Школа и детский сад под одной крышей

Минобрнауки планирует объединить начальную школу и детский сад – они должны находиться под крышей одного учреждения. В настоящее время решается вопрос о строительстве зданий, адаптированных под такие учреждения. Насколько целесообразным может быть подобное объединение, порталу «Слово» рассказала Мария Александровна Иншакова, директор МАОУ «Православная гимназия во имя преподобного Саввы Сторожевского» г. Звенигород.

- Полезно ли младшим школьникам находиться в едином пространстве с дошколятами, а не со старшеклассниками? Как это обусловлено психологически?

- Так как ничего конкретного, кроме общих слов, мы пока не слышали, сложно представить, во что это выльется. Самая прекрасная идея может быть загублена, если она реализована неправильно. А если не самая лучшая идея продумывается, и возможные ошибки тщательно рассматриваются заранее, то из нее может получиться что-то хорошее.

Существовать в одном здании дети могут при грамотном разведении дошкольного и школьного звена, при правильном размещении этих зон. Невозможно сливать их в одно целое, потому что у дошкольников и школьников совсем разный образ жизни, перед ними стоят разные задачи. Даже если не брать самую младшую группу детского сада и четвертый класс, сравнить шестилеток и семилеток, то окажется, что разница между ними колоссальна.

Для дошкольника естественным является пребывание дома, в семье, где он может вовремя и в полной мере созреть для постижения школьных знаний. И раз уж система детских садов возникла по необходимости, то наилучшим решением будет создание домашней обстановки с небольшим количеством детей и взрослых вокруг.

В школе у ребят начинается другая жизнь, по другим правилам, и ребенок должен это четко понимать. Соответственно и обстановка должна отличаться от привычной ему в детском саду. Всё вокруг него должно помогать осознать себя уже не «малышом», а «школьником», более самостоятельным, ответственным, собранным. Ребёнок должен тянуться к тем, кто старше, к средней школе, осознавать, что начальная школа – это подготовительный этап к ещё более серьёзной и интересной ступени. Когда он испытывает первые трудности в чтении или письме, полезнее увидеть старших товарищей, уже прошедших испытание «палочками и крючочками», представляющих теперь собой достойный пример для первоклашек. Соседство с дошкольной беззаботной жизнью может только усложнить этот переход в состояние «школьника», бесконечно напоминая ему, как хорошо жилось за соседней дверью. Но когда речь идёт об экономии бюджета, все доводы выглядят довольно бледно. Ведь экономия государственных денег куда важнее, а это, насколько я понимаю, основная причина введения данного новшества.

- Есть мнение, что такое слияние поможет избежать стресса семи лет у ребенка. Что вы думаете по этому поводу?

- Это оправдание наших немощей, неспособности взрослых на определенных этапах созревания ребенка правильно направлять и воспитывать. Стресс семи лет возникает, когда у ребенка не сформирована мотивация и понимание, зачем он идет в школу. Это вина взрослых. В советские годы никакого стресса семи лет у детей не было, они были рады и счастливы, что идут в школу, потому что они видели в этом смысл, понимали, зачем они это делают.

- Какими должны быть здания детского сада и начальной школы, чтобы это было удобно?

- Сейчас начальную школу стараются полностью отделить от среднего и старшего звена. Пространство младшей школы должно быть полностью изолировано от средней школы. У них должны быть даже разные входы. Это, в принципе, неплохо. Здесь вопрос, как это реализовать. Соединить дошкольное звено и начальную школу можно только таким же путем, чтобы они были изолированы друг от друга. Они не должны вообще никак пересекаться, даже видеть друг друга в течение учебного дня, потому что с педагогической точки зрения это неправильно.

Если они как-то общаются, то это должен быть исключительно поход друг к другу «в гости» с определённой для них педагогами целью. То есть встали, оделись, вышли и зашли заново с другой стороны. И точно также они собрались, оделись и ушли оттуда. А если они просто перешли в соседний класс, то это неправильно. Так не должно быть.

Что касается общего спортзала, столовой и прочего, то это допустимо в том случае, если дети посещают эти места в разное время. Эта ситуация имеет право на существование только в том случае, если она вынужденная.

Беседовала Анна Корзинкина


 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру