06.12.2012

Исследование детерминант анонимного поведения подростков в интернет-среде

В одном из своих выступлений ведущий отечественный психолог А.Г. Асмолов, охарактеризовав современную ситуацию, отметил, что ключевой линией социализации в современном обществе является информационная социализация. Данная мысль развивается и в исследованиях других авторов, обозначающих в качестве новых пространств жизнедеятельности подростков интернет и телевизионное пространство. Эти пространства рассматриваются и как новые «пространства социализации» современных подростков, знаний о которых в современной психологии явно недостаточно. Как указывают ученые, «В связи с тем, что психологические, социально-психологические изменения человека прослеживаются сейчас исключительно выпукло, мы просто обязаны принять в качестве первостепенной задачу выяснить и прописать норму психического, психофизиологического, личностного развития современного человека, прежде всего ребенка — живущего сейчас, сегодня и качественно отличающегося не только от того «дитя», которое описывали К.Д. Ушинский и другие великие педагоги, но даже и от ребенка 60–70-х гг. XX в., страшно сказать, — уже прошлого века. При этом ребенок стал не хуже или лучше своего сверстника тридцатилетней давности, он просто стал другим!» (Фельдштейн, 2003, С.11).

Современный ребенок, действительно, во многом стал «другим». Согласно результатам исследования мотивации обращения к Интернету, по мнению пользователей, теперь интернет помогает удовлетворить большую часть их потребностей – в общении, в развлечениях, в познании нового. С точки зрения исследователей (Н.В. Чудова), это позволяет взглянуть на возможности, предоставляемые Интернетом, как на новые культурные средства, опосредствующие деятельность современного человека и способные принять участие в формировании его высших психических функций. Сам же интернет в целом может рассматриваться как феномен культуры, обладающий семиотическими и психологическими особенностями» (Чудова, 2002).

Современные реалии позволяют утверждать, что именно начиная с подросткового возраста интернет-среда приобретает статус важнейшей жизненной сферы, в которой взрослеющий ребенок не только проводит свой досуг, но и реализует себя, развивая свою самость, утверждая себя, свое «Я», открывая для себя новые возможности для саморазвития. Именно в подростковом возрасте, учитывая психологию взросления, данная сфера выделяется среди всех остальных, является наиболее активно используемой, значимой сферой самоосуществления.

Изучение психологических детерминант самоосуществления подростка в интернет-среде привело нас к исследованию проявления наиболее яркого свойства интернета – анонимности. В контексте нашего исследования под анонимностью мы понимаем самоосуществление подростка в сети интернет с использованием такой самопрезентации, позиционирования себя, которая дает ему возможность создавать сетевую идентичность, отличающуюся от реальной. Позволяет использовать коммуникацию от «чужого» имени, когда «физическое и социальное лицо» подростка скрыто «под маской анонимности».

Главной задачей исследования было определение того, каким образом связано самоосуществление подростка с использованием анонимного поведения в сети с системой его доверительных отношений (доверие себе и другим). Доверие рассматривается нами в качестве психологической детерминанты, обуславливающей этот процесс. Важно отметить, что согласно концепции доверия (Скрипкина Т.П.) именно в подростковом возрасте образуется устойчивое внутриличностное новообразование – доверие себе. Соотношение меры доверия себе и другим интегрируется в модель доверительных отношений, которая определяет дальнейшее взросление подростка. При этом, конструктивное взросление возможно при условии оптимального соотношения меры доверия другим и доверия себе. Если такое соотношение отсутствует, то разрешение определенных задач развития либо совсем не происходит, либо они разрешаются некорректно, что приводит к искажению процесса взросления.

Как известно, подростковый период связан с глубокой перестройкой мотивационно-потребностной сферы личности, стремлением к оценке своих растущих возможностей. Поэтому, особенно важным становится оценка подростка значимыми для него людьми, прежде всего, сверстниками. С нашей точки зрения, именно в связи с особой значимостью оценки окружающих и особенностями становления внутриличностного формирования - доверия себе, использование анонимного поведения в самоосуществлении в интернет-среде обусловлено особенностями системы доверительных отношений. Поэтому, мы полагали, что использование анонимности в большей степени характерно для подростков, система доверительных отношений которых находится в состоянии «дисбаланса», когда мера доверия себе либо чрезмерно завышена, либо имеет низкую меру выраженности и не дает подростку выйти на желаемый уровень самоосуществления. Поэтому, анонимность как специфическая возможность и свойство интернета, используется подростком для выхода на желаемый (необходимый) уровень соответствия себя миру в самоосуществлении в интернет-среде. Таким образом, гипотезой исследования было предположение о том, что анонимное поведение в интернет-среде характерно для подростков с дисбалансом в системе их доверительных отношений.

Объектом исследования являлись старшие подростки учащиеся общеобразовательных школ г. Москвы и Московской области. На первом этапе исследования нами была изучена степень активности использования подростками интернет-сети, для выявления которой была разработана анкета. Вопросы анкеты позволили выявить степень активности участия в сети интернет, общее количество времени, проводимого в сети, наиболее часто используемые ресурсы, их значимость. По активности респондентов можно было выделить три группы: умеренно активные, проводящие в интернете до 1,5 часа в день; активные, проводящие в сети от 1,5 до 3-х часов и высоко-активные более 3-х часов в день. Вне зависимости от количества времени, проводимого в сети, в качестве мотивов, обуславливающих участие подростков в сети выделяются общение с друзьями (социальные сети), общение в соответствии с интересами и удовлетворение познавательных потребностей (участие в группах), развлечения (игры, музыка, видео), возможность самопрезентации (фото, оформление «стены», статусы и др), т.е. активность в сети предполагает не только репродуктивную, но и творческую деятельность, направленную на саморазвитие подростка. Учитывая, что большинство подростков используют для указанных выше целей социальные сети, отметим, что полученные нами данные согласуются с исследованиями других авторов (Чураева, 2009), где, например, показано, что интернет-сообщества являются не только инструментом коммуникации, позволяющим человеку получать необходимую информацию, искать новые контакты и формировать дружеские отношения, но и выступает площадкой для самовыражения. В целом, это является подтверждением того, что интернет-среда является сферой самоосуществления подростков.

Изучение анонимности в самоосуществлении в сети осуществлялось при помощи авторской анкеты. Вопросы анкеты позволили выявить отношение к анонимности, возможные причины применения анонимности, возможность применения анонимности в собственном поведении в интернет-среде. Причины использования анонимности, по степени их значимости для подростков распределились следующим образом. На первом месте «Стремление испробовать новые виды деятельности в интернете, расширение опыта» (78,5%), на втором – «Неуверенность в себе и своих возможностях, трудности проявления себя» (73%), на третьем «Стремление избежать негативных последствий своей деятельности в сети» (41,7%). Таким образом, большинство подростков считает, что анонимное поведение используется для того, чтобы испробовать новые виды деятельности, расширить свой опыт.

По отношению к анонимности как способу поведения в интернете были выделены три группы подростков. Для первой группы (45%) анонимность является «нормативным» и социально-приемлемым способом поведения. Данная группа респондентов полагает, что нет ничего предрассудительного в использовании анонимного поведения. Вторая группа респондентов (55%) считает анонимность в большей степени отрицательным свойством. Следует отметить, что 39,3% всей выборки, т.е. почти половина подростков хоть раз использовали анонимное поведение в сети. О частом использовании анонимности высказались 9,8% выборки. Это свидетельствует о том, что анонимность как свойство считают возможным применять большинство подростков, но частое использование анонимности не является для них характерным и свойственно лишь для некоторых из них. Заметим, что по нашим данным, использование анонимности не связано с количеством времени, пребывания в сети. В соответствии с гипотезой исследования, мы полагаем, что применение анонимности характерно для подростков, самоосуществление которых не соответствует желаемому уровню и обусловлено дисбалансом в системе их доверительных отношений. Поэтому, следующим этапом исследования стало изучение системы доверительных отношений подростков (доверие себе и другим). Исследование проводилось с использованием «Опросника изучения доверия себе» Н.Б. Астаниной, доверие другим исследовалось при помощи методики «Шкала межличностного доверия» Дж.Б.Роттера. С нашей точки зрения, доверие другим может являться моделью доверия миру (социуму). Поэтому в данном контексте доверие миру рассматривается нами через изучение доверия другим. Обработка результатов осуществлялось при помощи программы Statistics 20.

Анализ данных выявил наличие выраженной положительной корреляционной связи между изучаемыми показателями (0,517 при p 0,01). Следовательно, мера доверия себе и миру в данной выборке имеет выраженную положительную взаимосвязь. Эту тенденцию мы связываем со становлением доверия себе в подростковом возрасте и тем, что доверие себе формируется исходя из базового доверия миру.

На следующем этапе исследования нами были сопоставлены результаты по анкете и по методикам изучения доверия. В соответствии с гипотезой исследования, мы полагали, что у респондентов, часто использующих анонимность в самоосуществлении, мера доверия себе будет либо чрезмерно высокой, либо низкой. Мера доверия другим будет ниже, чем у подростков, не использующих анонимное поведение. В результате было выявлено, что подростки, использующие анонимность чаще обладают более низкой мерой доверия себе, чем их сверстники, не использующие такой тип поведения в интернете. В отношении доверия другим наша гипотеза не подтвердилась. Мера доверия другим у подростков, использующих анонимное поведение, значимо не отличается от подростков, не использующих такое поведение. Данный факт, по всей видимости, обусловлен тем, что в подростковом возрасте система отношений подростка с миром и с самим собой является противоречивой и нестабильной. Подросток в большей степени обращен к миру, для него важным является мнение сверстников (доверие к другим как к части мира), поддержка со стороны «мира», что и ожидает подросток, действуя в сети анонимно. «Недостаток» доверия себе, т.е. более низкая мера выраженности доверия себе, чем это необходимо подростку для его активной субъектной позиции в самоосуществлении в интернет-среде не позволяет подростку выйти на «желаемый» уровень взаимодействия с миром в самоосуществлении. Поэтому, он использует анонимность как возможность получить от «мира» необходимую ему поддержку, что позволит ему расширить представления о своих возможностях и выйти на гармоничное соотношение меры доверия себе и миру.

Согласно концепции доверия, доверие миру обеспечивает возможность формирования доверия себе. Можно полагать, что именно поэтому выраженность доверия миру не имеет значимых различий в данных группах. В рамках нашего исследования, важным становится признание того, что средне-высокие показатели доверия другим в целом характерны для подростков вне зависимости от особенностей их поведения (в том числе и в интернет-среде). Этим обусловлен выявленный дисбаланс в системе доверительных отношений в сторону снижением меры доверия себе, тогда как доверие миру остается в рамках нормы (на средне-статистическом уровне для данного возраста).

На следующем этапе исследования нами сравнивались ответы респондентов по показателям «Мнение о результате деятельности при использовании анонимности», «Мнение о причинах использования анонимности» с показателями доверия себе в группах респондентов, использующих и не использующих анонимное поведение. Результаты такого сопоставления могут свидетельствовать о том, взаимосвязаны ли представления о причинах использования анонимности с представлениями подростков о результате деятельности и есть ли различия в изучаемых группах подростков в зависимости от меры доверия себе. Анализ результатов исследования показал, что различия между группами респондентов использующих и не использующих анонимность и обладающих разной мерой выраженности доверия себе являются значимыми только по одному показателю – «Мнение об улучшение результата деятельности при использовании анонимности». Это позволяет нам говорить о том, что для подростков, использующих анонимность в самоосуществлении в интернет-среде и обладающих низкой мерой доверия себе характерным является представление о том, что анонимное поведение улучшает результат деятельности. То есть, используя анонимное поведение подростки стремятся выйти на иной результат деятельности, его более высокий уровень.

Таким образом, гипотеза нашего исследования частично подтвердилась. На основании полученных данных мы можем утверждать, что мера доверия себе у подростков, часто использующих анонимное поведение в самоосуществлении в интернет-среде менее выражена, чем у подростков, не использующих анонимность, т.е. подростки, использующие анонимное поведение в интернет-среде чаще обладают средне-низкими показателями доверия себе. Мера доверия другим в этих группах значимо не отличается. Мы связываем это с особенностями взросления подростка, когда он в большей степени обращен к миру, для него важным является мнение сверстников, поддержка со стороны «мира», что и ожидает получить подросток, действуя в сети анонимно. «Недостаток» доверия себе, т.е. более низкая мера выраженности доверия себе, чем это необходимо подростку для его активной субъектной позиции в самоосуществлении в интернет-среде, не позволяет ему выйти на «желаемый» уровень взаимодействия с миром. Анонимность в самоосуществлении подростков в интернет-среде выступает, таким образом, фактором расширения опыта и представления о своих возможностях, создавая основу для повышения меры доверия себе и субъектной активности подростка, позволяя тем самым выйти на гармоничное соотношение меры доверия себе и миру и желаемый уровень реализации себя в самоосуществлении.

Данные результаты можно рассматривать как общую тенденцию, требующую дальнейшей проработки. Однако, для нашего исследования данная тенденция служит доказательством того, что использование анонимного поведения в самоосуществлении в интернет-среде обусловлено общим механизмом самоосуществления, где в качестве главной детерминанты выступает изменение меры доверия себе.

Литература

1. Клочко В.Е. Инициация мыслительной деятельности: Автореф. дис. …д-ра психол.н. - М., 1991.

2. Крамаренко Н.С. Деятельность в интернете как вид социальной активности подростка / Ценностные трансформации в психологии отношений: теория, социальная практика и перспективы. М-лы VII Междунар. научно-практ. конф., 1-2 июля 2010г. - ГОУ ВПО ВлГУ, ВИПКРО, Собор, 2010. – 334 с.

3. Логинова И.О. Жизненное самоосуществление человека: системно-антропологический контекст. автореф. дисс. … д-ра психол.н. Томск, 2010.

4. Скрипкина Т.П. Психология доверия. М.: Академия. 2000. 

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру