Патрология. Период второй. Патристическая, или посленикейская, церковная литература. Григорий Богослов

7. Учение о Св. Духе. В учении о Св. Духе св. Григорий Богослов отличается от Василия Великого в двух пунктах.

а. От обращающихся к православию Василий Великий требовал только одного: согласно формуле Александрийского собора 362 г., не называть Духа Святого тварью. Иногда ради немощных в вере и сам он избегал открыто назвать Духа Святого Богом, за что и был порицаем монахами.

Св. Григорий снисходительно относился к людям, не решавшимся назвать Духа Святого Богом, но не считавшим Его и тварью. Он даже рекомендует такое умолчание перед слабыми в вере. Но сам он открыто называет Духа Святого Богом и доказывает всю непоследовательность людей, остановившихся на александрийской формуле 362 г. Кто не исповедует Духа Святого тварью, рассуждает св. Григорий, тот признает Его Богом, потому что между Божественной и тварной природой нет ничего среднего.Против учения о Божестве Духа Святого последователи Македония возражали, что в Св. Писании Дух Святой нигде не называется Богом. На это возражение духоборцев Григорий отвечает двумя доводами.

В Св. Писании отсутствуют многие догматические понятия, например, нерожденный, безначальный, бессмертный, однако мы вправе их употреблять, потому что они представляют собой простой вывод из некоторых прямых выражений Писания, например, "прежде Мене не бысть ин Бог и по Мне не будетъ". "Если ты, — говорит св. Григорий, — скажешь 2х5, а я выведу отсюда — десять, то слова эти принадлежат не столько мне, сколько тебе". Так и в Писании, хотя Дух Святой и не называется Богом, но это название постоянно подразумевается в Нем. 
Не довольствуясь этим, Григорий отодвигает Писание и вместо него старается обосновать догмат Божества Духа Святого на Предании. Он высказал по этому поводу редкую в патристической литературе мысль о продолжаемости догматического откровения в Церкви. В Ветхом Завете ясно было выражено только учение о Боге Отце, а учение о Сыне Божием было высказано прикровенно. Новый Завет открыл Сына и дал прикровенное указание на Божество Духа
Святого. Но Христос обещал ниспослать Духа Святого, Который восполнит Его учение. И Дух Святой действительно низшел в Пятидесятницу на верующих, действует ныне в Церкви и непосредственно открывает ей истину Своего Божества.

b. Второй пункт различия в воззрениях Василия Великого в Григория Богослова касается учения о личном свойстве Духа Святого. По учению Василия Великого, личной особенностью Духа Святого служит святыня (ср. ХIХ, 4с). Такое учение недостаточно, потому что святость принадлежит одинаково всем трем Лицам Св. Троицы. Св. Григорий указал личную особенность Духа Святого в образе Его происхождения — в происхождении от Отца.

8. Критика учения Аполлинария. Григорий Богослов возражает только против одного пункта христологической системы Аполлинария — его учения о том, что в Лице Богочеловека не было человеческого ума, или духа, а вместо него было Божество Единородного, что Сын Божий не вочеловечился, а воплотился. Против этого положения cв. Григорий проводит основания, во-первых, философского, во-вторых, сотериологического характера.

а. Во-первых, соединение Божества с плотью и животной душой невозможно, потому что расстояние между ними слишком велико. Бог и плоть — две противоположности. Для этого нужно посредствующее начало. Таковым служит ум, который, с одной стороны, сожительствует плоти, а с другой, есть образ Божий. Вследствие этого Сын Божий вступает в общение с плотью только через соединение со сродным Ему умом (ср. христологию Оригена XIV, 10).

Во-вторых, если Сын Божий воспринял только неразумную душу, то нельзя поручиться, что Он воспринял в общение Божества именно человеческую природу. Неразумная душа человека ничем не отличается от души животных. Душа становится человеческой только соединяясь с умом. Человек есть существо разумное, отсюда его существенной чертой служит ум. Поэтому, — говорит Григорий Богослов, — если Христос имел неразумную душу, но не имел человеческого ума, то можно сомневаться, человеческую ли еще душу Он воспринял, а "не душу ли какого-нибудь коня, или вола, или другого неразумного животного".

b. Второе возражение Григория против учения Аполлинария отличается сотериологическим характером. Оно основано на той теории Искупления, которая выражается формулой: "Сын Божий стал человеком, чтобы человек стал богом". Согласно этой теории, человеческая природа Христа обожествилась вследствие соединения ее с Божеством в Его Лице. В силу связи, которая существует между Христом и верующими, подобному же обожествлению подвергается и наша природа, причем в ней истребится вся порча, привнесенная грехом. Оценивая учение Аполлинария с точки зрения этой сотериологической теории, св. Григорий и утверждает, что если Сын Божий воспринял неполную человеческую природу, то и восстановил неполную. Если в Лице Христа не было человеческого ума, то необходимо при¬знать, что Он обожествил и восстановил только тело и неразумную душу, а ум, не будучи воспринят Богочеловеком, не был и восстановлен Им. Между тем ум-то человеческий наиболее нуждается в Искуплении, потому что он был началом, инициатором греха.

9. Христология Григория Богослова. В борьбе с аполлинapиaнством выработалась собственная христология Григория Богослова, замечательная по своей точности и в значительной степени предвосхищающая раскрытое позднее в полемике с несторианством церковное учение о Личности Христа (Кирилл Александрийский).

а. Во Христе две совершенных fusis природы: Божество и человечество. Но эти две природы срастворяются в единстве Личности и образуют "не двух сынов, но Одного Сына". "В Спасителе есть Иное и иное,.. но не имеет в Нем Места Иной и иной". Для обозначения состава Личности Христа употребляются те же термины, что и в учении о Троице — fusis и upostasis, но в обратной формуле. Там одна природа и три Ипостаси, здесь две природы и одна Ипостась.
В силу единства личности наименования, характеризующие одну природу, переносятся на другую. Григорий Богослов называет Христа pathon Theos, говорит о Крови Бога (aima touTheou) о смерти Бога (Theos tethnike), Деву Марию называет Богородицей. Поэтому же Христу надлежит воздавать Божеское поклонение как по Божеству, так и по человечеству.

b. Способ соединения двух природ во Христе обозначается терминами krasis и mixis. То и другое слово указывает на их полное внутреннее взаимное проникновение и их соединение физическое в противоположность нравственному. В Лице Христа Божество обитало в человеке не благодатно, как в пророках, а было соединено с Ним kat`ousian  — существенно. Далее, такое соединение Божества и человечества во Христе имело место с момента зачатия Девы Марии, а не становилось более и более тесным по мере нравственного возрастания Человека-Иисуса. Но человечество Христа не преложилось в Божество, а пребывает в своем естестве и после Его Воскресения, блистая светом, как на Фаворе.

с. На вопрос, как возможно было слияние двух сознаний — Божеского и человеческого — в единстве Личности, Григорий Богослов отвечает аналогией души и тела в человеке. Как душа в человеке образует его личность, так Слово Божие образует Личность во Христе через посредство человеческого ума, который, служа связью между Божеством и телом (как образ Божий, но сожительствующий с телом), становится как бы исчезающей величиной сравнительно с Божественным Логосом, подобно звезде при сиянии солнца.

10. Цель воплощения. Воплощение Сына Божия было необходимо для спасения людей по трем причинам.

а. Во-первых, конечный человеческий дух не может непосредственно созерцать Бога. Поэтому беспредельное Божество должно было вступить в границы человеческого слова и деятельности, что¬бы в ограничении человеческой жизни открыть полноту Своих Божественных свойств. Вследствие этого Сын Божий облекается отовсюду плотью, как бы завесой, и через посредство плоти вступает в общение с человеком.

b. Во-вторых, воплощение нужно было для обольщения сатаны. Если бы сатана знал наверное, что Христос есть Бог, он не решился бы умертвить Его, и таким образом, его власть не была бы сокрушена смертью и Воскресением Христа. Но когда Бог скрыл Свое Божество под завесой плоти, сатана полагал, что имеет дело с человеком, подобным Адаму. Но вместо Адама он встретил Бога и о крепость Его сокрушил свою злобу.

с. В-третьих, главная цель воплощения выражается формулой: "Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом". В будущем веке Бог будет обитать в сонме богов, т. е. обожествленных праведников. Это обожествление человеческой природы Григорий понимает, однако, не в безусловном, а в относительном смысле — не в смысле превращения человека в Бога, a в смысле развития в человеке до их полного совершенства тех свойств, которые составляют в нем образ Божий.

Сын Божий соединяется с дольним человеком Иисусом. Человек Иисус, соединившись в личном единстве с Сыном Божием, обожествился, потому что высшая Божественная природа Христа взяла перевес над Его человеческой природой и претво¬рила ее в себя. Но человек Иисус, обожествленный в Лице Христа, находится в таинственной связи со всем человечеством. Поэтому Его обожествление служит как бы закваской обожествления всего рода человеческого. В силу соединения со Христом и все верующие, пройдя через смерть и воскресение, достигнут подобного же обожествления.

Учение Григория Богослова о цели воплощения стоит в прямой зависимости от Оригена и св. Афанасия.

11. Значение смерти Христа. В учении о значении смерти Христа св. Григорий отрицает Оригеновские теории выкупа и примирительной жертвы Богу Отцу (ср. ХIV, 11в, с).

a. Теорию выкупа, по смыслу которой Христос отдал сатане Свою душу в качестве платы за освобождение находящихся в его власти людей, Григорий Богослов находит оскорбительной для справедливости. Сатана не может претендовать на выкуп. Он владеет людьми не по праву. Он разбойник, насильственно присвоивший себе Божию собственность. Ни с чем не сообразно, чтобы он же еще за свое насилие да брал плату, и не только от Бога, но и Самого Бога.

b. Вторую теорию, согласно которой смерть Христа есть Жертва, принесенная Им Богу, св. Григорий находит тоже неосновательной. "Во-первых, — говорит он, — не у Бога мы были в плену, а потому и выкуп не мог быть дан Богу. Во-вторых, — спрашивает св. Григорий, — по какой причине Кровь Единородного приятна Богу, Который не принял и Исаака, приносимого в жертву отцом, но словесную жертву заменил овном?"

Отрицая две эти Оригеновские теории, св. Григорий не говорит подробно, какое значение имела смерть Христа, по его мнению. Собственный взгляд Григория Богослова на значение смерти Христа можно наметить лишь в общих чертах. Безгрешный Христос умирает, для того чтобы, сойдя Своей душой во ад, связать там сильного и освободить от его власти души умерших и чтобы Своим Воскресением всем верующим даровать благодать воскресения.

12. Эсхатология. В своем эсхатологическом учении Григорий Богослов является учеником Оригена, но по некоторым, наиболее тонким пунктам он высказывается осторожно и прикровенно.

Ориген отрицал материальность небесных наград и наказаний. Под огнем он разумел то ужасное впечатление, которое производит на грешника присутствие Божие, под червем — муки совести. Подобные же мысли высказывает и Григорий Богослов. "Бог для одних свет, а для других огонь, смотря по тому, какое вещество и какого качества встречает в каждом".

Блаженство праведных будет состоять в общении с Богом и полном познании Его, особенно в постижении догмата Троицы. Уделом грешника будет отвержение Богом и муки совести.

Подобно Оригену (XIV, 12в), Григорий Богослов признавал далее существование в загробном мире очистительного огня, который через продолжительный период очищает грешника от его грехов. Самое легкое и безболезненное очищение от грехов подается в крещении. Кто согрешил после крещения, тот получает прощение уже после продолжительного и тяжкого искуса, после поста, слез, самоуничижения, в которых состояла в то время сущность покаяния. "Кто не очистил себя покаянием в здешней жизни, тот подвергнется последнему и самому тяжкому крещению — адским огнем, который поедает легковесность всякого греха".


Страница 2 - 2 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец | Все

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру