Патрология. Период второй. Патристическая, или посленикейская, церковная литература. Св. Кирилл Иерусалимский

1. Биографические сведения.

Св. Кирилл родился около 315 г. Место его рождения неизвестно, свое детство он провел в Иерусалиме. Около 345 г. он был посвящен Иерусалимским епископом Максимом II в пресвитера и в этом сане произнес в 348 г. свои катехизические беседы к просвещаемым и новокрещенным. В отношении к догматическим спорам того времени Кирилл проявлял долгое время некоторую сдержанность. В катехизических беседах он опровергает арианское учение, но не упоминает ни об Арии, ни об арианах. Со своей стороны он развивает учение о полном равенстве Отца и Сына, но ни разу не употребляет термина omoousios. Впоследствии, однако, он сделался предметом жестоких нападок со стороны ариан. Исходным пунктом служит спор Кирилла с арианином Акакием Кесарийским из-за митрополичьих прав, так как 7-е правило I Вселенского собора предоставляло Иерусалимскому епископу преимущество чести. Сюда присоединилась ненависть ариан к защитнику догмата о равенстве Отца и Сына. Кирилл трижды был изгоняем, и третье изгнание продолжалось одиннадцать лет (367–378 гг.). В 381 г. он принимал участие во II Вселенском соборе. По общепринятому мнению, его смерть последовала 18 марта 386 г.

 Сочинения св. Кирилла

2. a. Катехизические беседы. Они состояли из одного предогласительного слова, 18 огласительных и 5 тайноводственных. Предогласительное слово служит вступлением к прочим катехизическим беседам. Здесь излагается цель и сущность катехизических поучений, даются общие указания, как должно приступать к крещению и как вести себя во время оглашения. За ним следуют катехизические беседы. В первых трех излагается учение о грехе и покаянии с целью вызвать в слушателях покаянное настроение. В 4-м слове дается краткий очерк всех основных догматов, которых насчитывается десять. В остальных (5–18) словах дается подробное объяснение тех же догматов в порядке символа: о Боге Отце (6, 7, 8, 9), о Боге Сыне (10, 11, 12, 13, 14, 15), о Духе Святом (16 и 17) и, наконец, в 18-м излагается учение о Церкви, воскресении плоти и вечной жизни.

b. За катехизическими следуют пять тайноводственных слов. Mustagogia mustagogein — выражения, заимствованные из терминологии мистерий и обозначающие: вводить в таинство, сообщать тайное. Беседы названы тайноводственными потому, что в них содержится объяснение обрядов таинств крещения, миропомазания и причащения, которые были тайной для оглашаемых.

c. "Беседа о расслабленном", произнесенная около 345 г.
d. "Послание к императору Констанцию" о чудесном явлении большого светящегося Креста, которое было видимо в Иерусалиме 7 мая 351 г.
e. Три незначительных фрагмента из его беседы.
"Слово на Сретение Господне" не подлинно.
Катехизические беседы св. Кирилла важны особенно потому, что мы находим в них наиболее подробные и обстоятельные сведения о христианском культе, обо всем, что имело отношение к таинствам крещения, миропомазания и причащения. Сюда относятся сведения об оглашенных и оглашении, о внешней стороне таинств (обрядах) и о внутреннем значении их.

Учение св. Кирилла

3. Учение о Св. Троице. В вопросе о Св. Троице Кирилл относится к тому течению восточного богословия, которое, исповедуя православное по смыслу учение о Сыне Божьем, не разделяло никейской терминологии и отклонялось несколько к Оригену с целью избежать упреков в савеллианстве. В учении о Троице св. Кирилл является предшественником новоникейцев. Это выражается (a) в его троичной терминологии и (b) в самом его учении.

a. Св. Кирилл ни разу не употребляет термин omoousios. Мало того, он прямо высказывается против него. "О естестве или ипостаси не любопытствуй, — говорит он. — Если бы было написано, сказали бы и мы, а чего не написано, о том не осмелимся и говорить". Но в разных местах он называет и Сына, и Св. Духа Ипостасями. Таким образом, он признавал в Боге не одну, а Три Ипостаси. В этом он отличается от староникейцев (ср. XVI, 8с). Но вместе с тем в отношении терминологии учение св. Кирилла о Троице стоит позади не только учения Каппадокийцев (ср. XIX, 4с), но и меморандума Василия Анкирского (ср. XIX, 4b). Слово "ипостась" не означает у него индивидуального в противоположность общему, а выражает приблизительно то же понятие, что и ousia, т. е. пребывающую реальность в противоположность бытию мимолетному и призрачному. "Христос не есть Слово изглаголанное и рассеявшееся, но Слово Ипостасное и Живое". "Дух Святой не устами Отца выдыхается и разливается в воздухе, но есть Ипостасный, Сам глаголющий и действующий". Таким образом, "ипостась" не употребляется еще для обозначения индивидуального, как в памятной записке Василия Анкирского, и тем более слово ousia не употребляется для обозначения свойств, общих Отцу, Сыну и Святому Духу, как у Каппадокийцев.

b. Излагая собственное учение о Сыне Бoжием, св. Кирилл опровергает ариан, не называя их по имени. Он доказывает вечность Сына Божия на основании соотносительности имен Отец и Сын. Мысль об Отце уже указывает на существование Сына, и наоборот. Отец вечно есть Отец Сына. Христос есть Сын Божий не по усыновлению, в каковом смысле и многие из людей могут быть названы сынами Божиими, но по естеству, следовательно, в собственном, а не в переносном смысле. Как Бог по Самой Своей природе, Он неизменяем и не подчинен Отцу. Таким образом, Сын по природе и во всем подобен Отцу. О Единстве Отца и Сына Кирилл говорит только в двух местах. Это единство, по его учению, выражается в равенстве Отца и Сына по достоинству, в Их единомыслии, в единстве Их Царственной власти, в единстве Их творческой деятельности. Таким образом, св. Кирилл понимает отношение Отца и Сына не в смысле единосущия, т. е. совместного обладания одной и той же единичной сущностью, как св. Афанасий, а в смысле Их равенства по существу, как Каппадокийцы. Мысль о равенстве Отца и Сына преобладает над мыслью об Их единстве.

В учении о Святом Духе Кирилл проявляет большую сдержанность и осторожность. "О Духе Святом, — говорит он, — да будет нами сказано одно только написанное. Если же чего не написано, не будем о том и любопытствовать". Но он приписывает Святому Духу на основании Св. Писания все Божественные предикаты. "Дух — величайшая сила. Он Божествен и неисследим". "Ничто сотворенное не равночестно Духу". Духу Святому приписывается, так же как Отцу и Сыну, всемогущество и всеведение, однако осторожность св. Кирилла в отношении к этому догмату выражается и в том, что он не только говорит об отношении Духа Св. к Отцу и Сыну, сколько о деятельности Его в Церкви. От одного и того же Духа исходит всё многообразие благодатных даров, как одна и та же вода является белой в лилиях, красной в розах и пурпурной в фиалках. Для этого Дух Святой соединяется с душой человека. Ею могут овладевать и другие духовные существа, например, демоны, однако легко узнать, какой дух владеет человеком. Демон подавляет чувства, омрачает разум, а от действия Духа Святого душа просвещается и созерцает то, что выше человека.

4. Учение о Личности и деле Христа. В учении о Личности Христа св. Кирилл стоит также позади своих современников Каппадокийцев. У него нет следов полемики с Аполлинарием, против которого боролись последние. У св. Кирилла, как у более древних писателей, христология излагается в противовес гностическому докетизму. Он возражает не против учения о неполной человеческой природе, а против признания ее призрачной. Основой для признания двусоставности Личности Христа служит значение ее в деле Искупления. Если бы пострадал за людей простой человек, то это не могло бы иметь искупительного значения, потому что человек — существо малозначащее. Поэтому Искупителя необходимо признавать Богом. Но если человечество Христа — мечтательно, то и весь искупительный подвиг Христа есть призрак. Его Крест и Воскресение тоже призрак. Отсюда в Искупителе нужно видеть истинного человека.

Различая во Христе две природы, св. Кирилл мыслит их столь тесно соединенными, что без всяких колебаний переносит предикаты одной природы на другую. Он говорит о крови, поношении и распятии Единородного, о рождении Сына Божия от Девы Марии, наконец, он называет Деву Марию Богородицей.

Необходимость воплощения Сына Божия обосновывается тем, что человек не может видеть Бога и не умереть. Пророк Даниил не мог вынести даже явления Архангела Гавриила, так что Архангел должен был принять "подобие сына человеческого". Тем более человек не может вынести явления Бога. Сама природа не в состоянии выносить присутствие Божества. Поэтому Бог по великому Своему человеколюбию простер небо, как завесу Божества, чтобы мы не погибли. Если Бог скрывает Себя небом, как завесой, то и Сын Божий, явившись на землю, скрыл Свое Божество под завесой плоти, "чтобы, видя Его, мы могли оставаться в живых". Но это сокрытие Божества под завесой плоти является целесообразным во всех частных моментах Искупления.

a. Христос явился для того, чтобы отвратить человека от идолопоклонства и всех возвести к почитанию Отца, к истинному боговедению. Но люди, поработившись чувственному, не могли постигать духовного. Поэтому Сын Божий проповедует им истину в доступной для них форме. "Когда ложно стали поклоняться человекообразному как Богу, Бог действительно соделался человеком, чтобы истребить ложь".

b. Воплощение было необходимо и для победы над властью диавола. В учении о победе Христа над диаволом св. Кирилл воспроизводит теорию Оригена (ср. XIV, 11b), согласно которой диавол, обольщенный плотской оболочкой Христа, убивает безгрешного Человека и, превышая этим свою власть, теряет свое могущество. Эти же мысли мы находим в беседах св. Кирилла. "Господу, — говорит он, — надлежало пострадать за нас, но диавол не осмелился бы приступить к Нему, если бы знал Его. Посему тело Христа сделалось приманкой смерти, чтобы в ней, понадеявшись поглотить его, изблевал и поглощенных". Подобно Ионе, Иисус добровольно снизшел туда, где мысленный кит смерти; снизшел добровольно, чтобы смерть изблевала поглощенных ею". "Он Один сошел во ад, а исшел в сонме многих".

В выяснении догмата о заместительном значении подвига Христа св. Кирилл стоит очень близко к Иринею (ср. X, 11a и прим. 6). В основе этого учения лежит древнее представление, согласно которому символ не есть просто условный знак, но заключает в себе обозначаемую им реальность. Плоды искупительного подвига Христа распространяются на всех верующих потому, что, во-первых, Он участвует символически в обстоятельствах, связанных с грехом Адама, во-вторых, верующий символически принимает участие в Его подвиге.

Св. Кирилл старается установить полный параллелизм обстоятельств падения и Искупления. Через девственную Еву вошла смерть, от Девы же рождается жизнь. Тогда за древо были изгнаны из рая, теперь древом вводимся в рай. Адаму произнесено проклятие: тернии возрастит тебе земля, посему Иисус приемлет на себя тернии. Во время греха люди облеклись в листья смоковницы, последним чудом было проклятие смоковницы. В раю падение, в вертограде спасение. Пополудни скрылись от ходящего Господа, пополудни разбойник вводится в рай. Первой виновницей греха была жена, созданная из ребра, поэтому Христу прободено ребро для спасения жен. Жизнь мира началась весной, весной же произошло падение, поэтому Христос страдает за грешных тоже весной. Таким образом, в Своем искупительном подвиге Христос повторяет все обстоятельства, при которых случилось грехопадение и с которыми было связано осуждение, чтобы связать их с новым содержанием — оправданием.

Вместе с тем и человек, стремящийся усвоить плоды искупительного подвига Христа, в таинстве крещения и миропомазания образно участвует в Его смерти и Воскресении. Вследствие этого крещение становится как бы символом искупительной смерти Христа и потому сообщает крещаемому благодатные плоды, свойственные своему первообразу.

5. Оглашение по свидетельству Св. Кирилла. Оглашенные разделялись на два класса. Первый состоял из так называемых слушающих. Это те, которые еще не считали себя достаточно подготовленными к вступлению в лоно Церкви. Они слушали литургию оглашенных и обычную воскресную проповедь епископа или пресвитера. Кроме того, они пользовались наставлением в делах веры со стороны мирян и даже оглашенных высшего класса.

Второй класс на Востоке носил название просвещаемых, и в Иерусалимской Церкви даже верных. Это оглашенные, окончательно решившиеся присоединиться к Церкви и внесшие свои имена в церковные списки, или диптихи. В течение четыредесятницы они оглашались по большей части самим епископом и таким образом подготовлялись к крещению, совершавшемуся во время ночного богослужения на Пасху.

Кроме этого интеллектуального подготовления к крещению, совершалось еще приготовление нравственное и обрядовое.

a. Оглашение рассматривалось как время покаяния, поэтому просвещаемые подвергали себя известным аскетическим лишениям и исповедовали свои грехи. Они постились в течение 4 дней, удалялись от общественных занятий и всех мирских забот, уделяли больше внимания благотворительности и пребывали в постоянной молитве.

Под исповеданием грехов в беседах св. Кирилла понимается не исповедь перед священником, а чувство сокрушения о грехах, выражаемое перед всей общиной в словах и делах. Образцом этого рода исповеди служит поведение Давида после обличения его пророком Нафаном в прелюбодеянии: он облекся во вретище, бросился на землю и целую неделю не вкушал хлеба. Таким образом, под исповеданием грехов разумелись аскетические подвиги просвещаемых, как показатели их покаянного настроения.

b. Обрядом очищения просвещаемых служили заклинания. Просвещаемым рекомендовалось подвергать себя заклинаниям как можно чаще. Заклинание состояло в дуновении, осенении крестным знамением и в произнесении заклинательных формул, "собранных из Божественных Писаний". Лицо заклинаемого находилось под покрывалом, чтобы ум его, не развлекаясь никакими внешними впечатлениями, был всецело занят словами заклинания. Цель заклинаний — очищение готовящихся к крещению от демонов, которые "гнездятся" в теле людей некрещенных. "Простое дуновение заклинателя делается огнем для невидимого демона".

Некоторые стороны христианской религии ощущались в IV в. как тайны столь священные, что разглашение их среди неверных считалось равносильным их осквернению. Отсюда оглашаемые, не получившие еще благодати Св. Духа через таинства, признавались не подготовленными к восприятию этих истин и недостойными их. Только "просвещаемые" в течение сорокадневного оглашения с известной постепенностью вводились в круг истин, которые прежде были для них тайной. Св. Кирилл в своих беседах неоднократно обращается к слушателям с просьбой не сообщать слышанного от него простым оглашенным.

Предметом тайны, постепенно раскрываемой перед "просвещаемыми" в катехизических беседах, служили главным образом обряды крещения, миропомазания и причащения. Св. Кирилл объясняет их в тайноводственных словах, т. е. уже после совершения их над просвещенными. О внутреннем значении таинства крещения св. Кирилл говорит открыто в предогласительном слове, произнесенном перед всеми. Напротив, предметом тайноводственных бесед, посвященных наиболее таинственной стороне христианства, служит объяснение обрядов таинств. И из самих катехизических бесед видно, что в этом именно состояла тайна. Оглашенным не было известно, что во время крещения произносится исповедание веры, что благодать Св. Духа сообщает новокрещенному через помазание миром, что Тело и Кровь Христа преподается под видом хлеба и вина.

В число обрядов крещения входило исповедание веры, или чтение крещаемым символа. В состав литургии верных входила молитва Господня. Отсюда символ и толкование молитвы Господней также служили предметом тайны. О символе св. Кирилл говорит: "Мне желательно, чтобы вы его помнили слово в слово и со всякою рачительностью повторяли его между собою, не записывая оного на бумаге, но, начертав память в сердце, остерегались, чтобы во время занятия вашего сим учением никто из оглашенных не услышал преподанного вам". Но основой символа служит догмат о Св. Троице (символ развился из крещальной формулы), поэтому учение о Троичности Божества также служило предметом тайны. "Не излагается язычнику, — говорит св. Кирилл, — таинственное учение об Отце, Сыне и Духе Святом, да и оглашенным о тайнах не говорим ясно". Так как оглашение состояло в сообщении и истолковании Символа, то и огласительные беседы располагались по плану Символа. Наконец, в связи с тем, что догмат Троичности служил предметом тайны, неверным и оглашенным не сообщалось догматического истолкования Св. Писания. В воскресных беседах, доступных всем, слово Божие объяснялось главным образом со стороны своего нравственного содержания.

Последним предметом тайны служило истолкование молитвы Господней. Св. Кирилл объясняет смысл ее уже крещенным в тайноводственных словах. В основе описанного порядка оглашения нетрудно видеть отражение александрийской теории, согласно которой высшие истины не должны быть сообщаемы недостойным и не должны быть записываемы. Даже предметом тайны служило отчасти то, что у александрийцев служило предметом гнозиса.

6. Учение о таинствах.

A. Крещение. Обрядовая сторона крещения, по описанию св. Кирилла, состояла в следующем. Крещаемых вводили во внешнюю часть притвора. Языческий мир в глазах христиан был царством сатаны, в котором люди служат демонам. Отсюда все, имевшее то или иное отношение к язычеству, мыслилось принадлежащим к области сатаны. Обращающийся ко Христу должен был прежде всего отречься от его противника. Это отречение и изображалось символически. Крещаемый обращался к западу, как стране тьмы и царству диавола, простирал руки и говорил как бы присутствующему при этом сатане: "Отрицаюсь тебя, сатана, и всех дел твоих, и всея гордыни твоея, и всего служения твоего". При этом под делами сатаны разумелись грехи, внушаемые им, под гордыней диавола — языческие зрелища, под служением — языческий культ. Покончив таким образом со своим прошлым, крещаемый обращался к востоку, стране света, и произносил исповедание веры: "Верую во Отца и Сына и Святого Духа, и во едино крещение покаяния". Затем крещаемых вводили во внутренний притвор, снимали с них хитон, оставляя обнаженными. За этим следовало помазание заклинательным елеем всего тела "от верхних власов на главе до ног". Наконец, крещаемых подводили к купели и вопрошали: веруешь ли во Отца и Сына и Св. Духа? Они отвечали троекратным "аминь" и трижды погружались в воду.

Средством сообщения благодати в таинстве крещения служит вода. По самому физическому составу св. Кирилл считает ее особенно пригодной для этой цели. "Вода есть нечто великое и наилучшее из четырех видимых стихий мира". Но она приобретает особенное значение потому, что с ней соединяется Дух Святой. "Внимательно взирай, — говорит он, — на сию купель не как на простую воду, но как на духовную благодать, подаваемую вместо с водою. Ибо как приносимое на жертвенник, по природе будучи просто, оскверняется призыванием идолов, так и, наоборот, простая вода по призывании на нее Святого Духа, Христа и Отца приобретает силу святости".

Дары благодати, подаваемые в крещении, двоякого рода — отрицательные и положительные. Крещение, во-первых, освобождает от грехов и власти диавола, а во-вторых, сообщает благодать Святого Духа.

a. Грех, по учению св. Кирилла, не есть только внутренний акт воли, но оставляет чисто внешний след, и притом не только на душе, которой приписывалась тонкая материальность, но и на теле. "Греховные скверны, — говорит св. Кирилл, — остаются в теле. Как после глубокой раны, хотя и бывает она залечена, но остается еще и рубец в теле, так и грех язвит душу и тело и следы язв остаются на том и другом". В полном соответствии этому представлению о грехе находится учение св. Кирилла об очищении от грехов. Крещение омывает и тело и душу от следов греха и ожигает следы грехов. При этом вода омывает следы, оставляемые грехом в теле, "а Дух, ничего не исключая, всё крещает до внутренности самой души". Подобно тому, как огонь проникает во все поры раскаленного железа, и Дух Святой входит во внутренности самой души, чтобы очистить ее от грехов. Таким образом, в крещении не только уничтожается виновность человека перед Богом, но и реально изглаживаются следы совершенных грехов.

Второе отрицательное действие крещения состоит в освобождении человека от власти демонов. Как власть фараона преследовала Израиля до самого моря, так сатана преследует человека до спасительных вод крещения, чтобы исчезнуть в них. Освобождение от власти темных сил достигается помазанием заклинательным елеем и троекратным погружением в воду. В теле людей, не удостоившихся крещения, "гнездятся супротивные силы". Как заклинание святых "жжет и прогоняет демонов, так и заклинательный елей призыванием Бога и молитвой приобретает такую силу, что изгоняет все невидимые силы лукавого". Заклинательный елей освобождает человека от непосредственного влияния демонов, собственно крещение спасает человека от власти сатаны вообще, устанавливая символическую связь между верующим и Христом. Христос приобрел власть над сатаной Своей крестной смертью. Отсюда крестная смерть Спасителя, изображенная символически, избавляет от власти демонов. Поэтому христианские заклинатели осеняли заклинаемого крестным знамением и в заклинательных формулах непременно упоминали о Кресте и смерти Христа. Обряд крещения точно так же символически изображает смерть Спасителя. Крещаемый образно участвует в спасительной смерти Господа. Погружаясь в воду, он изображает пребывание Христа во гробе. Троекратное погружение образно представляет пребывание Христа во гробе три дня и три ночи (три восстания и три погружения). "Уподобление Христу бывает только в образе, а спасение в самой вещи", — говорит св. Кирилл. По понятиям древних, символу отчасти присуща та реальность, обозначением которой он служит. Отсюда, принимая образное участие в смерти Христа, человек как бы действительно участвует в ней и во всех ее плодах.

b. Положительные дары крещения состоят в просвещении ума, в сообщении человеку способности понимать высокие тайны христианства; кроме того, в крещении Господь дает верующему "чудную спасительную печать, которой трепещут демоны и которую знают ангелы, — дает, чтобы одни, гонимые, бежали от запечатленного, другие с любовью приняли его как своего".

B. Миропомазание. Обряд Миропомазания состоял в том, что миром помазывались лоб, очи, уши, ноздри и перси.

Видимым знаком таинства служило миро. По учению св. Кирилла, Дух Святой стоит в теснейшем отношении к нему. "Смотри, — говорит он, — не думай, что это миро простое. Но как хлеб Евхаристии после призывания Св. Духа есть уже не просто хлеб, но Тело Христово, так и святое миро сие по призывании не простое уже и, как сказал бы иной, обыкновенное миро, но дарование Христа и Духа Святого, от присутствия Божества Его соделавшееся действенным".

И в этом таинстве сообщение благодати обусловливается символическим участием верующего в событиях жизни Христа. В акте Миропомазания над новокрещаемым образно воспроизводится то, что в действительности происходило в жизни Христа. Когда Христос после крещения вышел из Иордана, на Него было существенное наитие Святого Духа. "Так и исшедшим из купели дано Миропомазание, изображающее собою то самое, чем помазан Христос, а Это есть Дух Святой …". "Миром символически помазуется чело и другие орудия чувств, и тело помазуется видимым миром, а душа освящается Святым и животворящим Духом". Миро названо изображающим Духа Святого "antitupoi". Этот термин обозначает символ, ручательство, чувственный знак, с которым связана обозначаемая им реальность.

Что касается самих даров, сообщаемых в таинстве Миропомазания, то они не отличаются св. Кириллом от положительных даров крещения. По-видимому, дары крещения только восполняются в миропомазании.

C. Евхаристия. Св. Кирилл ясно учит о реальном присутствии Христа в Евхаристии. "Хотя чувство, — говорит он, — представляет тебе хлеб и вино, но да укрепляет тебя вера. Не по вкусу суди о вещи, но верой удостоверься, что сподобился ты Тела и Крови Христовой". Это реальное присутствие Христа в Евхаристии св. Кирилл понимал в смысле претворения евхаристических элементов в Тело и Кровь Христовы. Их физическое изменение в таинстве Евхаристии он сравнивал с чудесным превращением воды в вино на браке в Кане Галилейской. Для пояснения того, каким образом может произойти такое физическое изменение в самих элементах таинства, Кирилл обращается к своей любимой аналогии. Он сравнивает Евхаристию с идоложертвенным. Как мясо оскверняется призыванием демонов, так хлеб и вино после призывания Св. Духа становится Телом и Кровью Христа. "В той трапезе общение с демонами, а в этой общение с Богом".

Благодатные плоды причащения состоят в духовно-телесном общении верующих со Христом. Евхаристические Тело и Кровь Христа усвояются всем телесным составом к пользе тела и души. Отсюда причащающиеся становятся "сотелесниками и единокровными Христу", "Христоносцами, потому что Тело и Кровь Христа сообщены их членам".


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру