15.03.2010

Занятие 16-20

Занятие 16

Часть I

1. Упражнения для развития выразительности мимики, жестов, движений Педагог предлагает детям вообразить, что они поднимаются с санками на горку.

— Подниматься вам трудно. Но вот вы на горке. Помахали рукой: вот куда мы забрались! А теперь покатились с горки. Вот как весело! Улыбнулись друг другу!

2. Артикуляционные упражнения

• «Окошечко в домике открылось»;

• « Улыбка-дудочка »;

• «Иголочка».

3. Развитие речевого дыхания

— Подарили Славе самокат. Он часто катался на самокате во дворе с друзьями. Но однажды колесо самоката начало сдуваться: «с-с-с». Достал Слава насос, начал накачивать колесо: «с-с-с». Починил Слава самокат. Рады его друзья, рад и Слава.


Детям предлагается найти на рисунке самокат, мысленно (в воздухе) поставить на него указательный палец правой руки и произнести на одном дыхании серию звуков с, сопровождая это движением указательного пальца по «звуковой дорожке» в умеренном темпе до верхнего рисунка (насос).

Упражнение повторяется с движением указательного пальца левой руки по «звуковой дорожке» до нижнего рисунка (самокат).

4. Развитие предпосылок к формированию фонематических процессов

Педагог произносит слова: сом, соль, собака, коса, бусы, шапка, шуба, рука, самолет, роса, автобус, цветок, дом, нос, сумка, ананас и др.

Услышав слово со звуком «с», дети должны поставить руки на пояс.

5. Формирование речевого голоса, отработка четкого произнесения и артикуляции звука «с», развитие элементов интонационной выразительности

— Прослушайте стишок. Слушайте внимательно, какой звук я выделяю голосом?

Снова к нам придет весна,

Лес очнется ото сна.

— Обратите внимание, как правильно произносится звук «с».

— Произнесите этот звук, четко артикулируя.

— Выделите ударный слог в слове весна.

— Прочитайте стишок без голоса (звук «выключен»), четко артикулируя каждый звук.

— А теперь — тихо, чтобы услышать капель.

— Прочитайте стишок громко.

— А теперь ласково, как говорит бабушка.

— А теперь медленно — как идет маленький ребенок.

— И побыстрее — как бежит заяц.

Работа продолжается в подгруппах (по рядам).

Часть II

Оборудование и материалы: по 3 равнобедренных треугольника в конверте для каждого ребенка; песочные часы (1 мин); плакат с изображением елочек 2 видов и большого треугольника, составленного из 2 маленьких.


— Сколько у вас треугольников? (Три треугольника.)

— Составьте елочку из трех треугольников.

— Сравните с плакатом. У вас получилась такая же елочка?

— Как вы ее составляли? (Один треугольник положили широкой стороной вниз; второй треугольник положили широкой стороной вниз под первым треугольником; третий треугольник положили под вторым так же — широкой стороной вниз.)

— Хорошие елочки у вас получились! Сейчас мы попробуем сделать елочку по-другому. Посмотрите: я беру два треугольника и присоединяю одну короткую сторону к другой. Посмотрите, треугольники как будто поссорились, они отвернулись друг от друга.

— Какая геометрическая фигура получилась? (Большой треугольник.)

— Выложите большой треугольник.

— Положите маленький треугольник широкой стороной вниз над большим треугольником.

— Что у вас получилось? (Елочка.)

Педагог просит детей рассказать, как они составляли елочку. После этого педагог предлагает детям составить из трех треугольников любую фигуру — кто какую хочет.

Занятие 17

Часть I

1. Упражнения для развития выразительности мимики, жестов, движений

Педагог предлагает детям вообразить, что у них на руках пушистый маленький котенок, погладить его, послушать, как он мурлычет.

— Теперь поиграем с котенком. На ниточке у нас бантик, котенок бежит за бантиком, тянется за ним, подпрыгивает, а мы ниточку то поднимаем, то опускаем. Весело играть с котенком! Улыбнитесь друг другу!

2. Артикуляционные упражнения

• «Окошечко в домике открылось»;

• « Улыбка-дудочка »;

• «Конфетка».

3. Развитие речевого дыхания

— В одном улье жили пчелы. Каждое утро они вылетали искать сладкий нектар. И вот однажды одна пчелка нашла такой красивый цветок, что сразу громко позвала подруг-пчелок: «з-з-з». Услышала ее подруга-пчелка, громко ей ответила: «з-з-з» — и полетела к цветку.


Детям предлагается найти на рисунке цветок с пчелкой (низ рисунка), мысленно (в воздухе) поставить на него указательный палец правой руки и произнести на одном дыхании серию звуков «з», сопровождая это движением указательного пальца по «звуковой дорожке» в умеренном темпе до пчелки (верх рисунка).

Упражнение повторяется с движением указательного пальца левой руки от пчелки (верх рисунка) до цветка с пчелкой (низ рисунка).

4. Развитие предпосылок к формированию фонематических процессов

Педагог произносит слова: Зоя, заяц, зонт, гнездо, завод, замок, коза, очки, дождик, гроза, карандаш, знак, бумага, книга, роза, слеза, зубы, мороз и др.

Услышав слово со звуком «з», дети должны вытянуть руки перед собой.

5. Формирование речевого голоса, отработка четкого произношения и артикуляции звука «з», развитие элементов интонационной выразительности

— Прослушайте скороговорку. Слушайте внимательно, какой звук я выделяю голосом?

Зоя у березы

Посадила розы.

— Обратите внимание, как правильно произносится звук «з».

— Произнесите этот звук, четко артикулируя.

— Выделите ударный слог в слове Зоя.

— Повторите скороговорку без голоса (звук «выключен»), четко артикулируя каждый звук.

— Произнесите ее шепотом, как будто листья шелестят перед грозой.

— А теперь громко, будто гремит гром.

— Произнесите ее низким голосом, как сказал бы дедушка.

— А теперь высоким голосом, как поет маленькая птичка.

— Произнесите ласково: какая красивая роза!

— И сердито: вас уколола роза.

Работа продолжается в подгруппах (по рядам).

Часть II

Оборудование и материалы: по 3 равнобедренных треугольника в конверте для каждого ребенка; песочные часы (1 мин); плакат с изображением лодки, составленной из 3 треугольников.


— Рассмотрите плакат. Что на нем изображено? (Лодка.)

— Сколько треугольников потребовалось, чтобы сделать такую лодку? (Три треугольника.)

— Как расположен первый треугольник? (Широкой стороной вверх.)

— Как расположен второй треугольник? (Широкой стороной вниз.)

— А третий треугольник? (Широкой стороной вверх.)

— На что похожа эта фигура? (На лодку.)

— Рассмотрите внимательно лодку.

Педагог убирает плакат.

— Вспомните, как был расположен первый треугольник.

Педагог предлагает детям за 1 минуту составить такую же лодку из треугольников (время определяется по песочным часам).

Тот, кто выполнил работу, встает у своего стола. После того как все дети справятся с заданием, педагог вывешивает плакат и предлагает детям сравнить их работу с образцом.

Дети, допустившие ошибки, еще раз сравнивают свою работу с образцом, находят ошибки и исправляют их.

Педагог просит рассказать детей, как они выполняли задание. Дети должны попытаться самостоятельно рассказать о своей работе.

1-й ребенок. Для того чтобы составить лодку, мне потребовалось три треугольника.

2-й ребенок. Первый треугольник я положил широкой стороной вверх.

3-й ребенок. Второй треугольник я положил широкой стороной вниз.

4-й ребенок. Третий треугольник я положил широкой стороной вверх.

Педагог. Кто хочет рассказать о своей работе от начала до конца?

Затем педагог дает детям еще по одному треугольнику и предлагает составить из четырех треугольников любую фигуру. Дети рассказывают, что у них получилось и как они это сделали.

Занятие 18

Часть I

1. Упражнения для развития выразительности мимики, жестов, движений

Педагог предлагает детям вообразить, что выпал пушистый снег.

— Мы вышли на улицу поиграть в снежки. Слепили снежок, бросили его подальше, потом еще снежок, еще. Теперь погреем руки, подышим на них. У нас и ноги замерзли — постучим одной ногой о другую. Вернулись в группу. Улыбнулись друг другу!

2. Артикуляционные упражнения

• «Окошечко в домике открылось»;

• « Улыбка-дудочка »;

• «Маятник».

3. Развитие речевого дыхания

— Стояла на горе старая ветряная мельница. Когда дул ветер, у нее крутились крылья: «ц-ц-ц». Со всей округи привозили зерно на мельницу, чтобы смолоть его на муку, а обратно увозили на телегах мешки с мукой. А колеса нагруженной телеги пели: «ц-ц-ц».


Детям предлагается найти на рисунке мельницу (верх рисунка), мысленно (в воздухе) поставить на нее указательный палец правой руки и произнести на одном дыхании серию звуков «ц», сопровождая это движением указательного пальца по «звуковой дорожке» в умеренном темпе до телеги с мешками (низ рисунка).

Упражнение повторяется с движением указательного пальца левой руки от телеги с мешками (низ рисунка) до мельницы (верх рисунка).

4. Развитие предпосылок к формированию фонематических процессов

Педагог произносит слова: цапля, кольцо, царь, воробей, синица, гусеница, колодец, певец, цыпленок, умница, машина, дерево, мельница и др.

Услышав слово со звуком «ц», дети должны присесть.

5. Формирование речевого голоса, отработка четкого произнесения и артикуляции звука «ц», развитие элементов интонационной выразительности

— Прослушайте потешку. Слушайте внимательно, какой звук я выделяю голосом?

Как у нашего крыльца

Целый день стоит овца.

— Обратите внимание, как правильно произносится звук «ц».

— Произнесите этот звук, четко артикулируя.

— Выделите ударный слог в слове крыльцо.

— Повторите потешку, отхлопывая ритм.

— Расскажите потешку без голоса (звук «выключен»), четко артикулируя каждый звук.

— Повторите ее тихо — так, как листья шелестят на деревьях.

— А теперь — громче, как будто у деревьев колышутся ветви.

— И очень громко: налетел сильный ветер, и деревья раскачиваются на ветру.

— Повторите потешку сердито, овца хотела листья с дерева ощипать.

— А теперь ласково: вы любуетесь деревьями.

— И низким голосом, как сказал бы папа.

— Расскажите ее высоким голосом, как поет маленькая птичка.

— А теперь — умеренным голосом, как вы беседуете между собой.

— Повторите потешку медленно: дети идут не спеша.

— А теперь быстро: дети побежали.

Далее работа продолжается в подгруппах (по рядам).

Часть II

Оборудование и материалы: по 4 равнобедренных треугольника в конверте для каждого ребенка; песочные часы (1 мин); плакат с изображением домика, составленного из 4 треугольников.


— Положите перед собой два треугольника и соедините широкую сторону одного треугольника с широкой стороной другого.

— Какая геометрическая фигура у вас получилась? (Квадрат.)

— Расскажите, как вы составляли фигуру.

— Теперь положите перед собой оставшиеся два треугольника и соедините их короткими сторонами.

— Какая геометрическая фигура у вас получилась? (Большой треугольник.)

— Расскажите, как вы составляли эту фигуру?

— Рассмотрите плакат. Что на нем изображено? (Домик.)

— Мы уже составляли домик. Вспомните, сколько треугольников потребовалось тогда, чтобы составить домик? (Три треугольника.)

— Посмотрите на плакат. Сколько треугольников потребовалось, чтобы сделать такой домик? (Четыре треугольника.)

— Из каких частей состоит домик? (Из крыши и главной части.)

— Сколько треугольников потребуется, чтобы сложить главную часть дома? (Два треугольника.)

— Какая геометрическая фигура из них получилась? (Квадрат.)

— Сколько треугольников потребуется, чтобы составить крышу дома? (Два треугольника.)

— Какая геометрическая фигура из них получилась? (Большой треугольник.)

— Составьте домик из тех частей, которые вы уже сложили.

— Все справились с заданием?

Далее педагог просит 1-2 детей рассказать, как они строили дом, от начала до конца.

— Слушайте внимательно своих друзей, дополняйте рассказ, исправляйте.

Затем педагог предлагает детям составить из четырех треугольников любой домик — такой, какой им нравится.

Занятие 19

Часть I

1. Упражнения для развития выразительности мимики, жестов, движений

Педагог предлагает вообразить, что дети попали в сказку и стали хитрыми лисами.

— Лиса ходит, мягко ступая, не спешит, она хитро улыбается, любуется собой. Но вот она задумала зайчика выгнать из избушки, стала сердитой. Когда пришел петушок — испугалась. Но вы же знаете, что сказка закончилась для зайчика хорошо. Улыбнитесь друг другу.

2. Артикуляционные упражнения

• «Окошечко в домике открылось»;

• «Улыбка-дудочка»;

• «Конфета».

3. Развитие речевого дыхания

Девочке Ксюше подарили большой красивый воздушный шарик. Играла Ксюша с шариком, выпустила веревочку, и шарик улетел. Летел шарик долго-долго, высоко-высоко и однажды почувствовал, что стал шипеть: «ш-ш-ш». Понял шарик, что из него стал выходить воздух. Стал шарик спускаться все ниже и ниже. И увидел он, что летит над морем. Волны обрадовались шарику, зашумели: «ш-ш-ш», подхватили его и унесли далеко-далеко. А девочке Ксюше подарили еще один шарик, но она его уже не отпускала.


Детям предлагается найти на рисунке верхнюю точку (шарик), мысленно (в воздухе) поставить на нее указательный палец правой руки и произнести на одном дыхании серию звуков «ш», сопровождая это движением указательного пальца по «звуковой дорожке» в умеренном темпе до нижней точки (конец веревочки).

Упражнение повторяется с движением указательного пальца левой руки от нижней точки до верхнего рисунка (шарик).

4. Развитие предпосылок к формированию фонематических процессов

Педагог произносит слова: шапка, шляпа, башня, каша, жук, санки, елка, шкаф, шишка, зонт, ландыш, малыш, ранец, платье, карандаш и др.

Услышав слово со звуком «ш», дети должны спрятать руки за спину.

5. Формирование речевого голоса, отработка четкого произнесения и артикуляции звука «ш», развитие элементов интонационной выразительности

— Прослушайте потешку. Слушайте внимательно, какой звук я выделяю голосом?

Петушок-петушок,

Золотой гребешок,

Выгляни в окошко,

Дам тебе горошка.

— Обратите внимание, как правильно произносится звук «ш».

— Произнесите этот звук, четко артикулируя.

— Выделите ударный слог в слове петушок.

— Расскажите потешку без голоса (звук «выключен»), четко артикулируя каждый звук.

— Повторите ее тихо.

— А теперь громко, как поет петушок.

— А теперь умеренным голосом, как мы беседуем друг с другом.

— Расскажите ее весело: петушок радуется горошку.

— А теперь ласково, как пела петушку лиса.

— И низким голосом, как бы сказал медведь.

— А теперь — высоким голосом, как мышка.

— Повторяем потешку в разном темпе: медленно, умеренно, быстро.

Далее работа продолжается в подгруппах (по рядам).

Часть II

Оборудование и материалы: по 4 равнобедренных треугольника в конверте для каждого ребенка; плакат с изображением бабочки, составленной из 4 треугольников; песочные часы (1 мин).


— Рассмотрите плакат. Что на нем изображено? (Бабочка.)

— Сколько треугольников потребовалось, чтобы составить такую бабочку? (Четыре треугольника.)

— Какая геометрическая фигура получилась из двух треугольников слева? (Большой треугольник.)

— А какая геометрическая фигура получилась справа? (Тоже большой треугольник.)

— Куда «смотрят» широкие стороны больших треугольников? (Широкая сторона одного треугольника «смотрит» влево, другого — вправо.)

— Все запомнили, как выглядит бабочка?

Педагог убирает плакат. Детям дается 1 минута, чтобы составить бабочку из своих треугольников (время определяется по песочным часам).

Тот, кто выполнил работу, встает у своего стола. По истечении отведенного времени педагог вывешивает таблицу и предлагает детям сравнить свою работу с образцом.

Дети, допустившие ошибки, еще раз сравнивают свою работу с образцом, находят ошибки и исправляют их.

Далее педагог просит рассказать детей о том, как они выполняли задание. При этом он обращает внимание детей на то, что рассказ должен быть развернутым, последовательным высказыванием.

— Сколько треугольников тебе потребовалось, чтобы выполнить задание?

— С чего ты начал составлять бабочку?

— Сколько потребовалось треугольников, чтобы сделать одну ее часть? Вторую?

— Какие получились геометрические фигуры слева и справа?

Занятие 20

Часть I

1. Упражнения для развития выразительности мимики, жестов, движений

Педагог предлагает детям вообразить, что у него в руках волшебная палочка. Взмахнет палочкой — дети начнут плясать и играть; взмахнет еще раз — дети застывают на месте. Педагог предлагает детям следить за палочкой, быть внимательными. После игры дети должны улыбнуться друг другу.

2. Артикуляционные упражнения с одновременным движением кистей рук

• «Окошечко в домике открылось»;

• « Улыбка-дудочка »;

• «Качели».

3. Развитие речевого дыхания

Жил в лесу большой жук. Жужжал он низким голосом: «ж-ж-ж». И все его боялись. А этот жук был добрый, никого не обижал. В этом же лесу жил маленький жук, и жужжал он тоненьким голоском: «ж-ж-ж». И вот большой жук пригласил в гости маленького жука. Маленький жук сначала испугался, а потом полетел к большому жуку домой, и они стали друзьями.


Детям предлагается найти верхнюю точку рисунка (большой жук), мысленно (в воздухе) поставить на нее указательный палец правой руки и произнести на одном дыхании серию звуков «ж», сопровождая это движением указательного пальца правой руки по «звуковой дорожке» в умеренном темпе до нижней точки (листок с маленьким жуком).

Упражнение повторяется с движением указательного пальца левой руки от нижней точки (листок с маленьким жуком) до верхней точки рисунка (большой жук).

4. Развитие предпосылок к формированию фонематических процессов

Педагог произносит слова: жук, жаба, пижама, забор, сук, гора, лыжи, пожар, этажи, кожа, Жора, самокат, пирожок, гаражи, ножи, жвачка и др.

Услышав слово со звуком ж, дети должны хлопнуть ладошками по коленкам.

5. Формирование речевого голоса, отработка четкого произнесения и артикуляции звука ж, развитие элементов интонационной выразительности

— Прослушайте потешку. Слушайте внимательно, какой звук я выделяю голосом?

Жарко жуку

Лежать на боку.

— Обратите внимание, как правильно произносится звук ж.

— Произнесите этот звук, четко артикулируя.

— Выделите ударный слог в слове жарко.

— Расскажите потешку, отхлопывая ритм.

— А теперь без голоса (звук «выключен»), четко артикулируя каждый звук.

— А теперь тихо, словно по секрету.

— Повторите потешку громко, чтобы все слышали.

— А теперь сердито: мама вас ругает за то, что вы испачкались.

— И ласково: бабушка вас пожалела.

— Расскажите ее низким голосом, как большой медведь.

— А теперь — высоким голосом, как мышка.

Далее работа продолжается в подгруппах.

Часть II

Оборудование и материалы: по 4 равнобедренных треугольника в конверте для каждого ребенка; песочные часы (1 мин);

3 плаката с изображением елочек, составленных из 4 треугольников.


— Рассмотрите первый плакат. Что на нем изображено? (Елочка.)

— Как на нем расположены треугольники? (Широкой стороной вниз, друг под другом.)

Педагог убирает плакат. Детям дается 1 минута, чтобы составить такую же елочку (время определяется по песочным часам).

— Рассмотрите второй плакат.

— Сколько потребовалось треугольников, чтобы составить такую елочку? (Четыре треугольника.)

— Какая геометрическая фигура получилась из двух треугольников в нижней части второй елочки? (Большой треугольник.)

— Чем отличается вторая елочка от первой? (У первой елочки треугольники лежат друг под другом, а у второй — два треугольника, как у первой, а из двух других треугольников составлен большой треугольник.)

Педагог убирает плакат. Детям дается 1 минута, чтобы составить вторую елочку.

— Из каких геометрических фигур составлена вторая елочка? (Из двух маленьких треугольников и одного большого.)

— Рассмотрите третью елочку.

— Сколько треугольников потребовалось, чтобы составить такую елочку? (Четыре треугольника.)

— Из каких частей состоит эта елочка? (Из двух больших треугольников.)

— Как быстрее составить такую же елочку?

— Нужно ли разбирать большой треугольник? (Нет.)

— А что нужно сделать? (Из двух верхних треугольников составить один большой.)

Педагог убирает плакат. Детям дается 1 минута, чтобы составить третью елочку.

Тот, кто выполнил работу, встает у своего стола. По истечении 1 минуты педагог вывешивает плакат и предлагает детям сравнить их работу с образцом.

Дети, допустившие ошибки, еще раз сравнивают свою работу с образцом, находят ошибки и исправляют их.

Далее педагог просит 2-3 детей рассказать о том, как они выполняли задание (о первых двух елочках — по памяти, третью дети видят перед собой). Каждый ребенок рассказывает о составлении любой из этих елочек — по выбору.

Далее детям предлагается составить любые фигуры из четырех треугольников.


 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру