Планирование курортных городов

Обучение будущих чиновников включает в себя множество дисциплин, среди которых есть планирование городов. Недавно в эту дисциплину добавилась отдельная тема – планирование курортных городов. В чем ее специфика, порталу «Слово» рассказала Екатерина Олеговна Ларионова, архитектор, заведующая кафедрой территориального развития ФГУ РАНХиГС, кандидат архитектуры, основатель и генеральный директор «мастерской идей ARHIDEUS», член Союза архитекторов России.

- В чем специфика планирования курортных городов?

- Вообще планирование города может осуществляться двумя способами. Первый способ всем известен: архитектор или градостроитель рисует карту города, на которой он располагает здания. Понятно, что всегда есть логика такого планирования. Она, конечно, экономическая, управленческая, политическая, социальная и т.д. Но она не всегда результативная. И есть другая логика - социальное проектирование. Оно напрямую связано с понятием «полис»: город как сообщество людей, и это больше похоже как раз на планирование организации работы кафе, чем просто на пространственную организацию, потому что во много опирается на логистику, передвижении человека в этом пространстве и во времени, а также на его бытовые и эстетические потребности: где он лечится, где он учится и т.д. Поэтому городское планирование осуществляется не только архитекторами, но стратегами - управленцами, «сити-менеджерами» – людьми, которые действительно организуют жизнь и деятельность людей в этом городе, и как следствие создают определённую планировочную структуру. Такому планированию мы обучаем студентов на нашей кафедре. В силу образования я умею планировать города как архитектор, но на мой взгляд сейчас гораздо интереснее стало проектировать или перепланировать город с организационно позиции .

Как правило, новые города с нуля сейчас строятся только в Азии. В нашей реальности – едва ли. Какие-то новые районы – да, но новый город нет. А вот реконструируются города часто, городские территории активно обновляются. Вот, например, в Москве есть промзоны. Промышленность уехала, а земля осталась в центре города, с ней надо что-то делать. Вот эта реконструкция, реновация – это наглядный пример современного городского планирования.

Курортный город – определённое наследие ушедших исторических эпох. В частности, сейчас мы с нашими студентами совершили экспедицию в Кавказские Минеральные Воды. Мы были там всего 5 дней, поэтому у нас была возможность посмотреть только 3 города: Ессентуки, Пятигорск и Кисловодск. Интересно то, что это именно города, если их строго терминологически называть. В них есть разного масштаба улицы, разной высотности здания, городская застройка, функционируют все предприятия, которые должны функционировать в городе, есть вся инфраструктура, но основой для жизни таких городов является курортная составляющая: санатории, грязелечебницы, павильоны механотерапии. А основой для санаториев является та самая вода или воды, которыми так богат этот край. И, в общем-то, это наследие досталось нынешним руководителям администрации царской России. Не знаю про все города Кав Мин Вод, но могу сказать про Ессентуки, куда нас любезно пригласила глава города и где нам очень подробно рассказывали историю: это была когда-то казачья станица, пограничный пункт, село, но не город. Статус города ему был присвоен не при царе, а именно в советское время. То есть это была некая обжитая точка, которая городом не являлась, – скорее, казачье поселение вокруг источников. Это поселение было настолько обустроено, там стала складываться такая удобная и приятная жилая среда, структура, что туда стало удобно приезжать, посещать это место и т.д. А поскольку там уникальные источники, то люди, которые занимались здоровьем императора, ему порекомендовали ездить туда на лечение. Учёный и врач Семашко открыл там учреждение с уникальной технологией лечения грязью.

Ессентуки в современной реальности – город, но его нельзя планировать и развивать так же, как, например, Коломну или Томск, и уж тем более как Москву. Здесь дело даже не в масштабе территории, а в том, что у него своя специфика, своя история. Поэтому, когда нас пригласили посмотреть на маленький кусочек внутри этого города, связанный с обновлением так называемого ветхого жилья – то есть это реконструкция какого-то квартала в центре города – мы поняли, что задача на самом деле расширится. Мы предполагали, выезжая в экспедицию, что стоит посмотреть не только этот кусочек, а и внешний контекст: а как вообще этот город встроен в систему курортных городов Кавказской минеральной агломерации, как он встроен в Ставропольский край, как он в встроен в Северо-Кавказский федеральный округ. Как вообще существует эта точка на карте России с такой удивительной историей, с таким прекрасным полезным содержимым. Мы поняли, что жизнь города Ессентуки очень тесно вплетена во все эти уровни, и что планировать его только так, как делали бы это архитекторы, нельзя. Кстати, главный архитектор города – человек глубоко образованный и очень любящий историю этого города, с большим уважением относящийся к истории казачества, к истории царского периода, к истории советского периода, очень грамотно управляющий сейчас городским пространством и аккуратно проводящий там современное строительство, корректное по отношению к истории и климату.

Поэтому планирование конкретного курортного города – это уже само по себе очень специфическое планирование, нельзя его делать просто так, как это делалось в Советском Союзе, нельзя просто взять и написать: здесь будет санаторий, здесь будет гостиница, здесь будет ресторан. Надо очень хорошо понимать, какие тропки проложены исторически по этому городу, как сейчас эти тропки эксплуатируются, и какими сообществами, иначе уничтожится уникальное явление – курортный город. Мир знает примеры. Курорты являются центром притяжения людей с разными заболеваниями: опорно-двигательными, какими-то другими, но они же при этом существуют как муниципальное образование. Нельзя с точки зрения финансирования, с точки зрения строительства, с точки зрения управления рассматривать их как город вообще. Надо обязательно приписывать: курортный город. Другая скорость движения, другая система налогообложения, другие связи – например, многие объекты в таких городах не муниципального значения, а федерального, то есть государственного значения, и поэтому если идёт речь о реконстукции или о реставрации таких объектов, не может только мэр города принимать такое решение. Обязательно в этом должен участвовать, например, губернатор, или, может быть, даже администрация президента, потому что это часть истории нации, государства. Мы учим будущих управленцев разбираться в специфике городов, подходить к ним индивидуально, учитывая общегосударственную систему управления, развития. И мы считаем очень важным опытом изучать такой тип городов, как курортные города, в том числе на практике, то есть участвовать в тех процессах обновления, которые там происходят, соединять людей архитектурно, пространственно, вот с этой сверхзадачей развития большой территории регионального уровня. Мы считаем, что нам это удалось в качестве исследования на первом этапе, я очень надеюсь, что наш визит туда будет иметь продолжение. Сейчас пройдет ряд мероприятий на высоком уровне, эта концепция должна будет превратиться в более серьёзную программу развития города и ли его отдельных территорий.

- А бывает смещение в бизнес-сферу, когда приоритет ставится не на сохранение исторического контекста, облика?

- Да, и в этом нет ничего дурного. Сейчас специалисты разных уровней всерьёз ищут какую-то рациональную форму государственно-частного партнёрства, потому что не всегда муниципальный бюджет может решить острую насущную проблему городской территории. И вот конкретный пример курортных городов, когда большинство зданий является памятником федерального значения, они находятся на попечении государства, при этом не всегда механизм государственного финансирования позволяет быстро обновлять эти здания и поддерживать их в хорошем состоянии – это всё требует длительных переговоров, процедур и т.д. Но проблемы-то существуют: где-то надо фасад подкрасить, где-то надо лавочку поставить, потому что стало приезжать чуть больше пожилых, а где-то надо указатели поставить, потому что чуть больше стало приезжать молодых людей и т.д. И вот здесь как раз бизнес может прийти на помощь, предложить интересные решения, однако часто это упирается в юридическую форму взаимодействия, и во избежание каких-то коррупционных схем, как правило, от таких проектов в принципе отказываются. Потому что это государственно-частное партнёрство сложно оформить. Сейчас всё больше и больше появляется схем, когда города начинают взаимодействовать с внешними и внутренними инвесторами, и как раз курортный город в этом смысле – хороший повод для партнёрства бизнеса и государства, и наша кафедра сейчас не просто так занимается изучением таких ситуаций, необычных явлений, необычных территориальных прецедентов. Общество созрело к переговорам и обновлению, даже регион Кавказских Минеральных Вод созрел для того, чтобы обсудить возможность соединения бизнеса и государственных структур для корректного сохранения облика одновременно с рациональным, функциональным обновлением.

Конечно, курортному городу нужно корректное отношение, а бизнес со своей скоростью, быстрым финансированием, быстрым получением сверхприбыли тоже часто ведет себя «как слон в посудной лавке», часто за быстрой наживой не замечает маленьких, но очень существенных процессов. Необходимо помочь им договориться, а это опять сити-мендеджмент, поэтому кафедра инициировала эту экспедицию для будущих менеджеров в государственном управлении. Не для архитекторов, а именно для будущих управленцев, для тех людей, которые хотят быть чиновниками, потому что выстроить диалог государства и бизнеса – это и есть самая главная задача. Экономическая составляющая – это трамплин, без неё не прыгнешь, просто она действительно не должна являться основным регулятором в процессе развития.

- Обозначьте, пожалуйста, какие-то основные проблемы в планировании и последующем строительстве городов.

- Самое главное – это самоидентификация горожан. Сейчас спрос горожан на будущее и самоидентификация горожан – это большой фронт для исследований. Мы спрашиваем часто: «Вот вы в Москве живёте, вы москвич?» - «Да, я москвич». А объясните, что такое москвич? Я москвич – я кто? В чём состоит образ москвича?» Или если спросить у жителя Ессентуков: «А вы вот живёте здесь, вы себя как-то отождествляете, вы кто?» А ответы разные. Кто-то вообще говорит: « я казак, и для меня намного это важнее чем то, что я живу именно в Ессентуках».
Или кто-то говорит: «Я много где успел пожить, я здесь просто отдыхаю». Кто-то говорит: «Да я не очень собираюсь здесь жить, я пока здесь живу, но собираюсь уехать». Ведь мы вообще живём сейчас в эпоху, когда мир становится открытым, понятие границы размывается, мы больше путешествуем, имеем возможность выбирать, где нам жить. Ведь территориальное развитие на самом деле, – это процесс организации деятельности человека на конкретном куске земли в определённый период времени. Выражаясь простым языком, это удерживание человека на земле и во времени, то есть мы планируем, сколько поколений на этой территории будет реально заниматься каким-то видом деятельности, это очень серьёзная проблема для моногородов. А у курортного города? Вот убери сейчас у курортного города воду, вокруг которой вся жизнь крутится – он погибнет, потому что у него альтернативы нет. Что, собственно, с курортными городами и происходит, потому что если не востребован основной ресурс этого города, то люди потихонечку превращают город в большой рынок, где они торгуют вязаными носками и т.д. Это всё очень здорово, но это не сувениры, это хаотичная торговля, которая заполоняет собой потрясающие памятники, природные заповедники, потрясающие живые действующие объекты. Поэтому, конечно, проблема – самоидентификация, то есть если человек живёт в городе и говорит: «Я – горожанин именно этого города, я намерен здесь жить, это мой дом, я могу за ним следить, содержать в чистоте, украшать, но мне для этого нужно это, это и вот это» – вот это конструктивный разговор, на который готов реагировать аппарат любой страны, любого города. То есть нужен диалог между горожанином и управляющим. Вот это большая проблема, и многие люди сейчас ищут ответ на вопрос, как её решать.

На Западе, в Америке и Канаде, в Европе обновляют историческое городское наследие и очень интенсивно интегрируют туда бизнес, это всё учитывает и позицию горожанина. И в России пришла пора этим заняться. Ну, про Азию я вообще не говорю: там сложнее, людей больше, там считывать запрос сложнее, но, тем не менее, они тоже пытаются. Таким ярким примером является прокладка государством в партнёрстве с корпорациями навесных пешеходных дорог над проезжей частью в самых крупных городах Китая – Гонконг, Шанхай. То есть был запрос: «очень много смертельных ситуаций: машина сбивает человека, потому что невозможно не сбить: толпа людей». Они взяли и подняли толпу над автомобилями. Вот вам государственное регулирование обычной городской проблемы на деньги корпораций.

Беседовала Екатерина Желенникова


 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру