Новый подход к математике

В следующем учебном году в школах начнут внедрять новую концепцию преподавания математики. Чем она отличается от прежней концепции и в чем ее потенциальная польза, проанализировала Ковальчук Ирина Ивановна, учитель математики НОУ «Свято-Владимирская православная школа».

- Каковы недостатки существующей концепции преподавания математики? Чем можно объяснить низкий уровень знания математики у выпускников?

- Честно говоря, сейчас как таковой сформулированной концепции нет. Низкий уровень подготовки, во-первых, отражает вообще жизнь в нашем государстве. Ее причина – нехватка квалифицированных кадров. Эта проблема существует во всех областях, но в образовании сказывается сильнее всего. То есть момент перехода к материальной мотивации погубил национальный стержень, и это отразилось, в том числе, и на преподавании.

Во-вторых, содержание учебников. Я считаю, что они перенасыщены информацией. Каждые 10 лет информация даже не удваивается, а утраивается. Буквально до ЕГЭ, лет 7 назад, когда мы писали выпускной экзамен, разрешалось пользоваться справочными материалами. То есть у каждого ребёнка на столе был справочник с формулами. Сейчас это разрешается только 9 классу, а в 11 всё запрещено, то есть ребёнок должен всё знать. А у нас только в тригонометрии порядка 30 формул. Я считаю, что такой огромный объём информации ребёнку совершенно не нужен.

Новую концепцию я несколько раз перечитала, но не увидела вообще ничего нового. То есть всё, о чём говорится, уже было. По-моему, это просто набор лозунгов, всё это созвучно ещё хрущёвским временам, когда говорили, что мы догоним и перегоним. Вот в новой концепции тоже говорится о том, что мы будем впереди планеты всей, мы выйдем на мировой уровень, и всё будет прекрасно. Но всё, что сформулировано, уже было, и всё зависит только от работы учителя и школы.

- Нужны ли определенные способности к математике, своего рода талант? Как научить математике так называемых гуманитариев? Не нужно ли для них создать отдельную, облегченную программу?

- Дело в том, что гуманитарные классы были до ЕГЭ. В старших классах для гуманитариев было всего 3 часа математики в неделю. В эти три часа были намешаны вопросы алгебры и геометрии, это был курс, который назывался «математика», так писалось и в аттестате. В связи с введением ЕГЭ все школы от этого курса отказались. Но смысла в нем и так не было, потому что никакой логики не просматривалось.

А способности, думаю, нужны любому человеку. Есть способные и талантливые к математике люди, но это люди, которые делают научные открытия, занимаются фундаментальными исследованиями в области математики, и такой человек может казаться не совсем нормальным: Эйнштейн до 10 лет считался недоразвитым, потому что мозги были повёрнуты не так, как у всех – но иначе он не смог бы сформулировать теорию относительности. С нормальными, обычными мозгами увидеть мир так, как его видел он, невозможно.

Но вообще у всех есть способности, просто нужен труд. И я считаю, что в школе самое главное – это привить любовь к математике. Я всегда родителям говорю, что в математике 20% – это мозг, а 80% – это руки, труд. Ребёнок должен быть натренирован считать, писать. Так же, как в чтении: ребёнок любит читать, когда он умеет читать. Когда ребёнок начинает складывать буквы и получать слова, он, как правило, не любит читать, потому что это труд, усилие. А любовь к чтению начинается тогда, когда у ребёнка получается читать, когда он получает наслаждение от содержания.
В математике, я считаю, то же самое. Мне доставляет удовольствие, когда старшеклассник говорит: «Мне интересен сам процесс решения». Такое есть, многим детям в старших классах интересен процесс, но чтобы до этого дойти, нужен труд. А для этого нужно заставлять ребёнка, контролировать его – в общем, работать с ним.

В новой концепции речь идёт о мотивации учителя. У нас сейчас любой вопрос сводится к материальной мотивации. То есть «мне будут за это больше платить – я сделаю, не будут – нет». Вопрос в том, кто будет оценивать, сколько кому платить, и мы снова наступаем на те же грабли: материальная оценка всего. Если так будет, ничего не изменится.

- Согласны ли Вы с тем, что методы преподавания во многом зависят от учителя? Может ли введение единой концепции поднять общий уровень знания математики?

- Я 30 лет работаю учителем математики. Мне всегда сложно было с логическими задачами. Но у меня были пятёрки в школе, я брала трудом, и мне именно мой учитель привила любовь к математике, за что я ей очень благодарна. Мне нравилось, мне было интересно. Я занимаюсь этим всю жизнь и ни разу не пожалела, что не выбрала другую профессию.

Даже если человек не будет связан с математикой, эта любовь к поиску важна в любой профессии.

В новой концепции были слова об отношении общества. Но важно не только отношение общества к математике, но и отношение к труду. Дети-старшеклассники очень редко ходят в школу, и у школы нет никаких рычагов воздействия на них. Если раньше мы могли обратиться на предприятие к родителям, привести в детскую комнату милиции на худой конец, когда ситуация была совсем тяжёлой, то сейчас ничего этого нет. И поэтому ученик может не ходить в школу и ничего не делать, а за это будет отвечать школа и учитель. Естественно, у ребёнка нет ни ответственности, ни мотивации.

В общем, вопрос совсем не в концепции.

Беседовала Екатерина Желенникова


 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру