"Путешествие по стране Фантазии." Мир красок

"Путешествие по стране Фантазии." Мир красок

Этап I

Цикл занятий: Мир красок

Страна Фантазия

Задачи. В творческой, игровой форме познакомить детей с художественным понятием цвет. Учить правильно держать кисть, набирать на кисть достаточное количество краски.

Материал. Гуашь семи цветов (красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового). Бумага (альбомный лист). Кисти (толстые плоские). Два изображения палитры, вырезанные из плотного картона в форме овала. На одном — разноцветные круги, соответствующие семи цветам. На другом — вырезанные из цветной бумаги и наклеенные на палитру семь дворцов, соответствующих данным цветам. Палитра размером в половину листа ватмана. Дворцы можно разместить в порядке расположения цветов в радуге. Размер дворцов 10х10 см.

Задание. Предложить детям оставить на листе бумаги разноцветные пятна. Для работы подготовить краски, разведя их в отдельных баночках до густоты сметаны. Каждый ребенок выбирает себе по желанию две краски.

Ход занятия

Педагог: Посмотрите, какое все разноцветное вокруг (следует обратить внимание детей на предметы, которые их окружают. Пусть они попробуют назвать их цвета). Нарядные платья и рубашки, красивые обои и ковры, посуда и игрушки. Вы уже назвали их цвета: красный, зеленый, желтый, а кто-то знает синий и даже оранжевый. Откуда же берутся эти цвета? Где они прячутся? В красках, фломастерах и цветных карандашах. Правильно. А знаете ли вы, что есть еще и волшебная страна Фантазия? Все удивительные превращения и чудеса происходят там. Для того чтобы в нее попасть, совсем не обязательно куда-то ехать. Фантазия — это превращение. Эта страна рядом с вами. Посмотрите на разноцветные краски. (Детям демонстрируется палитра с изображением семи красок-кружков.) Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Закройте глаза. Раз, два, три — картинка, оживи! (Появляется палитра с изображениями семи дворцов соответствующих цветов.) Краски превратились в дворцы. В каждом дворце живет определенный цвет. Красный — красная краска, желтый - желтая и т.д. Цвет из дворца попадает в баночки с красками, фломастеры и карандаши. Пригласим разноцветные краски в гости? В этом нам поможет кисточка. (Нужно показать детям, как держать кисть, как всем ворсом обмакивать ее в краску, как снимать лишнюю каплю краски, коснувшись один раз ворсом кисти края баночки. Научить промывать кисть перед тем как обмакнуть ее в другую краску и отжимать лишнюю воду о тряпочку.)

Жители страны Фантазии

Задача. Познакомить детей с героями, которые живут в волшебной стране Фантазии. Продолжить учить детей пользоваться краской.

Материалы. Рисунки Королевы Кисточки, Карандаша, девочек-красок, Кляксы, которые выполнены на отдельных листах бумаги. Они должны быть наклеены на плотный картон и вырезаны по контуру. Краски гуашевые (любые три цвета, кроме черного). Мелки, фломастеры, цветные карандаши, бумага (половина альбомного листа). Кисти толстые, средние, тонкие.

Задание. Для каждого ребенка нужно подготовить плотный белый лист бумаги. Предложить детям выбрать любой из представленных материалов (краски, фломастеры, цветные карандаши, мелки) и попробовать что-либо изобразить на бумаге.

Ход занятия

Педагог: Как и в каждой волшебной стране, в Фантазии были свои Королева и Король. Повелительницей всех красок стала прекрасная Королева Кисточка. Это ее волшебная сила будет помогать вам, ребята, правильно держать кисть и писать ею замечательные картины. Вы должны бережно и нежно с ней обращаться, чтобы не испортить. И тогда она расскажет вам о своих секретах. Второй герой волшебной страны — Карандаш. У него нос, как настоящий карандаш, которым можно рисовать. Жители волшебной страны выбрали его Королем.

А теперь осталось узнать, кто скрывается в этих разноцветных дворцах. В них живут девочки-краски. Их всего семь — красная, оранжевая, желтая, зеленая, голубая, синяя и фиолетовая. Со временем мы познакомимся со всеми девочками-красками. На каждом занятии кто-то из них будет у нас в гостях. Но в волшебной стране есть и другие жители, иногда не совсем приятные. Один из них — Клякса. В ней прячется черная краска.

Фломастеры, цветные карандаши, мелки в стране Фантазии превращаются в маленьких человечков. Они здесь главные хозяева и ваши помощники, ребята. Давайте познакомимся с ними поближе.

Чудо-Карандаш

Задача. Показать детям, как можно рисовать пальцем на песке и карандашом на бумаге. Учить их рисованию прямых, волнистых линий, точек.

Материал. Изображение Карандаша (аппликация из цветной бумаги человечка-игрушки), вырезанное из плотного картона. Большой поднос с мелким песком для взрослого и маленькие подносы для каждого из детей. Белая бумага (половина альбомного листа), простые карандаши.

Зрительный ряд. Различные рисунки в виде точек, линий, штрихов, выполненные цветными карандашами.

Задание. На маленьких подносах с песком нужно предложить детям нарисовать каждому свой рисунок. Это могут быть линии, точки, отпечатки ладошек. Закончив работу, дети должны вымыть руки. После этого нужно предложить порисовать простым карандашом на белой бумаге.

Ход занятия

Педагог: Нашим помощником будет сегодня Карандаш. Он приготовил для вас, ребята, рисунки, цветные карандаши и подносы с песком. Что за секрет хочет раскрыть Карандаш? Хотите узнать? Тогда давайте послушаем его рассказ. Дорогие друзья, посмотрите на эти рисунки. Все они нарисованы цветными карандашами. Карандаш — это почти волшебная палочка. Белый лист бумаги может превратиться в волны бурного моря, по которым плывет кораблик. А на этом рисунке домик стоит среди густой травы и высоких деревьев. Рисунки, которые вы увидели, нарисованы разными линиями. Прямыми, волнистыми, зубастыми. Чтобы рисунки получались красивыми, надо учиться рисовать. Это получится не сразу. Волшебная сила карандаша поможет вам в рисовании. Но для этого надо научиться правильно и крепко держать карандаш. Поэтому прежде чем брать его в руки, попробуем порисовать пальчиками. Посмотрите, как это делается. Карандаш приготовил для вас подносы с песком. Песок похож на лист бумаги. Проведу пальцем прямую линию. На что она похожа? Червяк, нитка, дорога. Большой круг наверху — солнце. Точки — дождик. Если картина не понравилась, разглажу песок - и рисунок исчез. А теперь такую же картину я попробую нарисовать карандашом. Это будет уже труднее. Карандаш плохо слушается, линии получаются не такие яркие. Это потому, что я слабо нажимаю на карандаш. Нажму посильнее, и линии получатся четкими.

Девочки-краски

Задача. Продолжить знакомить детей с правилами обращения с кистью (правильно держать, не оставлять в воде, стряхивать краску).

Материалы. Гуашь семи цветов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового. Рисунок для каждого ребенка с контурным изображением девочки-краски (размер альбомного листа). Кисти средние, круглые.

Зрительный ряд. Рисунки с контурными изображениями картинок для стихотворения (на половине листа ватмана) и фрагменты из цветной бумаги (лес, дорога, солнце, маки, лист, глаз, жук) для заполнения этого листа.

Задание. Каждому ребенку выдается контурный рисунок девочки-краски. Гуашь выбирается по желанию из семи красок. Нужно показать, как правильно и удобно держать кисточку. Поправить тех, кто держит неверно. Обмакнуть кисточку в краску всем ворсом, снять лишнюю каплю о край баночки и заполнить цветом изображение девочки. Можно использовать разные приемы рисования прямыми линиями сверху вниз, раскрашивание волос, юбочки, туфелек. Рисунок краской будет выходить за границы контурной обводки. После того как работа подсохнет, педагог вырезает изображение по контуру. Таким образом получается игрушка девочки-краски для каждого ребенка.

Ход занятия

Педагог: Дворцы из волшебной страны Фантазии открыли свои двери, в гости к нам пришли сразу все девочки-краски. Назовем их цвета. Красная, оранжевая, желтая, зеленая, голубая, синяя, фиолетовая. Каждая из девочек протягивает другой руку. Вместе они — дружная и веселая компания. Они могут украсить любую картину. И очень любят сами придумывать интересные истории. Вот одна из них. (Педагог последовательно, читая стихотворение, заполняет рисунок цветными картинками, закрепляя их на липучки.)

Красные маки, Желтый песок.
Вспыхнул на ветке Зеленый листок.
Жук Фиолетовый греет бока,
Синяя плещет река в берега.
Оранжевым солнцем согреты леса.
А у скворца Голубые глаза.

Так девочки-краски помогли оживить рисунок.

Наверное, каждому из вас какая-то девочка понравилась больше всего. Хотите ее нарисовать? Карандаш в своем Чудо-альбоме приготовил для вас контурный рисунок девочки-краски. Вам предстоит выбрать только наиболее понравившийся цвет краски и одеть в него свою девочку.

Цикл занятий: Настроения осени

Осенний ветер

Задача. Научить детей, используя приемы рисования кистью (примакивание, точки, линии), передавать движение и характер ветра.

Материал. Гуашь (желтая, оранжевая, красная). Кисти толстые, круглые.

Зрительный ряд. Иллюстрации, фотографии, передающие различные состояния непогоды — качающиеся на ветру деревья, сильный, порывистый ветер с дождем.

Задание. Каждому ребенку выдается одна баночка с краской. Перед началом работы нужно попросить рассказать и передать звуками настроение ветра и только после этого выполнять работу в цвете.

Ход занятия

Педагог: Осень. На улице слякотно, холодно. Вот подул легкий ветерок. Покажите мне звуком ветер. Теперь он стал еще сильнее и уже завывает. Звук плавный, тягучий. Ветер становится все сильнее и сильнее. Но постепенно он стихает, вот уже не так страшно и холодно. А как цветом показать ветер? Посмотрите, как это сделаю я, и попробуйте догадаться, какой у меня получился ветер? (Линии короткие, тонкие — ветерок. Длинные, утолщенные — ветер, ветрище. Круговые, от пятна — ураган.) Для каждого ветра можно подобрать и цвет, например, зеленый — легкий летний ветерок. Желтый или оранжевый — осенний ветер. Голубой — порывистый, озорной ветерок весны. Мы сегодня будем рисовать осенний ветер. Краски для него я подобрала желтые, оранжевые и красные.

Ураган в волшебной стране

Задача. Изобразить круговыми движениями кисти ураган.

Материал. Гуашь синего, красного, желтого цветов. Бумага (размер альбомного листа). Кисти средние, круглые.

Зрительный ряд. Иллюстрации, фотографии с изображениями грозового неба, шторма на море.

Задание. Взрослый на отдельном листе показывает, как изобразить ураган. Предварительно кисть нужно смочить в воде, затем набрать синюю краску и круговыми движениями изобразить ветер. Затем тщательно промыть кисть и набрать красную краску. Рисунок делается на листе кистью. Необходимо объяснить детям, что последовательность цветов может быть любая. Количество красок дети определяют сами.

Ход занятия

Педагог: Хорошо живется девочкам-краскам в волшебной стране Фантазии. Ярко раскрашено все вокруг: дома, деревья, цветы. И настроение от этого доброе, светлое. Но мы совсем забыли про Кляксу. А она уже замышляет недоброе. Подговаривает черную и коричневую краски устроить сильный ветер — ураган, чтобы он все вокруг перепачкал. Если это произойдет, то волшебная страна превратится в черную грязь. Будет темно и страшно, совсем как на этих картинах. (Просмотр репродукций.) Нельзя этого допустить. Что же нам придумать? А давайте нарисуем свой, добрый ветер-ураган, который прогонит темные, злые краски. Помогут нам гуашевые краски. Какие они яркие! Выберите цвета, которые подойдут для вашего ветра.

Ветер странствий

Задача. Продолжить знакомство детей с приемами работы кистью (набрызг, примакивание, точки).

Материал. Контурный рисунок птицы (размер альбомного листа) для каждого ребенка. Гуашь семи цветов. Кисти тонкие, круглые.

Зрительный ряд. Иллюстрации с изображениями летящих птиц.

Задание. Взрослый показывает на примере рисунка-заготовки, как рисовать ветер. Детям нужно заполнить цветом весь силуэт птицы.

Ход занятия

Педагог: Ветер помогает белым облакам двигаться по небу, разгоняет грозовые тучи. Каждый ветер имеет свое название: ураган, легкий, летний ветерок. Сегодня у нас в гостях ветер странствий. Это ветер путешествий, приключений. Он летает в дальние страны, видит много необычного. Какой же он? Как его нарисовать? Вы знаете, кто вместе с ветром совершает перелеты в дальние страны, улетает осенью в теплые края, а весной возвращается обратно? Это птицы. Карандаш придумал и нарисовал для вас необычных птиц. Эти птицы для ветра странствий. Посмотрите, какие они разные. Только почему-то все белоснежные. Карандаш забыл нарисовать для них ветер... Давайте ему поможем!

Теплый ветер с моря

Задача. Заполнить цветом парус корабля. Упражнение предполагает выбор способа работы кистью и цветом.
Материал. Рисунок кораблика с парусом (размер альбомного листа) для каждого ребенка. Гуашь семи цветов. Кисти тонкие, круглые.

Зрительный ряд. Репродукции картин: И.Айвазовский Волга, Черноморский флот в Феодосии.

Задание. Дети самостоятельно подбирают краски для паруса корабля. Выбрав одну из красок, заполняют ею парус для корабля. Можно сочетать разные приемы работы кистью: от пятна, примакивание, точки.

Ход занятия

Педагог: О разных ветрах мы говорили на наших занятиях. А вот для встречи с ветром, который появится на наших рисунках сегодня, нам необходимо отправиться в далекое синее море. Например такое, как на этих картинах. Хотели бы вы оказаться среди бурлящего, неспокойного моря? Наверное, нет. Лучше пусть это будет теплая, тихая вода, отражающая солнечные лучи и белые облака. И ветерок пускай дует теплый, ласковый. Для такого путешествия нам необходим кораблик с большим парусом. Карандаш нарисовал его для нас. Поудобнее устраивайтесь на корабле. Капитан дает команду, и мы плывем в открытое море. Попутного ветра! Какой цвет подойдет для нашего ветра? Выбирайте. Желтый — солнечные лучи. Голубой — прозрачное небо. Синий — капельки моря. Перемешав все три цвета, мы получим цвет теплого ветра с моря.

Цикл занятий: Лесные жители

Ежик

Задача. Обучение детей технике составления коллажа.
Материал. Тонированная бумага для фона. Контурный рисунок ежика (размер альбомного листа) для каждого ребенка. Гуашь семи цветов. Вырезанные из цветной бумаги силуэты грибов, ягод. Засушенные листья. Пуговицы. Кисти мягкие, толстые. Клей. Пластилин.

Зрительный ряд. Фотографии, иллюстрации и игрушки, изображающие ежика.
Задание. Каждому ребенку выдается контурная заготовка рисунка ежика. Нужно гуашью дорисовать колючки, используя прием рисования всей плоскостью кисти. Цвета можно выбирать произвольные. После завершения работы с цветом дети выкладывают на колючках силуэтные изображения грибов, ягод, фруктов, используя заготовки из цветной бумаги и вырезки из журналов, открыток. Как дополнение может служить объемный материал: пуговицы как символическое изображение ягод, грибов. Детали можно закрепить пластилином.

Ход занятия

Педагог: Какие разные звери живут в лесу. Лиса, волк, зайчик, медведь. У каждого свой характер, свои повадки. Зайчик — серенький трусишка, боится, что его поймает лиса. Лиса — рыжая, хитрая. Волк — серый хвостище, думает, как поймать зайца и обмануть лису. Медведь — грозно рычащий повелитель леса. А это что за зверек? Маленькие лапки, черный носик и много-много колючек на спине? Узнаете вы этого зверька? Конечно, это ежик. Не страшны ежику ни волк, ни медведь, ни лиса. Колючки всегда его спасут от врагов. Свернется клубочком, попробуй схвати его! Только уколешься. Колючки помогают ежику переносить грибы и ягоды на спине. К нам в гости тоже пришли из леса ежики. Посмотрите на них, какие они смешные и добрые. А где же колючки? Королева Кисточка откроет для вас секрет — как нарисовать ежику колючки. Она приготовила для каждого из вас кисть и краски.

Грибы

Задача. Создание композиции из готовых форм или в технике рваная бумага.
Материал. Для фона используется картон. Заготовки из цветной бумаги — для шляпки и ножки гриба; разноцветные круги из цветной бумаги. Клей. Кисти необходимы жесткие.

Зрительный ряд. Иллюстрации, муляжи, изображающие грибы.

Задание.

Вариант 1. Составить грибы из имеющихся заготовок.
Вариант 2. Из цветных заготовок в форме круга составить гриб, используя прием рваная бумага. Круг разрывается на две половинки. Одна будет шляпкой, вторая — ножкой для гриба .

Ход занятия

На занятии возможно использование муляжей грибов, чтобы дети подробно смогли их рассмотреть. В начале занятия можно повторить названия и особенности грибов.

Педагог: Несмотря на то что все грибы разные по цвету и форме, каждый из них имеет шляпку и ножку. Девочки-краски постарались придумать разные наряды для грибов. Давайте их рассмотрим. (Педагогу следует обратить внимание детей на особенности гриба, его цвет, размер. Вспомнить, как каждый гриб называется, почему. Из имеющихся заготовок составить грибы.) Белый гриб — толстая, почти округлая ножка, темно-коричневая шляпка. Подосиновик, или красный гриб, — овальная шляпка красно-коричневого цвета, плотная вытянутая ножка. Лисичка — волнистая оранжево-желтая шляпка и небольшая ножка. А вот и красавец мухомор — красная шляпка с белыми точками, ножка, словно с кружевным воротничком наверху. Грибы растут в траве зеленого цвета. (Вырезанные полоски из бумаги.) А какие грибы увидели в лесу вы?

Раз морозною зимой

Задача. Обучение детей пониманию взаимосвязи музыки и цвета в передаче характера персонажа.
Материал. Тонированная бумага для фона (размер альбомного листа). Гуашь коричневого, желтого, черного цветов. Запись песенки Раз морозною зимой...

Зрительный ряд. Рисунки, иллюстрации из сказок, где встречается изображение медведя.

Задание. Каждый ребенок придумывает своего медведя - доброго или злого. Выбрав цвет, нужно на белом листе бумаги, используя прием примакивания кисти, оставить медвежьи следы.

Ход занятия

Педагог: Скоро, с приходом зимы, земля покроется пушистым снегом. Звери торопятся заготовить запасы на зиму. Подготавливают свои норки. Все спешат — белка, лисичка, мышка. И даже огромный медведь. Устраивает поудобнее свою берлогу, в которой спать будет всю зиму. Карандаш нарисовал медведя, и мы можем его рассмотреть. (Комментарии детей.) Долго спать медведю в берлоге. Но однажды он может проснуться и выйти наружу. Например, под Новый год. Карандаш не только нарисовал медведя, он даже придумал музыку, которая передает настроение медведя. Музыку мы можем услышать.

Прослушать песенку Раз морозною зимой, ладошками выстукивая ритм.) Каким вам представляется медведь? Покажите, как он ходит. А какие следы остались на снегу от медведя? Большие, глубокие. Если мы хотим их увидеть, нам опять придется звать на помощь Королеву Кисточку, чтобы она показала, как их рисовать.

Белка песенки поет

Задача. Помочь детям установить взаимосвязь музыки и цвета при передаче характера персонажа.

Материал. Рисунок силуэта белки для каждого ребенка (размер альбомного листа). Гуашь семи цветов. Запись фрагмента музыки из оперы Сказка о царе Салтане. Кисти толстые, жесткие.

Зрительный ряд. Иллюстрации с изображениями белки.

Задание. Заполнить силуэт белки, используя живописный прием сухая кисть. Особенность выполнения задания состоит в том, что краска подготавливается и разводится с небольшим количеством воды до густоты сметаны. Специально воду в отдельной баночке ставить не требуется. Кисть от краски не промывается.

Ход занятия

Педагог: Музыка помогает Карандашу лучше представить характер и настроение героя. Так мы узнали о большом медведе в зимнем лесу, о его следах. А каким зверям подошла бы такая музыка? (Прослушать фрагмент из оперы.) Совсем другой ритм. Словно ловкие зубки раскалывают маленькие орешки. Какой пушистый зверек любит лакомиться орешками? Белочка. Она сидит под большой елью, щелкая орешки.

Белка песенки поет
Да орешки все грызет.
А орешки не простые -
Все скорлупки золотые.

Белочка — пушистый и шустрый зверек. Взгляните, как можно изобразить этого зверька. Вы, ребята, тоже сегодня будете одевать белочку в пушистую шубку. Посмотрите, как это лучше сделать. У каждого из вас есть рисунок белочки. В природе цвет ее шубки коричнево-оранжевый. Но ваша белочка может быть и другого цвета, такого, какой вы ей придумаете. Это зависит от ее настроения. Например, грустная синяя белка. Синяя девочка-краска и Королева Кисточка покажут нам, что может получиться. Нужно толстой, жесткой кистью набрать краску. Поставить ее вертикально и легкими тычками заполнить силуэт белочки. В процессе работы краска высыхает. Этот прием называется сухая кисть. Благодаря ему создается впечатление пушистой шерстки. Это еще один из секретов Королевы-Кисточки.

Трусишка зайка серенький

Задача. Обучение детей рисованию в технике от пятна силуэта зайчика.
Материал. Для фона нужно использовать тонированную бумагу (размер альбомного листа). Белила. Черный фломастер. Кисти толстые, круглые.
Зрительный ряд. Иллюстрации, игрушки, изображающие зайчика.
Задание. Взрослый может помочь ребенку поставить в центре листа белое пятно. Белую гуашь развести до густоты сметаны, воду для промывания кисти не использовать. Фломастером дорисовать глазки, усики.

Ход занятия

Педагог: Пришло время познакомить вас, ребята, еще с одной подружкой девочек-красок. Это белая краска. Обычно она живет в бумаге, на которой мы рисуем разноцветными красками. Но сегодня ей очень хотелось бы тоже превратиться в какой-нибудь рисунок. И Королева Кисточка согласилась помочь ей в этом и рассказать еще об одном своем секрете. Представьте себе, что мы опять попали в лес, где живут уже знакомые нам медведь, ежик и белочка. А кто это показался там вдалеке? Маленький хвостик, длинные ушки? Да это же зайчик! Попросим Королеву Кисточку нарисовать его для нас. Она по-разному может изображать животных. Вспомните, как были нарисованы ежик, белочка. В этом помогают разные приемы рисования кистью. Используя только линию, можно показать силуэтное изображение. Для передачи пушистой шерстки — прием сухая кисть. Иголки для ежика — примакивание плоскости кисти. Посмотрите, как Королева Кисточка нарисовала зайчика. (Дети рассматривают варианты изображения.) Сегодня вы узнаете еще об одной возможности рисунка кистью. Перед вами белый лист бумаги. Представьте себе, что в нем спрятался зайчик. Белый, пушистый. Трудно его увидеть. Подкрасим бумагу любым цветом, например фиолетовым. Смотрите внимательно. Посередине листа поставим гуашевой краской белое пятно. Наш зайчик очень испугался и спрятался в круг. Смотрите, я кистью вытягиваю две линии — показались ушки. Дорисую еще одно пятно — туловище, затем лапки и хвостик.

Цикл занятий: Звуки природы

Удивительные звуки — идет дождь

Задача. Научить детей передавать цветом и линией дождь, развивать воображение и ассоциативное мышление.
Материал. Бумага различной фактуры: фольга, калька, картон. Гуашь синего, голубого, фиолетового, зеленого цветов. Кисти средние, круглые.
Зрительный ряд. Репродукция картины А.Герасимова Полдень. Теплый дождь.
Задание. У каждого из детей на столе стоит баночка с краской. Преподаватель предлагает детям самим определить название цвета и представить себе, что это капельки дождя спрятались в краске.

Ход занятия

Педагог: Какие необычные гости приходили к нам - это и ветер, шум которого мы изображали цветом, и звери, оставившие свои следы на листе бумаги, а вот сегодня к нам постучался дождь. Вам приходилось разговаривать с дождем? Представьте себе его звуки. Кап-кап, падают одна за другой капельки. О дожде можно говорить по-разному, потому что его можно по-разному услышать. Например: мелко накрапывают капельки, звуки мягкие, словно робкие шаги (имитация звука шорохом бумаги) — моросящий дождик; холодный, затяжной дождь, льет как из ведра — ливень; капельки дождя под солнцем — грибной. Пригласите его к себе на листок бумаги. Какие разные получились капельки — точки, линии, завитушки и даже какие-то пятна.

Разноцветные капельки

Задача. Продолжить знакомство с приемом примакивания кисти и последовательностью в смене цвета.
Материал. Рисунок цветка для каждого ребенка (размер альбомного листа). Гуашь семи цветов. Кисти средние, круглые.
Зрительный ряд. Открытки с изображениями садовых и полевых цветов. Фотографии цветочных полян, цветников.
Задание. Используя прием рисования, кончиком кисти заполнить разноцветной гуашью силуэты цветов.

Ход занятия

Педагог: Дождик прошел. Выглянуло солнышко. Под его яркими лучами все переливается, блестит. Особенно нарядно выглядят цветы. Сколько их! (Просмотр репродукций.) Капельки дождя остались на лепестках. Солнышко, отражаясь, сверкает в них разными цветами. Красный мак, голубые колокольчики, желтые подсолнухи превратили прозрачные капельки воды в разноцветные. Карандаш придумал и нарисовал для вас, ребята, разные цветы. Узнаете вы их? Колокольчик, ромашка, подсолнух, роза и другие. На этих рисунках — только силуэты цветов. Разноцветные капельки помогут вам увидеть, какого они цвета.

Лучший дождик — это мой

Задача. Развивать у детей чувство гармонии и красоты, восприятие цвета.
Материал. Для фона используется тонированная бумага (размер альбомного листа). Гуашь семи цветов. Восковые мелки. Засушенные растения. Пуговицы, бусинки. Клей, пластилин. Кисти мягкие, жесткие.
Задание. Перед началом работы педагог предлагает детям рассказать о своем дождике. На что он похож? Какие материалы потребуются для картины? Как их лучше разложить на листе бумаги, чем закрепить?

Ход занятия

Педагог: Дождик помогает расти всему живому: траве, цветам, деревьям. Капельки воды превращаются в бурные реки, глубокие озера и моря. А какой дождик может быть в волшебной стране Фантазии? Обязательно добрый и красивый. Вместо капелек на землю падают конфеты или цветы, бусинки или звездочки. Представьте себя волшебниками из страны Фантазии. Лучший дождик — это тот, который придумает и нарисует каждый из вас. Для работы можно использовать разный материал. Карандаш приготовил для вас краски, мелки, засушенные растения, бусинки, пуговицы.

Цикл занятий: Лес

Белоснежные стволы

Задача. Учить детей рисовать деревья всей плоскостью и кончиком кисти.
Материал. Для фона используется тонированная бумага (размер альбомного листа). Белила. Черный фломастер. Гуашь желтая и зеленая. Кисти средние, круглые.

Зрительный ряд. Иллюстрации, фотографии, изображающие березы.

Задание. Дети должны сделать рисунок ствола дерева плоскостью кисти, с последующей прорисовкой веток и листочков кончиком кисти. Белой гуашью нарисовать ствол для березы. Для этого нужно приложить кисть к нижней части листа и вытянуть ее кверху. Таким образом ствол внизу будет толще, а наверху тоньше. Черным фломастером дорисовать ветки и прожилки на стволе дерева. Зеленой и желтой гуашью дорисовать листочки (используя прием примакивания кисти).

Ход занятия

Педагог: Карандаш нарисовал для вас, ребята, разные деревья. Посмотрите на его рисунки. Вот пушистые елки, нарядно украшенные зелеными колючками. Могучий дуб прочно и важно стоит на земле, так что даже корни видны. Его листочки похожи на бегущие волны. Словно белоснежные красавицы, виднеются березки. Ствол дерева белый с черными прожилками. На картине их особенно хорошо видно. Только что-то они загрустили. Осень. Тихо. Тоненькими веточками березки, словно пальчиками, тянутся друг к другу. Листья опали. А как было замечательно летом переговариваться шелестом листвы. Поможем березкам нарядиться в разноцветные листочки, чтобы они рассказали друг другу о своих лесных новостях.

Лесные ягоды

Задача. Научить детей выполнять стилизованное изображение.
Материал. Для фона использовать бархатную бумагу (половина альбомного листа). Засушенные растения, листья. Густой клей. Жесткая кисть.

Зрительный ряд. Рисунки лесных ягод: земляники, черники, брусники, малины.
Задание. Выбрать листья и растения для лесной ягоды. На бархатной бумаге педагог белым карандашом рисует веточку для основания ягоды. Отобранные сухие растения составляют композицию, где изображение будет выглядеть стилизованно.

Ход занятия

Педагог: Увидев растущий красивый цветок, порой мы едва сдерживаемся, чтобы не сорвать его. Цветы в вазе хоть и выглядят очень красиво и нарядно, но все равно — пройдет какое-то время и они увянут. Но сорванные цветы можно сохранить надолго. Для этого их надо засушить. Сорванные растения, например цветы, необходимо специально подготовить для засушки. Отделить лепестки и листья. Расправить их и положить под груз на какое-то время. Из таких засушенных растений можно делать картины. Карандаш нарисовал лесные ягоды. Но такие же лесные ягоды можно сделать из засушенных растений. Попробуйте представить, на что похожа земляника. Может быть, это маленький листочек или лепесток цветка? Подобрав необходимые детали, составим из них лесную ягоду. Фоном нам будет служить бархатная бумага.

Корзиночка с цветами

Задача. Научить детей приему мятая бумага для изображения цветов.
Материал. Силуэт корзины из цветного картона для каждого ребенка (размер альбомного листа), разноцветные квадратики для изготовления цветов. Клей. Жесткие кисти.

Зрительный ряд. Аппликации цветов, открытки с изображением цветов.

Задание. Показать детям, как следует мять цветные квадратики, чтобы получить цветы. Для этого можно использовать два приема. Первый, когда квадратик мнется тремя пальцами (большим, указательным и средним). Второй, когда квадратик зажимается в кулачок. В любом случае получится мятая бумага.

Ход занятия

Педагог: Девочки-краски приготовили для вас, ребята, разноцветные корзиночки. Назовем их цвета — желтая, оранжевая, красная, зеленая. Выберите для себя корзиночку. Как удобно ее держать в руке. Куда можно с ней пойти? В лес. За цветами. А девочки-краски будут нашими помощницами. Зеленая краска помогла раскрасить деревья в лесу. У березы листочки, у елки иголки. Мы долго шли по лесу и вдруг оказались на полянке. Вокруг все было в цветах. Какие они разные! Давайте посмотрим на них. (Педагог показывает иллюстрации с изображениями цветов и демонстрирует, как эти же цветы выполнены из цветной бумаги.) Белая ромашка — лепестки, словно заячьи ушки, длинные, овальные. Синий колокольчик — словно цветочная корона. Голубые незабудки, как волшебные огоньки в зеленой траве. Так красиво вокруг, что нам захотелось собрать цветы в свои маленькие корзиночки. Только наши цветы будут бумажные. А девочки-краски помогут узнать нам их секрет.

Чудо-дерево

Задача. Обучение детей технике составления коллажа.

Материал. В качестве фона используется кружево (размер альбомного листа), закрепленное на плотной основе. Можно брать кружево различных цветов. Веточка кустарника, имитирующая чудо-дерево, закреплена на кружеве. Для работы пригодятся также фольга, тесьма, бусинки, блестки, силуэты птиц, бисер.

Задание. Используя предоставленный материал, выложить крону для своего дерева и придумать для него название. Плоские детали лучше крепить с помощью клея, а объемные — пластилином.

Ход занятия

Педагог: Путешествуя по лесу, вы безошибочно узнаете деревья по характерным признакам. Ель — зеленые колючки, шишки, прямой ствол. Береза — белый ствол с черными пятнами, тонкие ветви. Дуб — волнистые листья, желуди, могучий ствол. А не приходилось ли вам попадать в сказочный лес? Только в сказках все обычное превращается в таинственное и загадочное. Так произошло и с деревьями. И название у этих чудо-деревьев — сказочные. Дерево-облако. Конфетное дерево. Дерево-бабочка. Как же они выглядят? Это будет зависеть от того, как мы их изобразим, какими мы их придумаем. Может быть, это будет дерево из кружева, бисера, золотой и серебряной бумаги? А вместо ствола — веточка кустарника, окрашенная гуашью...

 

Цикл занятий: Превращения

Во что превращаются кляксы?

Задача. Познакомить детей с техникой монотипии.

Материал. Глянцевая бумага для монотипии. Гуашь семи цветов. Кисти мягкие. Кафельная плитка или оргстекло.

Зрительный ряд. Для образца — монотипии с изображениями разных узоров, силуэтов .

Задание. На столе разложены гуашь, кисть, вода, кафельная плитка или оргстекло. Нужно:

1. Нанести кляксы различных цветов на поверхность плитки.
2. Накрыть листом бумаги изображение на плитке и произнести волшебные слова: Абра-кадабра, шишел-мышел. Что тут вышло?
3. Движением руки на себя открыть листок, на котором будет монотипия.

Ход занятия

Педагог: Какими разными материалами приходится рисовать Карандашу — карандашами, мелками, фломастерами. И картины получаются непохожими друг на друга. Попробуйте определить, каким материалом выполнены вот эти работы. (Дети рассматривают и называют технику и материал исполнения картины — гуашевые краски, тушь, бумага, карандаш и т.д.) Чтобы получить такие замечательные картины, Карандашу пришлось потрудиться не один день. А это кто появился среди картин? Да ведь это же Клякса! Что ты здесь делаешь? Уж не хочешь ли ты сказать, что тоже умеешь рисовать?

— Я не только умею рисовать,— гордо ответила Клякса,— но и уже нарисовала одну из этих замечательных картин. Вот она.

И Клякса показала на изображение, похожее на густую траву или деревья. Как же она это сделала?

— В этом мне помогли добрые Кляксочки. Хотите и вы научиться рисовать кляксами? Посмотрите, как я буду это делать.


Кто спрятался в лесу

Задача. Обучение детей составлению цветовой композиции.
Материал. Монотипия для каждого ребенка. Вырезанные из черной бумаги силуэты деревьев, фигурки, напоминающие животных, пуговицы. Клей ПВА, пластилин. Составленная взрослым картина леса из перечисленного материала.
Задание. Каждый ребенок по собственному желанию выбирает одну из монотипий в качестве фона. Из представленного материала нужно отобрать фигурки деревьев, растений, животных и составить из них композицию. Только после того, как будет составлен окончательный вариант, можно приклеить все детали.

Ход занятия

Педагог: Кляксы превратились в удивительные картины. Представим себе, что мы попали в наши рисунки и оказались в волшебном лесу. Перед нами уже не просто деревья, а их чудесные превращения. По цвету и форме они скорее похожи на гигантские растения с причудливыми ветвями. (Дети рассказывают о своих работах.) Интересно путешествовать по вашим картинам. Но вот что-то мелькнуло среди растений. Это обитатели сказочного леса. Кто они? Звери? Птицы? А как они выглядят? На кого похожи? Помогите найти тех, кто спрятался в сказочном лесу.

Кто прячется в пуговице

Задача. Развивать у детей способность видеть в обычных вещах необычное, учить ребенка видеть образ за символом.

Материал. Пуговицы, разные по форме и цвету, пластилин для закрепления пуговиц, тонированная бумага, выбранная как фон.

Зрительный ряд. Графический рисунок, изображающий последовательность превращения птицы в пуговицу-точку.

Задание. Перед каждым ребенком разложено на столе множество разных пуговиц. Детям нужно выбрать такие, которые им нравятся больше всего, и попробовать увидеть в них каких-нибудь животных или птиц, придумать, как они разговаривают друг с другом. На тонированном листе бумаги с помощью пластилина детям предлагается разместить отобранные пуговицы (композиция свободная).

Ход занятия

Педагог: Вы когда-нибудь обращали внимание на пуговицу? Конечно, если она оторвется от платья или рубашки, вы сразу это заметите. Пуговицы нужны. А знаете ли вы, что обыкновенная пуговица может превращаться в разные предметы, даже в людей и животных? Весь секрет в том, что увидеть это превращение может не каждый человек, а только тот, который умеет фантазировать. Как же происходит это превращение?

Посмотрите: перед вами картины, на которых изображены птицы. На первой картине художник нарисовал ворону. Мы видим крылья, клюв, голову. Такое ощущение, что она совсем близко. На втором рисунке ворона сидит на заборе, чуть дальше от нас, хотя мы по-прежнему ясно видим ее крылья, клюв. А вот на этой картине много птиц. Они расселись на ветках деревьев. Мы различаем только черные силуэты, настолько высоко взлетели вороны. И наконец последняя картина — птица так далеко улетела, что превратилась в точку. И эта точка — пуговица. Так вот, оказывается, кто прячется в моей пуговице.

Звери водят хоровод

Задача. Обучение детей составлению целого образа из отдельных частей (на примере изображений животных).

Материал. Для фона используется лист ватмана, в центре которого наклеена елка из зеленой бумаги. Детали головы, туловища, лапок, хвоста из разноцветной бумаги для зайчика, лисицы, волка, медведя, белочки. Клей. Фломастеры. Иллюстрации с изображениями этих зверей. Для каждого ребенка нужно подготовить половину альбомного листа, на который он будет наклеивать детали для своего зверя.

Задание. Каждому ребенку предлагаются отдельные детали, из которых необходимо составить зверька. Последовательность в работе соблюдать не обязательно. Разложив детали на фоне, нужно приклеить их. Фломастером дорисовать глаза, носик, усики, лапки. После того как работы подсохнут, взрослый вырезает их по контуру. Все фигурки раскладываются вокруг елки и приклеиваются.

Ход занятия

Педагог: В лесу не утихают приготовления к новогоднему празднику. Звери дружно наряжают елку. Она стоит посередине лесной полянки, так чтобы всем было ее хорошо видно. Чем ее украсили? Снежинками, хлопушками, бусами, шариками. Повесим их на елку. (Дети раскладывают детали, а взрослый приклеивает их.) Вот и нарядилась наша красавица елка. Ждет гостей. А кто придет водить веселый хоровод? Зверюшки: белочка, зайчик, мишка, лисичка, волчонок. Пусть каждый из вас решит, какого зверька он бы хотел пригласить на праздник.

Волшебные звери

Задача. Дети должны придумать рисунок зверька по уже выполненной монотипии.

Материал. Монотипия для каждого ребенка. Фломастеры, пуговицы, разноцветные вырезки из журналов. Клей ПВА, пластилин. Иллюстрации животных из сказок.

Задание. Для каждого ребенка нужно заранее подготовить монотипию. Перед началом работы взрослый вместе с ребенком рассматривает монотипию и определяет, где может быть спрятано изображение зверя, какое оно. Силуэт можно обвести фломастером. Затем по контуру вырезать изображение. Дополнить его отдельными деталями, используя фломастеры, пуговицы, разноцветные вырезки из журналов. Закрепить на клей или пластилин.

Ход занятия

Перед началом занятия рекомендуется подготовить выставку с использованием иллюстраций, фотографий, репродукций картин о животных. Здесь могут быть и выполненные аппликации животных.

Педагог: У нас в гостях — животные. Одних Карандаш рисовал для сказок. Это сказочные животные. Других животных Карандаш сфотографировал на природе. И выглядят они совсем иначе. В сказке животные умеют разговаривать, наряжаться в красивые одежды, ходить на двух лапках. А в жизни животные не говорят, а издают разные звуки. Какие? (Каждый из детей имитирует голос какого-либо животного, а остальные угадывают.) Животное можно нарисовать карандашом, мелками, красками. По таким рисункам их легко узнать. Труднее обстоит дело, когда перед нами волшебный, таинственный зверь. Как может называться такой зверь? Например, Котозверь. Или Барсокрыс. Придумайте и вы своих волшебных зверей. А помогут нам кляксы.

Лошарик

Задача. Обучение детей сочетанию пуговиц в составлении целостного изображения.

Материал. Для фона используется цветной картон (половина альбомного листа), на котором линиями нарисован контур Лошарика. Пуговицы. Пластилин.
Задание. По контурному рисунку дети должны выложить из разноцветных пуговиц изображение Лошарика. Нужно использовать для работы различные по форме и величине пуговицы, бусинки. Все детали крепятся на пластилин.

Ход занятия

Педагог: Таинственный и волшебный мир цирка. Яркие огни, звуки оркестра, пестрые клоуны, дрессировщики, фокусники и акробаты. У маленького сказочного героя Лошарика была заветная мечта — выступать на арене цирка. Когда он туда попал, все удивились: Ведь ты же не настоящий, твои шарики рассыплются от звонких аплодисментов зрителей, и на тебя никто не захочет смотреть. Но желание выступать настолько сильно захватило Лошарика, что, несмотря на все отговорки и запреты, он попал на арену цирка. Только вот беда, перед самым выходом злой волшебник перепутал в сумке все шарики, из которых состоял Лошарик. Ребята, помогите сказочному герою найти свои шарики.


Страница 1 - 5 из 5
Начало | Пред. | 1 | След. | Конец | По стр.

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру