01.12.2010

Подросток попался в сеть

Нет сегодня ни одного родителя, который не без известной доли раздражения периодически не восклицал, обращаясь к своему ребенку-подростку: «Сколько можно сидеть за компьютером?!» и не слышал хорошо знакомый ответ: «Ну еще немножко!» или «Скоро заканчиваю!», или что-нибудь в этом роде. Как относиться к тому, что ваш ребенок готов часами просиживать за компьютером, играть в игры, блуждать по интернету, общаться в социальных сетях или просто плутать по сайтам. Почему этот вид деятельности так притягивает детей? Почему так трудно оторваться? Насколько это полезно или вредно для его психики? Как относиться к тому, что ребенка казалось бы, больше ничего не интересует, кроме этого вида деятельности? Что считать нормой, а что - состоянием зависимости от интернета или, пользуясь современной психологической терминологией, интернет-аддикцией? Какие последствия использования современных технологий мы можем ожидать и как избежать негативных последствий? Попробуем разобраться в этих сложных вопросах.

Если провести небольшой экскурс в прошлое и вспомнить те времена, когда компьютеры были чем-то из разряда фантастики (трудно представить, что это было не так уж и давно), а телевизоры были далеко не в каждой семье (это совсем невозможно представить, но в жизни наших родителей, бабушек и дедушек так и было), главным источником информации, любимым времяпрепровождением детей и подростков было чтение книг. И даже одним из наказаний учителя в школе был временный запрет на получение книг в библиотеке (знаю это из рассказов старшего поколения). Думаю, что если рассказать это нашим детям, они будут крайне удивлены. Кстати, вопрос о том, как приучить ребенка читать художественную литературу и вообще читать, интересует родителей и учителей не меньше, чем тот, который мы обсуждаем в рамках этой статьи. Общение с современными детьми и их родителями демонстрирует нам, что история про наказание в виде лишения возможности читать повторяется, но только уже в современном прочтении. Для нынешнего подростка запрет на использование теперь уже компьютера, а не чтения книг, сродни невыносимым испытаниям.

Так что же происходит с нашими детьми и так ли страшны новые информационные технологии и, в частности, компьютер и интернет? Прежде чем переходить к чему-то более конкретному, к советам и рекомендациям, соблюдая логику изложения, все же рассмотрим некоторые важные теоретические аспекты данной проблемы.

Первый аспект связан с результатами современных исследований психологов по проблемам последствий влияния новых информационных технологий на психику и здоровье детей.

Результаты этих исследований неоднозначны, т.к. сама проблема является сравнительно новой, ее изучением активно стали заниматься начиная примерно с конца 80-х годов прошлого века, в основном это были исследования зарубежных авторов. Условно разделяя медицинский и психологический аспекты нужно сказать, что с точки зрения медиков, и многие это уже «проверили» на практике, длительное сидение за компьютером приводит к проблемам со зрением, к головной боли, проблемам, связанным с тем, что человек длительное время испытывая статическую нагрузку, сидит в неподвижном и однообразном положении - затекают мышцы шеи, спины, ног и др., что снижает и без того низкую физическую активность современного человека. Не изучен до конца и вопрос о том, как влияет излучение, исходящее от компьютера на здоровье человека и многие другие медицинские аспекты. Что же касается психики, то здесь тоже все непросто. Психологи говорят нам о появлении нового вида зависимости (наряду с хорошо известными всем наркотической, алкогольной, игровой, пищевой зависимостями) - интернет-зависимости, или, по-другому, интернет-аддикции.

С точки зрения исследователей этой проблемы, Интернет-зависимость - это такой вид зависимого поведения, при котором процесс пребывания в Интернете затягивает настолько, что человек оказывается не в состоянии полноценно функционировать в реальном мире, предпочитая жить «виртуально». Интернет воспринимается как своеобразный аналог реальности. Человек не нуждается в контактах с окружающим миром, либо эти контакты очень сужены, сведены к минимуму. Он довольствуется жизнью «в сети».

Один из ведущих исследователей этой проблемы К. Янг выделил пять типов Интернет-зависимости, среди которых: пристрастие к работе с компьютером, патологическая привязанность к азартным играм в интернете, к аукционам или электронным покупкам, зависимость от общения в чатах, групповых играх и телеконференциях, зависимость от сайтов сексуальной тематики. Современные исследователи данной проблемы говорят о том, что интернет как среда по своей природе неоднороден и включает в себя множество возможностей, широкое разнообразие форм и видов деятельностей пользователей. Это может быть общение, игровая, познавательная и др. деятельность. Поэтому и зависимость может наступать от определенного вида деятельности в интернете, а не от самого интернета как среды.

Согласно классическому определению К.Янга, интернет-зависимость проявляется во всепоглощенности интернетом; потребности проводить в сети все больше и больше времени; наличии повторных попыток уменьшить использование интернета; возникновении так называемых «симптомов отмены» при прекращении пользования интернетом, причиняющих человеку беспокойство; проблемах контроля времени; проблемах с окружением (семья, школа, работа, друзья); ложью по поводу времени, проведенному в сети; изменением настроения посредством использования интернета.

Исходя из этих характеристик можно сделать вывод о том, что большое количество современных подростков имеют предрасположенность к формированию такой зависимости. Вместе с тем, исследователи интернет-зависимости сходятся во мнении о том, что при формировании зависимости первичны психологические особенности самого пользователя интернета. Сам интернет и общение в нем может приобретать сверхзначимость для некоторых людей в силу их личностных особенностей: сложности в принятии своего физического облика; замкнутости, сложности в непосредственном общении и взаимопонимании (может быть связанным со сложностями в общении с противоположным полом); чувстве одиночества; эмоциональной напряженности и некоторой склонности к негативизму; наличии хотя бы одной фрустрированной потребности; обостренном чувстве независимости; нереалистичными представлениями об идеальном «Я», заниженной самооценке. Многие из перечисленных признаков являются характерными для подростков, т.к. сам подростковый возраст, являясь переходным, кризисным периодом, может сопровождаться такими проявлениями. С психологическими особенностями подросткового возраста связан второй аспект рассматриваемой проблемы.

Всем известно, что каждый возрастной период обладает своей спецификой. Психика ребенка не тождественна психике взрослого, а его личность активно развивается начиная с раннего детства. Наиболее ярким и переломным периодом становления личности принято считать подростковый возраст. Именно этот период совпадает с началом активного использования ребенком интернет-среды. Не умоляя факт использования компьютера и интернета детьми дошкольного и младшего школьного возраста, отметим, что все же в этом возрасте обычно еще наблюдается более строгий контроль за временем использования компьютера со стороны взрослых и не таким активным и всепоглощающим стремлением к «жизни в сети». Почему именно подростки?

Подростковый возраст – возраст общения, возраст наибольшего стремления к получению одобрения со стороны сверстников и той группы, которая является значимой для подростка. Многие свои представления о социальных ролях и жизненных ценностях подростки получают именно отсюда. Подростки живут в мире разнообразных ролей, предлагаемых многочисленными группами - семьей, друзьями, социальными институтами и др. Современная интернет среда, являясь по сути тоже социальной «виртуальной» средой, позволяет подростку реализовать те роли, проигрывание которых в реальной жизни представляется для него затруднительным, но в «проживании» этой роли подросток испытывает необходимость, чтобы либо принять, либо отвергнуть те ценности, установки и идеалы, которые эта роль подразумевает. Тем более, такая особенность интернет-среды как анонимность создает все предпосылки для такого ролевого экспериментирования.

Ярко прослеживается именно подростковые черты в том, как осуществляется самопрезентация подростков  в интернете. Она более раскованна, является более эпатирующей и менее социально желательной по сравнению с тем, что представляет из себя подросток на самом деле. Этот факт является закономерностью нормативного развития в этом возрасте, следствием пока еще не сформировавшейся личности подростка, его особого отношения к миру, потребностью во взрослости, которая может и в реальной жизни проявляться в эпатаже, а в виртуальном и анонимном интернет-мире, тем более. Виртуальная самопрезентация, отличающаяся от реального образа создается подростком для того, чтобы испытать новый опыт и обусловлена стремлением подростка испытать нечто ранее не испытанное, поиском себя.

Если рассмотреть более подробно вопрос о том для чего и почему подростки используют интернет, то наши исследования показали, что для подростков, регулярно использующих интернет, наиболее привлекательны мотивы общения и  игровые мотивы. Подростки проводят наибольшее количество времени в социальных сетях («В Контакте», «Мой мир», «Одноклассники») и различных чатах. Здесь достаточно ярко можно увидеть самопрезентацию подростков со всеми описанными выше особенностями. На втором месте игровые мотивы (он-лайн игры). Мотив поиска информации стоит на третьем месте. 

Таким образом, ссылаясь на данные ученых (Н.В.Чудова) получается, что интернет является новой социальной средой, культурой, в рамках которой появились новые средства для личностного развития человека. Особенную значимость интернет может приобретать для тех, кому по каким-либо причинам «трудно формировать свой образ Я с опорой на свои природные данные или социальные достижения». На наш взгляд этот вывод демонстрирует более прогрессивный взгляд на проблему, который полностью применим, в том числе и к вопросу «жизни в интернете» детей подросткового возраста.

Подводя некоторый итог, вернемся к началу разговора и ответим на те вопросы, которые были поставлены в начале статьи.

Итак, относиться к тому, что ваш ребенок готов часами просиживать за компьютером, играть в игры, блуждать по интернету, общаться в социальных сетях или просто плутать по сайтам, нужно спокойно. Главное понять, носит это стремление навязчивый, патологический характер или нет. В большинстве случаев такое стремление является нормальным, свойственным для большинства детей и подростков. Для того, чтобы избежать интернет-зависимости у ребенка (и игровой зависимости в том числе), родителям необходимо стараться регулировать время нахождения ребенка за компьютером (и в интернете). Медики советуют ограничивать это время полутора-двумя часами в день. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста - получасом. Нужно сказать, что если родители разносторонне развивают своего ребенка и у него есть какие-либо увлечения кроме компьютера, то время пребывания за компьютером у него будет сокращено так сказать естественным путем, т.к. кроме времени, проведенного в школе, времени затраченным на подготовку домашнего задания, он должен успеть подышать свежим воздухом, посетить кружки и секции, так что свободного времени остается не так уж и много. Если же досуг подростка не организован, вероятность более длительного нахождения за компьютером и тесного общения с интернет средой не исключен. Что касается зависимости от игр, то здесь тоже большая ответственность лежит на родителях. Зачастую родители сами того не ведая приучают ребенка к компьютеру начиная уже с дошкольного возраста. Обычно это бывает так: сначала ребенку предлагаются так называемые познавательные и развивающие игры, ребенок овладевает техническими возможностями компьютера, а затем в его жизни появляются первые игры развлекательного характера, которые оказываются очень интересными и захватывающими. Ребенок готов часами играть, при этом родителям бывает это очень удобно, т.к. ребенок занят, не мешает, не доставляет никаких хлопот. К подростковому возрасту время игр увеличивается в разы, накладываются особенности подросткового возраста, которые были рассмотрены нами выше, справиться с чрезмерным стремлением к игре становится очень сложно.    

Что касается стремления подростков к общению «он-лайн», то оно является нормативным явлением, удовлетворяющим потребность подростка в том ведущем типе деятельности, который соответствует возрастному периоду подростничества - это деятельность общения. Благодаря такой своей особенности как анонимность, интернет позволяет подросткам, имеющим проблемы с общением в реальной жизни реализовать свою потребность в коммуникации виртуально. Подросткам не испытывающим таких проблем в реальной жизни интернет дает дополнительные возможности развития коммуникативных способностей. Кроме того, ребенок, которого лишают возможности использовать интернет, будет чувствовать себя в компании своих сверстников не в своей тарелке, т.к. будет лишен возможности обсуждать актуальные для сверстников проблемы.

Таким образом, несмотря на определенные опасности, которые представляет чрезмерное использование компьютера детьми и подростками, трудно представить себе современного развитого ребенка без компьютера, компьютерных игр, без стремления попасть в мир «всемирной паутины». Соблюдая правило «во всем хороша мера» и имея доверительные отношения со своими детьми можно не беспокоиться о том, что «сеть» затянет ребенка на самое дно. 


 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру