Детский телефон доверия

22 мая сотрудники службы «Детский телефон доверия» проведут открытый урок в 5-6 классах одной из московских школ. Цель урока – рассказать детям о ситуациях, в которых можно и нужно обращаться за помощью по телефону. Подробности порталу «Слово» рассказала Алеева Ирина Николаевна, руководитель Службы экстренной психологической помощи «Детский телефон доверия».

- Как давно был создан телефон доверия?

- Телефон доверия был создан в 2008-м году по инициативе Правительства Москвы как «Детский телефон доверия» для детей, родителей и педагогов. Мы оказываем экстренную круглосуточную помощь по телефону для всех субъектов, вовлечённых в образовательный процесс.

- Кто и с какими проблемами чаще обращается?

- По статистике прошлого года, почти 50 на 50 обращаются дети и родители. Обращаются также и бабушки, и дедушки – близкое окружение ребёнка. Звонят и педагоги, воспитатели.

Самое большое количество обращений и от детей, и от родителей – семейная проблематика. Это какие-то конфликтные ситуации в семье, острые предразводные, постразводные вопросы, когда возникают проблемы формирования новых отношений с ребёнком, новых отношений в семье. Это просто какие-то конфликтные отношения, когда идёт недопонимание ребёнка родителями, ребёнком родителей, то есть, условно говоря, проблема отцов и детей. Это проблема, когда ребёнок становится подростком – меняется и его отношение к семье, и его положение в семье, следовательно, должно измениться отношение родителей, но часто оно остаётся прежним, а отсюда возникает очень много проблем. Проблема, когда ребёнок самоутверждается в какой-то новой роли. И здесь присоединяются проблемы с учёбой: ожидания, требования родителей, ожидание и самооценка ребёнка в учебном процессе, какие-то ситуации в школе, проблемы, связанные со сдачей экзаменов – ГИА, ЕГЭ. Мы даже устраиваем горячие линии на эту тему.

- Бывали ли случаи, когда взрослых привлекали к ответственности, если поступало обращение по какой-то острой проблеме: может быть, в случае насилия в семье или чего-то подобного?

- С такими вопросами к нам тоже обращаются: это и проблемы, касающиеся детской половой неприкосновенности; проблемы, которые касаются жестокого обращения с ребёнком и в семье, и вне семьи – таких сейчас очень много. Обращаются с проблемами, связанными со всякого рода зависимостями: алкогольной, никотиновой, интернет-зависимостью, игровой зависимостью. Это сразу сказывается на взаимоотношениях в семье, сказывается на психическом здоровье ребёнка. И если ребёнок в данный момент находится в опасной для себя ситуации, у нас есть направление работы, которое называется «организация помощи, выходящей за рамки помощи по телефону». То есть мы связываемся с организациями, включенными в этот процесс – с разрешения абонента, который позвонил, будь то ребёнок или взрослый. Если они согласны, абонент даёт нам свои координаты, а мы организовываем помощь, выходящую за рамки телефонного консультирования. Ребёнку в первую очередь нужно обеспечить безопасность, поэтому здесь подключаются органы и организации, которые могут изъять ребёнка из семьи, если его жизни что-то угрожает. Мы подключаем медиков, полицию: у них тоже есть свои алгоритмы действий. У нас есть также бригада экстренного реагирования, когда мы выезжаем на места и оказываем помощь в ситуациях, когда жизни ребёнка что-то угрожает или когда у ребёнка, скажем так, текущий суицид.

- А в связи с этим вопрос: как Вы относитесь к ювенальной юстиции?

- Вы знаете, очень-очень осторожно. Безусловно, мы сталкиваемся с ситуациями, когда очень желательно ребёнка изъять из семьи, потому что текущая ситуация вредит и психическому, и физическому здоровью ребёнка. Но есть ситуации, когда изъятие ребёнка наносит ещё больший вред, ещё больше его травмирует, и потом мы уже вынуждены вытаскивать его из этих травмирующих ситуаций. Поэтому вопрос очень непростой.

- Двадцать второго мая пройдёт урок в подмосковной школе – зачем он проводится и о чём на нём будут говорить?

- Это отдельное направление нашей деятельности. Мы постоянно проводим информационно-просветительскую работу, выходим на родительские собрания, на уроки, встречаемся с ребятами в клубах. Рассказываем им, что такое телефон доверия, что у нас работают опытные психологи, которые специально обучены для оказания помощи по телефону. Рассказываем, с какими проблемами, и каким образом можно к нам обратиться, потому что ребята иногда не знают, с чего можно начать разговор, они боятся просто набрать номер телефона и начать говорить. И когда они получают эту информацию, пропадает этот барьер страха, им легче попросить о помощи и принять эту помощь.

Беседовала Екатерина Желенникова


 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру