Осень — огненная белка
Цель:
1. Развитие слухового и зрительного восприятия
2. Развитие внимания и памяти
3. Развитие мышления и речи (активизация и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя и навыков связной речи)
4. Развитие общей и мелкой моторики
5. Совершенствование коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим
Оборудование: картинки «Осенние месяцы», фотографии лесных жителей, птиц; «Из чего — какой?», «Дорисуй», «Что купила белочка в магазине», «Овощи».
Ход занятий
1. Оргмомент
2. Вводная беседа с использованием картинок «Осенние месяцы».
Назовите осенние месяцы по порядку, чем они отличаются друг от друга.
3. Продолжение беседы
После первых заморозков жизнь насекомых замирает. Не видно муравьев, они собираются в глубине муравейника и закрывают в него входы.
Осенью все население шмелиной семьи вымирает, остаются только молодые шмели, которые, перезимовав, весной построят новое гнездо.
В сентябре в лесу можно найти много выпавших перьев: птицы линяют, старые перья выпадают, а новые зимние окрашены более тускло. Это делает птиц незаметнее.
В начале осени, когда насекомых становится меньше, улетают стрижи и ласточки, ведь они питаются только насекомыми. Другие птицы меняют корм: охотно клюют ягоды, плоды и зерна.
Собираются в стаи, готовятся к отлету в теплые края журавли, грачи и кукушки. Последними улетают гуси, утки и лебеди. Пока водоемы не замерзли, корма им хватит. Зовут сентябрь «месяцем птичьих стай».
Готовятся встретить суровую зиму звери. Строят норы, делают запасы. Белки и зайцы начинают линять — шубки менять с летних на зимние. У зимних шуб и мех погуще, попышней и цвет более подходит к зимней природе.
Медведь по лесу бродит, ест спелые ягоды, орехи и желуди, нагуливает на зиму жирок.
Кроты и мыши запасаются колосками. Барсук собирает коренья и грибы. Просушивает их возле своей норы, раскладывая на стволах деревьев.
Белочка делает запасы в дуплах, в расщелинах коры и под корнями деревьев. Волк и лиса зимой не спят и запасов осенью не делают.
Осень
Осень — огненная белка.
В желтых травах вдоль опушки
Подожгла кустарник мелкий
И осинника верхушки.
По стволам взбираясь быстро,
Прячет на зиму орех
Сыплет огненные искры
Рыжевато-красный мех.
И с вершин слетая смело,
Удирая наутек,
Зажигает то и дело
Золотистый огонек.
Вопросы и задания
Почему сентябрь называют «месяцем птичьих стай»?
Какие птицы готовятся к отлету в теплые края?
Как готовятся к зиме животные?
4. Отгадай загадки:
Угадайте, что за птичка —
Темненькая невеличка.
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста.
(Ласточка)
Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы?
(Белка)
5. Физкультминутка «Мы - осенние листочки»
Мы — осенние листочки. (Дети стоят в кругу, держатся за руки.)
Мы на веточках сидели. (Медленно поднимают руки вверх, затем плавно опускают вниз.)
Дунул ветер – мы цепочкой (Дети поворачиваются в сторону водящего.)
Друг за другом полетели (Быстро движутся по кругу на носочках.)
Полетели, полетели
И на землю сели. (Садятся на корточки.)
Ветер снова набежал (Встают на носочки, тянутся за руками.)
И листочки все поднял
Повертел их, покрутил (Кружатся вокруг себя.)
И на землю опустил. (Садятся на корточки.)
6. Продолжение беседы
С полей и огородов убирают урожай овощей: картофеля, капусты, свеклы, моркови. А в садах срывают с веток румяные спелые яблоки. В народе говорят: «Красна весна цветами, а осень плодами».
Почему так говорят «Красна весна цветами, а осень плодами»?
7. Упражнение «Из чего — какой?»
Обведи пунктирные линии и назови, из каких фруктов и что приготовила мама. Какой это сок (варенье, пирог, компот)? (Яблочный пирог. Сливовое варенье. И т. д.)
8. Упражнение «Что купила белочка в магазине»
Рассмотри рисунки. Сравни их и назови, что увезла белочка из магазина.
9. Упражнение «Овощи – форма, что можно приготовить»
10. Итог занятия.
© Все права защищены
http://www.portal-slovo.ru