В гостях у волшебницы Осени, или Что такое пейзаж настроения

В 2006 году исполняется 150 лет первому национальному музею русского искусства -Третьяковской галерее. Датой основания принято считать 1856 год. Именно в этом году двадцатичетырехлетний купец Павел Михайлович Третьяков, задавшийся целью создать коллекцию, которая в будущем могла бы перерасти в сокровищницу русского искусства, приобрел первые работы современных ему отечественных художников. "Для меня, истинно и пламенно любящего живопись не может быть лучшего желания как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, приносящего многим пользу, всем удовольствие...". А последней работой, купленной Третьяковым перед своей смертью (1898), был эскиз к картине "Над вечным покоем" великого пейзажиста Исаака Левитана. Примечательно, еще в 1880 году Третьяков разглядел в пейзаже девятнадцатилетнего художника "Осенний день. Сокольники" большой живописный талант. Картина эта стала первой из многих, которые впоследствии Третьяков приобретал у художника. А вот известное полотно "Владимирка" Левитан передал в дар галерее.

Произведения Левитана, этого признанного мастера "пейзажа настроения", легли в основу цикла музейно-педагогических занятий в Государственной Третьяковской галерее под названием "Времена года". Тема эта одна из базовых в программе по эстетическому воспитанию дошкольников средствами изобразительного искусства. Тем, кто заинтересован - речь идет  о педагогах дошкольного образования, руководителях изостудий и родителях, - предлагаем вниманию первое занятие из этого цикла. Посвящено оно осени. И будем помнить, что это только четвертая или пятая осень тех детей, с кем педагог проводит занятие. Сценарий занятия сопровождается методическими рекомендациями, указанием маршрута в музейном образовательном пространстве, опорными вопросами, заданиями и описанием музейно-педагогических игр.

Тема "Времена года" обычно захватывает внимание детей. Вероятно, она дает им возможность соотнести небольшой личный опыт переживаний и наблюдений с "картиной мира". Перед тем как дети войдут в Третьяковскую галерею, тут же, во дворике музея, педагог показывает им "пейзажный мотив": березку с пожелтевшей звенящей листвой, рябину с ярко-алыми ягодами, одетый в "багрец и золото" царственный клен. Этот уголок живой природы может послужить чувственным импульсом предстоящего переживания пейзажа в эстетико-образовательной среде музея. (Занятие в галерее по этой теме проводится на первом этаже - вход в экспозицию по малой боковой лестнице. Маршрут проходит по залам № 36, 39, 37 и вновь № 36, 35.) Вот на что надо обратить внимание: понятие "пейзаж настроения", вопреки расхожим представлениям, дети постигают с трудом. Здесь от педагога требуется определенный эмоциональный опыт и тренинг. В качестве индикатора настроения он может использовать образ человека в пейзаже. (В скобках отметим: понятие "ощущение настроения" появилось в истории искусств лишь во второй половине XIX века.) Увидев и ощутив настроение героев или представив образ осени в его антропоморфном виде, дети, несомненно, уже с интересом будут вести поиск настроения в самом пейзаже. Итак, с чего начинает занятие педагог? Конечно с вопросов.

Воспитатель. Что такое осень? Каковы ее приметы? Когда, после какого времени года она наступает? (Педагог мотивирует детей на концентрацию их представлений об осени.) Сегодня волшебница осень милостиво согласилась поиграть с вами, спрятавшись в картинах известных русских художников. Приготовила вам загадки, придумала особенные игры, "художественные". Но вначале, пожалуйста, ответьте на два вопроса: "За что вы любите осень?" и "За что вы не любите осень?". (Педагог обобщает и систематизирует ответы детей и выводит обсуждение в эстетическую плоскость.)

Большинство художников, поэтов, писателей, как и вы, любят осень. Любят за красоту и за то особенное настроение, которое она дарит. Александр Сергеевич Пушкин считал, что осень - это "очей очарованье". Именно осенью он создал множество самых проникновенных и прекрасных произведений. Осень приносила ему вдохновение. Скажу вам, что творческий человек в состоянии вдохновения способен создавать истинные шедевры, которые нас - зрителей, слушателей - восхищают, удивляют, радуют, тревожат. Вот вам задание: внимательно осмотритесь и найдите среди выставленных пейзажей два. Про один можно сказать словами поэта: "Унылая пора...", про другой - "Очей очарованье". А еще добавить: "Надо же, как этот мастер понимает природу! От его тихих задумчивых пейзажей так и веет спокойствием".

Большинство детей сразу отметят картины кисти Ефима Волкова "Болото осенью" (1871) и "Октябрь" (1883). (В Третьяковской галерее эти полотна расположены на левой стене зала № 36.) На каждом довольно легко выделить и сгруппировать те качественные характеристики осени, которые необходимы для ее оценки - негативной и позитивной.

Следующий зал (№ 39) - это уже черед сказки. Педагог подводит к картине М. Нестерова "Осенний пейзаж" (1906).

Воспитатель. Жила-была волшебница, и звали ее Осень. Была она могущественной и... капризной. Часто меняла свое настроение. В заколдованном мешочке (показ сумочки, украшенной аппликацией или подбором цветных лоскутков либо меха "осенней гаммы") хранила она свое главное сокровище - волшебную палочку. (Из сумочки извлекается большая мягкая кисть, обвитая парчовой золотой ленточкой.) Именно волшебная палочка помогала ей творить множество чудес. Дотронется она до листьев и... раз! Из зеленых они превращаются... Посмотрите на картину художника Нестерова "Осенний пейзаж". В какие?.. Правильно, в красные, коричневые, багряные, лимонные, желто-зеленые и даже лиловые и фиолетовые. (Кисть - волшебная палочка - в руках педагога "помогает" находить на картине все новые оттенки.) Дотронется палочкой до неба, и начинает небо плакать долгими и тяжкими слезами. Покрутит палочкой над головой - налетит ветер порывистый, безжалостно сорвет с деревьев наряд и то ли унесет его далеко, до реки, то ли, того хуже, бросит в придорожную грязь. Как вы думаете, какое настроение может быть у Осени, когда она заставляет плакать небо? Когда крутит палочкой над головой? (Ответы: грустное, печальное, тоскливое, плаксивое, слезливое, мрачное; гневное, вредное, озорное.)

Зимой Осень засыпала, укрывшись снежным толстым одеялом, а весной отправлялась на далекий ледяной и большой остров Гренландия. Все лето Осень гостила в ледяном дворце у одной сказочной королевы. Может быть, вы даже знаете, как ее зовут? Конечно, Снежная королева. Но каждый сентябрь она обязательно возвращалась, чтобы вновь проверить свою волшебную власть над природой.

Вы уже знаете, что осени поклоняются, как прекрасной даме, и художники, и поэты. Первые описывают ее красками, вторые восторгаются ею в стихах. Казалось бы, все ее хорошо знают. Казалось бы... Но только те люди, у кого волшебное зрение и слух, могут распознать ее приметы даже тогда, когда она затевает игру "в прятки". Сегодня эта гордая волшебница согласилась поиграть в прятки с вами. Но прежде перейдем к другой картине художника Михаила Нестерова. Называется она "Девушка у пруда. Портрет Н.М. Нестеровой" (1923). Знакомьтесь, юную героиню зовут Наташа. Это дочка художника. Он изобразил ее на берегу пруда на исходе лета. Пожалуйста, присмотри тесь и найдите в этой картине приметы спрятавшейся осени.

Рассмотрев картину, дети должны найти увядшие травинки, отцветшие цветы, обратить внимание на пожелтевшие листья на глади вод пруда, на то, что Наташе холодно и она накинула на плечи тонкую прозрачную косынку. Наблюдения детей педагог связывает с состоянием героини.

Скажите, какое настроение у Наташи? Холодно или тепло ей на скамейке у пруда? Спокойна она или взволнованна? Довольна или расстроена?

Педагог обращает внимание на напряженную позу девушки, на чуть тревожный взгляд, на руки, крепко прижатые к скамейке. Отметив ощущение холода, фиксирует внимание на платье Наташи - сине-голубого цвета. Так понятие "холодный цвет" получает необходимую "чувственную" поддержку. Желательно, чтобы дети сами попытались найти в самой картине ответ на вопрос "Почему Наташе грустно?". Выслушав различные предположения, педагог, исходя из темы "пейзаж настроения", подводит итог.

Воспитатель. Скоро придет осень, и Наташе жаль расставаться с радостными и теплыми днями уходящего лета. Возможно, ей кажется, что осенью ее ждут только печаль и тревога...

Одну загадку мы уже отгадали, но Волшебница Осень приготовила нам новую. Чтобы разгадать ее, мы должны внимательно рассмотреть картину художника Исаака Левитана "Осенний день. Сокольники" (1879). Отправимся на свидание с ней в следующий зал.

Зал № 37 наиболее значим для проведения занятия "В гостях у Волшебницы Осени", так как в нем представлены работы Левитана - непревзойденного мастера пейзажа настроения. Возле полотна "Осенний день. Сокольники" педагог продолжает сказывать сказку.

Воспитатель. Как-то, гуляя по осеннему московскому парку Сокольники, молодой художник Левитан - ему тогда было девятнадцать лет - заметил, что его тоскливое настроение, от которого хотелось злиться и плакать, сродни настроению самой Осени. В тот день она яростно срывала с деревьев последние листочки, гнала по дорожкам облетевшую листву, разрывала в клочья облака на небе, хмуро глядела на землю и даже рыдала от обиды и бессилия. Быстро схватив кисть, художник тут же принялся за работу. Он красками написал пейзаж, в котором так совпали его настроение и то, что он ощутил в настроении Осени. Ему даже казалось, что они с Осенью ведут беседу и делятся своими переживаниями.

Но молодой живописец очень боялся, что люди не поймут этого разговора, который он изобразил на холсте. Тогда он попросил своего друга, тоже художника, вписать в этот пейзаж фигурку девушки, но так, чтобы зрителю сразу стало ясно: у нее такое же настроение, как у этой хмурой Осени. Посмотрите! Девушка хочет убежать от злой и заплаканной Осени, ведь и у нее самой на душе так ненастно. Но куда бежать? Она не знает... Поможем ей? Наверняка она забыла, что Осень изменяет свое настроение. Посмотрите на соседнюю стену (здесь представлены "хрестоматийные" пейзажи Левитана "Март", "Весна. Большая вода", "Золотая осень") и выберите из пейзажей тот, в который вам бы хотелось увести и согреть заплаканную девушку. Уведите ее туда, где Левитан показывает, что осень бывает не "простая", а "золотая".

Возле картины "Золотая осень" (1895) какое-то время выдерживается "созерцательная пауза". Затем дается краткое, но "живое" описание пейзажа, которое можно дополнить стихами Ивана Бунина.

Воспитатель.
Лес, словно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой пестрою стеной
Стоит над солнечной поляной.

Это стихи большого русского поэта Ивана Бунина. Они удивительно созвучны картине Левитана. Посмотрите, как торжественно предстают перед нами деревья в роскошном золотом убранстве; как к засыпающей речке, что на переднем плане, весело сбегают шумящие листвою шесть веселых березок. Они словно хотят полюбоваться в зеркале сонных вод своей быстро облетающей красотой. А багряный кустик уже опередил их и, кажется, пытается охладить в реке свои ярко горящие листья. Посмотрите на сонную речку. Куда она течет?.. Знаете, речка поможет вам найти березку, которая ищет уединения. Может быть, березка эта обиделась на своих бойких и шумных подруг? Вот и отбежала на другую сторону реки, где оказалась одна.

Вслед за этим можно перейти к композиционной игре "Оживление пейзажа". Усадив детей на банкетки, педагог предлагает им стать героями сказки-картины "Золотая осень". Пространство перед картиной превращается в игровую площадку: пол застилается голубым шарфом, так чтобы своими очертаниями он был похож на реку, изображенную Левитаном. Чтобы оживить пейзаж, педагог приглашает детей "войти в картину" в качестве персонажей. "Багряный кустик" приседает возле "реки". Педагог вместе с детьми, согласно композиции картины, корректирует его местоположение. Но у реки разместились еще два кустика. Эти роли могут взять на себя мальчики. Одна из девочек сыграет роль самой быстрой березки: она так же, как и мальчики, должна найти свое место в воображаемой картине. Вслед за ней "бегут" ее пять подружек - две пары и одна, что у самого края холста. Наконец, еще одна из девочек изобразит одинокую березку, ту, что стоит на противоположном берегу. Итак, в пейзаж "вошли" десять героев. А остальные? Это уже зрители. Их задача - сравнить композиции - ту, что на картине, и "живую схему" - и, если надо, скорректировать.

Воспитатель. Представили ли вы себя в роли героев картины? Что почувствовали? Какое место вы бы выбрали сейчас для прогулки в пейзаже И. Левитана "Золотая осень"? На какой стороне реки солнечная сторона, а где больше тени? Изменится ли у Золотой Осени настроение? "Заплачет" ли она дождливыми слезами? Понравилась ли вам игра?

Волшебнице Осени очень понравилось играть с вами, поэтому она подготовила вам сюрприз. Но чтобы получить от нее что-то на память, следует найти среди выставленных пейзажей тихий и укромный уголок леса, где можно пошептаться с Золотой Осенью. (Чтобы облегчить задание, подведите детей к картине Ильи Остроухова "Золотая осень", 1887.) Молодцы! Нашли такой уголок леса, в котором Осень любит отдыхать. Здесь, наверное, очень тихо. Но если прислушаться, можно услышать какие-то звуки... И вот вам задание: найдите, пожалуйста, тех кто "разговаривает" в тихом лесу на картине Ильи Остроухова "Золотая осень"? Конечно! Это болтливые сороки-белобоки, а еще?..

Педагог достает сюрприз - "осенний волшебный мешочек", наполненный отсыревшими листьями, и просит "поймать тишину". В тишине очень выразительно прозвучит шорох сухих листьев. Можно пофантазировать и далее: "О чем шепчутся листья с Осенью в лесу?". Предложите детям вспомнить: как пахнет осенняя листва? Дайте возможность каждому ощутить запах Осени.

На прощанье дети обязательно выберут на память свой осенний листок. Однако прежде им надо проводить Осень, попрощаться с нею. "Прощание" в Третьяковской галерее происходит в залах № 36 и 35.

В зале № 36 дети рассматривают картину Константина Первухина "Осень на исходе" (1887). Это уже не "золотая" праздничная осень, это предзимье, последний осенний месяц - ноябрь. Деревья окончательно сбросили свой наряд... Они такие беззащитные в своей обнаженности на фоне хмурого серого неба. На земле уже почти не видно листвы; ждет она, когда ее накроет мягкое пуховое покрывало снега.

"Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день.
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора".

Читая эти строчки из романа "Евгений Онегин", педагог подводит детей к картине Алексея Степанова "Журавли летят" (1891). Стихи Пушкина педагог подает не как поэтический комментарий, а как камертон настроения этого пейзажа и поясняет: "Картина написана более 100 лет назад. Ее герои - бедные крестьянские дети. Да, и одежда у них другая, и жизнь другая. Но дети есть дети: они с такой же тоской и надеждой, как и вы, провожают осеннюю стаю летящих журавлей. Скажите, журавли прилетают к нам на зиму или улетают? О чем думают дети? Что они чувствуют, провожая журавлей взглядом? Куда птицы летят? Вернутся ли журавли в эту деревню? Если да, то когда это случится? (Ответы.)

Волшебница Осень тоже прощается с нами. Зимой, как мы уже узнали из сказки, она будет спать под снежным покрывалом. Теперь нам осталось только найти пейзаж, где она встречается с зимой и просит укрыть ее снежной пеленой. (В зале № 35, где представлены работы В. Поленова, дети безошибочно находят пейзаж "Ранний снег".)
У картины Поленова, присев на банкетки, дети выбирают "на память" осенний листок. Педагог обращает внимание: "Среди множества листьев вы не подберете пару листочков, одинаковых по цвету или по форме...

На прощанье я попрошу вас назвать цвет "своего листочка" и определить, какой привет он передает от Осени - жаркий или огненный, горячий или игривый, унылый или скучный, прохладный, свежий или сухой".
Концовка занятия вновь обращает ощущения детей к представлению и понятию "пейзаж настроения".

Журнал "Дошкольное воспитание", № 7, 2005


 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру