Рецензия на книгу И.И. Адамова "Святитель Амвросий Медиоланский"

Рецензия на книгу И.И. Адамова "Святитель Амвросий Медиоланский"

И.И. Адамов. Святитель Амвросий Медиоланский. -- Сергиев Посад: изд-во МДА, 2006. 584 с.


На поприще церковно-богословского книгоиздания Московская Духовная Академия (МДА) – сравнительно молодой фигурант. Однако уже сейчас, по прошествии лишь нескольких лет работы, можно уверенно констатировать, что издательская продукция МДА, благодаря самым высоким стандартам качества, занимает привилегированное положение среди сегодняшнего необъятного ассортимента богословской литературы. Впрочем, такая ситуация вполне закономерна, ведь МДА – это крупнейший научно-богословский центр Русской Православной Церкви, не только связанный нитями духовного преемства с богатыми традициями дореволюционной богословской школы, но и активно развивающий сотрудничество с такими лидерами современной науки и высшего образования, как МГУ им. М. В. Ломоносова.

Еще один партнер издательства МДА – Учебный Комитет Русской Православной Церкви – синодальный орган, координирующий работу духовных академий, семинарий и училищ, в частности, разрабатывающий программу выпуска учебных пособий, отвечающих всем требованиям реформированного духовного образования. Основная миссия издательства МДА – обеспечение потребностей современного православного сообщества в качественной учебной и научной литературе по всему спектру предметов богословских и смежных гуманитарных наук.

Одна из последних новинок издательства – книга И. И. Адамова "Святитель Амвросий Медиоланский", – представляет собой переиздание классической дореволюционной монографии, защищенной автором в качестве магистерской диссертации, которая по-прежнему остается единственным столь масштабным исследованием об этом святом отце неразделенной Вселенской Церкви не только в русскоязычной, но и в мировой научной литературе. Излишне говорить о том, что первое издание книги, увидевшее свет почти столетие назад (в 1915 г.), давно стало библиографической редкостью, и доступно лишь для специалистов, в составе фондов крупнейших научных библиотек.

Однако проблема – не только в физической доступности книги. Увы, дистанция, отделяющая нас от высших достижений русской дореволюционной научной мысли (тем более – зарубежной), зачастую обусловлена также и недостатками нашей собственной интеллектуальной культуры. Если до 1917 г. практически любой выпускник гимназии или семинарии, не говоря уже об университетах и духовных академиях, мог свободно читать по-латыни и по-древнегречески, а впридачу знал еще пару современных иностранных языков, то сегодня этим могут похвастаться лишь избранные единицы. Именно поэтому в переиздании книги И. И. Адамова все многочисленные цитаты на древних языках сопровождены русскими переводами, причем для удобства читателей они даны не в виде "слепых" примечаний, а включены непосредственно в текст, по принципу параллельности.

Что касается самого текста, то он также был модернизирован: напечатан не утомительным для чтения репринтным способом, а полностью перенабран в современной русской орфографии и тщательно отредактирован. Ярким и содержательным введением в эпоху "золотого века святоотеческой письменности", к которой принадлежал свт. Амвросий, является предисловие, написанное профессором МДА, крупнейшим российским ученым-патрологом А. И. Сидоровым. Но если, как известно, театр начинается с вешалки, то любая книга начинается даже не с предисловия, а с обложки. Достойное полиграфическое исполнение, прекрасный дизайн и добротный переплет нового издания монографии И. И. Адамова смогут удовлетворить самым взыскательным требованиям, в том числе и предъявляемым к подарочным изданиям. Суммируя достоинства книги, следует отметить, что они относятся ко всем без исключения изданиям МДА, которые могут служить наглядным эталоном того, как следует в наше время подходить к делу издания и переиздания научно-богословских трудов.

Свт. Амвросий Медиоланский, жизни и богословскому наследию которого посвящено исследование И.И. Адамова, относится к числу самых выдающихся деятелей Древней Церкви. Сама его биография, его путь к церковному служению в высоком сане епископа одного из крупнейших городов Римской империи – Медиолана (известного ныне как Милан), не имеют аналогов даже в богатой незаурядными событиями харизматичной эпохе ранней церковной истории. Урожденный римский аристократ и влиятельный имперский сановник, Амвросий стал архипастырем Церкви абсолютно неожиданно для самого себя. В качестве юриста и уполномоченного лица он разбирал конфликт, возникший в христианской общине Милана по поводу выборов нового епископа, осложненный, к тому же, вероучительными разногласиями времен арианской смуты, как вдруг, по преданию, в самый разгар спора присутствовавший там ребенок выкрикнул: "Амвросий – епископ!" Сперва в храме воцарилось всеобщее молчание, а затем установилось и долгожданное единодушие, ибо все поняли, что "устами младенца глаголет истина", и более мудрого, рассудительного и авторитетного кандидата на епископскую кафедру, чем Амвросий, просто не найти. Исключительность этого прецедента не только в том, что сам Амвросий не претендовал на епископство, но он даже не был тогда крещеным человеком, лишь начиная знакомиться с христианским учением. Смущенный высокой ответственностью предложенного ему епископского служения, Амвросий дважды пытался бежать из города, однако, будучи уже утвержден в должности императором Валентинианом, был предан властям и вынужден принять назначение.

По предположению И. И. Адамова, именно воля императора, надеявшегося получить в лице Амвросия лояльного власти епископа, оказалась решающей в этой ситуации. Приняв крещение и ускоренно пройдя все степени священства, Амвросий был возведен на Медиоланскую кафедру, и, по собственному признанию, ему пришлось учить других тому, чему он сам еще не научился... История знает немало парадоксальных примеров, когда люди, становившиеся высшими церковными иерархами против своего желания, по воле и политическому расчету государственных правителей, впоследствии оказывались наиболее ревностными и бескомпромиссными. Достаточно вспомнить Свт. Иоанна Златоуста, сначала насильно возведенного на патриарший престол, а затем дважды низлагавшегося императором Аркадием, архиепископа Англии Томаса Беккета, поплатившегося жизнью за непреклонность перед своим бывшим другом королем Генрихом II, Св. митрополита Московского Филиппа, принявшего мученичество за обличения злодеяний опричнины Ивана Грозного... Одним из первых архипастырей Церкви, поставленных при участии политической власти, но оказавшихся для нее не слишком удобными, был Святитель Амвросий Медиоланский, деятельность которого яркой страницей вошла в историю церковно-государственных отношений.

Эпоха рубежа Античности и Средних веков, на которую приходится жизнь и деятельность Амвросия, была одной из самых жестоких и противоречивых в истории Европы. Бесконечные политические интриги и государственные перевороты, свержения правящих династий и переделы частей изнемогающей перед натиском варваров Империи, кровавые гражданские войны и народные восстания, предсмертная схватка христианства с язычеством, ереси и расколы в Церкви, которую тоже пытались вовлечь в политические коллизии, обычай решать конфликты при помощи грубой силы и коварства, – в такой обстановке епископу крупного города требовалось обладать чистотой голубя и мудростью змеи. В книге И. И. Адамова увлекательно и подробно рассказывается, как свт. Амвросий стремился следовать христианским принципам в труднейших обстоятельствах своего беспокойного времени, требовавших от него одновременно искусности юриста и дипломата, мудрости политика и пастыря, убежденности богослова и проповедника. Будучи человеком весьма состоятельным, свт. Амвросий отказался от богатства, чтобы явить пример евангельского бессребренничества остальному миланскому духовенству, а когда Феодосий Великий при подавлении Фессалоникийского восстания проявил неслыханную жестокость, Амвросий публично осудил его, и императору пришлось всенародно каяться.

Наиболее ярко личная харизматичность Амвросия Медиоланского проявилась в том влиянии, которое он оказал на знаменитого Аврелия Августина. Когда в 386 г. Августин прибыл в Милан и впервые услышал проповедь свт. Амвросия, он был уже зрелым человеком, 30-ти с лишним лет, имел за плечами горький опыт бурной молодости и бесплодных духовных исканий, разочаровавшись едва ли не во всех религиозно-философских учениях эллинистической эпохи (манихейство, скептицизм, неоплатонизм), но даже усилия Моники, его набожной матери-христианки, так и не смогли убедить скептичного Августина принять христианскую веру. Все изменилось после встречи с Амвросием Медиоланским, которому впоследствии Августин посвятил проникновеннейшие страницы в своей автобиографической "Исповеди", назвав его "одним из лучших людей, известных по всему миру".

Христианский путь Августина, - величайшего в истории богослова Западной Церкви, начался с наставления в вере и крещения, полученного им от свт. Амвросия.
Основная часть исследования И. И. Адамова посвящена тщательному историко-филологическому и богословско-философскому анализу учения свт. Амвросия, изложенному в его многочисленных трактатах, проповедях, гимнах, посланиях и экзегетических произведениях, посвященных толкованию отдельных книг Священного Писания.

Привлечение максимального количества первоисточников, насыщенность сведениями и широта культурного контекста, в котором автор рассматривает формирование взглядов Амвросия, подробно сопоставляя их одновременно и с идеями античных философов (Платона, Аристотеля, Цицерона, Филона Александрийского и др.), и с мыслями учителей Церкви (Оригена и Климента Александрийских, Тертуллиана, Киприана Карфагенского, Иринея Лионского, Илария Пиктавийского, отцов-каппадокийцев и др.) делает монографию И. И. Адамова настоящей энциклопедией богословия ранней патристики. Автор приходит к выводу, что хотя сам Амвросий Медиоланский масштабом своего богословского учения и не достиг уровня величайших отцов Церкви, это не умаляет его значения, ибо именно он определил те основы западно-христианского религиозного сознания, которые получили блестящее развитие в богословии его младшего современника и ученика – блаженного Августина.

В отличие от Августина, Амвросий Медиоланский был более практиком, нежели теоретиком, и в этом смысле он наследник не греческой, а римской культуры, сосредоточенной на вопросах права, политики, практической морали. Центральное место среди морально-этических трудов Амвросия занимает учение о девстве и целомудрии. Апеллируя не только к христианским заповедям, но и к философскому наследию античности, свт. Амвросий убедительно показывает, что добродетели девственности и целомудрия – это не просто требования морали, а прежде всего состояния духа, необходимые человеку для сохранения целостности своей личности и способности к подлинной духовно-религиозной жизни. Эти идеалы оказались буквально перевернутыми в наше время, которое объявило целомудрие ненормальностью, а распущенность возвело в ранг добродетели. Так с кем же все-таки истина: с Амвросием Медиоланским и стоящей за ним великой духовной культурой, или с "новым варварством", которое характерно для нашего времени?.. Очевидно, определиться с ответом поможет и вдумчивое чтение книги И. И. Адамова о свт. Амвросии.


Анатолий Черняев, к.ф.н.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру