Портрет вуза: Плехановский университет

Плехановский университет всегда был в числе лучших российских вузов. Что изменилось в нем с советских времен, порталу «Слово» рассказала проректор по информатизации и коммуникации Российского Экономического Университета имени Г.В. Плеханова Гришина Ольга Алексеевна.

- В чем отличительная особенность Плехановского университета?

- Наш вуз – один из немногих экономических вузов в Российской Федерации, которые ведут свою историю с царских времен. Мы – первый экономический вуз России. Программа, которая реализовывалась с 1907 года, по своим основным критериям не очень изменилась. У нас с самого начала было два отдела – экономический и коммерческий, которые раньше назывались торгово-экономический и торгово-коммерческий. В отличие от большинства экономических вузов страны, у нас осталось техническое крыло. Это крыло выпускает инженеров, товароведов (студентов, которые подробно изучают такие предметы как физика и химия), технологов общественного питания, которые потом идут в ресторанный бизнес и организовывают производство продуктов питания. А чисто экономический блок, в котором уже в 1907 году выпускали бухгалтеров (которых тогда именовали счетоводами), финансистов и менеджеров, так и остался таким, каким он был прежде.

В 60-х годах в нашем университете был открыт первый в стране факультет экономической кибернетики, который позже был переименован в экономико-математический факультет. Конечно, со временем появились новые отрасли – например, факультет информатики, который в отличие от других факультетов информатики, выпускающих программистов и системных инженеров, готовит менеджеров, то есть специалистов, которые относятся к информации как к товару.

В конце 80-х у нас открылся факультет международных экономических отношений, а уже в 90-х появились так называемые программы двух-трех дипломов, которые реализуются с зарубежными вузами-партнерами. Наш университет первым внедрил такие программы. У нас есть Международная школа бизнеса, в которой предусмотрена программа двух дипломов, во время которой студент проходит обучение на иностранном языке, предметы читают преподаватели нашего вуза, а также вуза-партнера, часть обучения студенты проходят за рубежом и выпускную работу делают согласно требованиям обоих университетов, получая, таким образом, два диплома по окончанию учебы.

В недавнее время у нас появился факультет политологии и права. Это классический юридический факультет, причем у нас специализация по гражданскому праву, то есть изучаются процессы, которые в первую очередь связаны с хозяйственной деятельностью.

- Намного ли изменилась программа с советских времен? Как изменились абитуриенты?

- Программа, кончено, изменилась, так как появилась рыночная экономика, вследствие чего возникли новые направления. Например, маркетинг – в советское время не говорили о существовании рынка, не считалось нужным его изучать, его влияние на цену товара или покупательную способность населения.

Что касается выпускников школ – трудно судить, изменились или нет. Кажется, что нет. Хотя есть одно отличие – соотношение по гендерному признаку. Юношей стало больше. Я сама оканчивала Московский институт народного хозяйства, и тогда на финансовом факультете молодых людей не было вообще, он был не популярный, тогда как сейчас этот факультет – один из самых многочисленных, и юношей там довольно много, ведь сейчас работа финансиста, работа на фондовом рынке считается мужской. Если мы посмотрим на какие-нибудь биржевые торги, то женщин там увидеть почти невозможно. В советское время была очень популярна торговля, на торговом факультете обучалось много студентов, чего нельзя сказать о сегодняшнем положении дел.

- Сильно ли изменился образовательный процесс с внедрением новых технологий?

- Конечно. Классические обучение, которое было еще с 1907 года – это лекции преподавателя, которые конспектируются студентами. Это нужно было делать обязательно, потому что тогда был очень ограничен доступ к ресурсам, к самому знанию. В советское время сохранялся такой же принцип – лекции, а после практические занятия, семинары с преподавателем. Конечно, специфика некоторых учебных единиц остается неизменной, так как там проводится множество физических и химических опытов и исследований. Но в целом процесс меняется.

Сейчас во всех аудиториях у нас есть проекторы, лекции читаются с использованием презентаций. Благодаря техническому процессу мы снабжаем студентов электронно-образовательными ресурсами, поэтому то количество часов, которые они раньше проводили в аудиториях, конечно, сокращается. Теперь студенты могут легко прочитать любой материал, совершенно необязательно сидеть, слушать и конспектировать преподавателя. Теперь преподаватели акцентируются на объяснении более сложных для понимания вопросов, потому что есть предметы, которые самостоятельно изучать очень тяжело. К ним относится, например, высшая математика – нужно обладать определенными способностями, чтобы самому по учебнику изучать этот предмет, а когда преподаватель объясняет все сам, то материал усваивается гораздо лучше. Но темы по таким дисциплинам как маркетинг или финансы студенты могут изучить без чьей-либо помощи.

С развитием технологий становится проще для студентов участвовать в проектной деятельности, что очень важно, так как они учатся работать в команде, а сегодня такое время, когда выигрывает тот, кто умеет работать в команде. Очень много занятий проводится в компьютерных классах. Помимо нашей богатейшей библиотеки у нас есть удаленные ресурсы и базы данных, которыми могут пользоваться студенты.

- Как вы считаете, технический прогресс вообще благотворно влияет на обучение, или есть какие-либо отрицательные стороны в данной области?

- Я считаю, что это неизбежный процесс, который мы должны принимать и ни в коем случае не отвергать. С другой стороны, образование, медицина и наука – это те сферы, которые должны оставаться консервативными. Они должны меняться, но не революционным путем, потому что отличительная черта образования заключается в том, что мы свои знания наращиваем. Мы не можем откинуть то, что было вчера и сказать, что это нам больше не нужно, и что с сегодняшнего дня все будет иначе. Опыт предшествующих поколений – это и есть то, что дает нам образование. Но технологии надо использовать, потому что других путей нет.

У нас везде есть Wi-Fi, наши студенты могут скачать расписание, посмотреть навигацию по университету, информационные календари с датами различных мероприятий. Они могут пользоваться нашим электронным образовательным ресурсом. У нас есть возможность проводить лекции в режиме видео-конференций. К Плехановскому университету сейчас присоединяют РГТУ, в котором 27 филиалов, так что теперь в общей сложности у нас 35 филиалов, поэтому возможность проведения занятий в режиме видео-конференций – огромный плюс, потому что мы можем дать возможность студентам, которые учатся в Южно-Сахалинске или Перми, послушать лекции ведущих профессоров.

- Есть ли информация о том, чем занимаются выпускники университета? Работают ли они по специальности или выбирают другую сферу деятельности?

- Многие выпускники могли устроиться после университета по специальности, поработать год-два, а потом начать работать в другой сфере. Плехановские выпускники вообще крайне редко остаются невостребованными. В числе наших выпускников есть выдающиеся государственные деятели – Татьяна Голикова, бывший министр финансов Михаил Задорнов и другие. В то же время много бизнесменов, которые ведут какое-то свое дело, - например, Алексей Новиков, известный ресторанный деятель. Есть люди, которые ушли в более творческие профессии, как Михаил Леонтьев, ведущий программы «Однако». Но все же я думаю, что подавляющее большинство работает именно по специальности.

Вообще, это проблема не столько образования, сколько правильного выбора профессии. На Западе часто люди идут получать образование, немного поработав. Выпускник школы должен немного поискать себя и определиться, что он хочет изучать. У нас дети оканчивают школу и сразу поступают в вуз. И ошибаются, конечно, часто. Зачастую это решение не самого абитуриента, а родителей, которые хотят, чтобы у их ребенка была профессия, с помощью которой он смог бы заработать себе на жизнь. Часто оказывается, что это не совсем по душе детям. Есть много случаев, когда студенты после нашего университета поступали в архитектурный вуз или даже литературный, но наши базовые экономические знания все равно никогда не оказывались лишними.

Беседовала

Магакян Карина


 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру