Патрология. Отдел четвертый. Возникновение научного богословия

Литература предшествующих отделов отличалась чисто практическим характером. Она имела своей целью или религиозно-нравственное назидание Церкви, или защиту христианства от нападок язычества, или опровержение ересей. Новый отдел церковной литературы характеризуется возникновением самостоятельного интереса к научному изучению христианства и к систематизации его идей. Наряду с апологетическими и полемическими сочинениями теперь появляются литературные труды, посвященные критике и истолкованию библейского текста, философско-богословские трактаты по вопросам космологии, психологии, эсхатологии, первая система догматики, наконец, учреждаются библиотеки.

Из западных писателей, которыми в целях большей непрерывности и последовательности дальнейшего изложения мы начинаем этот отдел, мы коснемся Тертуллиана и Киприана и потом перейдем к Александрийской школе.

XI.Тертуллиан

1. Биографические сведения.

 Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан родился около 155 г. в Карфагене. Он был сыном римского сотника и до зрелого возраста исповедовал языческую религию. Увлечение зрелищами и гладиаторскими боями, нравственная распущенность были грехами его юности. В языческих школах он получил широкое образование: он писал по-гречески, был хорошо знаком с правилами риторики, с философией, и особенно правом, не чужд был медицинских познаний. В зрелом возрасте (ок. 190–195 гг.) Тертуллиан обратился к христианству и отдался новой религии со всей страстностью своего темперамента. В сочинениях, написанных для назидания Церкви, он преследует всё имеющее даже отдаленное отношение к язычеству. Он был женат и занимал в Церкви положение пресвитера. Его ригоризм не мог, однако, удовлетвориться той степенью нравственной строгости, которая характеризовала в это время нравы церковного большинства, и с 202–203 гг. он стал склоняться к более суровой дисциплине монтанистов. В 207–208 гг. Тертуллиан порывает с Церковью и становится открытым последователем Монтана. Однако беспокойный дух сурового пресвитера не нашел и здесь успокоения. По свидетельству бл. Августина, им была основана собственная партия, или секта тертуллианистов, которая имела в своем распоряжении особую базилику. Остатки этой секты были присоединены бл. Августином к Церкви. Умер Тертуллиан в преклонном возрасте в 222–223 гг.

Сочинения Тертуллиана

2. Чтобы проследить развитие религиозных воззрений Тертуллиана, необходимо разделить все его сочинения на две группы: сочинения, написанные до отпадения автора от Церкви, и труды, составленные в монтанистический период его жизни, — а в пределах каждой группы рассматривать их в хронологическом порядке.

a. В домонтанистический период (с 197 по 202–203 гг.) Тертуллианом были составлены перечисляемые ниже сочинения в следующей хронологической последовательности.


"К мученикам" (197 г.). В нем Тертуллиан увещает исповедников, томившихся в тюрьме, твердо переносить тяжесть гонения."Две книги к народам" (197 г.). Апологетическое сочинение, содержащее в себе философскую защиту христианства и желчные нападки на язычество.
"Апологетик" (197 г.). Сочинение адресовано наместникам римской империи и посвящено защите христианства с юридической точки зрения.
"О свидетельстве души" (197 г.). Содержание см. ниже, XI, 5a.
"О зрелищах". Здесь обсуждается вопрос о недозволительности для христианина посещать языческие зрелища, состоящие в связи с идолослужением и возбуждающие грубые страсти.
"О давности против еретиков". (De praescriptione haeretecorum). Содержание см. ниже, XI, 4.
"О молитве". Комментарий к молитве Господней и наставления к молитве вообще.
"О крещении". Содержание см. ниже, XI, 10.
"О терпении". Автор, сознаваясь, что сам лишен этой добродетели, с особенной теплотой рекомендует ее себе и другим.
"О покаянии". Содержание см. ниже, XI, 18.
"Об одежде женщин". В этом сочинении Тертуллиан резко обличает страсть женщин к нарядам и притираниям.
"Две книги к жене". Содержание см. XI, 15.
"Об идолопоклонстве". Расширяя понятие идолопоклонства на всё, что так или иначе стояло в связи с этим, автор доказывает, что для христианина недозволительно принимать участие в культурной жизни языческих народов.
"Против Гермогена". Содержание см. XI, 7.
"Против иудеев". (Сочинения, обозначенные буквами е–п, составлены между 198 и 202–203 гг. приблизительно в указанном нами порядке.)

b. К монтанистическому периоду жизни Тертуллиана относятся сочинения, написанные между 202/3 гг. и 220/3 гг.
"Увещание к целомудрию" (204–206/7 гг.). О недозволительности второго брака. Содержание см. XI, 15.
"О покрывале девственниц" (204–206/7 гг.). Защищается восточный обычай, согласно которому девственницы должны были являться в церковь под покрывалом.
"Против Маркиона" в пяти книгах (207–208 гг.). Сочинение трижды перерабатывалось автором. К указанному времени относится его окончательная редакция. Содержанием трех первых книг служит критика дуализма и докетизма Маркиона, а в четвертой и пятой критическому обследованию подвергнут его новозаветный канон.
"Против Валентина" (207/8 гг.). Следуя св. Иринею, Тертуллиан излагает и осмеивает учение Валентина.
"О плаще" (210 г.). О преимуществах философской мантии перед тогой.
"О венке воина" (211 г.). В воинском обычае носить венок Тертуллиан видит пережиток язычества и считает его недопустимым для христианина.
"О бегстве во время гонений" (211 или 212 г.). Содержание см. XI, 17.
"О плоти Христа" (между 209 и 213 гг.). Опровержение докетизма различных гностических сект. Ср. XI, 9.
"О душе" (между 209 и 213 гг.). Первая христианская монография о психологии. Содержание см. XI, 8.
"О воскресении плоти" (между 209 и 213 гг.). Обоснование догмата о воскресении мертвых против гностиков.
"К Скапуле" (213 г.). Сочинение адресовано проконсулу Африки. Оно говорит о гневе Божием, постигшем гонителей христианства.
"Scorpiace" (213 г.). Средство против ужаления скорпионов. Труд направлен против гностиков, отрицавших долг мученичества.
"Против Праксея" (213–218 гг.). Защита учения о Троице против монархианства Праксея.
"О единоженстве" (после 217–218 гг.). О недозволительности второго брака. Ср. XI, 15.
"О посте" (после 217–218 гг.). Содержание см. XI, 16.
"О стыдливости" (ок. 222–223 гг.). Содержание см. XI, 18.

Кроме перечисленных, Тертуллиану принадлежали еще не дошедшие до нашего времени труды: "Об экстазе", "О надежде верных", "О рае", "Против Апеллеса", "О достоинстве души".

Учение Тертуллиана

3. Все богословские труды Тертуллиана обязаны своим происхождением практическим поводам. Возникновение гонений, появление ересей, споры дисциплинарного характера заставляли его браться за перо и раскрывать тот или иной вопрос. Тем не менее, Тертуллиан впервые выразил в своем учении принципы западного богословия и оказал могучее влияние на его дальнейшее развитие. Замечательно, что им даны были Западу богословские формулы, сохранившие свое значение навсегда.

Характер догматического учения Тертуллиана определяется отчасти его полемическими целями, отчасти же влиянием стоической философии. Последняя сообщила ему материалистический и сенсуалистический оттенок. Стоики признавали материальными не только все сущности, но и все качества. Отсюда в их философии был подробно разработан вопрос о способах соединения различных видов материи. Выработанные ими понятия нашли для себя применение в учении Тертуллиана о Троице, душе и Лице Иисуса Христа.

4. Источники вероучения. В полемике против гностиков Тертуллиан стоит в зависимости от св. Иринея. С незначительными изменениями он воспроизводит критические принципы своего предшественника. Их изложению посвящено сочинение "De praescriptione haereticorum". Слово praescriptio на языке римских юристов означало такой довод против истца, который, будучи принят судьей, тотчас прекращал процесс и делал излишним обсуждение спорного вопроса по существу. Такой прескрипцией против всех вообще ересей служит их противоречие апостольскому Преданию, сохраняемому Церковью. Раз доказано, что известное учение не согласно с апостольским Преданием, этого достаточно, чтобы отвергнуть его, не входя в разбор частностей.

Истина сохраняется только в Церкви. Христос получил ее от Бога и вверил апостолам, а апостолы передали ее основанным ими Церквам. Поэтому только Церковь обладает апостольским Преданием. В доказательство этого Тертуллиан приводит два соображения.

а. Ручательством апостольского характера Церкви служит, во-первых, история возникновения Церквей и преемство их епископов. Христос послал на проповедь апостолов. Апостолы "по всем градам" основали Церкви, от которых семена истины получили вновь возникшие Церкви. Эти последние суть тоже апостольские Церкви, потому что произошли от апостольских. Апостольское Предание сохраняется в Церквах, основанных учениками Господа через преемственный ряд епископов. Церковь имеет епископские списки и при помощи их может доказать, что первый епископ каждой апостольской Церкви поставлен или апостолами, или мужами апостольскими. Так, Поликарп Смирнский поставлен ап. Иоанном, Климент Римский ап. Петром. Исторический факт преемства епископов служит ручательством неповрежденного сохранения апостольского Предания. Но в противоположность св. Иринею Тертуллиан не приписывает епископам особой харизмы сохранения истины.

Так как истинное учение Христа сохраняется в апостольских Церквах, то в случае возникающих сомнений к ним и нужно обращаться за указаниями. Для жителей Ахайи авторитетом служит Коринф, для обитателей Македонии — Филиппы и Солунь, для азиатов — Ефес, для Церквей Африки — Рим.

b. Вторым доказательством неповрежденности апостольского Предания, сохраняемого Церквами, служит его единство. Все апостольские Церкви согласны между собой в основных пунктах вероучения. Этот факт может быть объяснен только единством полученного ими Предания. Заблуждение не могло возникнуть везде в одних и тех же формах.

Содержание апостольского Предания, сохраняемого Церквами, дано в Св. Писании и правиле веры. Произволу гностиков противопоставляется канон апостольских писаний. Тертуллиан отстаивает авторитет всех четырех Евангелий, Деяний апостольских и Посланий ап. Павла, за исключением Послания к евреям, которое он приписывает ап. Варнаве. Только Церковь обладает истинным каноном, и только она может установить подлинность апостольских писаний, потому что Церкви, основанные апостолами и получившие от них писания, сохраняют их по Преданию и свидетельствуют об их авторах. Долгое время они сохраняли даже автографы апостолов.
Но Церковь является хранительницей не только истинного Писания, но и его правильного толкования. Церковь получила от апостолов неизменное и не подлежащее улучшению правило веры, ее краткое изложение в виде символа. С точки зрения этого правила веры и нужно истолковывать Писание. Для спасения достаточно содержать правило веры. "Ничего не знать против него — значит всё знать". Правило веры приводится Тертуллианом в трех различающихся формах и представляет собой апостольский символ, истолкованный в противоеретическом духе.

5. Учение о Боге.

 а. Человек познает Бога из непосредственной реакции собственной души. Душа по природе христианка. Ей присуща идея единого, справедливого и благого Бога. Эта идея иногда заглушается школьными теориями, но в минуту волнения она непроизвольно прорывается в восклицаниях, противоречащих политеистическим верованиям, например, "О Боже!", "Бог милостив".

b. Бог по Своей природе телесен. "Всё существующее есть тело своего рода. Нет ничего бестелесного за исключением несуществующего". "Поэтому и Бог, хотя и Дух, однако есть тело, ибо дух есть тело своего рода и своего вида". Приписывая Божеству вслед за стоиками материальную природу, Тертуллиан не допускал, однако, ее делимости, как не допускали этого и стоики.

6. Учение о Троице изложено Тертуллианом в сочинении "Против Праксея". Праксей видел двубожие в учении апологетов о Логосе и, отстаивая единство Божие и возможность религиозного отношения непосредственно с Самим Богом, утверждает, что Один и Тот же Божественный Субъект действует попеременно то в Лице Отца, то в Лице Сына, то в Лице Духа Святого. Возражая против Праксея, Тертуллиан должен был, во-первых, (А) доказать, что Сын Божий не есть То же Лицо, что и Бог Отец, и, во-вторых, (B) снять с себя упрек в двубожии. Для удовлетворения первой задачи он воспроизводит в более резкой форме субординацианское учение апологетов и делает шаг назад сравнительно со св. Иринеем, учение которого о строгом единстве Лиц Св. Троицы было обусловлено тем, что он боролся только с гностическим разделением Божественного Существа, но не с монархианским слиянием Лиц. В ответ на обвинение в двубожии Тертуллиан излагает собственное учение о Боге Едином по существу и троичном в Лицах.

А. Первая группа идей выражается в следующих положениях.

a. Один только Бог Отец есть нерожденный и самобытный. Сын происходит от Отца. Прежде сотворения мира Бог был Один. Но в Его внутренней жизни существовала некоторая множественность: Он имел в Себе Самом разум (Ratio, Sophia) и внутреннее слово (Sermo), так как размышление есть не что иное, как внутренний разговор размышляющего с самим собой. Представлял ли Тертуллиан это внутреннее Слово Божие личностью, этого из его сочинений не видно, но во всяком случае Оно было, по его учению, неотделимо от Бога. Для творческой деятельности Бог проявил Свое внутреннее Слово вовне в тот момент, когда произнес первое творческое веление: "Да будет свет". Это совершенное рождение Слова. С этого момента Сын становится, несомненно, отдельной Самостоятельной Личностью. Как внутреннее Слово, Сын Божий вечно существует в Боге; как Слово произнесенное, рождается при самом создании мира. Отсюда: fuit tempus, cum Dei Filius non fuit. [было время, когда Сына Божия не было].

b. Рождение Сына Божия обусловлено целями откровения. Слово Божие рождается перед самым созданием мира, чтобы быть Творцом и Промыслителем. Необходимость Его посредствующей деятельности вытекает из возвышенности природы Бога Отца. "Отец невидим по причине полноты величия, Сын виден по причине низшей степени Своего производного Существа". Так глаз не может смотреть на всю массу солнца, но луч, который только как часть исходит из солнца, доступен зрению. Человек не может видеть Бога Отца и не умереть, но ветхозаветные праведники видели Логос и не умирали. Из этих положений необходимо вытекает субординационизм. Божество Логоса является менее полным, чем Божество Отца. Эту мысль Тертуллиан выражает со всей резкостью, часто говоря о Слове как части Божественной субстанции: "Pater tota substantia est. Filius vero derivatio totius et portio" [Отец есть полная субстанция. Сын воистину производное целого и часть].

с. Дух Святой происходит от Отца через Сына. О Нем ясно говорится как о Третьем Лице. Но как Сын до создания мира существовал в Боге как Его неотделимое свойство, так Дух, изойдя от Отца вместе с Сыном и в Сыне в момент создания света, оставался неотделимым свойством последнего до момента ниспослания в Пятидесятницу на апостолов, и лишь с этого момента Он становится отдельной, самостоятельной Ипостасью (De orat., 25) [О молитве].

B. Идею Единства Лиц Св. Троицы Тертуллиан выражает словами: "В Троице нужно различать одну субстанцию и число трех Лиц. Различие не есть различие субстанций, но Лиц в этой субстанции". Под словом "субстанция" Тертуллиан понимает, согласно со стоиками, материальный субстрат, из которого состоят вещи. Под субстанцией же в учении о Св. Троице он разумел бесконечно протяженную и неделимую материальную природу Бога. Как неделимая, она единична. Но в ее пределах он различал тройственность Лиц, занимающих как бы ее отдельные части, однако без резкого пространственного разграничения. Божественная субстанция, начинаясь в Отце, продолжается в Сыне и оканчивается в Духе Святом. Аналогиями, которыми автор пользуется для пояснения своей мысли, служат: корень, ствол и плоды; источник, ручей, река; солнце, луч, свет. Говоря о единстве Лиц, Тертуллиан отрицает divisio — разделение субстанции и separatio — отделение от нее части. Самостоятельность же и различие Лиц обозначает смягченными понятиями и терминами, заимствованными из риторики и обозначающими логическое расчленение понятий, — distributio (расчленение речи, разложение общего понятия на частные), dispositio (план сочинения), distinctio (различение).

7. Учение о творении изложено Тертуллианом в сочинении "Против Гермогена". Гермоген допускал существование совечной Богу материи и при помощи этой гипотезы надеялся объяснить происхождение зла в мире. Материя бесконечна и бескачественна. Бог не смешивается с материей, но на расстоянии воздействует на нее и сообщает ей качества. Такое преобразование материи есть бесконечный процесс. Зло и несовершенства мира объясняются сопротивлением, оказываемым материей творческому воздействию. Существование вечной материи Гермоген выводил из идеи неизменяемости Божией. Чтобы вечно быть Господом, Бог вечно обладает объектом власти — материей.

Тертуллиан признает, что Бог неизменяем, но неизменяемость в Нем выражается словом "Бог". Отцом, Господом и Судьей Он становится со времени рождения Сына, сотворения мира, появления греха.

Учению о вечности материи Тертуллиан противопоставляет идею об абсолютности Бога. Абсолютное должно быть мыслимо единым. Независимое от него бытие, ограничивая его, противоречит абсолютности.

Теория Гермогена не удовлетворяет своей цели и не освобождает Бога от ответственности за несовершенство мира. Бог или не мог, или не хотел создать из материи совершенного мира. В первом случае Он не всемогущ, во втором — несовершенен нравственно. В конечном выводе Тертуллиан признает, что мир создан Богом из ничего, т. е. не только по форме, но и по материи.

8. Учение о душе. В учении о душе Тертуллиан примыкает к стоикам, заимствуя у них как основные понятия психологии, так и аргументацию. Свои воззрения по этому вопросу он изложил в трактате "De anima" [О душе] — первом христианском сочинении, посвященном специально психологии и антропологии.
В мире нет ничего нематериального. Поэтому и душа по своей природе есть тело своего рода. Как всякое тело, она подлежит трем пространственным измерениям, имеет внешний образ и воздушный лучезарный вид. Ее очертания соответствуют внешности эмпирического тела, потому что "дыхание жизни, вдунутое Богом в лицо первозданного, проникло во внутренности тела, заполнило все пустоты, сгустилось и заключилось в телесные границы, как в литейную форму". Но, будучи материальной, душа всё же остается простой и неделимой. Она не состоит из двух субстанций — души и духа. Дух — это Дух Божий или злой дух, по временам соединяющиеся с душой. Субстанция души не состоит из отдельных частей, она разлита во всем теле, но обнаруживается различно, соответственно органам тела, подобно тому как воздух, выходя через разные отверстия флейты, издает различные звуки. Вопрос о происхождении отдельных душ решается Тертуллианом в смысле традиционизма. Все души произошли от души Адама. Души детей происходят от душ родителей тем же путем, каким рождается и тело. В естественном половом акте принимают участие как тело, так и душа, причем душа выделяет душевное семя как тело телесное. Рождаясь вместе с телом, душа и возрастает вместе с ним, однако субстанция ее остается неизменной, а лишь постепенно раскрывает свои свойства. Вследствие своего происхождения от Адама через посредство родителей душа наследует извращенность природы прародителя.

9. Христология. Полемика с монархианством и докетизмом Маркиона, Апеллеса и Валентина побудила Тертуллиана подробно выяснить вопрос о составе Личности Христа. В сочинении "Против Праксея" он доказывал, что в Лице Христа воплотился не Бог Отец, всегда пребывавший невидимым, а Слово Божие — орудие откровения. В трактате "О плоти Христа" он отстаивает действительность человеческой природы Христа против докетизма еретиков. Сын Божий воспринял от Девы Марии действительную плоть человека. Соответственно этому Тертуллиан говорит об истинном материнстве Девы Марии. Она была Девой по отношению к зачатию, но, рождая, стала женщиной вследствие разверзшихся ложесн. Способ соединения двух природ во Христе выясняется в терминах стоической философии, строго различавшей  химическое соединение веществ и их механическое смешение. Тертуллиан отрицает слияние двух природ в Лице Иисуса Христа, которое предполагает изменение той и другой природы. Бог неизменяем. Воплощаясь, Он не мог перестать быть тем, чем был до воплощения. Из Св. Писания видно, что обе субстанции во Христе оставались неизменными: Дух совершал в Нем Свое — творил чудеса, а плоть испытывала свое — терпела голод, жажду, умерла. Если бы произошло слияние, то получилось бы из Духа и плоти нечто третье, как электрон [сплав] получается от соединения золота и серебра. Божество не превратилось в человечество, но лишь восприняло плоть, соединилось с ней и как бы смешалось. Христос есть Homo Deo mixtus [Человеко-Бог смешанный].

10. Крещение. Очищающее действие крещения Тертуллиан ставил в зависимость от чисто материального соединения Духа Святого с водой. Вода, как наиболее простая и чистая стихия, в особенности способна быть носительницей Духа Святого. При самом создании мира Дух Божий носился над ней. И в Крещении, призываемый священником, Дух нисходит на воду, проникает ее, и вода впитывает в себя силу освящать.

Совершать крещение может всякий христианин, но ради порядка священнодействие предоставляется епископу, а в случае нужды пресвитеру, диакону и мирянину. Крещение едино, но в этом случае разумеется лишь истинное крещение, совершаемое Церковью. Крещение еретиков ничтожно, поэтому еретики, обращающиеся к Церкви, должны быть вновь крещены.
Ввиду ответственности, налагаемой на человека крещением, Тертуллиан не одобряет крещение детей и советует отлагать его до зрелого возраста.
 
11. Священники и жертвы. В сочинениях Тертуллиана дана вся терминология, относящаяся к учению об иерархии, как священстве в собственном смысле. Он часто называет епископа и пресвитеров священниками (sacerdos), часто говорит о жертвах и приношениях (sacrificium, ablatio), однако этой терминологии не соответствует учение. Понятие о епископе как священнике не раскрыто вовсе и трудно решить, буквально или метафорически понимает Тертуллиан термин sacerdos. С понятием жертвы он соединяет, несомненно, метафорический смысл. Жертвой он называет молитвы вообще и особенно евхаристические пожертвования вином и хлебом на нужды богослужения, аскетические подвиги и лишения, предпринимаемые для умилостивления Бога за грехи. Но он не ставит Евхаристию в отношение к Голгофской жертве.
 
12. Эсхатология. Хилиастические воззрения отражаются во всех сочинениях Тертуллиана. Чтобы вознаградить праведных в тех же условиях, в которых они терпели преследования, Христос будет царствовать с ними на земле в течение тысячи лет. Небесный Иерусалим, который находится теперь на небе, спустится тогда на землю. Этот Иерусалим показан в видениях монтанистическим пророкам. Его видели в пустынях Сирии римские войска: в течение 40 дней по утрам им являлся в воздухе город, который исчезал к полудню. Для участия в земном царстве Христа воскреснут праведные, но не все одновременно. Mora resurrectionis будет служить наказанием за допущенные ими легкие прегрешения.

Монтанизм Тертуллиана

Во вторую половину своей жизни Тертуллиан примкнул к секте монтанистов и стал горячим защитником нового пророчества.

13. Формы нового пророчества. Формой нового пророчества служит экстаз. В состоянии вдохновения человек находится вне себя и служит бессознательным орудием Духа, Который пользуется его голосовыми органами, как музыкант смычком или флейтой. Видения монтанистических визионеров, по описанию Тертуллиана, имели отношение к их внешним впечатлениям и напоминали состояния гипноза.
14. Содержание нового пророчества. Откровение имеет свою историю. К трем ступеням откровения, о которых говорит св. Ириней (ср. X, 9), Тертуллиан присоединяет четвертую — откровения Параклита, Духа Утешителя, Которого обещал ниспослать Христос и действительно ниспослал. Новое откровение по своему существу не отличается от Ветхого Завета и Евангелия, но превосходит их степенью ясности и строгости: оно доводит до конца предначертанное ранее.

а. В догматическом отношении новое пророчество не идет далее учения Христа и апостольского Предания. Будучи монтанистом, Тертуллиан признает обязательность правила веры. Но как Новый Завет яснее выражает догматы, прикровенно данные в Ветхом, так новое пророчество устраняет неясность Нового Завета и полагает конец всем колебаниям, например, в учении о Троице.

b. Более отличается новое пророчество от Евангелия в вопросах нравственности и дисциплины, и здесь оно вполне согласно с подлинными намерениями законодателя в Ветхом и Новом Завете. Как Евангелие расширило и восполнило Ветхий Завет, так Параклит отменяет уступки человеческой слабости, сделанные в Новом Завете, так как излияние Духа уничтожило саму слабость плоти. Общий взгляд Тертуллиана на преимущества нового откровения выяснится из следующих частностей.

15. Вопрос о браке. В сочинении "К жене", написанном Тертуллианом в домонтанистический период, дозволительность второго брака в случае смерти одного из супругов признается, хотя и рекомендуется вдовство. В монтанистических сочинениях "Увещание к целомудрию" и "О единобрачии" Тертуллиан отрицает второй брак как прелюбодеяние. Но Христос не запретил второй брак, а ап. Павел разрешает его (1 Кор. 7:39; 1 Тим. 5:14). Тем не менее, Тертуллиан доказывает, что implicite второй брак запрещен Новым Заветом. Моисей по жестоковыйности народа Божия дозволил развод, но время жестоковыйности прошло, и Христос запретил развод, а тем самым косвенно и второй брак, потому что последний есть не что иное, как расторжение брака по случаю смерти одного из супругов. Ап. Павел допустил второй брак, принимая во внимание слабость новообращенных. Но время слабости прошло, и должна быть восстановлена истинная мысль апостола.

16. Пост. Учение Тертуллиана о посте изложено в сочинении "De jejuniis" [О посте]. В отличие от кафоликов Тертуллиан требовал более продолжительных и строгих постов. Это выражается в трех пунктах. а) Он настаивал, чтобы statio — пост в среду и пятницу — был обязателен и продолжался до вечера. b) Вводил новый двухнедельный пост (исключая субботы и воскресенья). c) Защищал xerophagia (сухоядение) — воздержание от мяса, вина, варева, сочных плодов и бани.

17. Бегство во время гонений. В сочинении "De fuga in persecutione" [О бегстве во время гонений]Тертуллиан доказывает, что не следует уклоняться от преследований ни путем бегства, ни посредством подкупа полиции. Гонения попускаются Богом в нравственных целях и потому не суть зло, которого следует избегать. Слово Спасителя о бегстве из города в город (Мф. 10:23) имеет в виду только апостолов и относится только к первому времени евангельской проповеди, когда немногочисленные проповедники должны были беречь себя. Впоследствии ни Христос, ни апостолы не уклонились от мученичества.

18. О покаянии. Домонтанистический взгляд Тертуллиана на покаяние получил свое выражение в сочинении "De poenitentia" [О покаянии]. Грехи омываются прежде всего крещением. Но заключая для человека двери крещения, которое не повторяется, Бог оставил открытым окно, через которое могут войти в Церковь отпавшие от нее вследствие грехов, совершенных после крещения. Это покаяние. В трактатах "О покаянии" Тертуллиан не говорит ясно, все ли грехи могут быть очищены покаянием, но некоторые косвенные данные показывают, что он не полагал различия между грехами простительными и смертными. Покаяние допускается только однажды после крещения, поэтому впадшие в тяжкие грехи после покаяния не могут уже примириться с Церковью. Покаяние состоит во внутреннем раскаянии и во внешнем обнаружении покаянных чувств — публичном исповедании греха и аскетических лишениях как наказании, добровольно принимаемом на себя и умилостивляющем гнев Божий.

В монтанистическом сочинении "De pudicitia" [О стыдливости]отражается иное представление о покаянии.

а. Тертуллиан разделяет здесь все грехи на две категории. Легкие прегрешения повседневной жизни очищаются покаянием. От них разрешает епископ. Грехи, совершенные против Бога: идолослужение, убийство и непотребство (т. е. разрушение и осквернение тела как храма Божия) не могут быть прощены на земле — они заслуживают пожизненной кары, умилостивляющей Бога.
b. Власть отпускать грехи, совершенные против Бога, и принадлежит Богу, а не человеку. Такие грешники не должны получать разрешение на земле, но это не предрешает их загробной участи. Они не теряют плода покаяния, но приготовляют его для себя на небе.
c. Смертные грехи может прощать только Церковь духовная, т. е. харизматики-апостолы, пророки — на основании чрезвычайных пророчеств и откровений, получаемых от Бога.
d. Грехи, совершенные против Бога, не могут быть отпускаемы епископами в силу их апостольского преемства, так как они являются наследниками апостолов лишь в вероучении, сохраняя вверенное им правило веры, но не во власти ключей. Власть отпускать грехи была дана апостолам как носителям Духа вместе с силой творить чудеса и составляет их личную прерогативу.


Страница 1 - 1 из 3
Начало | Пред. | 1 2 3 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру