Патрология. Александрийская школа

Климент Александрийский

1. Биографические сведения. Климент происходил из языческой семьи. Его родиной были Афины. В юности он много путешествовал с образовательными целями. Своих учителей и наставников в вере он называет пресвитерами, но не в церковно-иерархическом смысле этого слова. Это были просто старцы, представители предшествующих поколений. Из них наибольшее влияние на Климента оказал Пантен. Как хранитель Предания, Климент стоит ниже св. Иринея, во-первых, потому, что он был моложе Иринея, во-вторых, потому, что Клименту был совершенно чужд интерес к истории и фактам, которые он всегда стремился разрешить в идеи путем аллегорического истолкования. В Александрию Климент пришел около 180 г. Сначала он был учеником Пантена, потом его сотрудником в деятельности катехета. В 202 г. занятия в катехизической школе были прекращены гонением Септимия Севера. Климент бежал из Александрии. В 211 г. он находился у своего ученика Александра, епископа Иерусалимского, но с этого времени все следы пребывания Климента на востоке исчезают. В письмах епископа Александра, составленных после 216 г., о Клименте упоминается уже как об умершем.

Сочинения Климента

2. Первое место среди сочинений Климента занимают "Протрептик", "Педагог" и "Строматы", — сочинения, стоящие в связи между собой. Особенность этих сочинений состоит в том, что Климент говорит в них не от своего лица, а от Лица Логоса.

В первой части — "Протрептике" — Климент обращается от Лица Логоса к язычникам. Задача сочинения — чисто миссионерская: обнаружить перед язычником всю неосновательность его религиозных верований и, доказав ему преимущества христианства, приобрести его для Церкви. Соответственно этой цели Климент подвергает критике оракулы, мистерии, мифологию, жертвоприношение, религиозные доктрины философов и поэтов. В заключение он говорит о преимуществах пророков перед философами.

Предполагается, что читатель, убежденный доводами, изложенными в "Протрептике", оставил свои языческие заблуждения и крестился. Но язычник, обращаясь в христианство, не сразу освобождается от своих прежних пороков и страстей: познав истину, он должен еще очистить себя от пороков и страстей под воспитательным водительством Логоса.

Во второй части своего обширного труда, в "Педагоге", Климент ставит новокрещенного под воспитывающее руководство Логоса. Соответственно этому в первой, наиболее обширной и оригинальной главе "Педагога" говорится о разнообразной, применяющейся к потребностям и характеру каждой души деятельности Логоса. В двух других Климент восстает против наиболее распространенных и грубых пороков своего времени: неумеренности в пище, половых эксцессах и страсти к нарядам.

Для человека, оставившего языческие заблуждения и путем строгой дисциплины освободившегося от грубых пороков, возможна еще высшая ступень совершенства. Высшие истины религии доступны лишь чистому сердцу. Если человек очистится под воспитательным водительством Логоса от всего оскверняющего душу и ум, то он становится достоин посвящения в сокровеннейшие тайны религии, усвояемые верой только поверхностно, со стороны своей плотской оболочки. После того как Логос был увещателем и воспитателем, он становится его Учителем. Соответственно этому Климент имел намерение составить третье сочинение под заглавием Учитель, в котором от Лица Логоса он хотел изложить догматические истины христианства в их высшем, духовном понимании для наиболее зрелых членов Церкви. Но он не успел выполнить этого плана.

Мы обладаем третьим большим сочинением Климента — "Строматами", но труд этот не есть обещанное им завершение общего плана. Он стоит вне этого плана и удовлетворяет совсем другим задачам. Вот основания:
1) по мысли Климента, третья часть его труда должна была выйти под заглавием "Дидаскал", а не "Строматы"; 2) в конце "Стромат" Климент говорит о третьей части своего труда как о такой книге, которую ему еще предстоит написать;  из "Стромат" видно, что "Дидаскал" должен был содержать раскрытие учения о Боге, мире, душе, Св. Писании и воскресении. "Строматы" не содержат систематического раскрытия учения об этих предметах.

3. "Строматы" — значит ковры. Заглавие это часто встречалось в современной Клименту литературе и давалось обыкновенно сочинениям со смешанным содержанием. Уже это заглавие показывает, что, по мысли автора, его произведение не должно было отличаться единством содержания. Таково оно и есть в действительности. Однако среди разнообразных предметов, о которых говорит здесь Климент, отчетливее выступают две темы: α) в двух первых книгах Климент говорит об отношении классической философии и науки к христианству и доказывает их пользу и необходимость для христианина; β) в прочих книгах он рисует идеальный образ христианского гностика, или христианина, поднявшегося до высших ступеней нравственного развития. Полагают, что "Строматы" должны были служить введением к "Дидаскалу".

4. Фрагменты.

a. Так называемая восьмая книга "Стромат", содержащая отрывки по теории познания.

b. "Excerpta ex scriptis Тheodoti" ["Выдержки из писаний Феодота"] — 86 отрывков из сочинений одного из учеников гностика Валентина.
c. "Ex scripturis propheticis eclogae" ["Из писаний пророков"] — толкование на некоторые места Св. Писания. В трех перечисленных отрывках мы имеем дело с материалами, которые Климент собирал для своих дальнейших сочинений.

5. "Ипотипосы". Слово Ипотипосы означает очерки, этюды и часто употреблялось в современной Клименту литературе в качестве заглавия. Сочинение Климента, озаглавленное этим словом, содержало краткие схолии на избранные места всего Св. Писания, Послание Варнавы и Апокалипсиса Петра. Две черты характеризуют это сочинение Климента: a) в нем встречалось очень много преданий о лицах апостольского века; b) в нем содержалось много своеобразных и оригинальных мыслей, которые с точки зрения позднейшего православия казались ересью.

"Ипотипосы" сохранились лишь в отрывках, извлекаемых из сочинений Евсевия, Икумения и Фотия. В недавнее время открыт еще большой фрагмент из этого сочинения. Давно было известно сочинение "Adumbrationes Clementis Alexandrini in epistolas canonicas". Теперь доказано, что это сочинение есть перевод соответствующей части "Ипотипосов", сделанный по приказанию Кассиодора (VI в) и очищенный им от всего соблазнительного в догматическом отношении.
6. "Какой богач спасется?" Это сочинение представляет собой строго выдержанное слово, посвященное раскрытию одной темы и написанное на текст Евангелия от Матфея (19:17–30). Оно выясняет условия, при которых богатый может спастись.

Учение Климента

7. Отношение религии и науки. Гностицизм скомпрометировал науку в глазах большинства христиан, которые стали видеть в ней источник ереси. Климент борется с этим предубеждением в "Строматах". Его воззрения на сущность, происхождение и значение философии почти совпадают со взглядами Иустина Философа (ср. Иустин Философ, VIII, 3). Различие состоит лишь в том, что неясные предчувствия Иустина Климент выразил в осязательных чертах и развил подробно.

a. Отношение к философии. Клименту свойствен эклектический взгляд на философию. Философией он называет "совокупность доктрин, проповедующих справедливость и благочестие, в которую каждая школа вносит свою часть". В этом общем взгляде на философию заключается и критерий, которым Климент руководствовался в своем эклектизме. Он брал из философии лишь то, в чем видел учение о благочестии, т. е. возвышенное учение о Боге и справедливости, чистые нравственные понятия. Этот же критерий определял и его философские симпатии и антипатии. "Безбожного Эпикура" он исключает из числа философов, стоиков порицает за пантеизм, но хвалит за их мораль, перед Платоном и Пифагором преклоняется.

Содержание философии Климент сводит, во-первых, к учению о Боге, во-вторых, к теории и практике добродетели, понимаемой аскетически. Поэтому Евангелие он называет единственной истинной философией. Христианин — это философ. Философия евреев — Ветхий Завет. Вместе с тем, быть философом — значит вести аскетический образ жизни. Философ — это, например, тот, кто в браке ищет не наслаждения, а согласия в разуме и Логосе. В этом же смысле Климент называет философом Иоанна Крестителя и христианских мучеников.

b. Значение философии в дохристианской древности. Философия была пестуном ко Христу для язычников; она дала им то же, что Закон дал иудеям. "Закон и пророки в надлежащее время даны были варварам, а греки получили философию, которая должна была подготовлять их к слушанию Евангелия". Философы были для своего народа тем же, чем пророки для евреев.
c. Происхождение философии. Если таково значение философии, то она не может быть делом сатаны. Всё доброе происходит от Бога. Но несомненно, что философия была благодетельна для греков, следовательно, она происходит от Бога, как и Ветхий Завет. Всё различие только в том, что Ветхий Завет происходит от Бога непосредственно, а философия через известные посредства.

Для Климента было важным доказать происхождение философии от Бога. Это давало ему право быть философом. После этого вопрос о самом посредстве, через которое истина проникла в философию, не представлял для него значения. Вследствие этого он дает несколько разных ответов на него. Во-первых, он повторят мысль александрийских иудеев о заимствовании истины язычниками из закона Моисеева. Хронологическими таблицами и сопоставлениями Климент доказывает, что Моисей древнее всех философов и что последние могли заимствовать у него высказанные ими идеи, а сопоставлениями мыслей философов с текстом Св. Писания он хотел показать, что греческая философия действительно есть не что иное, как плагиат. Во-вторых, исходя из стоического понятия о сперматическом Логосе, Климент утверждает, что Бог изначально одождил Свой Логос на всю разумную природу. Искр Логоса, присущих каждой человеческой душе, достаточно для познания элементарных и основных истин. Поэтому лучшие из язычников, т. е. свободные от страстей, могли познать истину самостоятельно.

Наконец, Климент повторяет и другую иудейскую мысль, согласно которой философы получили истину по преданию от тех женщин, с которыми находились в плотской связи ангелы и которым они сообщили Божественные тайны.

d. Значение философии для христианина. Философия ниже Св. Писания, потому что содержит лишь частицы истины. Поэтому для христианина важно не содержание ее, а метод. Если можно быть верующим без образования, то без помощи науки нельзя понять всего содержания веры. Диалектика помогает христианину проникнуть во внутренний смысл религии. Благодаря ей он очищает вещи от их чувственного содержания и возвышается до понимания "простых и первых сущностей". В частности, диалектика возвышает его над буквальным пониманием символов Ветхого Завета и открывает ему внутренний смысл Писания.

Очищая мысль от подчинения чувственному, диалектика очищает и волю от пристрастия к телесному и, таким образом, приносит не менее пользы и в нравственном отношении.

Вера и гнозис

8. Во II и III вв. число обращений в христианство увеличилось. Неофиты часто приносили с собой низкий уровень нравственности, окрашенный предрассудками их прежней жизни. Отсюда для них была необходима строгая дисциплина. Но наряду с этими массами немало было благочестивых душ, истинно образованных, для которых положительное содержание христианства казалось слишком узким, их стесняла внешняя дисциплина, в своем порыве к совершенству они искали более глубокой нравственности и религиозности. Климент примиряет противоположные интересы этих групп учением о двух ступенях религии и нравственности — высшей и низшей, гнозисе и вере.

В вере и гнозисе Климент различает две стороны — интеллектуальную и моральную. Как в вере, так и в гнозисе знание непременно проявляется в добродетели. Знание и нравственность связаны в них так тесно, что их можно различать только логически. В жизни, действительности они — одно. Рассмотрим понятия веры и гнозиса с интеллектуальной и моральной стороны.

a. Знание веры и знание гнозиса. Всякая вера имеет две стороны: α) внешнее фактическое содержание, совокупность фактических символов, и β) внутренний идеальный смысл фактов и символов. Все религии согласны в том, что они сообщают истину в загадках, символах, метафорах и аллегориях. Таковы языческие мистерии. То же было и в религии истинной. "Ни пророки, ни Спаситель не выразили Божественных таинств таким образом, чтобы они были непосредственно доступны пониманию всякого встречного. Напротив, они заключили их в притчах". "Христос всё говорил в притчах и ничего не говорил без притчей". Отсюда Климент различает в Писании смысл — буквальный, или нравственный, доступный пониманию всех; и смысл — пророческий и мистический, который открывается только при помощи диалектики, т. е. аллегорического истолкования, и доступен только избранным. Так как Божественные тайны должны передаваться таинственно, то, кроме явного церковного Предания, существует еще тайное, устное Предание. Открытое Предание излагает факты Символа веры и предписания церковной дисциплины. Тайное, гностическое Предание содержит возвышенное учение о Боге и раскрывает мистический смысл Писания. Сам Климент познакомился с этим Преданием через своих учителей, которые получили его непосредственно от апостолов. После этих разъяснений понятно, чем отличается религиозное ведение простого верующего от знания гностика. Верующий живет внешней стороной религии, гностик — внутренней. Простой верующий представляет себе Бога таким, каким Он является по непосредственному смыслу Писания, т. е. человекообразно. Гностик очищает понятие о Боге от всего чувственного и мыслит Высочайшее Существо философски. Простой верующий руководствуется открытым Преданием, гностик — тайным. Простой верующий останавливается на человеческой природе Христа, на Его чувственном явлении. Гностик занят Его Божественной природой, видит в Нем воплощение Божия Логоса, рассуждает об отношении Логоса к Богу Отцу. При чтении Св. Писания простой верующий останавливается на его буквальном смысле, гностик проникает в его глубину путем аллегорического истолкования.

Что касается отношения интеллектуальной стороны веры к интеллектуальной стороне гнозиса, то из предшествующего ясно, что вера служит основанием, из которого развивается гнозис. Вера и гнозис по своему содержанию одно и то же, но простой верующий видит только внешнюю сторону этого содержания, а гностик не только внешнюю, но и внутреннюю. Если вера есть первая ступень в богопознании, то она служит не препятствием, а побуждением к научному пониманию религии.

b. Мораль веры и мораль гнозиса.

Нравственные предписания для простых верующих Климент излагает в "Педагоге", предназначенном для новокрещенных, еще не вполне отрешившихся от язычества. Мораль простого верующего отличается от морали гнозиса и по своему мотиву, и по принципу, определяющему ее содержание.

Мотивом нравственности у простых верующих служит страх наказания и надежда на награду. Вера в наказание и награду рождает страх и надежду. Они побуждают человека раскаяться в прежних грехах и воздерживаться от новых, терпеливо перенося труды нравственного возрождения.

Принципом, определяющим нравственное поведение простого верующего, служит стоическое правило "жить согласно с природой". Жить согласно с природой — значит удовлетворять естественным потребностям без излишеств и не привязываться сердцем к тем удовольствиям, с которыми связано удовлетворение этих потребностей. Есть нужно не ради удовольствия, а только "для того чтобы жить", и в такой мере, в какой это необходимо для поддержания жизни. Супружеские удовольствия позволительны лишь в той мере, в какой они необходимы для достижения объективной цели брака — деторождения.

Выше стоит нравственная жизнь гностика. Мотивом нравственной деятельности гностика служит бескорыстная любовь к добру. "Смею утверждать, — говорит Климент, — что не из желания спастись человек должен стремиться к познанию Бога, а должен принимать и усвоять оное из-за Божественной красоты и величия святости". Предположим следующее. Вот гностику предложен выбор между богопознанием и вечным спасением. Положим, что эти два дела ни в каком случае не разделимые, могут быть отделены одно от другого. Ни одного мгновения не колеблясь, гностик выбрал бы богопознание.
По своему принципу со стороны своего положительного содержания нравственность гностика есть любовь к Богу и ближним, со стороны отрицательного содержания — апатия.

Любовь к Богу отличается у гностика мистическим характером и выражается в молитве. Молитва гностика — это постоянный внутренний разговор его с Богом. Для такой молитвы нет нужды в особых местах богослужения, в распределении часов молитвы, в многоречивых гимнах и благодарениях. Гностик молится внутренне, не столько словами, сколько мыслями и чувствами, его ум всегда наполнен мыслью о Боге. Чтобы не прерывать своей беседы с Богом, гностик сокращает часы сна и старается не терять вполне сознания даже в состоянии усыпления. Чтобы не делиться мыслью между Богом и миром, гностик не заботится ни о чем чувственном. Поэтому отрицательная сторона нравственности гностика состоит в апатии, в полном бесстрастии. Таким образом, как в интеллектуальной области гностик устремляется в область сверхчувственного, так и в нравственной он всецело занят мыслью о Божественном, отрешаясь от всех земных чувств и потребностей. Нравственное состояние веры есть такая же основа нравственности гнозиса, как вера есть основа его знания.

9. Учение о Боге. Гностик понимает идею Бога философски. Поэтому он очищает ее от всего чувственного. По Своему существу Бог выше всяких предикатов. Он вне времени и пространства. Он не рожден, не имеет различий. Он не вид, не индивидуальность, не число, не акциденция. Он не есть целое, но и не есть делимое на части. Поэтому Бог не имеет имени. Имя обозначает качество или отношение. Бог ни то, ни другое. Антропоморфизмы Ветхого Завета суть символы и аллегории. В действительности Бог бесстрастен. В Нем нет ни чувства, ни гнева, ни желаний.

Путь, ведущий гностика к истинной идее о Боге, есть абстракция. Чтобы приблизиться к Богу, нужно отбросить все конкретные свойства вещей. Возвышаясь постепенно от одной общей идеи к другой, еще более общей, мы достигаем, наконец, самой общей, лишенной всех конкретных определений. Это и есть Бог. Вот как Климент описывает процесс богопознания. "Представим себе какой-нибудь материальный предмет и отвлечем от него, как физические свойства, так и геометрические, т. е. три пространственных измерения. Оставшаяся после этого точка есть единица, но имеющая положение в пространстве. Если мы отвлечем от нее и это последнее, то получим единицу в безусловном смысле. Так, отрешившись от всего телесного и так называемого бестелесного, мы подвергнем себя пред величие Христа, а отсюда дойдем уже и до представления о Всемогущем, познав не то, что Он есть, а то, что Он не есть". Отсюда ясно, что Бог непознаваем для дискурсивного мышления. Климент признавал лишь один вид доказательства — дедуктивный, путь заключения от общего к частному. Если идея Бога есть самое общее понятие, то она не может быть выведена ни из какой другой и потому не подлежит доказательству.

10. Учение о Логосе. Учение Климента о Логосе находится под влиянием философии Филона. Филон заимствовал из платонизма идею трансцендентного Логоса. Логос с этой точки зрения есть неотделимая от Бога совокупность Божественных идей, которые послужат идеальными образцами, или типами, чувственных вещей. Из стоицизма Филон заимствовал идею Логоса, как силы, имманентной миру и проницающей все его части.

У Климента, как и у Филона, тоже переплетаются две эти точки зрения на Логос. Логос, по его учению, есть совокупность Божественных идей о мире, для которой Отец служит принципом Божества, как бы тем бескачественным Субъектом, Который сообщает единство нашему самосознанию и Который мы смутно ощущаем в себе, отбрасывая все конкретные проявления духа в мысли, чувстве и воле. Логос есть круг, для которого Отец служит центром. Но если Отец есть принцип единства Божественного сознания, то Логос дает ему конкретное содержание. Бог созерцает объекты внешнего мира постольку, поскольку они отражаются в Логосе.

Вместе с тем, мы встречаем у Климента и стоическую идею имманентности миру Логоса. Климент показывает, как Логос по лестнице небесных и земных существ нисходит до самых последних глубин, до самого ничтожного творения. Все разумные существа образуют обширную и постепенно нисходящую иерархию, подобную железной цепи, в которой каждое звено, будучи поддерживаемо высшим, в свою очередь поддерживает низшее. Вся эта цепь сохраняется как бы магнетической силой Логоса, проникающей ее всецело до последних пределов.

В отличие от предшествующих церковных писателей Климент отвергает различие между Словом внутренним и Словом произнесенным. Он признает Логос вечно существующим. К этому учению его привела идея неизменяемости Бога. Если Бог неизменяем и если Он есть Отец, то Он вечно должен иметь Сына. В связи с учением о вечности Сына стоит смягченный субординационизм Климента, который в его системе имеет совершенно второстепенное значение. Например, Климент везде до такой степени сближает Отца и Сына, что близко подходит к Их слиянию.

11. В учении о творении мира Климент отрицает предсуществование материи и душ. Повествование Библии о шестидневном творении он считает священной аллегорией, котрая имеет в виду не хронологический, а логический порядок творения. Мир создан в одно мгновение, но части мира не одинаковы по своему достоинству. Классификацию тварей по степени их совершенства и дает священный писатель под видом повествования о сотворении мира в шесть дней.

12. Историю падения прародителей Климент также истолковывал аллегорически, понимая под змеем — чувственность и полагая грех Адама и Евы в преждевременном удовлетворении полового инстинкта.

13. В учении о Личности Христа Климент не чужд тонкого докетизма. Он утверждает, что Христос чужд был всех человеческих страстей — удовольствия, печали, волнения — и что тело Его, поддерживаемое в существовании непосредственно силой Логоса, не нуждалось в принятии пищи.

14. В эсхатологии Климент отрицает хилиазм, и чувственный огонь, и вечность мучений грешников. Все наказания, налагаемые Богом на грешников, имеют исправительное значение, поэтому и за гробом возможно покаяние и усовершенствование в добре. Все души, даже души праведных, по смерти должны пройти период исправительных наказаний посредством огня. Это огонь раскаяния, стыда, неудовлетворенных желаний. По мере очищения через страдания душа восходит к Богу, входя в сонм Ангелов и Архангелов.xxx


Страница 1 - 1 из 4
Начало | Пред. | 1 2 3 4 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру