Исправить ошибки в учебниках

Ошибки в школьных учебниках решено предать гласности. Департамент образования г.Москвы объявил конкурс «Образование без ошибок». Каждый, кто встретит в школьном учебнике орфографическую, стилистическую или смысловую ошибку, может опубликовать ее на сайте конкурса. Что будет происходить дальше, порталу «Слово» рассказал Павлов Владимир Николаевич, ответственный за конкурс «Образование без ошибок».

- Как возникла идея конкурса?

- Сегодня довольно часто говорят о плохих учебниках. В разговорах на встречах с учителями и родителями всплывает тема о том, что учебники содержат ошибки. В интернете публикуется множество смешных картинок, связанных с ними. Это повод для шуток, если мы говорим про интернет, но в реальности это часто вызывает раздражение и возмущение родителей, которые открывают учебник и видят там странные, противоречивые вещи.

У конкурса есть определенная миссия. Ошибки, которые могут быть найдены любым заинтересованным человеком – родителем, учителем или самим учащимся, станут открыто обсуждаемым фактом. Если у нас получится аккумулировать все эти ошибки в одном месте, то потом можно предметно разговаривать и с людьми, которые ответственны за экспертизу учебников, и с издательствами, которые эти учебники выпускают. На самом деле общественная миссия этого конкурса достаточно значима.

- С первым этапом конкурса все понятно. Поясните, что именно будет происходить на втором этапе.

- Сейчас фактически любое заинтересованное лицо может внести какую-то информацию об ошибке. Задача второго этапа – понять, что из этого действительно является ошибкой, а что нет. В качестве примера можно привести номинацию «Разум сердца» - это ошибка, связанная с тем, что в учебнике могут присутствовать тексты или иллюстрации, вызывающие обсуждение и недовольство с точки зрения этики, или просто имеющие двойной смысл. Один человек посчитает, что это неприемлемо, а другому покажется, что все в порядке. Если у кого-то возникнет идея, что, например, иллюстрация пугает детей, может смело оставить свое сообщение, и оно будет рассмотрено.

- В рамках второго этапа конкурса кто будет заниматься экспертизой?

- Сейчас я не готов ответить на этот вопрос. Если мы соберем большой список этих ошибок, мы точно привлечем к себе внимание – как экспертов, так и издателей.

- Какая судьба ждет учебники, в которых будут найдены ошибки?

- Поскольку учебники так или иначе прошли экспертизу и присутствуют в официальном перечне рекомендованных и допущенных, то с ними ничего не произойдет. Я думаю, что изменения могут коснуться только следующего поколения учебников, которые будут издаваться на следующий год. Предполагаю, что конкурс не может привести к тому, что какой-то учебник из федерального перечня будет признан неподходящим. Вероятнее всего, найденные ошибки будут исправлены авторами, и новые переиздания этих учебников выйдут уже без них. У нас нет задачи браковать учебники.

- Будут ли итоги конкурса как-то влиять на утверждение списка школьных учебников в дальнейшем?

- Если идет речь о каких-то заново написанных учебниках, новой продукции, то этот конкурс вряд ли может оказать какое-то влияние, по крайней мере, непосредственное. С другой стороны, если авторы учебников и издатели будут знать о том, что есть инструмент общественного контроля, наблюдающего за тем, что они пишут в учебнике, они, конечно, будут более осторожны и внимательны в вопросах корректуры учебников.

Беседовала Надежда Манохина


 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру