Олимпиада по журналистике

Восьмой год на факультете журналистики МГУ при поддержке «Российской газеты» и «Радио России» проводится олимпиада «Ломоносов». Призеры и победители, набравшие самые высокие баллы по всем предметам, получают льготы при поступлении. Какие трудности ждут участников олимпиады, и что надо сделать, чтобы их преодолеть, порталу «Слово» рассказала Вартанова Елена Леонидовна, декан факультета журналистики МГУ им. Ломоносова.

- Изменились ли за прошедшие восемь лет работы участников в плане содержания и грамотности? Каковы тенденции развития школьников?

- Можно сказать, что олимпиада проводится уже более десяти лет, потому что раньше был конкурс «Стань журналистом», его учредителями были «Российская газета» и «Радио России» совместно с факультетом. Но потом реформа образования стала развиваться, олимпиадное движение набрало обороты, и нам удалось встроить соревнование по журналистике в общеуниверситетскую олимпиаду «Ломоносов», которая как раз и проводится на протяжении восьми последних лет. Она включает в себя испытания по русскому и иностранному языкам, литературе и творческие испытания по журналистике. Наша олимпиада сформирована из комплекса школьных предметов и, на мой взгляд, является одной из самых сложных в Московском Университете, поскольку многие олимпиады предметные и соответствуют школьным предметам, что дает шанс лучше подготовиться. Наша олимпиада выявляет не только знания и эрудицию, но и творческие наклонности.

Говоря о том, как изменились работы школьников, можно отметить, что сейчас они стали существенно интересней с точки зрения творческой составляющей и сложнее с точки зрения демонстрации школьных знаний. Когда мы только начинали, в конкурсе «Стань журналистом» нужно было проявить себя только в журналистике, сегодня же нужно доказать, что еще и уровень грамотности, кругозор, владение иностранным языком соответствуют высоким требованиям олимпиады. Кроме того, проводится проверка творческих способностей. Я уверена, что с годами олимпиада становится все труднее, а сами школьники – все настойчивей, потому что они пытаются справиться с теми сложными заданиями, которые мы формулируем. Нужно признать, что, хотя школьников сейчас часто ругают, они характеризуют нашу российскую молодежь с лучшей стороны, они любознательны, креативны, стараются показать себя с лучшей стороны. Конечно, далеко не каждый вообще осмелится принять участие в олимпиаде по комплексу предметов, но наши участники не боятся этих испытаний. Я думаю, что даже, несмотря на некоторое снижение уровня подготовки в школе, наши участники все-таки открыты, мотивированы и стремятся учиться.

- Каковы критерии оценки работ участников олимпиады?

- Критерии четко проработаны, они связаны с оценкой знаний, творческих способностей и рассчитаны на то, чтобы выявить особую склонность к журналистике. Те, кто поступал на наш факультет и проходил творческий конкурс, знают, каковы эти критерии, они находятся в открытом доступе. Для участников олимпиады они, конечно, жестче и сложнее, не только потому что призерам и победителям даются льготы при поступлении, но прежде всего потому что олимпиада остается инструментом поиска талантливой молодежи.

- Каковы необходимые знания, умения или, может быть, черты характера, которыми должен обладать потенциальный победитель олимпиады?

- Наверное, не столь важны личные качества, сколько уверенное владение школьной программой и склонность к журналистике. Это для нас самое главное. Хотя, как показывает практика, призеры и победители – это еще и волевые молодые люди. Я уверена, что и другие участники олимпиады, не менее талантливы, но зачастую им не хватает собранности, четкости или вдохновения, которые проявляют те, кто твердо настроен на победу. Были случаи, когда абитуриенты, показавшие хорошие результаты на заочном туре, слишком волновались и нервничали на очном, в слезах выходили из аудитории, просто увидев тему и не сумев найти к ней «ключик». А победители всегда справляются не только с испытаниями, но и со своими эмоциями.

- Могли бы вы дать совет участникам олимпиады: как подготовиться именно к журналистике? Ведь литература и иностранный язык – школьные предметы, и здесь все несколько проще.

- Журналистика – это, с одной стороны, миссия, а с другой – призвание или даже образ жизни. Можно ли подготовиться к миссии? Журналист должен, во-первых, излагать свои мысли на грамотном русском языке, поэтому, готовясь к русскому, школьник готовится и к журналистике. Во-вторых, журналист – это человек, который понимает современное общество, знает о его проблемах, поэтому нужно обращать особое внимание на обществознание, на историю и предметы, связанные с культурой. Конечно, журналист постоянно следит за тем, что пишут газеты и журналы, что передают по телевидению и радио. Очень важно развивать социальный темперамент и откликаться на социальные проблемы общества. Самый лучший способ – попробовать себя в профессии, отправиться в редакцию ближайшей газеты и попроситься поработать внештатным корреспондентом. Я думаю, что во многих небольших редакциях СМИ молодым людям будут только рады, а посмотреть на профессию изнутри – это и есть отличный способ подготовиться.

- Ученики 11 классов, которые становятся победителями и призерами, получают льготы при поступлении, а есть ли какие-то льготы у учеников младших классов?

- Нет, у них нет льгот, они просто хотят попробовать свои силы. В этом плане они для нас – идеальные участники, так как они не преследуют цели поступить и у них, скажем так, нет каких-либо мыслей о льготах, они просто хотят узнать, подходит ли им журналистика или нет.

- За последние 20 лет профессия журналиста упала в общественном мнении, но при этом интерес к ней у абитуриентов сохраняется. Как вы думаете, с чем это связано?

- Журналистика – одна из важнейших профессий современного общества. Она нужна всем. Она нужна элитам, потому что элиты должны взаимодействовать с избирателями, с рынком труда, и журналистика организует прекрасные общественные форумы для этого. Журналистика нужна аудитории, потому что современный человек – это человек медийный, и он стремится удовлетворить потребности в информации так же, как и другие потребности, описанные пирамидой Маслоу. Журналистика важна для всех стран, потому что с ее помощью устанавливается межкультурный глобальный диалог. Конечно, есть упреки в сторону журналистики, она не всегда правильно выполняет свои функции, но она нужна обществу в любом случае.

А молодежь продолжает идти в нашу профессию не только из-за желания служить общественному благу, но и потому что она очень интересна. Ведь журналистика настолько многогранна, что каждый может найти то, что ему по душе: можно работать на радио или ТВ, можно заниматься редактурой текста или фотографией, можно работать с рекламой или писать в газеты и журналы. Все это востребованные ниши на рынке труда, которые не только во многих случаях приносят приличный доход, но и помогают человеку реализоваться в выбранной профессии и получить удовлетворение. Так что сегодня, в нашем информационном обществе, у журналистики очень хорошие перспективы.

Беседовала Магакян Карина


 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру