Патрология. Период второй. Литература на Западе. Блаженный Августин

1. Источники биографии блаженного Августина.

Главным источником для выяснения духовного развития и обстоятельств жизни бл. Августина служат его собственные сочинения. Из них наибольшее значение в этом отношении имеют "Исповедь" и "Retractationes".

а. "Исповедь" — "Confessiones" — представляет собой род автобиографии, отличительные черты которой определяются религиозным характером и задачей этого произведения. Понятие "confessiones" имеет двоякое значение — покаяние в грехах и прославление Бога. Соответственно этому в "Исповеди" бл. Августин изображает греховность своей жизни до принятия крещения и прославляет Бога за нравственное возрождение, к которому Промысл направлял его через все обстоятельства жизни. Будучи как бы публичным покаянием, приносимым перед лицом Всеведущего, "Исповедь" отличается искренностью, часто отсутствующей в произведениях подобного рода. Но тем не менее она изображает обстоятельства жизни автора не в том виде, в каком они ощущались им в момент переживания, а ретроспективно, под углом зрения чувств и убеждений, появившихся позднее. "Исповедь" была составлена через 14 лет после описываемых в ней событий. В течение этого периода у бл. Августина возникла идея предопределения (в 395 г.), бросившая отблеск на его предшествующую жизнь и осветившая ее новым светом. Поэтому данные "Исповеди" нужно контролировать посредством философских диалогов и писем, написанных около 386 г., времени обращения Августина к Церкви.
b. "Retractationes" — сочинение, составленное в конце 427 г., ставит своей задачей пересмотр и исправление всех ранее изданных сочинений, за исключением проповедей и писем. В нем сам бл. Августин располагает произведения в хронологическом порядке и частью объясняет, частью исправляет тезисы, от которых с течением време¬ни он счел нужным отказаться. Эти замечания имеют большую важность для хронологии и критики сочинений Августина.

Кроме литературных трудов самого бл. Августина, источником для его биографа служит "Vita Augustini", составленная епископом Поссидием Каламским, близко стоявшим к Августину в течение 40 лет и присутствовавшим при его смерти.

2. Биография блаженного Августина.

Бл. Августин родился 13 ноября 354 г. в нумидийском городе Тагасте. Его отец, человек небогатый, владел небольшим поместьем и занимался почетную выборную должность по городскому управлению. Детство Августина протекало под двойственным влиянием. Отец его был язычником, обратившимся к христианству лишь в конце жизни, разделял увлечения своей среды и эпохи и заботился лишь о карьере сына. Мать Августина, Моника, происходила из христианской семьи, и хотя сама лишь постепенно и не без влияния сына достигла состояния христианской зрелости, однако именно она научила свое дитя молиться и от¬носиться с любовью к имени Спасителя. Даровитый мальчик с живой фантазией, мягким характером и рано проявившимся честолюбием получил первоначальное образование в родном городе. Изучение греческого языка, который он не мог усво¬ить настолько, чтобы читать произведения греческой литературы в подлиннике, и арифметики давалось ему с трудом, зато лите¬ратурой он занимался с увлечением. Дальнейшим образованием Августин обязан близлежащему городу Мадауре. По окончании курса в этой средней школе Августин должен был перейти в высшую школу Карфагена, отстоящего в двух днях пути от Тагасты, но недостаток средств прервал его обучение на один год, который он провел на родине в праздности и шумных утехах в обществе разнузданных сверстников.

К изучению риторики в Карфагене Августин приступил, когда ему исполнилось 16 лет. С первых же шагов он увлекается в этой полной соблазнов столице Африки театром, в котором получает уроки любви, ревности и наслаждений. Его жизненным правилом становится — "любить и быть любиму". Однако разнузданная чувственность была для него лишь кратковременным увлечением. Вероятно, уже в сам год прибытия в Карфаген он вступает в конкубинат с одной женщиной, которой он сохраняет неизменную верность в течение 15 лет. От этой связи у него родился летом 372 г. сын Адеодат. Нужно иметь в виду, что подобного рода конкубинат даже в глазах Церкви почти равнялся законному браку.

Первые следы нравственного кризиса, склонившего Августина к религии и повлиявшего на само понимание христианства, относятся к его девятнадцатилетнему возрасту (373 г.). На деньги, высланные матерью, он купил рукопись не дошедшего до нас сочиненияя Цицерона "Гортензий". Написанное Цицероном в старости, вскоре после смерти любимой дочери и крушения его политических идеалов, сочинение это содержало пламенный призыв к философии, как высшему благу, безмерно превосходящему всё, что является благом в глазах толпы, — славу, богатство, почет, наслаждение. Августин увлекается этим идеалом, но вместе с этим всё более и более начинает ощущать в глубине души мучительный разлад между тем, к чему стремится идеальной стороной своего существа, и тем, что в действительности определяет его жизнь и поведение. Теоретически сочувствуя идеалу мудрости, практиче¬ски он предается тем же низким стремлениям.

Но "Гортензий" не дал Августину полного удовлетворения: он не встретил в нем спасительного имени Христа, которое всосал с молоком матери и хранил в глубине сердца. Это побудило его обратиться к чтению Св. Писания, но Библия, особенно в древнем варварском переводе, не могла произвести большого впечатления на молодого ритора, привыкшего к звучным и закругленным переводам и искавшего прежде всего знания. Ему показалось, что "Св. Писание не может идти в сравнение с прекрасными сочинениями Туллия Цицерона: Цицерон так изящен, а Писание просто, детски наивно и даже грубо".
Только что описанное состояние духа делало Августина доступным манихейской пропаганде. Манихейство было религиозной системой, в которой имя Христа имело большое значение, следовательно, оно давало Августину то, чего он не нашел у Цицерона. Но в то же время ему казалось, что эта система превосходит Св. Писание рациональностью. Его привлекала в ней свободная критика Ветхого Завета, отвечавшая его собственному впечатлению, навеянному чтением Библии, и обещание указать путь к истине на основании доводов одного только разума, без всякой ссылки на авторитет и необходимость веры. Сюда же склоняло его симпатии и чувство внутреннего разлада между идеалом и жизнью. Учение манихеев о зле как физическом начале, оковывающем дух, отчасти объясняло, отчасти оправдывало этот разлад. В течение девяти лет Августин был ревностным последователем и пропагандистом манихейства (373–382 гг.).

Ко времени увлечения манихейством Августин окончил курс наук и возвратился в Тагасту, где и занялся преподаванием грамматики. Так как Моника отказалась разделять кров и стол с манихеем, то Августин нашел приют у богатого гражданина Тагасты, друга своего уже покойного отца, Романиана, который и ранее поддерживал юношу деньгами. Жизнь под одной кровлей позволила Августину увлечь в манихейство и своего покровителя. Несколько позднее Августин приобрел преданного друга, всюду следовавшего за ним, в лице родственника Романиана, Алиния. По истечении года с небольшим при поддержке Романиана, побуждаемый честолюбием и тоской по поводу смерти одного из своих друзей, Августин перенес преподавательскую деятельность в Карфаген, куда позднее за ним последовала и мать, примирившаяся с еретическим образом мыслей сына в надежде на его обращение к истине.
Годы, проведенные в Карфагене, были временем серьезных научных занятий. Его внимание привлекала эстетика, естественные науки, астрономия и астрология. Но по мере углубления в изучение астрономии и космологии Августину стали казаться всё более странными космологические мифы манихеев. Одновременно с этим его астрологические верования, также стоявшие в связи с манихейством, были поколеблены критикой друзей — престарелого врача Виндициана и Небридия. Под влиянием всего этого у Августина накопилось много сомнений и недоумений, разрешить которые были не в состоянии местные манихеи. Но они постоянно ссылались на авторитет светила своей секты, епископа Фавста, и Августин терпеливо ожидал его прибытия в Карфаген. Наконец, в 322 г. Фавст действительно явился в Карфаген, и Августин тотчас же засыпал его вопросами, навеянными изучением астрономии. Но Фавст сознался, что в подобного рода предметах он совершенно несведущ. Эта искренность подкупила Августина. Он подарил Фавсту свою дружбу, но роли их переменились: из уче¬ника он стал учителем Фавста в риторике и литературе. Таким образом, обаяние манихейства исчезло, и Августин внутренне уже порвал с ним. Всё еще разделяя некоторые положения манихейского учения и не находя ничего более удовлетворительного вне этой секты, Августин счел более осторожным остановиться на скептицизме академиков. К этому вре¬мени относится переселение Августина в Рим. Надеясь найти в столице империи более широкое применение для своих талантов, а также более дисциплинированное студенчество, Августин покинул весной 388 г. Карфаген и отплыл в Рим. Здесь он вращался по преимуществу в манихейских кругах и благодаря этим связям нашел доступ к префекту города Симмаху, по рекомендации которого получил в 384 г. место преподавателя риторики в Милане с определенным жалованьем.

Вместе с переселением в Милан сами собой порвались внешние связи Августина с манихейством. Настроение его оставалось скептическим. Он был убежден, что учение Церкви не может быть доказано рационально. В Христе он видел простого человека, превосходящего прочих Своей мудростью и справедливостью. Так как Августин приобрел, наконец, прочное положение в обществе и достаточные средства к жизни, то, естественно, вокруг него собралась вся его родная и дружная семья. Вместе с Моникой и братом Навигием в Милан переселились Алиний и Небридий. Сильное впечатление произвел на молодого профессора Миланский епископ Амвросий. Сначала Августин, посещая в качестве оглашаемого воскресные богослужения, с интересом знатока следил лишь за формой проповедей Амвросия, желая удостовериться, действительно ли знаменитый епископ так красноречив, как о нем говорят. Впечатление, вынесенное им, в общем было благоприятно: он находил, что беседы Амвросия, уступая проповедям Фавста в одушевлении и темпераменте, превосходят их своей содержательностью. Но мало-помалу вместе с формой он стал воспринимать и их содержание. Из проповедей Амвросия он впервые узнал об аллегорическом истолковании Св. Писания, при помощи которого тогдашние богословы устраняли из св. текста все то, что по понятиям времени казалось наивным или грубым. Сначала это убедило Августина только в том, что умный человек, каким в его глазах был Амвросий, с успехом может защищать церковное учение от нападок и придать ему рациональный характер. Другим важным приобретением для Августина было некоторое сближение с Церковью. В лице Амвросия, щедрого благотворителя, руководителя царей и защитника правды, он почувствовал всю благость, правду и мощь вновь возникшей вселенской организации Церкви, ставшей на место разлагающейся империи и всех вообще древних союзов. В ней он почувствовал силу, на которую может опереться скептицизм, и именно в этот момент он понял значение авторитета в религиозной жизни. Но личных отношений с Амвросием Августину установить не удалось: Амвросий не догадывался о духовном кризисе, который переживал сын преданной ему Моники, да по своему характеру и не мог придавать большого значения мукам теоретического скепсиса, а Августин, часто приходя и подолгу просиживая в покоях Амвросия, двери которых никогда не затворялись, стеснялся отрывать епископа от занятий или размышлений, которым он отдавался на глазах у всех посетителей.

Во внешней жизни Августина также произошли некоторые перемены. Под влиянием матери он решился вступить в законный брак и с этой целью отпустил свою конкубину, но невеста его была еще слишком молода. Нужно было ждать два года, пока она достигнет возраста, в котором допускалось заключение брака. Августин, все еще находившийся под тиранической властью своей страстной природы, взял на это время другую конкубину. Но, несмотря на это, он не переставал мечтать о философском созерцании в обществе друзей и в удалении от всяких общественных обязанностей, хотя эта мечта оставалась отвлеченным идеалом, осуществить который Августин не находил в себе сил.
Решающее значение в духовном развитии бл. Августина имело его знакомство с неоплатонизмом. В 586 г. он впервые приступил к изучению этой философской доктрины по латинскому переводу Мария Викторина. Неоплатонизм отвечал уже сложившемуся идеалу философского созерцания и потому не мог не произвести на Августина глубокого впечатления. Но кроме этого общего воздействия, неоплатонизм оказал на Августина троякое влияние. Во-первых, метод неоплатонизма, состоящий в постепенном отрешении от данных чувств и углублении в область умопостигаемого, открыл для Августина внутренний мир бесплотных идей и научил его понимать бестелесные сущности, тогда как до этого момента он не мог представить себе ничего бестелесного. Бога он представлял в виде повсюду разлитой тонкой световой материи, в которой наподобие губки плавает мир, и соответственно этому полагал, что в слоне Бога больше, а в воробье меньше. Пустое пространство превращалось для него в ничто, а представления, через которые дух познает внешние объекты, не отличались от самих объектов. Неоплатонизм научил его воспринимать интеллектуальный свет идей и разбираться в элементах собственной душевной жизни. Во-вторых, неоплатонизм освободил его от физического представления о зле, как о другой природе, ведущей борьбу с добром. Зло утратило в его глазах характер субстанциальности и превратилось в отрицательную величину — недостаток добра, который в разумном существе обусловлен его отпадением от Бога, источника бытия и блага. В-третьих, он усмотрел полную аналогию между неоплатоническим учением о втором начале (уме) с учением Евангелия от Иоанна о Слове Божием. Благодаря этому он убедился в полной рациональности христианства. И в самом настроении Августина неоплатонизм произвел очень существенное изменение: он обострил в нем чувство раздвоения между идеалом и жизнью. С одной стороны, неоплатонический идеал, требовавший отрешения от чувственного и погружения мысли в мир интеллигибельный, лишь точнее и полнее формулировал сущность собственных идеальных стремлений Августина. С другой — изменившееся понятие о зле усилило чувство ответственности за направление жизни, не отвечавшее признанному идеалу. И тем не менее, Августин всё еще не мог сделать решительного шага. Из этого состояния мучительных колебаний его вывели примеры бесповоротной решимости, с которыми он случайно познакомился и которые возбудили в нем соревнование. Сюда относится рассказ Симплициана об обращении престарелого Мария Викторина, известного языческого ритора, пожелавшего открыто исповедать свою веру с церковного амвона. Но особенно сильное впечатление произвел на него рассказ Понтициана об Антонии Великом и о внезапном отречении от мира под влиянием "Vita Antonii" двух молодых придворных. Этот рассказ поверг его в сильнейшее волнение. Он выбежал в сад, бросился на землю и разразился громкими рыданиями. В этот момент до его слуха достигли нараспев повторяемые каким-то ребенком из соседнего дома слова: tolle et lege [Возьми и читай!]. Усмотрев в этом указание Божие, Августин схватил послания ап. Павла, раскрыл их наугад и прочел гл. 13, 1–14 стихи Послания к Римлянам: "Будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированию, ни пьянству, ни сладострастию и распутству…" Это событие привело его наконец к полной решимости совершенно изменить свой образ жизни.

Грудная болезнь еще ранее побуждала Августина отказаться от обязанностей преподавателя риторики и посвятить себя уединенной жизни философа, ищущего истины. Теперь, под влиянием произошедшего кризиса, окончив учебный год, он приводит свою мысль в исполнение и заявляет Амвросию о желании креститься. Освободившись от общественных обязанностей, Августин удалился вместе с матерью, братом Навигием, сыном Адеодатом и друзьями в Кассициаку, небольшое поместье близ Милана, предоставленное в его распоряжение владельцем, одним из его друзей, Верекундом. Время делилось здесь между хозяйственными заботами, религиозными упражнениями и философскими занятиями. Однако в это время Августин является перед нами скорее неоплатоническим философом, чем христианином. Он с увлечением читает псалмы, но кн. Исайи, изучение которой ему рекомендовал Амвросий, казалась ему слишком трудной и мало интересной. Большая часть времени отдавалась литературе и философии. До обеда он читал с друзьями Вергилия, вечером вел собеседования философского характера, которые, будучи записаны стенографически и исправлены, получали форму сочинений: "Contra Akademiens libri III" ["Против академиков"], "De vita beata" ["О блаженной жизни"], "De ordine libri II" ["О порядке"], которые и служат первоисточниками для выяснения образа мыслей Августина в это время.

В Пасху 387 г. Августин принял крещение вместе с Адеодатом и Алинием. После крещения Августин отправился на родину. На этом пути, в Остии, во время ожидания корабля, отходящего в Африку, после девятидневной болезни, скончалась Моника. Смерть матери задержала Августина почти на целый год в Италии. Большую часть этого времени он провел в Риме в обществе друзей и занятиях, напоминающих жизнь в Кассициаке. К этому времени относится начало полемики Августина против манихеев.

Осенью 388 г. Августин возвратился в Тагасту и поселился с друзьями в своем имении. Здесь осуществился план философского общежития на коммунистических началах, занимавший друзей еще в Милане, но не приведенный тогда в исполнение. Круг умственных интересов, в котором в этот период вращалась мысль Августина, может быть выяснен на основании сочинений и писем, написанных им в это время. В общем Августина занимают те же философские проблемы, что и в Кассициаке. Но есть уже следы перемещения центра внимания от вопросов философских к религиозным. Появляется идея греха, и от неоплатонического аскетизма Августин постепенно переходит к идее христианского монашества. У него возникает мысль основать монастырь. С целью ее осуществления он продает доставшуюся от отца собственность и вырученные деньги отдает в распоряжение церкви в Тагасте, сам же направляется в начале 391 г. в Иппон, где он надеялся получить поддержку от одного влиятельного человека, заинтересовавшегося его планом. Однако намерение Августина жить вдали от мира не осуществилось. Епископ Иппона, уже престарелый Валерий, грек по происхождению, тяготился своей обязанностью произносить проповеди. Приезд Августина подал ему мысль привлечь на службу Церкви бывшего профессора красноречия, благочестие и ученость которого уже были известны в Иппоне. К этому присоединился и народ. После некоторых колебаний Августин уступил их желанию.

Время пресвитерства (391–395). Вскоре по прибытии в Иппон Августин основал первый в нумидийской Африке монастырь. Для этого еп. Валерий предоставил в его распоряжение сад. В качестве пресвитера Августин много трудился над искоренением обычая устраивать пирушки на могилах мучеников, по поручению епископа проповедовал в церкви и начал тщательно изучать Св. Писание. Благодаря последнему обстоятельству в сочинениях этого периода появляются чисто христианские понятия закона, благодати, призвания, возрождения, оправдания, предопределения. Главным литературным интересом в это время для Августина остается противоманихейская полемика, вместе с этим он выступает отчасти уже и борцом против донатизма. Но он еще чужд идей, составляющих отличительную особенность августинизма. Вопрос об отношении свободы и благодати он решает в смысле синергизма. Для спасения необходимо призвание, которое Бог простирает на всех людей, но спасает только тех, кто свободно следует этому призванию. Бог предопределил к спасению тех, о которых знал, что они уверуют и последуют своему призванию. Дело свободы веровать и хотеть, а Бог даст верующему и хотящему способность творить добро, изливая в его сердце любовь через Духа Святого.

Время епископства (395–430). Известность Августина в Африке всё возрастала. Опасаясь, как бы он ни был приглашен на епископскую кафедру в какой-нибудь другой город, Валерий решил связать его навсегда с Иппоном, возведя в сан епископа и сделав его своим соправителем. Посвящение Августина состоялось в 395 г. Сделавшись епископом, Августин признал неудобным для себя оставаться в монастыре, так как в качестве епископа он был обязан принимать у себя всех приходящих и оказывать гостеприимство проезжающим. Поэтому он переехал в архиерейский дом, но в нем устроил подобное монастырскому общежитие для всего духовенства города. Почти всё духовенство Иппона пожелало вступить в эту общину. Это общежитие для духовенства, представляя собой первый шаг подчинения клира монашескому образу жизни, сделалось прототипом для возникших в Х в. на западе каноникатов, т. е. общежитий для соборного духовенства.

В этот период жизни Августина полемика против манихейства отступает на задний план. Его силы поглощает борьба с донатизмом и с 412 г. с пелагианством. В литературной борьбе с донатизмом Августин точнее и подробнее формулирует учение о Церкви, выработанное ранее под влиянием того же фактора Оптатом Милеветанским, и постепенно переходит от отрицания насильственных мер в деле обращения еретиков к признанию их допустимости и пользы.

В полемике против пелагиан нашло для себя выражение специфически августиновское учение о благодати и предопределении. Однако эти убеждения возникли в миросозерцании Августина независимо и ранее этой полемики. Последняя дала лишь случай развить эти идеи. По свидетельству самого Августина, убеждение в том, что сама вера есть уже следствие, а не условие благодати, стало его достоянием со времени епископата, т. е. с 395 г., и таким образом предварило полемику против пелагианства на 17 лет. Следовательно, не пелагианство создало это учение, а скорее само в виде реакции было вызвано им.

В 426 г., ослабленный болезнями и годами, Августин нарек своим преемником пресвитера Ираклия и, не посвящая его в сан епископа, передал ему часть своих обязанностей. Но, сохраняя полную свежесть умственных способностей, он продолжал проповедовать и заниматься литературными трудами до самой смерти. Он скончался 28 августа 430 г. в осажденном вандалами Иппоне от лихорадки после десятидневной болезни.


Страница 1 - 1 из 4
Начало | Пред. | 1 2 3 4 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру