ОПК: мнение "за"

Предмет «Основы православной культуры» введен в школах относительно давно, но до сих пор продолжается его активное обсуждение. Многие, как учителя, так и родители, довольны его появлением, но существует и немало противников. Оценить «минусы» и «плюсы» ОПК и разобраться в ситуации порталу «Слово» помогала Склярова Татьяна Владимировна, доктор педагогических наук, декан педагогического факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.

- Предмет ОПК существует в школе уже несколько лет. Насколько продуктивно его преподавание? Каким образом оценивается польза преподавания ОПК?

- Точнее будет сказать, что больше десяти лет в школах России преподаются различные предметы, нацеленные на знакомство подрастающего поколения с духовно-нравственными основами отечественной культуры. Это не только ОПК, это и «Истоки» и «Духовное краеведение». В разное время в регионах велись различные факультативные курсы, назову далеко не полный перечень: «История православной культуры родной земли», «Основы православной культуры и этики», «Творчество и духовность», «Подвижники благочестия», «Святые земли Русской», «История русского православия», «Основы православной культуры и нравственности», «Азбука нравственности», «Духовно-нравственное наследие», «Путь праведных», «Приближение к душе», «Библейские сюжеты», «Духовная культура», «Православие и этика», «Духовно-нравственные подвиги в истории России», «Человек в мире отношений», «Нравственная грамматика», «О Родине большой и малой. О себе», «Духовная жизнь народа», «Традиции нашего края», «Уроки нравственности и православия», «Уроки благочестия», «Святые места России», «Я в мире, мир во мне», «Культура православия», «Православие в современной жизни», «Пути праведных подобно свету светятся», «Православная Россия», «Из истории христианства», «Святые земли Русской», «Школа духовности».

Продуктивность и пользу преподавания ОПК можно оценивать во многих проекциях. Первое, самое простое – понимание школьниками фундамента гуманитарных наук, которые невозможно постичь без основ религиозной культуры. Тут и традиционные примеры понимания литературной классики, не только отечественной, но и зарубежной. Трудно понять историю России без истории православной церкви. Невозможно изучать искусство без знакомства с христианством. Второе, - это материал для осмысления вариантов моего морального выбора. Как-то мне довелось услышать в сквере начиненную нецензурной лексикой юношескую дискуссию о том, можно ли обращаться к гадалкам и ворожеям или нет, и почему. Значимыми аргументами в этой дискуссии были, как ни странно, такие понятия, как грех и возмездие. Поэтому третье, что я бы отметила в пользу изучения ОПК – это наиболее простое и эффективное повышение культурного уровня населения.

- Аналог ОПК – Основы светской этики. Можно ли дать сравнительный анализ этих двух дисциплин?

- Здесь также нужно уточнение. Аналогом преподавания религиозной культуры в школах является предмет, изучающий основы нравственности с нерелигиозных позиций. Это традиционная зарубежная практика. Обычно такой предмет называется просто «Этика» и знакомит школьников с гражданскими традициями – почему в человеческом обществе порицаемы ложь, воровство, убийство, зачем служить в армии, заботиться о стариках и платить налоги. Конечно, без абсолютных нравственных ориентиров вести речь на эти темы невероятно сложно. Но выбор нерелигиозной части населения нужно уважать и обеспечивать в содержании образования.

- Какой процент родителей и учеников выбирает ОПК по сравнению с основами других религий и основами светской этики? Насколько выбор предмета действительно доброволен?

- Тенденции выбора одного из 6 модулей курса Основ религиозных культур и светской этики (сокращенно ОРКСЭ) складываются определенным образом. На первом месте – светская этика, далее по мере убывания ОПК, мировые религиозные культуры, ислам, буддизм, иудаизм. Добровольность выбора пока проблематична. Все зависит от региональных и школьных условий, а также от выбора руководителей различных уровней и ведомств, от директора школы до губернатора.

- ОПК обязаны преподавать светские педагоги. Поскольку это новая дисциплина, в педагогических институтах такой специальности нет, откуда брать квалифицированных, умеющих работать с детьми, преподавателей этого предмета?

- В рамках ОРКСЭ православную культуру преподают только в 4 классе, всего 34 часа. Минимальный курс повышения квалификации работников образования – 72 часа. За прошедшее с 2010 года время (запуск ОРКСЭ в экспериментальном режиме) большинство педагогов начальной школы прошли такие курсы, причем многие по несколько раз. Но если этот предмет будет введен со второго по десятый класс, как предлагают специалисты, потребуется отдельно подготовленный к его реализации педагог. Педагогический факультет ПСТГУ уже больше 10 лет готовит по государственным образовательным стандартам педагогов с дополнительной специализацией «История и культура Православия». С 2013-14 учебного года мы запускаем программу бакалавриата педагогического образования по профилю «Религиозная культура, этика и добровольческая деятельность в школе». Идея этой образовательной программы – подготовить педагога к реализации трех из шести возможных модулей курса ОРКСЭ – ОПК, этика, мировые религии, а также вооружить его воспитательными компетенциями для организации в школе волонтерской, добровольческой деятельности учащихся. Ведь как иначе проверить качество усвоения школьниками нравственных правил, если не в активном социальном служении или делах милосердия?

- В ОПК по сути смешаны два предмета: светский курс «ОПК» и религиозный «Закон Божий». Перед преподавателем стоит задача донести до невоцерковленных и в большинстве своем не имеющих живой веры детей религиозные представления? Выполнима ли эта задача?

- Не соглашусь. Основы православной культуры – это пропедевтика усвоения законов религиозной жизни в христианстве. Знакомство школьников с религией происходит через ее культуру. Почему христиане делают так, а не иначе? Что они считают ценным в этой жизни? Религиозные законы здесь выполняют вспомогательную функцию, объясняя логику нравственного выбора. Параллельно с этим школьникам передается православная культурная традиция – изобразительный, музыкальный, архитектурный каноны. Традиция богослужения в этом ряду также занимает определенное место. Важно в этой передаче религиозной культурной традиции соблюсти существующую иерархию смыслов. Ключевым становится не повествование о том, когда, например, нужно печь блины или освящать яйца, а в чем суть Великого поста и почему христиане особым образом готовятся к нему. Задача эта выполнима только тогда, когда эта иерархия смыслов выстроена у самого педагога. Поэтому без участия живых носителей религиозной традиции качественно подготовить педагогов невозможно. У нас в недалеком прошлом так изучали иностранный язык не только в школах, но и в некоторых вузах. В результате выросло целое поколение, читающее и переводящее со словарем, но не говорящее и не понимающее живой иностранной речи.

Думаю, что практический результат изучения школьниками православной культуры будет тогда, когда ребенок сможет понять смысл изображений в любой христианской церкви – будь то лютерантский костел, католическая базилика или православный храм. Что символизирует рождественский вертеп? Почему в топонимике многих не только европейских городов и улиц присутствуют приставки «сан», «санта», «санкт»? Без знакомства с основами христианства этого не понять. А изучать эти основы лучше на том материале, который рядом, доступен и нагляден. Для России это история и культура православия.

- Какие учебники на сегодняшний день одобрены Министерством образования? В чем их плюсы и минусы?

- Для экспериментальной апробации срочно, в течение нескольких месяцев были написаны шесть учебных пособий для последней четверти 4-го, первой четверти 5-го классов. Этим пособиям была задана жесткая смысловая структура. Первый и последний параграфы во всех шести пособиях совершенно одинаковые, написаны одним автором, и выполняют функцию унификации мировоззренческого разнообразия. В первом параграфе школьникам объясняется, что такое духовная культура (книги, фильмы, игры и проч.); в последнем повествуется, на какой земле мы живем, кто здесь раньше жил и во что верил. Такой общий знаменатель, несомненно, дает основания для рассуждения о том, что все религии едины и говорят об одном разными языками. Дальнейшая структура этих учебных пособий также работает на эту идею. Обязательными являются темы про семью, про войну и мир, про труд и праздники, про природу и экологию. Собственно культура религиозной традиции оказалась вписанной в эту методологическую схему. Получилась своеобразная социальная технология – расскажем детям про то, как им строить семью, защищать Родину, трудиться и отдыхать, беречь и приумножать природу. Сделаем это с опорой на многовековые религиозные традиции. Сложнее всего пришлось авторам учебника по светской этике. Они в итоге отказались от своего авторства, учебник вышел анонимным. Что, наверное, глубоко символично. Но это отдельная история.

В настоящее время пособия по курсу ОРКСЭ составляются и издаются разными авторами. Эти пособия уже не столь жестко регламентированы по смыслу. На мой взгляд, есть две основные проблемы в их содержании.

Первая характерна для нерелигиозных авторов. Это мировоззренческая неопределенность пособия. Уже изданы и даже получили гриф Минобрнауки РФ учебники по духовной культуре народов России. Что такое духовная культура в единственном числе, я не знаю. Но учебники по ней есть и допущены в школы.

Вторая проблема свойственна большинству пособий православных авторов. Православная культура представлена в них неким музейным экспонатом. Наши предки жили и творили так, и потому мы тоже призваны так жить и так творить. А хочется понять – почему? Но ответить на этот вопрос в категориях нашего времени весьма непросто. А еще нужно расписать всю эту нравственную проблематику в дидактической последовательности, соблюдая объем допустимого текста и необходимое количество новых понятий, вводимых на каждом уроке. Все это должно быть сочетаемо с церковным календарем, потому что изучать тему Пасхи осенью неинтересно. Получается, что создание хорошего учебника по православной культуре – дело трудное и многолетнее. И это вполне нормально – любой хороший учебник создается и апробируется годами. Но если уж он рождается, то входит в разряд национального достояния.

Беседовала

Александра Попова


 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру