Лады

Урок 34

1. Проверка домашнего задания.
2. Объяснение понятия "лады" (сказка "Два брата").
3. Выполнение заданий 29, 30, 31.
4. Разучивание пьесы И. X. Баха "Модерато" (2-я часть).
5. Слушание пьесы Ж. Векерлена "Детская песенка".

* Перемена. "Сказка про невидимку".

Два брата
Сказка

В давние-давние времена в сказочной стране под названием Звукландия правил король Дин-дон Седьмой. Больше всего на свете он любил спать да скучать.

Бывало сядет он на свой трон и скучает.
От скуки ногами поболтает,
От скуки прикажет печенье подать,
А солдатам — песню запевать.
Солдаты были у него необычные —
Все, как один, певцы отличные.
И за это, кстати сказать,
Стал Дин-дон их Звуками звать.

Споют Звуки королю одну песню, другую,
Король захрапит, и звуки тоже на боковую.
Спят себе до утра.
Утром встанут, крикнут: "Ура!"

Король проснется,
С боку на бок повернется,
И все заново начнется:
Скука, печенье, солдатское пение.
От этой жизни звуки до того обленились,
Что петь как следует совсем разучились.

Король был ужасно огорчен.
Даже скучать перестал он.
Заставляет их петь и так и сяк,
А они не хотят никак.

Но вот однажды прибыли в Звукландию из далекой страны Ладии два брата-Лада. Один был веселый плясун-хохотун, другой грустный, задумчивый. Веселого звали Мажор, а грустного Минор. Мажор и Минор о беде короля узнали и решили помочь ему.

Во дворец явились,
Королю, как положено, поклонились.
— Здравствуй, Дин-Дон, — говорят. —
Хотим послушать твоих солдат.
— А ну, — скомандовал Звукам король, —
Запевать все изволь!
Раз, два! Раз, два!
Запели Звуки, кто в лес, кто по дрова.
Не выдержали этой музыки братья,
Закричали на два голоса: "Хватит!"
— Давай, — говорят, — Дин-дон, мы тебе поможем,
Из Звуков твоих песню ладную сложим.
Выстроил мажор Звуки в ряд —
Получился звукоряд.

Скомандовал им Мажор: "На тон, полутон рассчи-и-тайсь!" Звуки быстренько рассчитались:

— ТОН, ТОН, ПОЛУТОН, ТОН, ТОН, ТОН, ПОЛУТОН.
— Запевай! — скомандовал Мажор. Звуки запели:

См. Приложение:
Все дружно встали в ряд, получился звукоряд.
Не простой мажорный, радостный, задорный.

Кончили Звуки петь. Шагнул вперед Минор, скомандовал: "На тон, полутон рассчи-и-тайсь!" Звуки сразу почему-то загрустили, нехотя рассчитались:

— ТОН, ПОЛУТОН, ТОН, ТОН, ПОЛУТОН, ТОН, ТОН.

— Запевай! — скомандовал Минор. Звуки запели:

См. Приложение:
Мы минорный звукоряд, грустный звуков длинный ряд.
Песня грустную поем и сейчас мы заревем.

С тех пор наступил порядок в Звукландии.
Дин-Дон по-другому жить стал,
Под новую музыку спать перестал.
Загрустит он — Минор явится,
Захочет веселиться — Мажор появится.
Стали Звуки жить ладно,
И песни зазвучали складно.

Задание 29
Запомни: среди звуков, из которых сложена мелодия, должно быть согласие, порядок, они должны как бы ЛАДИТЬ между собой.
БЕЗ ЛАДА НЕТ МЕЛОДИИ.

Задание 30
Послушай и скажи, в каком из этих примеров есть лад, а в каком нет.
См. Приложение.

Задание 31
Послушай и скажи, какая из пьес написана в мажорном ладу, а какая в мажорном.

Колыбельная.
Е. Юцевич

Баюшки-баю
Д. Г. Тюрк

Детская песенка
Ж. Векерлен
Воробьишка утром рано
Солнце радостно встречал.
Но ему сказала мама,
Что б он громко не кричал:

— Если будешь так шуметь -
Горло может заболеть.
Я прошу тебя, сыночек,
Чуть потише песню петь.

Сказка про невидимку
Рассказать вам про невидимку? Тогда слушайте.
Невидимка — это такая паучиха. Она маленькая-маленькая, ну совсем крошечная, меньше макового зернышка. Ни ее, ни паутинки, которые она плетет, увидеть невозможно. Зато можно увидеть дела невидимки. Паутины у нее хоть и тонкие, но зато очень прочные. Расставляет она их возле каждого человека и ждет заветных слов — НЕ ХОЧУ, НЕ БУДУ. Стоит только ей услышать, что эти слова произносятся хнычущим голосом, она тут же накидывает на человека свою паутину и все больше, больше с каждым днем укутывает ею свою жертву. Спастись от этой невидимки можно, если только разозлиться на нее как следует, сказать очень твердо: "ХОЧУ! БУДУ!" — и взяться за дело. Тогда паутина упадет сама собой. Помнить про невидимку надо постоянно, а потому любое дело следует делать хорошо и с желанием, тогда она будет не страшна. Догадались, как ее зовут?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Выучи, как строились солдаты в ряд по команде братьев — Мажора и Минора.
2. От звука СОЛЬ построй мажорный звукоряд и от звука РЕ — минорный.
3. Выучи пьесу И.Х. Баха "Модерато".
4. Повтори "Чешскую польку" (обе партии).
5. Выучи наизусть стихотворение К. Смирновой "Доброе дело" и умей выразительно его прочитать.

Доброе дело
Я вышел на улицу, глянул вперед —
Старушка тяжелую сумку несет.
Навстречу старушке скорее бегу: —
Давайте, бабуля, я Вам помогу.

По улице шумной тихонько идем,
О маме, о школе беседу ведем.
Вот так незаметно мы к дому пришли
И сумку на пятый этаж принесли.

Довольна старушка, доволен и я,
Ведь доброе дело я сделал, друзья.
А стареньким стану я тоже когда-то —
Мне так же помогут другие ребята.

К. Смирнова

См. Прложение.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру