Лавсаик

Или повествование о жизни святых и блаженных отцов

ПРЕДИСЛОВИЕ

В этой книге описаны добродетельное подвижничество и чудный образ жизни блаженных и святых отцов — монахов и отшельников пустынных — для возбуждения ревности к подражанию в мужах, желающих вести жизнь небесную; также описаны воспоминания о женах — старицах и богоугодных матерях, с мужественной ревностью подъявших труды добродетельного подвижничества, в пример любви к Богу для жен, желающих украситься венцом воздержания и чистоты. Описаны по желанию одного достопочтеннейшего мужа, и по уму многосведущего, и по нраву тихого, и по сердцу благочестивого, и к нуждающимся в необходимом щедрого, и за честность нравов возведенного на самый верх достоинств, предпочтительно перед многими отличными мужами, и несомненно хранимого силою Духа Божия. Он поручил нам, а лучше сказать, медлительный на созерцание лучшего ум наш возбудил к соревнованию и подражанию подвижническим добродетелям преподобных духовных наших отцов, поживших в угождении Богу и в великом изнурении тела; поручил, чтобы мы, описав жизнь непобедимых подвижников, послали это описание к нему, с изображением строгих добродетелей каждого из этих великих мужей. Любитель этого богоугодного и духовного желания есть отличнейший муж Лавс, по воле Божией поставленный хранителем богопросвещенного царства.

Я, и необразованный языком, и слегка только вкусивший духовного знания, и недостойный описывать духовную жизнь святых отцов, убоявшись важности поручения, превышающего мои силы, не хотел было принять его, так как оно требует и внешней мудрости и духовного ведения; но, уважая, во-первых, добродетельную ревность побудившего нас к этому труду, приняв также во внимание и пользу читателей и боясь подвергнуться опасности даже за благовидное непослушание, я приписал это важное поручение Промыслу Божию и, употребив со своей стороны великое тщание,  окрыляемый предстательством святых отцов, вступил в подвиги сего поприща. Однако же описал как бы в сокращении, только самые высокие дела и знамения доблестных подвижников и великих мужей, и не только знаменитых мужей, проводивших отличную жизнь, но и блаженных и честных жен, подвизавшихся в высоком житии.  Священнолепные лица некоторых из них удостоился я видеть сам, а небесную жизнь других, уже совершившихся на поприще благочестия, узнал от богоносных подвижников Христовых. Для благочестивой цели с великим усердием обошел я пешком многие города и весьма многие села, также пещеры и все пустынные кущи иноков. И после того как иное сам я увидел и описал,  а другое услышал от святых отцов, изобразив в этой книге подвиги великих мужей и упованием на Христа победивших природу жен, посылаю сие описание к любящему слово Божие слуху твоему, украшение наилучших и боголюбезных мужей и слава вернейшего и боголюбезного царства, искренний и христолюбивый раб Божий Лавс! Со свойственной мне краткостью запечатлел и знаменитое имя каждого из подвижников Христовых, мужей и жен; потом из многих и весьма великих подвигов рассказал только  о немногих и весьма кратко, а у большей части из них обозначил и происхождение и место жительства. Упомянул я и о тех мужах и женах, которые, достигнув самой высокой добродетели, по высокомерию и тщеславию низверглись в самую глубокую бездну, на дно адово, и приобретенные долговременными и многими трудами, достолюбезные и великих усилий стоившие совершенства подвижнические от гордости и надмения потеряли в одно мгновение, но благодатью Спасителя нашего, попечением святых отцов и состраданием духовной любви исхищены из сетей диавола и по молитвам святых возвратились к прежней добродетельной жизни.

1. ОБ ИСИДОРЕ СТРАННОПРИИМЦЕ

Сначала пришел я в город Александрию во второе  консульство великого  царя  Феодосия (ныне за свою правую веру во Христа пребывающего с Ангелами) и в этом городе встретил мужа, дивного по жизни, украшенного всеми совершенствами — и словом, и нравом, и ведением. То был пресвитер Исидор, странноприимец Александрийской Церкви. Первые годы юности, говорят,  провел он в пустыне,  в трудах подвижничества. Видел я и келлию его в горе Нитрийской. Ему было лет семьдесят, когда я пришел к нему.  Прожив еще пятнадцать лет,  он скончался в мире.

Сей святой муж до самой кончины своей не носил льняной одежды, кроме покрова на голове, не ходил в баню, не касался мяса, никогда не вкушал пищи до сытости. А между тем по милости Божией тело его было так полно, что все, кто не знал жития его, думали, что он живет весьма роскошно. Если б стал я рассказывать подробно о каждой добродетели его, то у меня недостало бы времени для рассказа. Он был так кроток, человеколюбив и миролюбив, что самые враги его, которых он имел по причине своей правой веры во Христа, уважали, можно сказать, тень сего мужа за чрезвычайную его доброту. А духовную благодать святой муж этот имел столь великую и такое ведение Священного Писания и разумения Божественных догматов, что даже во время трапезы, в часы, когда с братией по обыкновению принимал пищу, ум его приходил в восторг и уединял его. Когда его просили рассказать, что было во время этого восторга, он говорил:

—  Я странствовал мыслью, был восхищен таким-то созерцанием.

Я и сам часто видел, как он плакал во время трапезы. На вопрос мой о причине слез он отвечал:

—  Стыдно мне, разумному созданию, питаться бессловесной пищей; мне бы следовало быть в раю сладости и там насыщаться нетленной снедью, по данной нам от Христа власти.

В Риме он был известен всему Сенату и женам вельмож с того времени, как приходил туда, сперва с Афанасием Великим, а потом со святым епископом Димитрием. Он, хотя имел большое богатство и изобилие в потребностях житейских, но перед смертью не написал завещания и сестрам своим, девицам, не оставил ни денег, ни вещей, а поручил их Христу такими словами:

— Бог, сотворивший вас, дарует вам и потребное для жизни, как и мне даровал.
С сестрами жило в одной обители семьдесят дев.

2. О ДОРОФЕЕ

Когда еще в  молодости я  пришел к нему (Исидору) и просил преподать мне первоначальное наставление в монашеской жизни — между тем как мне, по пылкости возраста, нужны были не слова, а труды телесные и изнурение плоти, — он, как искусный укротитель молодых коней, выведший меня в так называемые пустынные келлии, верст за пять от города, поручает Дорофею, одному подвижнику Фивейскому, жившему около шестидесяти лет в пещере, и приказывает мне пробыть при нем три года для укрощения страстей моих (он знал, что старец сей ведет самую суровую жизнь),  а по истечении трех лет опять возвратиться к нему для дальнейшего духовного наставления. Но я не смог прожить у него трех лет: сильная болезнь заставила меня оставить его раньше определенного срока. Жизнь его была самая суровая, многотрудная и строгая. Целый день, и в самый зной полуденный, собирая камни в пустыне приморской, он постоянно строил из них келлии и потом отдавал их тем, которые сами не могли строить, и таким образом каждый год строил по келлии. Однажды я сказал этому святому мужу:

—   Что ты делаешь,  отец, в такой старости, убивая свое тело на жаре такими трудами?

Он отвечал мне:

—  Оно убивает меня, а я буду убивать его.

Съедал он унций шесть хлеба в день и связочку овощей да выпивал немного воды. Бог свидетель, не видывал я, чтобы он протянул ноги, или лег спать на рогоже, или на постели; всю ночь, бывало, сидит и вьет веревки из финиковых ветвей на покупку себе хлеба. Думал я, что, может быть, он при мне только начал вести такую строгую подвижническую жизнь, и тщательно стал расспрашивать многих учеников его, всю ли жизнь он так подвизается (из них иные жили отдельно друг от друга и сами славились добродетелью). Они сказывали мне, что он с юности жил так, никогда не ложился спать, а только разве во время работы или за столом смыкал на несколько минут глаза, так что от дремоты и кусок иногда выпадал у него изо рта. Однажды я понуждал этого святого мужа прилечь немного на рогожу; он огорчился и сказал мне:

—  Уговори сперва Ангелов, чтобы они уснули когда-нибудь; тогда уговоришь и ревностного подвижника.

Однажды он послал меня часу в девятом на свой колодец налить кадку, из которой все брали воду. Было уже время обеда. Придя к колодцу, увидел я на дне его аспида и, в испуге не начерпав воды, побежал к нему с криком:

—  Погибли мы, авва; на дне колодца я видел аспида.

Он усмехнулся скромно, потому что был ко мне весьма внимателен, и, покачивая головою, сказал:

— Если бы диаволу вздумалось набросать аспидов, или змей, или других ядовитых гадов во все колодцы и источники водные, ты не стал бы пить?

Потом, выйдя из келлии, он сам налил кадку и первый тотчас испил воды, сотворив крестное знамение над ней, сказав:

— Где крест, там ничего не может злоба сатаны.

3. О ПОТАМИЕНЕ

Блаженный Исидор-странноприимец рассказывал мне, что он был у святого и блаженного Антония и слышал от него нечто такое, что стоит записать. Именно: одна прекрасная лицом девица,  Потамиена, во время  Максимина-гонителя была рабою у какого-то сластолюбца. Господин долго старался обольстить ее различными обещаниями, но не мог. Наконец, придя в ярость, он представил ее тогдашнему александрийскому префекту как христианку, которая хулит настоящее | правительство и царей за гонения, и обещал ему довольно денег за наказание ее.

—  Ежели ты, — говорил он, — убедишь ее согласиться на мое желание, то не предавай ее истязанию.

А если она по-прежнему будет оставаться непреклонной, просил уморить ее в мучениях:

—  Пусть же, — говорил он, — живая не смеется над моей страстью.

Привели мужественную девицу пред судилище и начали терзать тело ее разными орудиями казни; в то же время и уговаривали ее различными словами, но она оставалась непоколебимою в своей душе, как стена. Тогда судья избрал из числа орудий казни самое страшное и мучительное: он приказал наполнить большой медный котел смолою и поджигать его сильнейшим огнем. Когда смола стала клокотать и кипеть, безжалостный судья обратился к блаженной девице и сказал:

—  Или ступай, покорись воле твоего господина, или знай: я прикажу бросить тебя в этот котел.

Потамиена отвечала:

—  Можно ли быть таким несправедливым судьей, чтобы приказывать мне повиноваться сладострастию?

Разъяренный судья повелел раздеть ее и ввергнуть в котел; тогда она вскрикнула и сказала:

- Заклинаю тебя жизнью императора, которого ты боишься, прикажи, по крайней мере, не раздевать меня, если ты уже присудил мне такую казнь, а вели понемногу опускать в смолу, и ты увидишь, какое терпение даровал мне Христос, Которого ты не знаешь.

Таким образом ее понемногу опускали в котел в продолжение почти трех часов, пока она не испустила дух, когда смола дошла ей до горла.

4. О СЛЕПЦЕ ДИДИМЕ

В Церкви Александрийской тогда было много святых мужей и жен, достигших совершенства в добродетели и достойных наследовать землю кротких. В числе их подвизался и блаженный писатель Дидим, совсем слепой. Я сам видел его раза четыре, когда лет десять тому назад ходил к нему. Он скончался восьмидесяти пяти лет. Слепцом сделался он, как сам мне рассказывал, еще четырех лет. Грамоте он не учился и никаких учителей не знал. Свой природный ум был для него верным наставником. Он украсился такой благодатью духовного ведения, что на нем делом исполнилось сказанное: Господь умудряет слепцы (Пс. 145, 8). Книги Ветхого и Нового Завета знал он все дословно, а догматы изучал так тщательно и учение, в них содержащееся, излагал так тонко и основательно, что ведением превзошел всех древних.

Однажды он заставил меня сотворить молитву в своем доме, и так как я не хотел, то он рассказал мне вот что:

—   В эту келлию три раза входил блаженный Антоний посетить меня, и когда я предлагал ему сотворить молитву, он тотчас преклонял колена в сей самой келлии, не дожидаясь, чтобы я повторил приглашение; так он делом научил меня послушанию. И ты, если последуешь его житию, как монах и пришелец ради добродетели брось всякое упрямство.

Он же рассказывал мне еще следующее:

—  В один день я размышлял о жизни гонителя — несчастного царя Юлиана. Мне так было грустно от этих мыслей, что я ничего не вкушал ю позднего вечера. И вот, сидя на скамье, заснул  я и вижу видение. Мимо меня скачут на белых конях всадники и кричат: "Скажите Дидиму: сегодня в седьмом часу Юлиан скончался; встань и ешь, и пошли весть епископу Афанасию на дом, чтобы и он узнал об этом". Я заметил, — сказал Дидим, — час и день, неделю и месяц. Так и оказалось.

5. ОБ АЛЕКСАНДРЕ

Рассказывал мне этот писатель Дидим об одной  служанке,  по имени Александра.  Оставив город, она заключилась в гробнице и получала что нужно через отверстие, а сама не показываюсь на глаза ни мужчинам, ни женщинам около десяти лет. В десятое лето почив, сия блаженная, говорят, сама себя приготовила к погребению. Женщина, которая к ней ходила, придя по обыкновению, не получила ответа и сказала нам об этом. Мы отправились, открыли вход в пещеру гроба, вошли туда и увидели, что она почила.

Говорила нам о ней и приближенная ее — Мелания Римляныня (о которой в свое время и в своем месте расскажу):

-   Не могла я, — говорит она, — видеть сию блаженную в лицо, но, встав у отверстия, просила ее открыть причину, по которой она оставила город и заключила себя во гроб.

Она отвечала мне через отверстие:

- Один человек сходил с ума по мне. Чтобы не   огорчить и не бесчестить его, я решилась лучше заключить себя живой в этой гробнице, нежели соблазнить душу, созданную по образу Божию.

Тогда я сказала ей:

—  Как же ты, раба Христова, выносишь это, что совсем никого не видишь, а одна ратуешь против скорби и помыслов?

Она отвечала:

—  С самого утра часа до девятого я молюсь и с час пряду лен, в остальные часы припоминаю себе сказания о вере святых отцов и патриархов, о подвигах блаженных Апостолов,  пророков и мучеников.  Когда наступает вечер, я,  принеся славословие Господу моему, ем свою долю хлеба, а ночь всю провожу в молитве, ожидая конца своего, когда разрешусь отселе с благою надеждою и явлюсь Лицу Христову.

Расскажу теперь и о тех, которые, имея вид благочестия, жили в небрежении о душе своей; (расскажу) к похвале достигших совершенства в добродетели и для предостережения читателей.

6. О СРЕБРОЛЮБИВОЙ ДЕВСТВЕННИЦЕ

В Александрии была одна девственница, впрочем, по имени только,  ибо хотя имела наружность смиренную, но в душе была скупа, сварлива и до крайности пристрастна к деньгам, больше златолюбивая, нежели христолюбивая: из своего имущества никогда не подавала она ни одного овола  ни страннику,  ни  бедному,  ни монaxy, ни девственнице, ни несчастному, ни в церковь. Несмотря на многие увещания святых ОТЦОВ, она не свергала с себя тяжести богатства. Были  у нее и родные, и она взяла к себе на воспитание дочь сестры своей. Ей-то день и ночь обещала она свое имущество, отвергшись сама небесной любви. А это и есть одно из обольщении диавола, который порождает в человеке недуг любостяжания под предлогом родственной любви. О родстве у него совсем нет заботы: это видно из того, что он научил братоубийству, матереубийству и отцеубийству,  как известно из Священного  Писания.  Иногда,  кажется,  он и побуждает пещись о родных, но делает это не по благорасположению к ним,  а для того,  чтобы увлечь душу к неправедному делу, верно зная сказанное:   неправедницы Царствия Божия не наследят   (1 Кор. 6, 9). Кто водится духовным разумением и Божественной любовью, тот может и не оставляя попечения о своей душе помогать РОДНЫМ в нуждах и доставлять им различные пособия. Но кто всю душу свою поработил заботе о родных, тот подлежит суду Закона за то, что мало ценил свою душу. И священный псалмопевец Давид так поет о тех,  которые пекутся о душе в страхе Божием:  Кто взыдет на гору Господню (вместо того, чтобы сказать: редкий),   или кто станет на месте святем Его? Неповинен рукама и чист сердцем,  иже не прият всуе душу свою (Пс. 23, 3, 4). А приемлют всуе душу свою те, которые думают, будто она разрушается вместе с этой плотью, и не радят о добродетелях духовных.

Эту девственницу по имени только, а нравом чуждую подвижничества, захотел излечить от недуга любостяжания святейший Макарий, пресвитер и надзиратель богадельни для увечных, и придумал следующее средство. Надо заметить, что в молодости своей он обрабатывал камни. Вот он, придя к ней, говорит:

—   Попались мне дорогие камни: изумруды и яхонты; краденые они или купленные — не могу сказать, только эти камни бесценные.  Хозяин продает их за пятьсот червонцев. Если тебе угодно купить их, дай мне эти деньги. Камни ты можешь употребить  на  наряды для  своей  племянницы.

Девственница, всею душою привязанная к племяннице, обрадовавшись случаю нарядить ее, падает в ноги Макарию и говорит:

—  Сделай милость, не отдавай их никому! Святой муж приглашает ее к себе.

—  Дойди, — говорит, — до моего дома и посмотри камни.

Но она не захотела этого и тут же отдала ему пятьсот червонцев, говоря:

—  Прошу тебя, достань их как хочешь; мне не хочется видеться с человеком, который продает их.

Святой Макарий, взяв у нее пятьсот червонцев, употребил их на нужды богадельни. Прошло много времени, а девственница стыдилась напомнить ему о камнях, потому что этот муж пользовался в Александрии большим уважением как старец весьма благочестивый и милостивый. (Он жил около ста лет, и я еще застал его в живых). Наконец, найдя его в церкви, говорит ему:

- Что ж те камни, за которые мы дали пятьcoт  червонцев?
 
Он отвечал ей:

В тот же самый день,  как ты дала мне их, я и заплатил их за камни; и если хочешь увидеть их, пойди в мой странноприимный дом  — там лежат эти камни; посмотри, понравятся ли они тебе; в противном случае возьми свои деньги назад.

Девственница пошла с радостью. Странноприимный дом имел два отделения; в верхнем помещались женщины, а в нижнем — мужчины. Когда она пришла к дому, святой ввел ее в ворога и сказал:

- Что угодно тебе сперва видеть: яхонты или
изумруды?

— Что хочешь, — ответила она.

Макарий повел ее наверх и, указывая на женщин увечных, слепых, сказал ей:

-  Это вот яхонты!

Потом свел ее вниз и, указывая на таких же мужчин, сказал:

-  А это изумруды! И я полагаю, что драгоценнее этих нигде не найти! Если они не нравятся тебе, возьми свои деньги назад.

Пристыженная девственница вышла и, придя ДОмой, занемогла от великой печали, потому что сделала доброе дело не по любви к Богу, а против воли. После она благодарила старца, когда девица, о которой она заботилась, по выходе замуж умерла бездетной и когда уже сама она стала употреблять свое имущество как должно.
       

 


Страница 1 - 1 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру