Курс "Обучение и воспитание ребенка"

Министр образования Дмитрий Ливанов предложил ввести в педагогических вузах новый курс «Обучение и воспитание ребенка». По его словам, знание психологии должно быть для педагогов приоритетным. Министр также предлагает приглашать работать учителями специалистов, которые прошли «интенсивную психолого-педагогическую подготовку». Своим мнением об этой инициативе с порталом «Слово» поделился Илья Михайлович Слободчиков, доктор психологических наук, кандидат педагогических наук, профессор кафедры психологического консультирования факультета психологии Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ.

- Насколько необходимо учителю-предметнику глубокое знание психологии? Действительно ли те знания, которые сейчас дают студентам педагогических вузов, недостаточны?

- На мой взгляд, знания, которые сейчас дают в педагогических вузах, не просто недостаточны. Они глубоко ущербны по той простой причине, что сама система обучения в этих вузах устарела лет на пятьдесят как минимум. Инициатива сама по себе, если брать содержательную сторону, замечательна. Педагогов нужно обучать психологии – и возрастной, и социальной; но они столкнутся с железной проблемой: большая часть педагогов-предметников – люди старой закалки со сложившимися стереотипами. Я уже не говорю о том, что синдром профессиональной усталости, синдром эмоционального выгорания никто не отменял. Следовательно, мы попадаем в жесткие ножницы: с одной стороны, мы пытаемся обучить их психологическим знаниям, с другой стороны, эти знания повисают в воздухе, потому что ни школа как образовательное учреждение, ни управленческий аппарат этой школы не готовы к этому.

Это имеет смысл только в том случае, если мы возвращаем инициативу, которая уже была в свое время, когда в школах вводили психологическую службу. Тогда есть шанс, что обученные и, условно говоря, переквалифицированные педагоги будут работать вместе с психологами, не противоречить им и слушать, что они говорят. В этом случае мы можем хоть на что-то надеяться.

В противном случае (а я совершенно не сомневаюсь, что именно так все и будет) ничего мы не получим: мы озлобим и настроим против себя этих самых предметников, и инициатива зависнет в воздухе. А учитывая, что исполнительный аппарат у нас оставляет желать лучшего, вся эта ситуация примет глубоко искаженный характер.

Ситуацией нужно заниматься не поверхностно. Нужно разрабатывать глубокую серьезную систему психологической организации школы, и заниматься этим должны профессионалы – не теоретики, а те, кто действительно работает в области практической психологии, понимает все нюансы и закономерности. В этом случае мы действительно сможем за короткий срок создать нормальную работающую систему. Но тогда мы сталкиваемся с совершенно другой проблемой: финансирование этой системы. По сегодняшней концепции укрупнения школ мы получаем невероятное падение качества преподавания, мы возвращаемся к глобалистской сталинской системе, когда много всего и сразу, а качество при этом страдает. Учитывая сегодняшние реалии, нам нужна служба психолого-педагогического сопровождения и для детей, и для родителей, и для педагогов, в помощь им, потому что у них проблем ничуть не меньше, чем у школьников. Нам нужно восстанавливать службу психологического просвещения, которая у нас просто ликвидирована как класс, ее просто нет. Если все звенья этой цепи будут собраны вместе – не формально, а действительно по содержанию, и государство будет в этом заинтересовано, я первым скажу "ура!" нашему министру.

К сожалению, в том виде, как у нас реализуются все подобные постановления, боюсь, ничего, кроме формальной реализации, мы не получим.

- Возможно ли, учитывая и так большую нагрузку на студентов педагогических вузов, выпускать одновременно хороших педагогов-предметников и психологов?

- Безусловно, возможно! Дело в том, что учитель-предметник изначально учитель, он должен быть профессионально пригоден как педагог. А "предметность" накладывается вторым слоем. Я преподаю в школе, я очень хорошо знаю изнутри, что это такое. Учитывая, что у нас, по крайней мере, две трети никакие не учителя, а именно педагоги в худшем, чеховском варианте, я боюсь, что нам придется еще и с косностью и консервативностью бороться. Они же не готовы к тому, чтобы их учили. Здесь мне очень сложно себе представить, сколько понадобится усилий и времени, для того чтобы всю эту систему преодолеть.

Если мы говорим о психологической подготовке новых педагогов, надо разрабатывать концепцию, чтобы психологию им преподавали на всех курсах, все необходимые разделы, начиная от возрастной и заканчивая социальной, чтобы эта ситуация не была связана с боязнью детей. Ведь очень многие из выпускников просто боятся этих детей, не понимают, что с ними делать. И очень интересный феномен, когда они прячут эту боязнь за повышением узкого профиля. Он предметник хороший, а педагог никакой при этом. Плюс всякие личностные дела. Когда у нас возрастная психология и психологическое сопровождение будут ведущими предметами в педагогическом вузе, тогда мы изменим ситуацию.

- Возможно ли из психолога сделать хорошего педагога-предметника?

- Думаю, что нет. Это принципиально разные области. И к тому же не надо смешивать мух и варенье. Педагогам надо давать профессиональные психологические знания в том объеме и на том уровне, на котором они способны их воспринять. Из психолога не надо делать предметника. Во-первых, ему это совершенно не нужно. Я не могу представить себе профессионально работающих психологов, которые вдруг захотят изучать предметы. Во-вторых, педагог-предметник сам по себе имеет достаточно специфическую квалификацию. Сложно себе представить, как психолога начинают учить методике преподавания математики – это же бред! Так что повторяю – прежде чем предпринимать конкретные действия, нужно очень тщательно все продумать.

- Нужен ли педагогам курс "Обучение и воспитание ребенка"?

- Здесь надо знать, что под этим подразумевается. Сама формулировка несколько расплывчата. Но, в конце концов, все педагогические вузы учат именно этому. Все дети разные, соответственно, мы не можем говорить, что мы даем универсальную методику обучения и воспитания. Если это действительно какой-то специализированный набор курсов, тогда это имеет смысл. Но опять же это надо разрабатывать.

Проблема в том, что у нас на сегодняшний день отсутствует система психологической подготовки педагогов. Уровень психологической безграмотности просто фатальный, если не сказать ужасающий. У меня иногда складывается ощущение, что мы живем в каменном веке. И то они, наверно, были более грамотными в этом смысле, по крайней мере, они очень любили своих детей, в отличии от многих наших педагогов.

- Действительно ли одной из задач педагога является воспитание ребенка?

- Вообще-то функция воспитания ребенка в нормальном сообществе традиционно отводилась семье. Школа не обязана была воспитывать. А категория социализации и категория воспитания – это разные вещи. Мы можем воспитывать не в том смысле, что мы прививаем ребенку элементарные навыки культуры, мы его воспитываем через среду, если школа представляет собой высокоорганизованную, высококультурную среду, гуманистическую, гуманитарную, какую хотите.

Но сегодня школа из себя ничего подобного не представляет. Есть школы, которыми можно гордиться, но их немного, к сожалению. Есть педагоги, которые в высшей степени являют собой пример интеллигентов в хорошем смысле этого слова. Но это опять же единичные случаи. Ведь в основном же это набор базарных теток, к большому сожалению. Здесь, чтобы переформатировать эту ситуацию, параллельно с курсом психологии нужно вводить в обучение педагогов риторику, культурологию, надо полностью менять методику преподавания педагогических дисциплин.

И тогда мы опять столкнемся с очень серьезной проблемой: большинство вузовской профессуры уже того возраста, который в принципе исключает какие-либо инновации. Поэтому еще раз говорю, инициатива замечательна, но в реализации она столкнется с серьезными проблемами. Можно было бы делать это всерьез, но тогда нужны и время, и мозги, и очень большие усилия. В этом кто-то должен быть очень заинтересован, иначе все это уйдет в песок и в формальность.

Беседовала Анна Корзинкина


 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру