Профессия педагога - для общего развития

Получить профессию педагога может любой студент любого факультета – для этого нужно параллельно отучиться на факультете дополнительного образования. Насколько популярен этот факультет, и чем занимаются его выпускники, порталу «Слово» рассказала Ольга Анатольевна Машкина, кандидат педагогических наук, заместитель декана факультета педагогического образования МГУ им. М. В. Ломоносова.

- Студенты приходят на ваш факультет, имея в активе один диплом об образовании или находясь в процессе его получения. Зачем студенты, уже получая знания на других факультетах, приходят к вам учиться?

- Наш факультет дает те знания, которые востребованы ребятами в их дальнейшей взрослой жизни, в процессе социализации. Не все знают, будут ли они через 2-3 года востребованы в этой или другой области. Чем шире знания, тем больше возможностей себя найти. Не найти работу, а найти себя. Поэтому они часто приходят к нам, чтобы добрать те знания, которые недополучили на своих основных факультетах. У нас больше учатся ребят с факультетов естественнонаучных направлений. Гуманитариев значительно меньше – у них нет дефицита культурного багажа знаний, и часто им дается квалификация преподавателя на основном факультете. Например, философы получают дополнительную специальность «преподаватель естествознания». Помимо квалификации они получают опыт общения, развивают коммуникативные навыки, развивают логику. Происходит погружение в разные среды. У нас нет монолитной группы людей, осваивающую одну специальность. Это возможность создать настоящую студенческую среду. Они, обладая разными знаниями, сливаются вместе и могут обсуждать те проблемы, которые им интересны.

- Выпускники вашего факультета востребованы?

- Безусловно. Наши выпускники обладают высокой конкурентоспособностью. Если выпускник МГУ, помимо того, что является специалистом в какой-то области, получает еще один диплом, где написано, что он освоил программу по подготовке преподавателя (или преподавателя высшей школы – для аспирантов), то это дает ему право преподавать тот предмет, знания по которому он получил на основном факультете. Наши знания образуют оболочку его предметных знаний. У нас существует такой предмет, как актерское мастерство. Это нужно преподавателю. Он должен правильно говорить, сидеть, должен уметь вступать в коммуникации не только вербально. Уметь поставить себя на место ученика. Преподавание – это не столько наука, сколько искусство. У нас очень много таких предметов, которые направлены на саморазвитие. Студент приходит для того, чтобы в процессе социализации почувствовать себя более уверенным человеком.

- Куда сейчас устраиваются выпускники? Легко ли им это сделать?

- Нелегко. В Москве сейчас отсутствует дефицит учителей. В московскую школу устроиться достаточно трудно. Там высокая заработная плата и заполняемость школ педагогическим составом на пределе. Хотя в московских школах есть масса проблем, которые наши выпускники решали бы намного успешнее, чем учителя, работающие после завершения обучения в педагогическом вузе. Раз нет дефицита, значит, чтобы студенту устроиться в московскую школу, нужно проявить настойчивость. Она проявляется в процессе практики, проходящей с нашей помощью.

Если в московские школы устроится трудно, то в школы других регионов – легче. Выпускники из регионов понимают, что это для них некий спасательный круг – возможность преподавания в школе. Классическое образование, которое получают у нас в университете, не предполагает, что выпускники пойдут работать в начальную или основную школу. Очень многие хотят работать в гимназиях или школах с углубленным изучением профильного предмета. Их знания выше, чем те, которые получают преподаватели педагогических вузов. Может быть, объем методологических знаний меньше, но это то, что нужно постоянно совершенствовать. Когда ты работаешь, ты ощущаешь, чего тебе не хватает. Главное - предметные знания позволяют устраиваться в самых различных областях.

- Какой процент выпускников остается в профессии?

- Поступает 160-180 человек. Завершают обучение 80-100 человек. Какое-то количество приходит просто поучиться, кто-то получает диплом. Это означает, что не все хотят идти в школы. Знаю, что в прошлом году из студентов МГУ, исключая преподавателей, которые пришли для повышения квалификации, получили дипломы 90 человек. Из них 25 пошли работать в школы. Но это данные только по москвичам. На самом деле у нас сохраняется связь только с теми, кто хочет ее поддерживать. Особенно трудно собирать статистические данные с ребят из других регионов. Обычно такой мониторинг проводится, но не все отвечают, а кто-то меняет место работы. Если в прошлом году только 25 москвичей устроились в школы, то ребята из других регионов, которые обучаются в МГУ и возвращаются обратно, понимают, что им квалификация преподавателя точно обеспечит работу.

- Куда еще выпускники уходят работать?

- Многие уходят в основную профессии. У выпускника есть возможность выбора, и это хорошо. Образование должно быть широким. У нас на факультете очень много девочек. Для них это образование – возможность приобрести психологические и педагогические знания, которые важны в семейной жизни. Выпускница может и не стать преподавателем, но она будет знать, как с точки зрения возрастной психологии подходить к решению той или иной проблемы. У нее будут разнообразные возможности в разрешении конфликтов и налаживании семейных отношений.

Беседовала Надежда Манохина


 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру