Православие и западное христианство

Суждения иерархов, богословов и подвижников благочестия Русской Православной Церкви ХIХ-ХХ веков об отношении к инославию, экуменическому движению, а также по вопросу о восстановлении межхристианского единства

Свт. Филарет Московский

Терпимость значит не согласие на всеобращения, не признание ересей, а только отсутствие гонения, допущение иноверцам пребывать в своей природной религии, коснеть в заблуждениях, доколе не озарит их свет благодати, квакер ли это или еврей, — гернгутер или мусульманин, папежник или язычник.
Собрание мнении и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского, по учебным и церковка-государственным вопросам. М., 1886, Т. 4, сс. 557–558.

Провозглашение веротерпимости не много обещает для соединения восточной и западной церквей. Российская Церковь имеет много терпимости; но это не ведет к соединению, по нетерпимости другой стороны, и по существу несогласия. Избыток терпимости с нашей стороны не ослабляет ли даже нашу твердость против настоятельности противной стороны?
Там же, Т. 3, СПб. 1885, с. 296.

Для многих новыя благозвучныя слова: свобода верования, заглушают старую строгую мысль: охранение верования.
Там же, Т. 5, ч. 2, М., 1887, с. 742.

Нет! Церковь Христова ни в каком смысле не есть тело Римского епископа, посему и взаимно Римский епископ ни в каком смысле не есть глава Церкви.
Разговоры между испытующим и уверенным о православии Восточной Греко-Российской Церкви.
Филарета митрополита Московского и Коломенского Творения. Отчий дом, 1994, с. 459.


А.С. Хомяков

Западный раскол есть произвольное, ничем не заслуженное отлучение всего Востока, захват монополии Божественного вдохновения — словом — нравственное братоубийство. Таков смысл великой ереси против вселенскости Церкви, ереси, отнимающей у веры ея нравственную основу и потому делающей веру невозможною.
Сочинения Алексея Степановича Хомякова, т. 2, М., 1886, с. 90.

Все таинства могут совершаться лишь в недрах Православной Церкви. В какой форме оне совершаются — это дело второстепенное. Примирением (с Церковью) таинство возобновляется или довершается в силу примирения; несовершенный еретический обряд получает полноту и совершенство Православного таинства. В самом факте или обряде примирения заключается в сущности (virtualiter) повторение предшествовавших таинств.
Там же, с. 369.

Вопрос вовсе не в том, лишаются ли Протестанты или Латиняне надежды вечнаго спасения? Так-ли ужасен их грех, что осуждает их на вечную погибель? Вопрос недостойный и узкий, обличающий сомнение в милосердии Всевышняго (вопрос, о котором однако часто, долго и горячо спорили). Весь вопрос заключается в том, обладают ли они истиною? Со-хранили-ль церковное предание во всей его чистоте? Если окажется, что нет: то возможно-ли согласие?
Там же, с. 374.

Свт. Игнатий Брянчанинов

"Еретики те же христиане". Откуда вы это взяли?... Многочисленные сонмы святых прияли венец мученический, предпочли лютейшие и продолжительнейшие муки, темницу, изгнание, нежели согласиться на участие с еретиками в их богохульном учении. Вселенская Церковь всегда признавала ересь смертным грехом, всегда признавала, что человек, зараженный страшным недугом ереси, мертв душою, чужд благодати и спасения, в общении с диаволом и его погибелию.. Ересь — грех ума. Ересь — более грех диавольский, нежели человеческий; она — дщерь диавола, его изобретение, — нечестие, близкое к идолопоклонству. Отцы обыкновенно называют идолопоклонство нечестием, а ересь — злочестием. В идолопоклонстве диавол принимал себе божескую честь от ослепленных человеков, ересию он делает слепотствующих человеков участниками главного греха — богохульства.
Епископ Игнатий (Брянчанинов). Письма о подвижнической жизни. М., 1996, с. 196.
Где нет православия, там нет спасения.
Сочинения епископа Игнатия Брянчанинова. Т.4, Аскетическая проповедь и письма к мирянам. СПб, 1886, с. 78.

Страшное орудие в руках духов — ересь! Они погубили посредством ереси целые народы, похитив у них, незаметно для них, христианство, заменив христианство богохульным учением, украсив смертоносное учение наименованием очищенного, истинного, восстановленного христианства.
Там же, с. 82.

...У западных верований остались лишь буква и самообольщение, а в Православной Церкви, несмотря на наше крайнее изнеможение, действуют еще Истина и Святый Дух в сосудах, приспособленных к тому правильным, по возможности человеческой, жительством христианским. Необходимо вступить в общение с Духом Божиим посредством Истины; необходимо сделать это во время земной жизни: без этого нет спасения.
Святитель Игнатий Брянчанинов. Письма. Творения, Т. 7, М., 1993, с. 313.

Преп. Амвросий Оптинский

В православной Церкви веруется, что хлеб и вино в таинстве Евхаристии пресуществляются призыванием и нашествием Св. Духа. А Латины, как сказано выше, сочли ненужным призывание сие, и исключили оное из своей литургии. И так разумеющий — сам да разумеет о Евхаристии Латинской.
Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. М., 1995, ч. I, с. 236.

Достойно замечания, что когда кого-либо из православных царской фамилии выдают в замужество за иноверца, то супруг сей только при жизни его поминается на ектениях, и при том безымянно; по смерти же не поминается. А для царских родственников могла бы Церковь сделать снисхождение, если бы это возможно было.
Там же, с. 239.

Свт. Феофан Затворник

Папа изменил многие догматы, все таинства перепортил, разслабил правила церковного руководства и исправления нравов, и все пошло не по намерению Господа — хуже и хуже...
Еп. Феофан. О православии. М., 1893, cc. 92–93.
Католики помутили Апостольское предание. Протестанты взялись поправить дело — и еще хуже сделали...
Собрание писем святителя Феофана. Выпуск шестый. М., 1899, с. 144.

Кажется, св. Церковь наша снисходительна к католикам, — и признает силу не только крещения католического и прочих таинств, но и священства, что очень значительно...
Там же, с. 202.

Доходят и в наш лес, что католики сеют свои нечестивыя учения... и будто с успехом. Они мастера пускать пыль в глаза. Хорошо бы перевесть и пустить в ход книгу о. Владимира Гетте "Схизматическое папство".
Предложите это сделать при случае Николаю Васильевичу Елагину, если вы с ним знакомы... Как великолепно отдул он и папу и папежство!? И в журнале "Вера и Разум" — 1888 и 1889 г. его же статья... Фотий... очень рельефно выставляет чумазость папства.
Там же, с. 225.

В. О. Ключевский

Непомерное развитие схоластики в вероучении и художественных форм в церковнослужении не спасло католической Церкви, этой блудной дочери христианства, ни от богохульного папства с его учением о видимом главенстве и непогрешимости, ни от мерзости религиозного фанатизма с его крестовыми походами на еретиков и инквизицией, явлениями, составляющими вечный позор католицизма.
В.О.Ключевский. Дневник 1867-1877 гг. 30 марта 1868. // В.0.Ключевский. Афоризмы. Исторические портреты и этюды. Дневники. — М., 1993. с.316–317.

Св. Иоанн Кронштадский

"Папство в своем развитии есть поругание над истиною и правдою Божиею, истиною Священного Писания, вдохновенного Духом Святым, над истиною словес Спасителя. Он ясно учил, что Дух Святый исходит от Отца, и нигде не говорил, что Он исходит и от Сына: а папы, вопреки этому учению, этой истине, приняли ложь, что Дух Святый исходит и от Сына и возвели это учение в догмат общего верования и исповедания римских католиков и как в этом учении, так и во многих других учениях, противных Евангелию, назвали себя непогрешимыми; а мы называем их до невероятности гордыми и нераскаянными грешниками, не желающими осознавать своих явных и нелепых погрешностей, — например: что Римский епископ есть глава Церкви, между тем как в Писании везде Главой Церкви как Тела Своего называется Сам Господь Иисус Христос и т. д. Таким образом папство впало в хулу на Духа Святаго, допустив и утвердив явную ложь, изрыгая хулу на Христово учение, как на вещание непреложное Духа Святаго, принимая нелепые учения за истину Божию и понося через то Духа истины".

"У лютеран и англиканцев нет церкви: ибо они не почитают святых и не молятся за умерших, которые суть также члены церкви: у них нет и Главы церкви, Христа; ибо Он есть Глава целого тела, а не рассеченного, какого у лютеран и англиканцев; у них нет и Кормчего у корабля — Духа Святаго, ибо Дух Святый не может пребывать там, где тело Церкви произвольно и дерзновенно расчленено и лишено жизни..."
"Правда о Боге, мире и человеке", гл. 18. "Обличение ересей, расколов, папства, лютеранства и др.


"Кто бы ни желал соединиться из православных с католиками и лютеранами и быть с ними одно — во Христе, одною Церковию, одним обществом верующих! Но кто из членов этих глаголемых церквей, особенно предстоятелей, именующихся папами, патриархами, митрополитами, архиепископами и епископами или же ксендзами, патерами, — согласится отречься от своих заблуждений? Никто. А мы согласиться с их еретическим учением не можем без вреда своему душевному спасению. А вражда их к нам вековечная. Предубеждения против нас, их уверенность, что мы схизматики, — разве не великое препятствие к единению? Вот и попробуйте соединиться. Разве можно соединить несоединимое, — ложь с истиною?"
"Живой колос с духовной нивы". СПб. 1909, с. 31–39.

Ответное послание Святейшего Правительствующего
Синода ко Вселенской Патриархии.

"Что касается наших отношений к двум великим разветвлениям христианства — латинянам и протестантам, то российская церковь, вместе со всеми автокефальными православными церквами, всегда молится, ждет и пламенно желает, чтобы эти некогда чада матери-церкви и овцы единого стада Христова, а теперь ревностию вражиею отторгнутые и заблудшие "покаялись и пришли в познание истины", чтобы они снова возвратились в лоно святой, соборной и апостольской церкви, к своему единому пастырю".
"Задача наша по отношению к ним должна состоять, по нашему мнению, в том, чтобы... раскрыть им нашу веру и неизменное убеждение в том, что только наша восточная православная церковь, неповрежденно сохранившая всецелый залог Христов, — есть в настоящее время церковь вселенская, и тем на самом деле показать им, что они должны иметь в виду и на что решиться, если действительно верят в спасительность пребывания в церкви и искренно желают единения с нею."

Антоний, митр. Санкт-Петербургский и Ладожский.
Владимир, митр. Московский и Коломенский и другие.
Церковный Вестник, 1903, № 40-42.

Митрополит Антоний (Храповицкий)
"Церковь Православная всегда учила так устами св. отец и канонов, утвержденных на Вселенских Соборах, что вне ее нет общения с благодатною жизнью во Христе, и что дары Его получаются единственно в ее недрах, а вне ее нет ни епископов, ни священников, ни таинств".

"В настоящем же своем ответе я привожу эти факты с тем, чтобы доказать, что православная Церковь и церковь римско-католическая не полагает никакой качественной разницы между так называемыми на светском языке "инославными христианами" Европы и древними еретиками, ибо когда первые изъявляют свое желание присоединиться к церкви, то римско-католиков принимают в общение тем же самым чином, как ариан, несториан, монофизитов и т. п., а протестантов — как еще более далеких от Церкви, чем названные еретики, — чрез миропомазание".

"... соединять вероисповедания, скрывая основные догматы каждого — это Сизифова работа, а надеяться достигнуть истины чрез обман могут только те, которые, подобно Пилату, не верят ни в какую истину, а относятся к событиям и идеям с администаративно-практической точки зрения".

"... должно либо искать, где сохранилась истинная Церковь и веруют в нее первым, или вторым, или третьим чином, — либо, признав, что таковая Церковь только в том вероисповедании, к которому вы доныне принадлежали, убедительно призывать в него всех, непринадлежавших к нему ранее, с отречением от их ересей и с принятием их в свое общение чрез крещение, или миропомазание, или покаяние, смотря по роду их прежней ереси.

TERTIUM NON DATUR, а если желаете или ищете третьего исхода, то тем самым вы отрекетесь от единомыслия с древнею Церковью, и Церковью времен мучеников и соборов".

"Если бы задуманная конференция вынесла единодушно даже такую резолюцию, что истинная Церковь находится у папистов или у англи-кан, а все прочие вероисповедания должны с покаянием присоединиться к этой церкви, то я, хотя бы и не согласился с таким постановлением, но был бы гораздо более удовлетворен, нежели современным положением этого вопроса, и почитал бы возможность окончательного объединения всех именующих себя христианами более близкою, чем в настоящее время".
"Благодать вне Церкви безусловно отрицалась, и самая мысль Ваша о том, будто еретики и раскольники считались все же входящими в состав Церкви, представляется, простите, парадоксальною, по крайней мере с исторической точки зрения".

"Никто у нас не сомневался в том, что древняя неразделенная Церковь таинства у еретиков отрицала, и это отрицание не бьыо и не могло быть изменено в дальнейшие времена жизни Церкви".
"Вера и разум" 1915—1916

 


Страница 1 - 1 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру