Чему студенты могут научить школьников

Институт общественных наук при РАНХиГС участвует в летних программах, направленных на то, чтобы студенты, школьники и состоявшиеся специалисты взаимодействовали в межобразовательном пространстве. О том, как проходит работа таких летних школ, порталу «Слово» рассказала Екатерина Ларионова, архитектор, заведующая кафедрой территориального развития Института общественных наук (ФГУ) РАНХиГС, кандидат архитектуры, основатель и генеральный директор «мастерской идей ARHIDEUS», член Союза архитекторов России.

- В этом году летние программы проводились в нескольких школах нашими коллегами и студентами. Во всех этих школах были построены многофункциональные программы. Их цель – снять у школьников страх перед поступлением, определиться с выбором профессии, обсудить разные вопросы, профессиональные и человеческие. Представители разных профессий детям что-то показывали, рассказывали, проводили с ними интерактивные занятия, игры, рисовали, снимали фильмы. От моей кафедры этим проектом занимались студенты и выпускники Анастасия Орлова, Павел Карасев, Ксения Луценко, Софья Школьник, Ирина Гоголева, Алина Рязанова, Вера Молчанова, Заури Гвазбайя, Федор Ронков, под руководством Анастасии Королевой и Ольги Дружининой. Мои коллеги посчитали очень важным, чтобы к школьникам приходили студенты, а не только профессора или взрослые педагоги и практики. Студенты о многом могут рассказать: они тоже когда-то прошли эту фазу выбора, определяли свою будущую жизнь в институте и себя в профессиональном сообществе. Рассказать, как они уже сейчас, подходя к защите диплома, себя ощущают, в чём они разочаровались, а в чём укрепились, что с этим дальше будут делать. А школьники озвучивали свои пожелания, как должны в будущем выглядеть эти профессии – политолог, маркетолог, журналист, и даже мэр.

Анастасия Орлова и Павел Карасёв делали в одной из школ очень интересный проект: развитие городской территории, и школьники старших классов не просто высказывали свои «хочу», а действительно изучали возможности и потребности территории. Эксперимент оказался удачным, хотя очень трудоемким, поэтому мы в будущем собираемся его адаптировать.

Кроме того, я в июле выступила с докладом в летнем лагере, проводимом коллегами из "Агентства креативных индустрий" в Солнечной поляне. Основная задача там – обсудить перспективы творческих профессий, процессов в разных городах, какую-то проблемную область: например, почему в региональных городах культура, изобразительное искусство очень сильно отстаёт, и что нужно сделать для того, чтобы людям интереснее было заниматься творчеством. Здесь интересно, что приходят взрослые серьёзные специалисты и практики, рассказывают молодым ребятам о том, что они успели в жизни сделать, и какие у них возникают в профессии проблемы, препятствия. И студенты не просто молча это слушают, а дискутируют с экспертами, пытаются разрабатывать проекты. Мне было очень интересно прочитать там лекцию молодым начинающих предпринимателям в сфере культуры и социального проектирования, увидеть их и понять, что их взгляды на развитие профессий и устройство государства в целом шире, чем у нас, взрослых людей и профессионалов.

Опыт летних школ и активное общение с молодежью показал, что новые поколения не только фантазируют о каком-то далеком и прекрасном будущем, но вполне аргументировано его описывают. Интересно их неравнодушие к развитию собственного общества и к творческим процессам. Раньше была тенденция – дети ждали, что им подскажут правильный ответ, решат проблему за них. Сейчас мы услышали предложения: как, например, благоустроить двор в некрасивом спальном районе и т.д. Они очень быстро схватывают опыт, которым эксперты делятся, а после начинают предлагать свои решения. Мне это кажется очень важным.

А ещё эта практика показывает, что наметился не очень, может быть, приятный всем академистам, профессионалам и взрослым людям тренд: чистая профессия теряется и уступает место междисциплинарным направлениям, когда человек, например, не только инженер, а менеджер-инженер. Мне кажется, это условие более всего понятно поколению профессионалов-фрилансеров, которые вынуждены прокладывать путь к успеху сами, без поддержки профсоюзов и государственных организаций. У современных подростков нет страха профессионального промаха вообще, и нет сомнений, что рано или поздно они будут создавать собственное дело и управлять им. Есть только задача, к которой они не знают, как подступиться. И что самое главное, они понимают, что для решения такой задачи важна многопрофильность: не односторонний подход, а междисциплинарный, то есть человек должен хорошо разбираться в разных направлениях.

Я не радуюсь этому явлению, потому что считаю, что основательные профессии, фундаментальные, могут погибнуть, потому что хирурги перестанут быть хирургами, а будут ещё и врачами-консультантами, архитекторы перестанут быть архитекторами, а станут дизайнерами и строителями. Мне не очень эта тенденция близка, но это моё личное мнение. На профессиональных и проектно-образовательных семинарах, которые мы проводим совместно с иностранными экспертами, наши партнеры говорят, что это очень сильное конкурентное качество на рынке – специалист широкого профиля. Конечно, такой специалист – интересный партнёр и собеседник для представителей разных отраслей, но при условии, что он наполнен качественным профессиональным содержанием.

Записала Екатерина Желенникова


 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру