24.09.2010

Духовно-ориентированный диалог в работе с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения

Логопедия традиционно лежит на стыке медицины и педагогики, и логопедическая практика представляет особую трудность для диалогической психологии вследствие центрированности на технических аспектах речи. Тем интереснее представляется описанный в статье успешный опыт работы в детском саду, где диалогический подход позволил организовать творческое взаимодействие детей и взрослых, позволившее не только решить логопедические проблемы, но и выйти на обсуждение более широкого круга тем и вопросов. Показано, как адресация к целостной личности, включая и духовно-нравственные измерения, позволяет задействовать  ее творческие силы, что и становится залогом позитивных изменений.

Вопрос: «А мы будем сегодня заниматься?» я услышала более двадцати лет назад, когда впервые пришла в детский сад для детей с речевыми нарушениями, и тогда же решила – сделаю все необходимое, чтобы слова эти звучали снова и снова. Но это оказалось нелегко. Почти сразу я поняла, что одними зондами, логопедическим массажем и чистоговорками нам не обойтись. Малыши радовались моему приходу, но на занятиях быстро утомлялись и начинали скучать. Несмотря на то, что наши усилия и специальные воздействия давали определенный результат, росло ощущение того, что отношения с детьми становятся поверхностными, все более формальными. Казалось, что в потоке монотонных упражнений я не успеваю рассмотреть что-то самое главное.

В то время в логопедической работе большое внимание уделялось развитию когнитивной сферы ребенка. Смещение приоритетов в сторону когнитивного развития побудило меня к изучению методик по формированию психических процессов. Применение таких методик оживило и разнообразило коррекционную работу. Вместе с тем, мои ученики оставались такими же застенчивыми, нерешительными, замкнутыми, тревожными, как и прежде. Они не умели (или не хотели?) поддержать беседу, часто «выпадали» из системы реальных взаимоотношений с окружающими. И я думала: почему так и как это связано с речью?

Внутренние поиски и открытия, жизненный и профессиональный опыт помогли мне понять, что когнитивный подход не исчерпывает потенциальных возможностей логопедической помощи.

Ребенок осваивает язык в отношениях с окружающими. Исследователи подчеркивают, что речевое развитие происходит в процессе общения, служит его целям и задачам, отмечается влияние эмоциональных отношений с взрослыми на развитие речи ребенка.

Негармоничные межличностные отношения негативно сказываются на желании ребенка взаимодействовать с другими людьми. Отсутствие у малыша желания выражать и разделять свои внутренние состояния с окружающими может привести к нарушению речевого развития. Это означает, что логопедическую помощь необходимо оказывать в контексте всей системы отношений ребенка с другими людьми. Помощь ребенку не должна ограничиваться узко понимаемой логопедической помощью; необходима психологическая работа с ребенком, направленная на восстановление непосредственного переживания единства с миром, с другим, преодоление эгоцентрической доминанты и развитие доминанты на другом, стремления разделить переживания, эмоции с другим. Осуществлять такую работу, на наш взгляд, необходимо в русле диалога.

Диалогический подход в отечественной психологии разрабатывала доктор психологических наук Т.А.Флоренская (Флоренская, 1991, 2001). Она показала, что нарушение внутреннего диалога препятствует личностному развитию. Для развития внутреннего диалога необходимы гармоничные межличностные отношения с близкими и другими людьми, межличностный диалог. При отсутствии или нарушении межличностного диалога развивается эгоистическая или эгоцентрическая установка, доминанта на себе. Такая установка определяет мировосприятие ребенка, удерживая его в круге травмирующих переживаний. В этом случае наблюдается определенное искажение мировосприятия по типу проекции своих негативных ощущений и переживаний или просто невнимание к эмоциональной сфере (Колпакова, 2002).

Диалог способствует восстановлению нарушенных связей с другим и миром, без которых стремление ребенка поделиться своими мыслями, чувствами, состояниями и разделить чувства и переживания другого, исчезает. Диалогические отношения создают атмосферу, в которой восстанавливается и развивается способность ребенка со-радоваться и сопереживать; помогают творческому общению, в котором слова не припоминаются, не планируются, а рождаются.

В диалогическом общении необходимо отношение к ребенку не как к объекту приложения знаний, умений взрослого, не как объекту применения инновационных программ и техник, но как к собеседнику, обладающему своим уникальным жизненным опытом. Это дает возможность ребенку почувствовать доверие к взрослому; почувствовать, что взрослый вслушивается в то, что говорит малыш и всерьез относится к детским мыслям и переживаниям.

Диалог – творческое общение. Возникший диалог развивается часто непредсказуемо, и появляются идеи, подсказанные опытом, способностями и стремлениями всех его участников. В каждой группе рождаются и реализуются свои замыслы и проекты. В диалоге возможно использование традиционных бихевиоральных методик и техник, необходимо, чтобы они были уместны и не разрушили возникшее взаимодействие.

На занятиях мы слушаем шум дождя и крики чаек, делаем аудио- и видеозаписи увлекательных детских рассказов. В нашем кабинете постоянно царит творческий беспорядок: там поделки из природного материала, вышивки, рисунки, мозаика, оригами и даже тесто, из которого малыши лепят человечков с разными характерами и судьбами. С приходом детей все вокруг преображается. К примеру, кабинет становится кукольным театром, на сцене которого разыгрываются импровизированные спектакли. В другой раз он превращается в «лесную школу», где дети в ролях героев сказок дают мастер-класс своим ученикам. Однажды нам пришла мысль о путешествиях, и привычные занятия стали событием, объединенным сказочным сюжетом. Участвуя в этих событиях, помогая героям сказок и друг другу, малыши становятся более внимательными, наблюдательными, терпеливыми; они учатся сочувствовать и сопереживать друг другу.

Мне же особенно дороги минуты, когда кто-то из малышей сочиняет свои стихи и истории. Диалог развивается, и каждый день у нас возникают все новые и новые идеи увлекательных дел.

Книга, сделанная своими руками

 Одно из таких дел – конкурс на лучшую книгу, сделанную своими руками. Перед выставкой книг волновались все: и юные авторы, и их надежные помощники – родители. Детские работы получились яркими и добрыми. Книга Серёжи удивила разнообразием жанров, представленных в ней. В книге можно прочесть стихи А.С.Пушкина и С.Есенина, русскую народную сказку «Два Мороза», считалки, пословицы, скороговорки о зиме.

 Книга Дианы сочетала в себе изящество и сдержанность. Сначала она привлекла всех своей торжественной нарядной обложкой, изготовленной из бархатной бумаги. Потом мы увидели закладку, сплетённую девочкой для удобного и бережного обращения с книгой. Никого не оставили равнодушным красочные иллюстрации к стихам и рассказам, сделанные самим ребёнком.

Слава записал в своей книге рассказы о приключениях любимых игрушек в новогоднюю ночь. В работе было много аппликаций с забавными надписями. К примеру,

Это Лёлик - самый добрый кролик.

Вот Тиграша, радость наша.

Особое внимание членов жюри привлекли две книги. В них выли представлены самостоятельные литературные работы детей.

Ваня сочинил вот такую историю о приключениях динозаврика Генса.

На далёкой планете АКЛЁ жил-был динозаврик ГЕНС. Однажды он смотрел волшебный телевизор и, переключая каналы, увидел белоснежный лес на планете Земля. Посреди леса была большая поляна. На поляне стояло что-то красивое, нарядное и мигало разноцветными огнями. Вокруг танцевали какие-то зверушки. Генс захотел посмотреть всё поближе. Он сел в свой космический корабль, взял курс к планете Земля. Приземлившись недалеко от поляны, динозаврик вышел из космического корабля и пошёл к той красивой, нарядной, мигающей. Какие-то зверушки окружили его.

- Ты кто? - спросили они.

- Меня зовут Генс, я динозаврик с планеты Аклё. Я увидел это красивое, нарядное, мигающее и решил посмотреть поближе. А вы кто?

- Мы герои мультфильмов «Чебурашка», «Винни-Пух и Пятачок», «Карлсон, который живёт на крыше». Снеговика мы слепили сами из снега. А это красивое, нарядное, мигающее называется ёлка, её так украшают на Новый год: шарами, гирляндами, хлопушками.

Вдруг Карлсон сказал: «Если перевести имя динозаврика, то получится Снег, а планета Аклё-Ёлка». Все захлопали в ладоши от радости, что к ним прилетел динозаврик Снег с планеты Ёлка. Герои мультфильмов пригласили Динозаврика в гости на чай с конфетами, пирогами, вареньем. Дома они показали гостю мультфильмы со своим участием. Потом все вышли на улицу, водили хоровод вокруг ёлки, пели песни, играли в снежки. Но пришло время прощаться. Динозаврик поблагодарил друзей за чудесно проведённое время. Он пригласил всех к себе в гости. Потом сел в космический корабль и улетел на свою далёкую планету.

Все стихи для своей книжки Серёжа тоже сочинил сам. Они были такие искренние и задорные, что ребята их сразу запомнили:

Без пяти двенадцать -

Скоро Новый год.

И кружат снежинки белый хоровод.

Дед Мороз весёлый в гости к нам идёт.

И мешок подарков он с собой несёт.

Ёлочка-красавица, загорись скорей!

Ведь твои фонарики радость всех детей.

Сладкие конфеты летят мне прямо в рот.

 Самый лучший праздник-это Новый год!

Удивительно гармоничной была книга Ксении о родной природе. Она представила каждое время года отдельной главой с определённым содержанием и стилем оформления: зиму - сказкой и кружевной вышивкой, осень - пословицами, поговорками, загадками и страничкой из гербария, лето - стихами и фотографиями из семейного архива, весну - песней и яркими аппликациями.

Добрые улыбки вызвала книга Саши, которая хранила музыкальный сюрприз – знакомую новогоднюю мелодию.

Каждый ребенок представлял свою книгу и отвечал на вопросы. Всеобщее ликование вызвали письма-отклики, полученные от благодарных читателей. Забыв обо всём на свете, дети с восторгом самостоятельно читали добрые слова, рассматривали трогательные подарки, делились радостью с родителями и гостями. Заметим, что многие ребята позже познакомились, между ними завязалась дружеская переписка.

Совместная сказка

В ходе диалога у детей возникает и крепнет доверие друг к другу, растет желание понять и разделить чувства и переживания сверстника, развивается направленность на другого, сопереживание, со-радование, доверие к другому. Педагогу необходимо использовать любую возможность для преодоления эгоцентрической замкнутости малыша и развития у него доминанты на другом. Создаваемые педагогом ситуации помогают ребенку понять, что этот другой является, прежде всего, другом, который также нуждается в помощи, защите и поддержке. Гармонизации межличностных отношений со сверстниками помогает, например, совместное рассказывание сказки.

Дело было в леготеке. Дети играли. У каждого в руках была какая-то игрушка. И тут они услышали: «Идите ко мне, несите свою игрушку!». На ковре образовался кружок. Началась сказка: «Жил-был волшебный кубик», – сказала Даша, у которой был сборный кубик из лего. Илья держал в руках пожарную машину, поэтому он сказал: «Однажды в его доме случился пожар, и кубику на помощь приехала пожарная машина». Соня была, как обычно, с котом: «Водителем пожарной машины был большой кот!». И дальше говорили по кругу Настя, Алина, Саша, Наташа…

Все удивились тому, что сказка может получиться из игрушек. А может ли получиться сказка из картинок? Из набора картинок каждый выбрал одну на свой вкус. И опять получилось! Дело-то, значит, не в картинках, а в том, что один рассказчик слышит и подхватывает мысль другого!

В одном сказочном королевстве жил-был розовый слон.

Он дружил с весёлым лисёнком.

Однажды слон и лисёнок пошли в дремучий лес.

Там они нашли белый гриб, но не знали, куда его положить.

Вдруг друзья увидели колючего ёжика.

Ёжик дал им плетёную корзинку, и звери положили в нее гриб.

Поваром в королевстве была летучая мышь, которой слон и лисёнок отдали гриб.

Мышь сварила вкусный суп.

Все ели суп и становились добрыми.

Внутренний диалог

Диалог не сводится только к эмоциональному контакту. Межличностный диалог направлен на выявление духовного «я» другого человека, пробуждение внутреннего диалога с духовным. Проявлением духовного «я» является и творческая интуиция, и нравственная интуиция - совесть. Взрослый может создать условия для возникновения межличностного диалога, одним из которых является вера в духовное достоинство ребенка, признание уникальности его личности. Возникновение и развитие диалога с другим человеком приводит к пробуждению внутреннего диалога и проявлению духовного «я» ребенка.

В один из дней занятие с ребятами совсем не складывалось. Они были какие-то тихие, унылые. Неожиданно для себя я сказала: «Сейчас мы будем слушать музыку. Каждому она расскажет свою историю. Слушайте ее внимательно и нарисуйте то, что услышите!» С первыми звуками колыбельной у меня появилось ощущение того, что я присутствую при таинстве рождения слова в душе ребенка. «Месяц над нашею крышею светит, вечер стоит у двора», - пела Анна Герман, а все вокруг наполнялось каким-то необъяснимым светом. Вглядываясь в озаренные лица детей, ощущая творческое напряжение детского вслушивания в музыку, я поняла, что это - благодатный свет детского счастья. Счастья становилось все больше и больше, оно было таким чистым, искренним, и от избытка его заговорили уста:

- Вот мачеха и добрая девочка, которая поет ей колыбельную. Злая мачеха уснет, а когда проснется, то станет доброй.

- Плывёт над речкой мост. Наступает ночь. Звездочки светят, блестят. Травка наклоняется. В реке засыпает лебедь. Ему приснилось, что он познакомился с цветочком и подарил его своей подружке.

- Мама сидела на стульчике и пела колыбельную, чтобы её малыш уснул, а телевизор смотрел папа. Он сидел чуть подальше, чтобы глазки не испортить. Колыбельную слушает ещё попугай в клетке. Малышу снится сон: как - будто он попал в мир ди…

Я уже догадываюсь, что снятся малышу динозавры, поскольку динозавры – ключевая тема всех Алешиных игр и рассказов. Вдруг мальчик на секунду замолчал и уверенно, спокойно продолжил: «…попал он к Богу, в церковь, и сынок с мамой ставили свечки». В тот момент я отчетливо поняла, что мне выпала удивительная возможность присутствовать и при таинстве пробуждения!

Развитие диалога

В прошлом году у меня были пятилетки, но я не могла не поговорить с ними о войне. Как и что рассказать о ней малышам? На помощь нам пришли выпускники-подростки. Они нарисовали войну и передали рисунки в детский сад. Но и этого было мало. Моя растерянность нарастала, и я поделилась своими чувствами с папами наших ребят. Я просто сказала: «Помогите, я не знаю, как говорить с малышами о войне». На следующий день Ваня протянул мне лист бумаги. «Это передал мой папа», - тихо произнес малыш. Я прочла первые строчки и поняла, что, если буду читать дальше, то не смогу провести занятия.

Потом мы с ребятами стали рассматривать рисунки. Детские вопросы подтвердили предположения о том, что малыши не понимают, что такое голод и бомбежка, и куда идет плачущая девочка с прострелянным плюшевым медведем. Одновременно во мне росла уверенность в том, что многое малыши чувствуют. И тогда я прочла рассказ Ваниного папы.

Это было давно. Когда ещё вас не было на свете. Жили-были девочка и мальчик. Ни мальчик, ни девочка с самого рождения не видели своих пап. Почему так? Мама Поля и мама Анфиса объясняли им, что это все из-за «ВОЙНЫ», хотя дети и не понимали еще, что такое ВОЙНА.

И вот мальчик и девочка немного подросли и стали такими же большими, как вы теперь. Они играли во дворе со своими друзьями, у которых тоже все папы были на ВОЙНЕ. Каждый из них часто представлял себе, как вот придет папа и какой он есть на самом деле. Но однажды, в один грустный-прегрустный день, их мамы очень сильно плакали и сказали им, что папы погибли на фронте. Ну, то есть они исчезли насовсем и никогда больше не смогут прийти к ним, не поговорят, не обнимут и не поиграют с ними. И вот тогда дети поняли, что же такое ВОЙНА.

А потом они выросли, встретились и стали моими мамой и папой. А у меня так и не было ни одного дедушки, к которому я мог бы сходить в гости. Только ордена и желтая порванная бумажка, где написано, что мой дедушка, мамин папа, «пал смертью храбрых».

Почему «храбрых»? И как это – «пал смертью»? И зачем? А представьте, как будто на вашу семью надвигается страшный огонь, от которого нельзя спрятаться. И только один человек, самый сильный и самый храбрый, может закрыть вас от огня своим телом. А кто у вас в семье самый сильный и самый храбрый? Конечно, папа! Так и на ВОЙНУ в огонь уходили папы и защищали свою страну, семью и детей.

В той войне, когда пали мои деды, погибло много людей. Их всех-всех до единого не стало, а их мамы, папы, братья, сестры и другие близкие люди плакали все от горя. И слез, если собрать вместе - целое море!

Почему бывает ВОЙНА, если она приносит столько горя? Давайте, когда вы станете большими, то сделаете так, чтобы все люди жили в МИРЕ! А может, вы уже сейчас знаете и объясните взрослым, что нужно для этого сделать?

Ответы детей не заставили себя ждать, а я же совершила ошибку. Как-то незаметно для себя я вдруг утратила позицию собеседника и в позе учителя, мучительно подбирая слова, стала говорить что-то назидательно-стереотипное: «Мы должны помнить о тех, кто сохранил нам мир, должны быть благодарны, должны, должны…». Меня прервал детский голос: «Я буду молиться за них!», просто сказала Катя. И все ребята ее поддержали. Разговор с малышами о войне получился. В ходе его рождались слова, воспитывался сердечный слух и родственное внимание. Вечером, встретившись с мамой Кати, я рассказала ей о том, что было на занятии. С вниманием выслушав, Катина мама произнесла: «Это так неожиданно для меня, мы никогда такие вопросы не обсуждали». И виновато добавила: «Так сложилось, но мы Катю до сих пор не окрестили!»

Диалог с родителями

Развивающийся диалог приглашает к взаимодействию и родителей ребят. Диалог нельзя не только навязать, но даже и организовать. Его можно лишь предложить. Однако ответная «реплика» не в нашей власти, другой может и не откликнуться. К нашей радости родители чаще всего откликаются. Происходит это в том случае, если они видят искреннее отношение к ребенку. Неподдельная заинтересованность и понимание со стороны педагога, психолога ведут к тому, что родители доверяют нам и становятся нашими союзниками.

На одной из встреч с мамами и папами мы прочли им короткие детские истории про кляксы и предложили узнать авторов, на другой – познакомили с рассказами малыша о семье его любимого животного, в следующий раз мы вместе с родителями смотрели и обсуждали видеозапись речевых занятий. Результатом каждой из этих встреч стал вывод, сделанный самими родителями – как же мало и плохо мы знаем своих детей! Взрослые постепенно стали осознавать, что ребенок – это не прочитанная книга, а огромный неизведанный мир. А потом мы вместе думали, что нужно делать, чтобы услышать и понять малыша, помочь ему и себе. Так возникла идея переписки. Родители писали от лица любимого сказочного героя малыша, ребята получали письма и посылки, с восторгом читали, спешили ответить, а заодно развивали необходимые для этого умения и навыки. Дети охотно делились своими впечатлениями с друзьями и взрослыми. Кто и что получил в таком взаимодействии – пусть каждый решает сам. Бесспорно, что взрослые обрели удивительную возможность по-новому увидеть ребенка, а сквозь призму собственных открытий - лучше рассмотреть себя.

Совместно с родителями мы пытаемся создать условия для диалога с ребенком. Целью нашего сотрудничества с семьей является не сообщение мамам и папам той или иной информации, а превращение их в единомышленников, совместно с которыми можно обеспечить условия для полноценного личностного и речевого развития ребенка.

Что может сблизить взрослых и детей? Конечно, игра! Главное для взрослых – все время ощущать на своей голове «шляпу волшебника» и быть готовым к тому, что из неё вылезет кролик. Чаще всего – в виде детского вопроса. Любознательность – форма эмоционального здоровья. Дети и славятся тем, что бесконечно спрашивают: что, зачем, почему.… Каждый такой вопрос – это мостик к сотрудничеству и сотворчеству. И мы решили поиграть в очень серьезную игру под названием «Вопросы - почтой». Дети написали свои вопросы мамам и папам.

– Почему пингвины не летают?

–Почему на других планетах нет воздуха?

– Есть ли инопланетяне?

–Почему не сбывается мой сон?

–Почему глаза видят?

–Почему идет дождь?

–Почему карандаш кончается?

Приглашение к диалогу было принято. Очень скоро у многих взрослых обнаружилась способность получать вдохновение от детских идей. Мамы и папы стали нам отвечать: они писали печатными буквами, рисовали, опускали письма в почтовый ящик.

- Потому что пингвины боятся. Все, кто не боится, могут полететь. Вот сама попробуй. Я лично трушу, потому и не летаю.

- На других планетах нет воздуха? Там некому дышать!

- Инопланетяне есть. Иначе кто же ухаживает за другими планетами?

- Чтобы сон сбылся, надо постараться увидеть его два раза, два – счастливое число для сна.

- Глаза соединены с мозгом (рисунок). Глаза умеют передавать мозгу любое изображение.

- Дождь идет или когда грустно – вместо слез, или когда радостно – вместо фонтана …Воде тяжело на небе.

- Карандаш заканчивается, потому что частички грифеля остаются на бумаге, а в карандаше грифеля становится все меньше. Постепенно весь грифель остается на бумаге – карандаш кончается.

Целое занятие мы читали письма, ведь многие получили по несколько ответов: от родителей, друзей, от сестер и братьев, бабушек, воспитателей. Но впереди нас ждала большая неожиданность. В некоторых письмах были… вопросы! С доверием взрослые спрашивали ребят о самом главном, о том, что давно волнует и тревожит: о человеке, о вере, о смысле жизни.

- Почему у человека много мыслей, как вода попадает на небо, во что верит человек, что важнее: сон или реальность….

Признаюсь, я была в некоторой растерянности.… А дети стали отвечать:

- У человека много мыслей, потому что он умный и хочет знать еще больше. Мы стесняемся иногда спросить, поэтому нам легче задать вопрос на бумаге и получить ответ взрослого.

- Сначала есть озеро, потом в жаркую погоду вода превращается в пар и летит на небо. Пар попадает в облако и живет там до тех пор, пока не идет дождь.

- Мне снятся плохие сны. Я рад, что живу в реальности, реальность важнее и лучше! В реальности человек с кем-то дружит. В реальности все видишь по-настоящему: ласточек, речку, грибы, козочек, собаку, елку, подарки. Все можно видеть и потрогать руками. В реальности больше чудес. В реальности можно идти вперед!

- Человек верит в Бога, Ангелов, в маму, папу, в чудеса, в синих лягушек, в деда Мороза и в себя!

Простодушные ответы детей дали нам, взрослым, возможность соприкоснуться с волшебным пространством детства, в котором все живет и дышит. Педагоги и родители, вошедшие в детскую игру серьезно и с пониманием, сделали множество открытий. Одно из них: малыш – глубочайший философ и искренний собеседник. Такие открытия уже не позволяют учить и воспитывать ребенка по своему хотению, занимать позицию диктатора, контролера, наблюдателя, прохожего... В диалоге высвечивается путь, по которому можно идти не рядом, а вместе с ребенком, передавая ему что-то стоящее, настоящее.

Затаив дыхание, рассматриваю птенца Синей птицы, вылепленного из теста. Его подарил мне Ваня, уходя в школу. Подарок был неожиданный и необычный. Неожиданный - потому что отношения с мальчиком у меня всегда складывались непросто. Необычный – потому что о птенце Ваня написал стихи. В который раз, перечитывая Ванино стихотворение, внезапно понимаю, что для счастья нужно совсем немного. Иногда довольно щепотки слов:

Синяя птица в окно к нам стремится

И, улетая, продолжила путь.

Птица, перед дорогой

Должна ты напиться

И обязательно передохнуть!

Это значит, что диалог состоялся! Нам удалось создать среду, наполненную понимающей любовью, в которой снова и снова звучат слова: «А мы будем сегодня заниматься?»

Литература

1.         Колпакова М.Ю. Диалог с тревожным ребенком // Современная психология: состояние и перспективы развития. Часть3. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2002. С. 186-202.

2.         Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству: Художественное развитие ребенка в семье. М.: Педагогика, 1987.

3.         Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии. М.: Институт психологии АН СССР, 1991.

4.         Флоренская Т.А. Диалоги о воспитании и здоровье: Духовно ориентированная психотерапия. М.: Школьная Пресса, 2001.

5.         Флоренская Т.А. Мир дома твоего. Человек в решении жизненных проблем. М.: Русский Хронограф, 2004. 


 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру