Преподавать историю в едином ключе

 В будущем учебном году школьники начнут изучать историю в соответствии с единой концепцией, принятой Министерством образования. Как это повлияет на организацию уроков, порталу «Слово» рассказала Мамедова Татьяна Ивановна, учитель истории и обществознания МОУ СОШ №3 г. Звенигород.

- Как вы считаете, насколько реальна возможность создания единого учебника истории - при том, что у разных людей разный взгляд на события?

- Я считаю, что учитель не должен преподносить детям мнение одного конкретного автора или свои собственные взгляды. Учитель должен излагать различные мнения, а дети уже должны делать свои выводы, особенно в подростковом возрасте. Начиная с восьмого класса они уже могут выбирать.

На данный момент есть около шестидесяти линий учебников – Данилов и Косулин, Сахарова и прочие – среди них есть приверженцы различных взглядов, в том числе коммунистических; но есть авторы, которые, несмотря на сложный материал, показывают историю такой, какая она была, описывая плюсы и минусы эпох и исторических событий. Поэтому мне кажется, что создание единого учебника, единой концепции преподавания истории в школах возможно. Это же не мешает использовать дополнительные источники, давать детям более полную информацию.

- Особые споры вызывают возникновение древнерусского искусства, период ВОВ и последние 20 лет русской истории. Возможен ли нейтральный рассказ об этих исторических периодах, без раздачи оценок?

- Не давать никаких оценок – это и есть основная концепция преподавания истории. Например, говоря о таком спорном и тяжелом явлении русской истории, как сталинизм, нельзя давать какой-то оценки – плохо это или хорошо. Наша задача – донести историю как факты, как случившееся, а ученик должен сам прийти к какому-либо мнению, дать этим событиям оценку. Возможно ли это, зависит от конкретного преподавателя, от каждого ученика. Мне кажется, и в учебнике можно нейтрально изложить исторические факты, не давая оценок.

Каждое событие важно осветить с разных сторон. Говоря, например, о коллективизации, об огромном количестве погибших крестьян, обо всех ужасах того времени, необходимо рассказать, для чего это было сделано, для чего нужны были эти жертвы – поднять индустрию страны. Конечно, это не оправдывает таких методов, человеческая жизнь бесценна. Ни одна идея, ни одна концепция не стоит человеческой жизни. Но человек несовершенен, и те люди, которые принимали такие решения, для себя не смогли найти другой выход. То же самое можно сказать и о Петре I – какой ценой он вводил свои реформы, но опять же необходимо описать, какие результаты это принесло, для чего это было сделано.

- Каких принципов должен придерживаться учитель истории в преподавании своего предмета?

- Я стараюсь преподнести детям факты и, если есть такая возможность, различные взгляды на то или иное событие. Важно попытаться осветить больше различных мнений. И если ребенок начинает спорить с педагогом, высказывать другую точку зрения, ссылаясь на какие-либо источники, нельзя не согласиться с ним, при этом указывая, что есть и другие мнения. Нужно заинтересовать ученика, вовлечь его в процесс, направить, чтобы у ребенка возникло желание глубже узнать тему, найти дополнительную информацию, задуматься, понять. Потому что если у ребенка сформируется своя точка зрения, понимание, то это уже созревшая личность. По новому федеральному стандарту главная задача учителя – научить ребенка учиться, самому находить информацию.

Это не значит, что из образовательного процесса исчезает такой элемент, как воспитание. Каждое слово учителя – это воспитательный процесс. Когда учитель дает ребенку различные направления для формирования собственного взгляда – это и есть воспитание. Важно воспитать свободную личность, думающую, ищущую, творческую, способную решить поставленную проблему. Это совсем не сухое преподавание.

- Чем стоит руководствоваться в подборе дополнительных материалов?

- Необходимость использования дополнительных материалов зависит не от учебника, а от личности учителя, от того, насколько творчески педагог подходит к организации учебного процесса. Концепция включает в себе обязательный минимум, который мы должны преподнести детям, а все остальное – дело каждого конкретного педагога. У ребенка, который обучается в школе литературе, есть необходимость читать литературные произведения помимо школьной программы? С историей то же самое.

Беседовала Анна Корзинкина


 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру