21.04.2010

Занятие 21-25

Занятие 21

Часть I

1. Упражнения для развития выразительности мимики, жестов, движений

Педагог предлагает детям вообразить, что они попали в сказку и стали добрыми зайчиками.

— Зайчик скачет, легко подпрыгивает, радуется хорошей погоде, улыбается птичкам, зверюшкам. Но лиса обманула его — зайчик расстроился, заплакал, ищет помощи. Скачет не так весело, загрустил зайчик. Встретил петушка, приободрился. Выгнали лису — обрадовался. Сказка закончилась для зайчика хорошо. Улыбнитесь друг другу!

2. Артикуляционные упражнения

• «Окошечко в домике открылось»;

• «Улыбка-дудочка»;

• «Маятник»;

• «Поехали на лошадке».

3. Развитие речевого дыхания

— Паслись на лугу коровы. За ними приглядывал пастух. Одна корова ушла очень далеко, а пастух и не заметил. Огляделась корова, нет ее подруг рядом — замычала: «м-м-м», а коровы ей отвечают: «м-м-м». Услышала корова, как стадо зовет ее, и вернулась.


Детям предлагается найти на рисунке верхнюю точку (корова), мысленно (в воздухе) поставить на нее указательный палец правой руки и произнести на одном дыхании серию звуков «м», сопровождая это движением указательного пальца по «звуковой дорожке» в умеренном темпе до нижней точки рисунка (стадо).

Упражнение повторяется с движением указательного пальца левой руки от нижней точки рисунка (стадо) до - верхней (корова).

4. Развитие предпосылок к формированию фонематических процессов

Педагог произносит слова: мама, молоко, Мурка, Маша, сом, муха, оса, болото, мак, зима, окно, мост, муравей, майка, яма, ком и др.

Услышав слово со звуком «м», дети должны хлопнуть в ладоши.

5. Формирование речевого голоса, отработка четкого произношения и артикуляции звука м, развитие элементов интонационной выразительности

— Прослушайте стишок. Слушайте внимательно, какой звук я выделяю голосом?

Кто мычит «Му», да «Му».

Это сразу я пойму.

— Обратите внимание, как правильно произносится звук «м».

— Произнесите этот звук, четко артикулируя.

— Выделите ударный слог в слове мычит.

— Прочитайте стишок тихо, как будто мышка подкрадывается к сыру.

— И громко, как будто топает слон.

— А теперь сердито: вы поссорились с другом.

— И весело: вы помирились.

— Повторите стишок низким голосом, как «сказал» бы медведь.

— А теперь высоким голосом, как маленький ребенок.

— Расскажите стишок ласково, как говорит с вами бабушка.

— А теперь медленно, не спеша.

— А теперь побыстрее: мы торопимся.

Далее работа продолжается в подгруппах.

Часть II

Оборудование и материалы: по 4 равнобедренных треугольника в конверте для каждого ребенка; песочные часы (2 мин).

Педагог предлагает детям составить за 2 минуты из набора треугольников любую фигуру по своему желанию.

— Подумайте, какую фигуру вы хотите составить.

— Расскажите, что вы задумали и что у вас получилось.

— Оцените свою работу и работу своих друзей.

Занятие 22

Часть I

1. Упражнения для развития выразительности мимики, жестов, движений

Педагог предлагает детям вообразить, что они попали в сказку — стали смелыми петушками.

— Петушок идет с косой на плечах, высоко поднимает ноги со шпорами, смело смотрит по сторонам. Но когда он понял, что лиса плохо обошлась с зайчиком, стал строгим, сердитым и испугал лису. Зайчик улыбнулся. Улыбнемся и мы друг другу!

2. Артикуляционные упражнения

• «Окошечко в домике открылось»;

• «Улыбка-дудочка»;

• «Иголочка»;

• «Поехали на лошадке».

3. Развитие речевого дыхания

Очень высоко, сквозь облака, летел самолет, мотор его был еле слышен: «л-л-л». Самолет подлетел близко к аэродрому, и мотор стало хорошо слышно: «л-л-л».


Детям предлагается найти на рисунке верхнюю точку (самолет), мысленно (в воздухе) поставить на нее указательный палец правой руки и произнести на одном дыхании серию звуков «л», сопровождая это движением указательного пальца правой руки по «звуковой дорожке» в умеренном темпе до нижней точки рисунка (аэродром).

Упражнение повторяется с движением указательного пальца левой руки от нижней точки рисунка (аэродром) до верхней (самолет).

4. Развитие предпосылок к формированию фонематических процессов

Педагог произносит слова: лампа, лодка, лыжи, луна, трава, птицы, мыло, молоток, клоун, молния, бокал, вокзал, Павел, шар и др. Услышав слово со звуком л, дети должны подпрыгнуть.

5. Формирование речевого голоса, отработка четкого произнесения и артикуляции звука «л», развитие элементов интонационной выразительности

— Прослушайте потешку. Слушайте внимательно, какой звук я выделяю голосом?

Ладушки, ладушки,

Испечем оладушки.

— Обратите внимание, как правильно произносится звук «л».

— Произнесите этот звук, четко артикулируя.

— Выделите ударный слог в слове ладушки.

— Повторите потешку без голоса (звук «выключен»), четко артикулируя каждый звук.

— Расскажите потешку очень тихо, как будто под полом скребется мышка.

— А теперь — громко и весело, оладушки очень вкусные.

— Повторите ее грустно: оладушки все съели.

— А теперь медленно.

— И быстро.

— Расскажите потешку низким голосом, как папа.

— А теперь высоким, как маленькая мышка.

Далее работа продолжается в подгруппах.

Часть II

Начиная с этого занятия, во II части детям предлагаются конвергентные задания. В основе их лежит интеллектуальная операция, называемая сериацией. Суть ее состоит в установлении последовательных взаимосвязей, упорядочении различий. На уровне предметно-практических действий данная интеллектуальная операция выглядит очень простой, однако на вербальном уровне она достаточно сложна.

Сериация формирует у детей умение производить анализ и синтез объекта (в данном случае — ряда фигур), выбирая недостающие

в заданном ряду, развивает у них интерес к данному виду умственной деятельности, закрепляет и совершенствует умения и навыки конструирования связного высказывания типа доказательства.

Первые из предлагаемых детям задач простые и решаются ими, как правило, легко. Поэтому они очень удобны для объяснения принципа действия, понимание которого необходимо на последующих уровнях работы.

Оборудование и материалы: таблицы с пропусками на доске; карточки с изображениями соответствующих предметов и геометрических фигур у каждого ребенка.


— Подумайте и выберите предмет, который нужно поставить вместо точек в первой таблице.

Тот, кто догадался, выходит к доске, называет выбранную им фигуру и ставит карточку на свободное место.

По ходу выполнения задания дети подробно объясняют, почему была выбрана именно эта карточка.

— В таблице с елочками и грибочками после елочки я поставил грибочек, после грибочка — елочку, а потом — опять грибочек. На картинке нарисованы друг за другом: елочка — грибочек, елочка — грибочек, поэтому я после елочки ставлю грибочек.

— Дети, вы согласны с таким объяснением?

Аналогично проводится работа со второй таблицей.

Занятие 23

Часть I

1. Упражнения для развития выразительности мимики, жестов, движений

Педагог предлагает детям вообразить, что у них потерялась любимая игрушка.

— Вы ходите по комнате, заглядываете в каждый уголок. Лица у вас грустные, озабоченные, расстроенные — чуть не плачете. Остановились, задумались. Опять начали поиски.

Нашли игрушку — обрадовались. Улыбнулись друг другу!

2. Артикуляционные упражнения

• «Окошечко в домике открылось»;

• «Улыбка-дудочка»;

• «Конфетка»;

• «Поехали на лошадке».

3. Развитие речевого дыхания

Ехала по дороге машина. Ехала она быстро, мотор ее работал весело и громко. В машине, рядом с мамой, сидели дети и подпевали мотору: «р-р-р». А высоко над лесом летел вертолет. Его мотор было еле слышно. Но дети стали подпевать и мотору вертолета: «р-р-р».


Детям предлагается найти на рисунке нижнюю точку (машина), мысленно (в воздухе) поставить на нее указательный палец правой руки и произносить на одном дыхании звук «р», сопровождая это движением указательного пальца по «звуковой дорожке» в умеренном темпе до верхней точки рисунка (вертолет).

Упражнение повторяется с движением указательного пальца левой руки от верхней точки рисунка (вертолет) до нижней (машина).

Если ребенок еще не произносит звук «р» правильно, он произносит его субститут, т. е. звук, которым заменяет звук «р», например, вместо «р» — горловой и др.

4. Развитие предпосылок к формированию фонематических процессов

Педагог произносит слова: рама, Рома, рак, ворона, тетрадь, кровать, парта, комар, газета, лампа, столб, топор, ватрушка, ковер, помидор и др.

Услышав слово со звуком р, дети должны топать ногами.

5. Формирование речевого голоса, отработка четкого произнесения и артикуляции звука «р», развитие элементов интонационной выразительности

— Прослушайте потешку. Слушайте внимательно, какой звук я выделяю голосом?

Тара-тара-тара-ра -

Пастушок поет с утра.

— Обратите внимание, как правильно произносится звук «р».

— Произнесите этот звук, четко артикулируя.

— Выделите ударный слог в слове пастушок.

— Расскажите потешку, отхлопывая ритм.

— Повторите ее без голоса (звук «выключен»), четко артикулируя каждый звук.

— А теперь громко: пастушок громко поет.

— И тихо: пастушок тихо поет.

— Расскажите потешку низким голосом.

— И высоким голосом.

— Повторите ее грустно: пастушок загрустил без друзей.

— А теперь весело: к пастушку пришли гости, и он им рад.

— А теперь медленно.

Далее работа продолжается в подгруппах.

Часть II

Вторая часть этого занятия проводится аналогично занятию 22.

Задания те же, но работа детей усложняется, поскольку в заданиях используются геометрические фигуры. В связи с этим усложняется и умственная, и речевая деятельность ребенка.


Занятие 24

Часть I

1. Упражнения для развития выразительности мимики, жестов, движений

Педагог предлагает детям вообразить, что у них в руках фотоаппараты и все они стали фотографами.

— Фотографы находят интересные сюжеты и фотографируют их. Какой красивый пейзаж! Сосредоточьтесь, посмотрите в видоискатель, щелкните! Опять видим что-то интересное. Фотографируем котенка, маму, всех родных. А теперь — друг друга. Улыбнулись друг другу!

2. Артикуляционные упражнения

• «Окошечко в домике открылось»;

• «Улыбка-дудочка»;

• «Конфетка»;

• «Поехали на лошадке».

3. Развитие речевого дыхания

— Жил маленький кузнечик в травке. А рядом рос высокий красивый цветок. Кузнечик очень хотел подружиться с цветком. Он и песни пел, и высоко подпрыгивал возле цветка, но тот его не замечал. Но шло время, кузнечик рос, набирался сил. И вот однажды он громко запел свою песенку: «ч-ч-ч», допрыгнул до цветка и поздоровался с ним.


Детям предлагается найти на рисунке нижнюю точку «звуковой дорожки», мысленно (в воздухе) поставить на нее указательный палец правой руки и произнести на одном дыхании серию звуков ч, сопровождая это движением указательного пальца от нижней точки (цветок) до верхней (кузнечик).

Упражнение повторяется с движением указательного пальца левой руки от верхней точки «звуковой дорожки» (кузнечик) до нижней точки (цветок).

4. Развитие предпосылок к формированию фонематических процессов

Педагог произносит слова: чайка, чай, черемуха, чеснок, цапля, цепь, кочан, дочь, мяч, штора, плющ, печь, черника, бабочка и др. Услышав слово со звуком ч, дети должны поднять руку.

5. Формирование речевого голоса, отработка четкого произнесения и артикуляции звука ч, развитие элементов интонационной выразительности

— Прослушайте потешку. Слушайте внимательно: какой звук я выделяю голосом?

Ай, качи-качи-качи,

Мы грачата, мы грачи.

— Обратите внимание, как правильно произносится звук «ч».

— Произнесите этот звук, четко артикулируя.

— Выделите ударный слог в слове грачи.

— Расскажите потешку, отхлопывая ритм.

— Повторите ее без голоса (звук «выключен»), четко артикулируя каждый звук.

— А теперь ласково: грачата такие маленькие, такие хорошенькие!

— И строго: грачата расшалились.

— Повторите потешку низким голосом, как будто говорит папа-грач.

— А теперь — умеренным голосом, как мама-грачиха.

— Повторите ее высоким голосом, как щебечут грачата.

— И весело: грачата рады весне.

— А теперь так: мальчики низким голосом повторяют первую строку, девочки — высоким голосом вторую строку (и наоборот).

Далее работа продолжается в подгруппах.

Часть II

Игра «Луноход»

Оборудование и материалы: шапочка с изображением лунохода, игрушка-ракета или ракета, нарисованная на бумаге.

Педагог предлагает детям новую игру «Луноход».

Эта игра учит детей ориентироваться в пространстве, четко формулировать названия геометрических фигур, адекватно реагировать на непредвиденные ситуации, формирует чувство товарищества. В игровой ситуации развиваются различные виды памяти, внимания. Она учит также элементам этикета, вежливому обращению.

На первом занятии (или вне занятия) педагог проводит беседу, в процессе которой объясняет, что такое луноход, каковы его возможности. Важно объяснить детям, что действия лунохода программируются специалистом. Роль лунохода выполняет один из детей. Педагог объясняет действия лунохода: он двигается только по команде и только тогда, когда задание четко сформулировано.

Роль лунохода — выслушать задание и действовать строго по инструкции. В случае нечеткой формулировки задания луноход не двигается и просит уточнить задание.

По выполнении задания луноход объявляет: «Задание выполнил».

В этой игре очень важна роль как каждого ребенка, так и всей группы, т. к. путь лунохода к ракете определяется коллективно, а разные задания формулирует каждый ребенок индивидуально.

После того как луноход выбран и понял свою задачу, он отходит в сторону или выходит за дверь. Педагог вместе с детьми выбирает, по каким ориентирам должен добраться луноход до ракеты (например, по желтым треугольникам). Кроме того, луноходу для обследования Луны нужно давать задания. В начале игры задания может давать педагог, а затем эти же задания могут повторять дети.

Обращаться к луноходу дети должны вежливо, четко, не перебивая друг друга. Педагог следит за ходом игры и напоминает детям правила, особенно на первых порах.

Ход игры

Дети сидят полукругом.

Педагог раскладывает демонстрационные треугольники разного цвета (5 синих, 5 красных, 5 зеленых, 8-10 желтых). Желтыми треугольниками он обозначает путь лунохода от начала его движения до ракеты. Треугольники раскладываются справа и слева от пути следования лунохода. Дети, давая задание, не должны пропускать желтые треугольники.

Педагог

Луноход, пожалуйста, подойди к первому желтому треугольнику слева, хлопни три раза в ладоши.

Луноход

Нужно подойти к первому желтому треугольнику слева и три раза хлопнуть в ладоши.

Луноход выполняет задание. Если он затрудняется, ему помогает помощник с «Земли».

1-й ребенок

Дорогой луноход, пожалуйста, подойди к следующему желтому треугольнику справа и попрыгай на одной ножке.

Луноход

Нужно подойди к следующему желтому треугольнику справа и попрыгать на одной ножке.

Луноход выполняет задание.

2-й ребенок

Луноход, пожалуйста, подойди к следующему желтому треугольнику, который слева, подними руки вверх и опусти.

Луноход повторяет и выполняет задание.

Затем дети по очереди придумывают луноходу разнообразные задания, например:

— Подойди к желтому треугольнику справа и прочитай любое стихотворение; отгадай загадку; подбери слова со звуком «м»; ответь, какое сейчас время года; назови 3 овоща (фрукта); назови любое дерево, цветок и т. д.

Игра заканчивается, когда луноход дойдет до назначенного места (ракеты).

На следующем занятии путь лунохода можно усложнить, обозначить его разнообразными геометрическими фигурами: например, красными кружками, треугольниками, прямоугольниками или синими кругами и зелеными квадратами.

Занятие 25

Часть I

1. Упражнения для развития выразительности мимики, жестов, движений

Педагог предлагает детям вообразить, что они добрые волшебники. У них в руках волшебные палочки.

— Лица у вас добрые, движения свободные, мягкие, воздушные. Вы ходите по группе, и все, к чему прикасаетесь, расцветает, оживает, преображается. Волшебники красиво одеты, радуются жизни. Как красиво стало вокруг! Улыбнемся и мы друг другу!

2. Артикуляционные упражнения

• «Окошечко в домике открылось»;

• «Улыбка-дудочка»;

• «Иголочка».

3. Развитие речевого дыхания

— Обувная щетка очень не любит грязную обувь. Как только поставят хозяева у двери туфли, сапоги, она сразу берется за работу и начинает чистить обувь до блеска: «щ-щ-щ».


Детям предлагается найти на рисунке верхнюю точку (щетка), мысленно (в воздухе) поставить на нее указательные пальцы правой и левой рук и произнести на одном дыхании серию звуков «щ», сопровождая это движениями указательных пальцев по «звуковым дорожкам» в умеренном темпе до нижних точек рисунка (туфли и сапоги).

4. Развитие предпосылок к формированию фонематических процессов

Педагог произносит слова: щука, щенок, щепка, забор, шкаф, салат, плющ, пещера, овощи, плащ, вещь и др.

Услышав слово со звуком «щ», дети должны вытянуть руки вперед.

5. Формирование речевого голоса, отработка четкого произнесения и артикуляции звука «щ», развитие элементов интонационной выразительности

— Прослушайте скороговорку. Слушайте внимательно, какой звук я выделяю голосом?

Щи варила щука

Для себя и внука.

— Обратите внимание, как правильно произносится звук «щ».

— Произнесите этот звук, четко артикулируя.

— Выделите ударный слог в слове щука.

— Повторите скороговорку без голоса (звук «выключен»), четко артикулируя каждый звук.

— Повторите ее, отхлопывая ритм.

— Расскажите ее тихо, чтобы не спугнуть щуку.

— А теперь — громко, чтобы мама услышала — мы поймали щуку.

— Повторите весело: сейчас мы попросим щуку, чтобы она исполнила все наши желания.

— А теперь грустно: мы отпустили щуку и попрощались с ней.

— И быстро — так, как уплывала бы от нас щука.

— Повторите первую строку низким голосом, а вторую — высоким.

Далее работа продолжается в подгруппах.

Часть II

Игра «Луноход» (см. занятие 24, часть II).


 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру