31.08.2010

Проблема взаимодействия учителя-логопеда с участниками образовательного процесса

В последнее время в связи с гуманизацией отечественного образования все чаще обращается внимание всех субъектов образовательного процесса на проблему объединения усилий специалистов разных областей для решения задач, стоящих перед теорией и практикой педагогики. Для решения этой проблемы в настоящее время во многих общеобразовательных учреждениях создана комплексная служба по оказанию логопедической помощи и психологической поддержки детям школьного возраста. 

С одной стороны, работа учителя-логопеда определяется общими стратегическими целями и задачами школы и находится в соответствии с государственными стандартами образования. С другой стороны, учитель-логопед следует частным чисто профессиональным целям и задачам, которые определяют основные направления деятельности, оказывая, прежде всего, помощь детям, испытывающим трудности при освоении общеобразовательной программы, содействуя учителям в учебно-воспитательной работе с данной категорией детей, что в итоге способствует оптимизации общеобразовательного процесса. 

Несмотря не то, что в условиях общеобразовательной школы над формированием речевых навыков работает прежде всего учитель, только логопед может помочь ему в работе с  категорией учащихся, которые требуют специализированной помощи, связанной с речевым развитием детей.  

В настоящее время в общеобразовательной школе возросло количество учеников, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи, препятствующие  успешному освоению общеобразовательных программ. Такие дети выявляются,  как правило, к концу первого — началу второго класса, при переходе от обучения грамоте (когда происходит первоначальное становление технических навыков чтения и письма) к учебным предметам «Русский язык» и «Чтение», для освоения которых требуются автоматизированные навыки и умение распределять внимание между технической и смысловой сторонами.

Следовательно,  взаимодействие педагогического коллектива и специалистов, в том числе учителя-логопеда, является особо актуальной проблемой, в решении которой, на наш взгляд, должны быть чрезвычайно заинтересованы все участники образовательного процесса. 

Однако очень часто логопед сталкивается с тем, что учитель встречает его появление в классе настороженно. Происходит это оттого, что учителя не в полной мере представляют себе цель логопедической работы в школе. Многие из них считают, что логопед занимается только исправлением звукопроизношения у детей, и не понимают, зачем логопед берет на занятия учеников, не имеющих дефектов произносительной стороны речи. Нередко на этой почве возникают взаимные недопонимания. Между тем, эффективность коррекционной работы напрямую зависит от того, насколько слаженно будут взаимодействовать учитель-логопед и учитель начальных классов, насколько едины будут подходы и требования в их работе.

Для того, сотрудничество между логопедом и учителем состоялось, логопеду необходимо провести просветительскую работу, сделать сообщение на одном из педагогических советов и подробно рассказать о видах речевых нарушений, которые встречаются у школьников, дать представление о том, каким образом эти речевые нарушения влияют на усвоение учебных программ не только по русскому языку и чтению, но и по остальным предметам. Познакомившись ближе с целями и задачами логопедической работы в школе, участники образовательного процесса начинают объективно и заинтересованно относиться к работе логопеда.

Более подробно учитель-логопед может познакомить учителей начальных классов со спецификой и видами речевых нарушений, затрудняющих успешное овладение учениками чтением и письмом, на методических объединениях учителей начальных классов. Здесь логопед может дать представление педагогу об отличии специфических ошибок от ошибок, обусловленных тем, что ученик не усвоил то или иное правило грамматики, рассказать о методах и приемах логопедической работы, которые учителя могут взять на вооружение и успешно пользоваться ими на уроках.

Одним из важнейших условий коррекционной работы является выработка единства требований к ученику со стороны учителя и логопеда. Особенно существенным здесь является понимание учителем необходимости очень внимательно и осторожно оценивать  работу ученика с нарушением письма и чтения, т.к. такие дети не в состоянии выполнить задания в соответствии с нормами, принятыми в школе. Знание того, что на своих занятиях логопед очень специфично оценивает работу учащихся поможет учителю избежать недоразумений. Оценка на логопедическом занятии ставится прежде всего по психолого-педагогическим параметрам работы ученика, т.е. за внимательность, активность, желание работать, а также за количество самостоятельно обнаруженных и исправленных, а не допущенных им ошибок. Это объясняется тем, что создание для ученика благоприятного психологического климата на уроке значительно важнее нормативной оценки.

Сотрудничество учителя-логопеда и учителя начальных классов не будет полноценным, если логопед, со своей стороны, не вникнет во все тонкости школьной программы по русскому языку и чтению, не будет знать содержание и методы обучения родному языку и чтению. С этой целью логопед обращается к учителям начальных классов с просьбой познакомить его с действующими в школе программами, что поможет сделать коррекционную работу доступной для детей, обучающихся по разным программам, выработать единые требования к ученику со стороны учителя начальных классов и учителя-логопеда.

Самое важное для успешного сотрудничества – установление равноправных отношений. Обе стороны: и логопед, и учитель; являются одинаково компетентными в вопросах, касающихся организации помощи ребенку, И тот, и другой должны быть партнерами в процессе коррекционной работы.    

Таким образом, логопед и учитель, каждый со своим видением ситуации, должны прийти к взаимопониманию для выработки единого подхода к обучению учащихся, нуждающихся в специализированной помощи. Выстроенная система взаимодействия между школьным логопедом и учителями начальной школы сделает систему коррекционной работы по преодолению специфических нарушений письменной речи у учащихся начальных классов более эффективной, что в дальнейшем позволит детям максимально адекватно воспринимать учебный материал и адаптироваться к процессу обучения.


 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру