Аттестация учителей

И снова аттестация учителей будет проходить по новым правилам. Теперь помимо обязательной аттестации будет еще и аттестация по желанию. Цель нововведений – побудить учителей постоянно повышать свою квалификацию. Являются ли эти меры эффективными, порталу «Слово» рассказал Дмитрий Беличенко, учитель истории и обществознания, МОУ Медвежье-Озерская СОШ, Щелковский район, поселок Медвежьи Озера.

- Педагогу аттестация не очень удобна – она занимает много времени, отнимает много сил, требует большого количества бумаг. Но есть еще один важный фактор: по многим отзывам ученики сегодня гораздо менее обучаемы, чем даже пять лет назад. Достаточно взять свежий срез по ЕГЭ – без шпаргалок, мобильных телефонов, платных подсказок уровень учащихся весьма низок. Подбор класса всегда лотерея. А критерием оценки учителя – в том числе и материальным критерием в виде стимулирующей части – сегодня является результат сдачи ЕГЭ учениками.

С точки зрения педагога, жизнь осложнилась: новые требования на фоне падения уровня знаний и обучаемости учеников. А еще – нервозность, непредсказуемость экспертов в аттестации, т. к. каждому из них урок может видеться по-разному; разные подходы к методической составляющей обучения. Квалификация учителя-эксперта оставляет много вопросов. Формальные требования к аттестации – грамоты, сертификаты – заставляют учителей участвовать в бесконечных конкурсах, обычно платных. Нередки случаи, когда педагоги выполняют работы за учеников, сами же оплачивают, чтобы получить бумажку.

При вменяемой школьной администрации можно реально обосновать стимулирующую часть, выполнить ее. В остальном требования к аттестации если и изменились, то не кардинально. Пройти ее можно.

С точки зрения методиста, который занимается обучением учителей, плюсов больше. Учителю приходится меняться, реагировать на развитие ситуации в образовании, придумывать новое, наращивать уровень знаний. То есть он всегда в тонусе и в борьбе с превосходящими силами официальной макулатуры. Жаловаться на эмоциональное выгорание и халтурить невозможно – выжить бы. А работать с людьми, находящимися в процессе непрерывного обучения и адаптации проще, чем с теми, кто все уже для себя открыл и узнал.

Вопросы возникают при знакомстве с критериями успешности учителя, который звучит в поправках к правилам аттестации. «Учителя должны готовить не только двух-трех лучших учеников, а стараться выявить и поддержать таланты всех учащихся. Кроме того, помочь детям, отстающим в учебе». Разве есть четкие показатели «поддержки таланта»? Про помощь отстающим проще, но тоже возникают вопросы.

Всегда ли постоянное придумывание нового – хорошо? В погоне за новациями, за формой можно потерять содержание. В работах учителей, конспектах много воды, модной и не понимаемой ими бессмыслицы про технологии и компетенции.

Как сказал Гёте, «Бог в мелочах, а дьявол – в крайностях». Любое благое начинание можно превратить в процессе реализации в его полную противоположность. То же и с проверками Минобрнауки, о которых говорится в новых правилах. Как и в каком виде это будет? Неизвестно. Хотелось бы, чтобы все изменения, которые происходят, были, по крайней мере, разумны. 


 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру