Путешествие по Древней Руси. "Вольга и Микула"

Цель: Продолжать формировать представления о некоторых аспектах жизни древних славян на основе былины "Вольга и Микула". Упражнять в пересказе былины с помощью вопросов воспитателя. Закрепить в речи детей слова и выражения: оратай, сошка, ракитов куст, лихие люди. Упражнять в подборе слов на заданную тему. Развивать аналитическое и образное мышление. Воспитывать интерес к истории и культуре Древней Руси.

Материалы: Фишки-кружки с изображением колоска.

Ход:

В: Ребята, мы с вами уже опытные путешественники и где только не побывали, чего только не видали! Но вы знаете, что ещё очень много разных былин есть на Руси. И сегодня мы отправимся в следующую.

Звучит фонограмма криков петухов.

В. (зазывая):
Ку-ка-ре - ку-ка-ре-ку,
Не лежите на боку!
Добры молодцы, вставайте,
Девки, косы заплетайте,
Пастушок, в рожок играй -
Новый день скорей встречай!
Слышите? Это крики петухов. Раньше люди на работу вставали с первыми криками петухов. А скажите, чем занимались люди в Древней Руси? Почему люди вставали рано?

Д: Они вставали рано, чтобы успеть сделать много дел: воды принести, дров наколоть, печь растопить, скотину накормить. Раньше только земля кормила людей.

В: Молодцы! Вот в такое раннее утро мы с вами оказались в былине "Вольга и Микула". Итак, кто они такие?

Д: Вольга был знатный князь, а Микула - простой крестьянин.

В: Хорошо, так как же они такие разные встретились?

Д: Вольга ехал со своей дружиной собирать дань с городов, а Микула работал в поле, то есть на земле.

В: Я предлагаю поиграть в игру "Кто больше знает на тему "Земледелие".

За каждый правильный ответ ребёнок получает фишку-кружок с изображением колоска. Кто больше наберёт "колосков", тот - победитель. Примерные ответы детей: пахать, сеять, земля, урожай, пашня, соха, борозда, крестьянин, семена, лошадь и т.д.

В: Возвращаемся к былине. О чём был разговор между Вольгой и Микулой?

Д: Микула предостерёг Вольгу об опасности, рассказал, что в тех городах живут лихие люди. Вольга предложил ему отправиться с ним. Но Микула не хотел бросать сошку. Микула дёрнул её из земли и одной рукой вынул. Так засеял он поле пшеницей и поехали они.

В: Ребята, вы, конечно, поняли, что все крестьяне дорожили своими орудиями труда, а их было много.

Воспитатель загадывает загадки об орудиях труда и предметах быта.

• В лес идёт - домой глядит, из лесу идёт - в лес глядит. (Топор).
• Скоро ест и мелко жуёт, сама не глотает и другим не даёт. (Пила).
• Деревянная шея, железный клюв, стучит - тук, тук, тук. (Молоток).
• Я прыгаю по полотну и нитку длинную из уха, как паутину, я тяну. (Иголка с ниткой).
• Сама не ем, а людей кормлю. (Ложка).
• Из горячего колодца через нос водица льётся.(Чайник).

В: Сейчас я загадаю самую трудную загадку: в какой из русских народных игр в закличке встречается слово "житница"?

Дети отгадывают. Воспитатель предлагает поиграть в игру "Дятел". Дети выбирают водящего - дятла. Все встают в пары и образуют круг, дятел встаёт посередине. Играющие ходят по кругу и все вместе говорят слова:

Ходит дятел у житницы,
Ищет зёрнышко пшеницы.
Дятел отвечает: Мне не скучно одному,
Кого хочу, того возьму.

С этими словами он быстро берёт за руку одного из играющих и встаёт в круг. Оставшийся без пары встаёт в середину круга, он дятел. Игра повторяется.

После игры воспитатель предлагает закончить пересказ былины.

Д: Вольга Святославович оставил Микулу Селяниновича жить в городе и управлять им.

В: Мы побывали в этой былине, но ваши родители, бабушки, дедушки не все её знают. Давайте расскажем эту былину с помощью изобразительных средств.

Детям предлагается завершить коллективную работу коллаж по теме "Вольга и Микула".

Методические рекомендации "Все для детского сада"


 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру