придет на род сей. Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст" (Мф.  23:34-38).

 


Страница 3 - 3 из 5
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру