Зачем нужен экзамен по литературе

Портал «Слово» продолжает публиковать мнения о возможном возвращении в школу экзамена по литературе. Почему этот экзамен необходим, рассказала Денисова Клавдия Михайловна, преподаватель русского языка и литературы в школе №1238, заслуженный учитель РФ, почетный работник общего образования РФ.

- Почему необходимо вернуть сочинение в перечень обязательных экзаменов?

- В 11-м классе введен обязательный экзамен ЕГЭ по русскому языку, но навык грамотного письма формируется к девятому классу, поэтому ГИА по русскому языку в девятом классе вполне достаточно, чтобы проверить уровень языковой компетенции учащихся. К 10-11 классам на первый план должно выходить развитие духовно-нравственных качеств личности, и здесь уроки литературы играют главную роль. Экзамен по литературе мог бы, с одной стороны, проверить уровень зрелости личности, а с другой, его наличие могло бы мотивировать учеников на знакомство с русской литературой, на осмысление произведений, давно ставших классическими. А это важно. Именно классическая русская литература дает представление о нравственных категориях, воспитывает душу, заставляет задумываться над проблемами, которые волновали великих писателей во все времена. Ведь многие наши писатели – это философы, мыслители. Молодежь должна иметь возможность познакомиться с духовным опытом нации. Экзамен по русскому языку в одиннадцатом классе подменил экзамен по литературе. Сочинение по русскому языку, которое пишут выпускники, подчиняется определенным стандартам. Творческий ученик не может самореализоваться при написании такой работы, а менее творческий не может развить свой потенциал, находясь в заданных узких рамках во время подготовки к ЕГЭ по русскому языку. К тому же те произведения, которые надо привести как аргументы, зачастую школьниками не осмыслены, они пишут сочинения, начитавшись шпаргалок. Используют даже не краткое содержание, а специальные ответы, которые покупают и скачивают в интернете. И часто на пробных экзаменах встречается два одинаковых сочинения, из чего мы заключаем, что ребята пользуются шпаргалочными текстами.

Сочинение по литературе – более интересная форма. Конечно, при формулировании тем нельзя следовать шаблонам, темы должны носить проблемный характер, звучать актуально, их список должен постоянно обновляться. И создатели программы ЕГЭ по литературе с этой задачей справляются. В связи с этим вместо экзамена по русскому языку в одиннадцатом классе можно организовать ЕГЭ по литературе. Конечно, этот экзамен можно проводить как в устной, так и в письменной форме в виде сочинения. Сейчас предполагается, что примерно с 2014-2015 года ученики одиннадцатого класса будут сдавать английский язык не по выбору, а как обязательный экзамен. На днях у нас в школе проводился пробный экзамен по английскому языку. В первый день дети писали письменную часть, на второй отвечали устно. Поэтому провести ЕГЭ по литературе в таком формате вполне возможно.

- Как изменилось отношение учащихся к литературе после отмены экзамена по этому предмету?

- Отношение к литературе практически не изменилось. Ученики осознают ее значимость и так же эмоционально воспринимают, но в современных условиях старшеклассники сталкиваются с проблемой нехватки времени. Времени не хватает даже на хобби, на общение. Все съедает подготовка к ЕГЭ по тем предметам, которые необходимы для поступления в вуз. Естественно, раз нет обязательного экзамена, литература для многих уходит на второй план. Но мы пытаемся использовать другие внеурочные формы привлечения к постижению творчества писателей – например, экскурсии по литературным местам, конкурсы, конференции. В нашей школе в 2000-м году ученики под руководством учителя создали музей литературной направленности, музей Сергея Есенина. В рамках деятельности этого музея проводятся экскурсии, конкурсы чтецов, встречи школьных поэтов, поездки по есенинским местам. Наш литературный музей воспитывает в детях гордость за страну, имеющую великого поэта ХХ века Сергея Есенина. Конечно, внеурочная работа требует энтузиазма со стороны учителя, который затрачивает на это уйму своего личного времени.

- Что теряют школьники с сокращением часов преподавания литературы?

- Сокращение коснулось и начальной школы, не говоря уже о среднем звене. В начальной школе теряется техника чтения. Некоторые ученики, приходя в пятый класс, читают медленно и с ошибками. А в среднем и старшем звене учитель должен сосредоточить внимание на анализе текста, читать в классе нет времени. Программа по литературе обширная и трудная, особенно в девятом классе. Увеличили список изучаемых писателей и произведений в ущерб таким замечательным творениям художественного слова, как «Горе от ума» Грибоедова или «Мертвые души» Гоголя. Дается мало часов на изучение этих произведений. Хотелось бы, чтобы школьники прочувствовали красоту русского слова, учились выражать свои мысли на лучших образцах классической литературы. А это возможно, только если на уроках будет время для вдумчивого чтения. Поэтому не сокращать нужно количество часов, а увеличивать.

- Что вы думаете по поводу нового списка книг для обязательного чтения по литературе?

- Я считаю, что этот список должны продумывать компетентные люди, обязательно имеющие отношение к литературе. Это должны делать специалисты, литературоведы в первую очередь. Кроме того, некоторые произведения в списке еще не вошли в школьные стандарты, и пока неизвестно, способен ли ребенок осознать это произведение, когда у него одно желание – поступить в вуз.

- Как, на Ваш взгляд, можно приучить детей читать?

- Ответ прост. Надо делать это как можно раньше, вызывая интерес к чтению, предлагая ребенку разные книги. Какая-нибудь книга наверняка рано или поздно впечатлит его. И, конечно, большую роль играет в этом семья. Но школа тоже должна предоставить ребенку возможность войти в мир литературы, чтобы чтение стало привычкой. Наши учителя обладают арсеналом преподавательских приемов, которые развивают читательские умения. Одним из них является скрупулезная работа с текстом на уроке. Но есть опасность, что в новых условиях это не будет востребовано. Традиции преподавания будут утрачены, и тогда у нас не будут появляться новые Пушкины, Лермонтовы, Бунины, Булгаковы. Кроме того, если мы вырастим хотя бы одно поколение не читающих, то прервется связь между поколениями. Былые ценности будут не только утрачены, но и преданы забвению. Следовательно, я думаю, здесь речь идет уже о национальной безопасности.

- На ваш взгляд, много сейчас читают дети в средней и старшей школе?

- Читают, но не все, к сожалению. У кого есть привычка к чтению, те идут в библиотеку, советуются с библиотекарем, читают запоем. Другое дело, что надо определять круг чтения, и учителя не всегда могут управлять тем, что читают дома. И тогда за чтением должна следить семья. То, что мы даем для изучения вне школьной программы, особенно в среднем звене, они прочитывают, потому что их еще интересует оценка. А вот в старших классах мы вынуждены заставлять детей читать. Потому что ГИА съедает время, а следом за ним и ЕГЭ.

Беседовала Кристина Петрова


 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру