Как справиться со стрессом

Школьники сдают экзамены. Это очень нервный период и для них, и для их родителей. Психологическое состояние иногда играет первостепенную роль – молодой человек в состоянии стресса может забыть выученный материал, растеряться, расстроиться, и в итоге провалить экзамен. Как отрегулировать внутренний стресс в ответственные моменты, рассказал психолог Михаил Владимирович Кернаценский.

- Экзамен часто воспринимается как что-то очень сложное, и вся атмосфера, которая вокруг него нагнетается, только убеждает школьника, будущего студента, в том, что это что-то невероятно ответственное, что если его не сдать, непременно наступит конец света. Это ощущение усиливают родители абитуриента, которые тратят деньги на его подготовку, одновременно рассказывая ему о своих ожиданиях: как он должен написать этот экзамен, сколько получить баллов. Чаще всего состояние стресса связано и с тем, что на данный момент у человека есть другие потребности, которые ему хочется реализовать. Посмотрев на летнюю солнечную погоду, хочется гулять, а не готовиться к экзаменам, а уж тем более их сдавать. Это рождает проблему концентрации внимания. И вот это сочетание стресса и невозможности сосредоточиться дает очень сложное состояние. Что же можно с ним сделать?

Первый способ – задать себе вопросы «кто я?» и «куда я иду?». Принимается любой ответ, человек сам себе отвечает, а дальше уточняет: зачем мне этот экзамен? Здесь действует сила самоопределения – это очень мощная сила личности, которая даёт ресурсы, чтобы пережить трудный момент. Вопрос «куда я иду?» также даёт некоторый намёк на жизненные цели; и, наконец, вопрос «зачем мне этот экзамен?» даёт возможность хоть как-то привязать ощущение себя и своей цели к этому экзамену. Тогда внутренние силы – силы души и личности – начинают укреплять абитуриента в процессе сдачи экзамена.

Второй способ очень сильно отличается от первого. Он не требует никаких мыслительных усилий, зато использует способность к воображению. Нужно вспомнить какой-то приятный или вдохновляющий момент: например, воспоминание о каком-то своём достижении: например, в спорте, в школе среди сверстников. Если девушка или юноша склонны к созерцанию, можно представить любимый пейзаж. Очень часто вспоминают море: вообще вид воды успокаивает. Кто-то вспоминает бурную реку, и вид мощного потока вдохновляет человека. Это может быть что угодно – приятное и энергичное. Задача – вдохновить и «включить» внутреннюю силу, внутреннее вдохновение, которые потом можно использовать для экзаменов.

Третья технология связана не только с воображением, но и со способностью придумывать. Есть такое направление «сказкотерапия», когда при помощи сказки преодолевается та или иная ситуация. Необходимо придумать такую сказку, где абитуриент может быть героем: юноша, скажем, может быть героем-богатырём, девушка может быть принцессой или кем-то ещё. Другого, небогатырского типа юноша может быть, например, не очень сильным, но обладающим интеллектуальным превосходством. Здесь мы получаем, во-первых, игровое пространство, то есть вся серьёзность экзамена переводится в игровое поле, от этого становится гораздо легче. Во-вторых, само по себе слово «сказка» включает механизм регрессии, который возвращает человека к более ранним переживаниям и воспоминаниям, что само по себе очень расслабляет и снижает уровень стресса, волнения, тревоги. Иногда для достижения примерно такого же результата используют сладкое, часто – шоколад, однако большое количество сладкого не усиливает, а, наоборот, ослабляет физическое состояние организма. Поэтому лучше обратиться к сказке. Задача этой техники в том, чтобы выбрать интересный сюжет и в этом сюжете представить себя тем, кем действительно хочется быть в данный момент времени. Главное, чтобы сюжет и какие-то события, которые всплывают в голове, тебе очень нравились. Тогда это вдохновение плюс регрессия позволят легче воспринимать происходящее.

Четвёртый способ называется «подарок». Ты заранее придумываешь себе разные подарки. Он не очень эффективен на долгое время, но если не хочется придумывать сказки, самый простой вариант – сказать себе «вот сейчас доделаю следующий билет и пойду прогуляюсь» или «сейчас я напишу этот экзамен, а вечером пойду в хороший театр».

Пятый способ называется «хиппи». Это подходит для тех, кто сложно воспринимает социальные нормы, условности, «взрослые игры». Способ такой: я ко всему, что происходит, отношусь несерьёзно, мне это всё неинтересно, но я согласен играть в вашу игру. Смысл этого способа в том, что абитуриент на время, пока так представляет, мысленно исключает себя из этой ситуации и смотрит на неё как бы со стороны – это, безусловно, облегчает его участь, градус напряжения падает, есть чему улыбнуться: какие все серьёзные, как все волнуются и так далее.

Шестой способ называется «лучший выбор». Этот способ скорее предназначен для тех, кто мыслит рационально, это способ-рассуждение. Один из главных вопросов, который задаёт себе абитуриент – «что будет со мной, если я решу не писать этот экзамен». Абитуриент позволяет себе свободу выбора. Дальше человек, привыкший думать рационально, способен ответить себе на этот вопрос достаточно честно и сделать выбор в пользу того или иного решения. Мне кажется, что, скорее всего, он сделает выбор в сторону написания этого экзамена. Смысл в том, что человек принимает на себя ответственность за это решение, переходит из роли жертвы в роль хозяина положения. А если ты хозяин положения, тебе, конечно, гораздо легче, ты смотришь на происходящее как на некий процесс, от которого точно не зависит вся твоя жизнь, но кое-что зависит, поэтому надо постараться.

Седьмой способ вообще для других людей – людей, которые предрасположены через сигналы тела понимать, что с ними происходит, и как-то облегчать своё состояние. Это телесный способ. Есть целое направление телесной психотерапии, там множество разных приёмов, но мы скажем про самый лёгкий способ – это следить за своим дыханием. Не управлять дыханием, а именно следить. В тот момент, когда нам тяжело, мы начинаем наблюдать за своим дыханием, не вмешиваясь в этот процесс. Иногда советуют «продышать» ситуацию, это тоже можно сделать, посмотреть, как на тебя конкретно это повлияет. Внимание у человека имеет ограничение. Соответственно, внимания для страхов и ужасов не остаётся.

Восьмой способ называется «самоанализ». Здесь мы можем спросить «что сейчас со мной происходит, что я чувствую?», а дальше должен следовать вопрос «что я чувствую на самом деле?» И здесь ответ вполне может быть одинаковым: «Мне страшно». Тогда я спрашиваю: «Чего я на самом деле я боюсь?» Это такой довольно сложный способ для людей, привыкших мыслить рацинально. Потому что все боятся экзаменов, но на самом деле все боятся разного. Один боится разочаровать родителей, кто-то боится выглядеть неудачником, другой боится чего-то ещё, у каждого какие-то очень личные страхи, но называется это всё «я боюсь экзамена». Если этого покажется недостаточно, можно дополнить вопросом «что я могу сделать, чтобы мне стало легче сейчас?» Очень часто человек сам понимает, что ему нужно, чтобы было легче, просто не делает, заигрываясь в свои переживания.

Следующий способ называется «бой». Он подходит для воинственно настроенных молодых людей. Представляем, что мы в бою, сейчас надо вступить в схватку, и в этих мыслях пребываем на экзамене. Адреналин будет распределяться и снижаться, особенно когда воображаемый бой пройдёт.

И последний способ, который по идее должен быть первым и основным для православной молодёжи – это молитва во всех её вариантах, известных молодому человеку – молитва Преподобному Сергию, Богородице, Ангелу-хранителю и всем святым.

Записала Екатерина Желенникова


 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру