Путь осознанной веры

Слова апостола Фомы (Ин 20:28) почти сразу приходят на ум, когда задумываешься о том, как и почему мы верим во Христа. Стараясь объяснить самому себе то, к чему шел многие годы, вновь и вновь видишь совершенно ясные и недвусмысленные подтверждения веры, которая некогда родилась где-то глубоко внутри и постепенно выстроила жизнь по своим законам.

Нужно ли вообще подтверждать свою веру? Может быть, однажды возникнув, она уже есть в человеке как данность и просто необходимо жить по вере, подкрепляя ее делами. Тогда евангельский рассказ о Фомином неверии вряд ли показался бы нам достойным внимания, ведь он уже однажды поверил Христу и стал Его учеником. Зачем вновь возвращаться к тому, что и так ясно? Если Фома верил Христу, то должен был верить и Его словам о смерти и воскресении, которые много раз повторялись по пути в Иерусалим.

Однако Церковь не просто обращает внимание на «неверие» Фомы, но и называет его благим, посвящая Фоме воскресную службу, которая следует за воскресеньем Пасхи. Значит, особое внимание уделяется осознанию человеком своей веры. Подобно Фоме, мы порой ставим Богу условие: «Не поверю, пока лично не получу подтверждения». И, если мы искренни, Бог никогда не отворачивается от нашего «неверия», но так или иначе дает то, что мы ищем. Но стоит ли при этом успокаиваться и полагать, что вера может укрепиться сама по себе, без нашего участия? Фома активно и дерзновенно искал подтверждения веры в Воскресшего Господа. Поэтому, как его «неверие», так и вера стали осознанными и, по сути, раскрыли его личность с разных сторон. Его «неверие» Господь преобразил в личную веру, с которой были сказаны слова: «Господь мой и Бог мой». Дважды повторяя слово МОЙ, Фома из глубины собственного сознания, разума и сердца утверждает свое ЛИЧНОЕ отношение к Христу как Господу и Богу.

Поиск веры, ее подтверждение и исповедание – это непрерывный процесс, в который мы вовлечены самой жизнью. Она ставит нас в разные обстоятельства, когда мы вынуждены проходить испытание своей веры, чтобы вновь и вновь подтвердить самим себе, как и во что верим. Часто это бывает неожиданным и непредсказуемым, но всегда возможно найти силы, чтобы не потерять веру до конца. Можно полагать, что дерзновенное желание Фомы вложить пальцы в раны от гвоздей на теле Христа, а руки в Его ребра (Ин 20:25), возникло в совершенно особом состоянии, когда он, наверное, находился на грани отчаяния, не зная, что делать и куда идти. Слова других апостолов не убеждали его, потому что он искал личного подтверждения. И получил его.

Человек – личность, и Бог – Личность. Богоподобие есть личностный образ человеческого бытия. Пока мы преданы во власть своей природы и делаем то, что ей присуще, личность в нас «дремлет». Каждый человек в определенное время должен есть и пить, каждый склонен искать удовлетворения своих желаний, которые, в конечном счете, сводятся к вещам, общим и понятным для всех. «Хлеба и зрелищ» - так древние римляне примитивно выразили суть человеческой природы. Личность же человека надприродна и все, что присуще природе, напротив, отсутствует в личности. И вера не есть присущее природе человека свойство, она требует преодоления природы и «пробуждения» личности. Когда Евангелие говорит об отвержении себя (Мф 16:24, Мк 8:34, Лк 9:23), а святые отцы учат противостоянию своим помыслам, речь идет именно о восстановлении приоритета человеческой личности над природными склонностями, то есть осознание себя как подобия Божия.

Чтобы веровать и следовать за Христом, в человеке должно развиться духовное или личностное начало, освобождающее от слепой приверженности природному началу, то есть от рабства греху. «Попечения о плоти не превращайте в похоти» (Рим 13:14) – человеческая природа с ее свойствами сама в себе не заключает греха, но отношение к ее потребностям может приводить к греху. Личность же начинается там, где прекращается склонность к греху, то есть внутреннее согласие человека не противиться слепому безличностному побуждению «делать как все». Чаще всего мы даже не отдаем себе отчет, следуя тому, что нам предлагается делать, чтобы не остаться без поддержки этого мира. Это укоренилось в нас, вошло «в плоть и кровь», и требуется серьезное и постоянное усилие, чтобы осознавая свою внутреннюю зависимость, постепенно освободиться от нее и встать на путь осознанной личной веры.

Не только Церковью были выявлены свойства, отличающие человека как личность от «человека толпы». Например, исследуя характеристики «коллективного бессознательного», выдающийся швейцарский психолог Карл Густав Юнг пришел к выводу, что причиной многих психических заболеваний является воздействие «коллективного бессознательного» на индивидуума, не осознающего своей зависимости от него. Освобождение от этой зависимости давало человеку шанс на выздоровление. Здесь вполне можно видеть «экспериментальное» подтверждение тому, о чем говорилось выше – как природное начало в человеке затмевает личностное и препятствует его выявлению. Однако научный метод в стремлении объективировать реальность не дает полноты понимания личности, и Юнг, например, считал обособленность и индивидуальность основными характеристиками личности или персоны, вспоминая древнегреческое значение этого понятия как маски актера в театре. Но такое неотъемлемое качество личности как осознанная сопричастность чему-то общему, превосходящему обособленность и замкнутость индивида, оставалась вне научного постижения и разумного обоснования. Это качество как раз и восходит к области веры, одновременно личной и разделенной с другими.

Отцы и учители христианской Церкви, развивая учение о Святой Троице, изначально отличали личностное начало от природного и ставили это отличие в основу своего учения не как постижение человеческого разума, но как божественное откровение. При единстве божественной природы в Пресвятой Троице различаются Три Божественных Ипостаси. Подобно этому человечество, будучи единой природы, многообразно в личностном отношении. Однако, чтобы это различие для человека стало совершенным, то есть воспринятым во образ различия Ипостасей Троицы, необходимо осознание своей веры и ее подтверждение, как это было в случае с апостолом Фомой. Осознанная вера в Бога Троицу, по сути, есть глубоко личный акт. Человеческая природа, которая пребывает в падшем состоянии, не способна сама проявить себя в акте веры. Но есть «принцип» человеческого бытия, который заключается в его личностном характере и который мы называем образом и подобием Бога, хотя и затемненными в нынешнем состоянии, но не до конца. Именно личностное начало делает нас способными к духовной жизни и восприимчивыми к акту веры, первопричиной которой является действие в человеке Духа Божия.

Чтобы личностное начало в человеке получило свое развитие, кроме его различения от природного, необходим акт осознанной веры, разделенной с другими и находящей свое подтверждение в общении во имя Того, Кому мы верим. Бог есть совершенное общение Трех Лиц, Каждое из Который не бывает без Других: Сын не бывает без Отца, Отец – без Сына, а Божественный Дух всегда разделяет и подтверждает Их общение. Вне какой-либо связи с творением Бог Троица пребывает в отношении разделенной и подтвержденной, то есть совершенной любви. Творение же совершается по «преизбытку Его благости» с тем, чтобы мир отобразил собою эту благость и в лице «венца творения» - человека воздал Богу достойную хвалу. Творец, создавший мир и человека, ищет личной встречи с ним и предоставляет ему возможность стать причастным Своего общения.

По-настоящему только осознанная вера приводит человека в Церковь, где человеческое общение преображается во образ троичного и в Духе человеку раскрываются отношения Отца и Сына. Вне Церкви общение людей может иметь различный характер, но никто не сможет подлинно утверждать, что основой его действительно является осознанная вера в Бога Троицу. Таким образом можно утверждать два качества определяющих осознанную веру – ее личностное начало и разделенность в подлинном общении. Характер общения должен быть именно подлинным, когда в нем отсутствует какое-либо ограничение и несвобода, но в полноте присутствует любовь. Любовь же бывает только разделенной и жертвенной, и человеку дан образ такой любви - божественной триипостасной: Сын приносит Себя в Жертву Отцу, а Дух подтверждает и разделяет эту Жертву.

Жертва Христова как жертва троичной любви приносится в вечности, и лишь подлинное приобщение этой Жертвы подтверждает веру и делает ее осознанной. Фома приобщился Христовой Жертве, вложив пальцы в Его раны, а руки в Его прободенные ребра, тогда его вера стала осознанной и подтвержденной, и он смог обратиться к Христу - «Господь мой и Бог мой». Христос дал ему лично соприкоснуться с Собой, Распятым и Воскресшим, на опыте, чтобы рассеять его сомнения и внушить личную веру. Другие ученики были тогда этому только свидетелями, но в День Пятидесятницы они все ВМЕСТЕ удостоились личного духовного опыта, и так основалась Церковь. Если начало личной веры было положено в сионской горнице, когда Христос вложил пальцы апостола Фомы в Свои раны, а руки в Свои ребра, то подтверждение и осознание веры всеми апостолами совершилось, когда Святой Дух почил на них огненными языками, подтвердив их общение во имя Христа – Сына Божия. С тех пор апостольская Церковь, святая и соборная, дает всякому идущему по пути осознанной веры ее основание и подтверждение.

Стремление осознать веру через ее различные аспекты – евангельские, литургические и экклесиологические может помочь нам поддержать себя во всякий момент жизни, какой бы непредсказуемой она нам порой ни казалась. Чаще же, напротив, бывает необходимо усилие, чтобы, преодолев ее обыденность и монотонность, зажечь в сердце хотя бы малый духовный огонек, так много освещающий и согревающий своими светом и теплом. Сохранить внутреннюю бодрость, не закоснеть и не охладеть душой – это значит постоянно ощущать в себе «источник воды живой, текущей в жизнь вечную» (ср. Ин 4:14). Рассуждая, осмысливать и переосмысливать свою веру, открывать все новое и более глубокое в Евангелии и Литургии, помогает живое человеческое общение и соприкосновение с окружающим миром, созданным для прославления Бога и Творца. Именно на этом основана практика церковной традиции, подтвержденной многоценным опытом сонма подвижников и исповедников веры. И особую ценность приобретает осознание веры, которое наступает в результате как личных усилий, так и духовной практики литургического церковного общения.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру