Конспект занятия по сказке «У страха глаза велики»

Вниманию читателей предлагаем примерный ход занятия, основная задача которого - познакомить детей старшего дошкольного возраста с бытовой сказкой "У страха глаза велики".

Цель. Дать представление о композиции сказки - присказка, завязка, приключения, повторения, концовка; показать, что при всей простоте повествования, нарочитой выдумке действует логика.

Материал. Цветные карандаши, бумага для рисования - по числу детей.

Ход занятия
Воспитатель. Скажите, любите ли вы сказки? Вижу, все любят! А какие? (Ответы.) Телевизионные мультфильмы не называйте. Сказки - это произведения, которые слушают. Бабушка, или мама, или артист со сцены рассказывает вам сказку вслух, а вы сидите смирно, ничего не говорите и - слушаете... Кто мне скажет, как обычно заканчиваются сказки? Правильно, если свадьба - это женятся хорошие, добрые герои. А что со злыми происходит? Верно, их наказывают. А оставшиеся герои живут и поживают и... кто подскажет?.. Правильно, добра наживают! Если же дело кончается пиром? Что говорит рассказчик... Конечно: "Я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало".

Скажите, как обычно начинается сказка? Правильно, "Жили-были...", "В некотором царстве, в некотором государстве...", "Жили-были дед да баба...". Вот сказка "Крошечка-Хаврошечка", если кто ее помнит, начинается так: "Есть на свете люди хорошие, есть и похуже, есть и такие, которые своего брата не стыдятся". Такое вот необычное начало. И сразу ясно, что речь пойдет о людях злых: злой мачехе и ее дочках - Одноглазке, Двуглазке и Трехглазке. Послушайте, пожалуйста, что я вам прочитаю: "Вот диво - так диво! На море, на океане, на острове Буяне стоит древо - золотые маковки. По этому древу ходит кот Баюн: вверх идет - песню заводит, вниз идет - сказки сказывает...". Ничего вам не напоминает этот отрывок? Кто "идет направо - песнь заводит, налево - сказку говорит"? Правильно, молодцы, кот ученый, о котором нам рассказал Александр Сергеевич Пушкин. И вы, наверное, тоже знаете, как любил Пушкин слушать сказки своей няни Арины Родионовны. Это она ему сказывала в детстве и о русалках, и о царе Кощее, и о Бабе Яге, и о богатырях... Основа сказок Пушкина народная - с их приключениями, повторениями, присказками. Что означают слова "приключения", "повторение", вы мне, пожалуйста, объясните. (Ответы.) А вот что означает "присказка"? Не знаете. Это вроде еще и не сказка, а так, подготовка к ней, разминка. Вот то, что я вам прочла про кота Баюна, - это присказка. Или другая присказка: "Начинается сказка, начинается побаска - сказка добрая, повесть долгая, не от сивки, не от бурки, не от вещего каурки, не от молодецкого посвисту, не от бабьего покрику...". Вот третья присказка: "На море, на океане, на острове Буяне стоит древо - золотые маковки...". Или: "В тридевятом царстве, в тридесятом государстве снег горел, соломой тушили, много народу покрушили, тем дела не порешили". Присказка может быть чудесная, а может - веселая, потешная. И кончается обычно словами: это еще не сказка, а присказка, сказка вся впереди.

Вот и у нас сказка вся впереди. Называется она "У страха глаза велики". (Чтение сказки.

Желательно с описания ведер голосом обозначать размеры героев - от баса ("У бабушки были ведра большие...") до самого тоненького, "мышиного" писка - "у мышки - с наперсточек". То же самое при описании источников воды и плесканья воды в ведрах. А вот концовку "У страха глаза велики: чего нет, и то видят" прочитать насмешливо.)

"Жили-были бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-клохтушка и мышка-но-рушка.

Каждый день ходили они за водой. У бабушки были ведра большие, у внучки - поменьше, у курочки - с огурчик, у мышки - с наперсточек.

Бабушка брала воду из колодца, внучка - из колоды, курочка - из лужицы, а мышка - из следа от поросячьего копытца.

Назад идут, у бабушки вода трё-ё-х, плё-ё-х! У внучки - трех! плёх! У курочки - трёх-плёх! У мышки - трёх-трёх-трёх! плёх-плёх-плёх!

Вот раз наши водоносы пошли за водой. Воды набрали, идут домой через огород. А в огороде яблонька росла, и на ней яблоки висели. А под яблонькой зайка сидел. Налетел на яблоньку ветерок, яблоньку качнул, яблочко хлоп - и зайке в лоб!

Прыгнул зайка, да прямо нашим водоносам под ноги.

Испугались они, ведра побросали и домой побежали. Бабушка на лавку упала, внучка за бабку спряталась, курочка на печку взлетела, а мышка под печку схоронилась.

Бабушка охает:
- Ой! Медведище меня чуть не задавил!

Внучка плачет:
- Бабушка, волк-то какой страшный на меня наскочил!

Курочка на печке кудахчет:
- Ко-ко-ко! Лиса ведь ко мне подкралась, чуть не сцапала!

А мышка из-под печки пищит:
- Котище-то какой усатый! Вот страху я натерпелась!

А зайка в лес прибежал, под кустик лег и думает:
"Вот страсти-то! Четыре охотника за мной гнались, и все с собаками; как только меня ноги унесли!".

Верно говорят: "У страха глаза велики: чего нет, и то видят".

Воспитатель
Скажите, сказка эта смешная или грустная? (Ответы.) Можно назвать ее волшебной? (Ответы.) Да, волшебства тут никакого нет, никто на ковре-самолете не летает, на царевне не женится. Простая бытовая сказка, где вместе с бабкой и внучкой действуют зайчик, курочка, мышка. А все-таки сказка эта раскрывает правду. Ведь под личиной - маской зверей - выставлены характеры людей. Какие? (Ответы.) А как начинается сказка, так называемая присказка? (Ответы.)

Скажите, откуда брала воду бабушка? (Ответы.) Откуда брала воду внучка?.. Не запомнили это слово "колода". Оно и понятно. Ушло слово "колода" из современной речи. Колода - это такое толстое бревно, середина которого выдолблена и залита водой. Не случайно внучка оттуда берет воду - в колоде воды меньше, чем в колодце. А почему курочка берет из лужицы? А мышка - из следа от поросячьего копытца? Какой он, этот след? (Ответы.) А есть ли в сказке повторы? Приведите примеры.
Как вы думаете, почему у бабушки вода в ведрах плескалась так: "трё-ё-х, плё-ё-х!", а у внучки - "трех! плёх!"? (Ответы.) Покажите, как идет бабушка и как идет внучка. А кто пробежится за курочку и за мышку?

Скажите, для чего все наши герои носили воду? Правильно, яблоньку поливали. И не только яблоньку. У них ведь и огород был, значит, грядки надо было полить. А что растет на огороде? Правильно, и капуста, и морковка, и репка. Наверное, потому там зайка и сидел - пришел морковкой полакомиться.

Кто первый испугался? (Ответы.} Верно, зайка. Его яблочко напугало, по голове стукнуло, а он уж кого испугал? (Ответы.)

Как обставлена изба, как вы думаете? (Ответы.) Конечно, обязательно лавки да печка. Лавки сначала делали из неструганого дерева. Затем доски научились обстругивать. Чтобы лавка была красивой, на ней выпиливали рисунки, разукрашивали. Из сказки мы узнали, что и бабушка, забежав в дом, сразу на лавку упала. И неслучайно: лавка-то низенькая. Курочка взлетела на печку - на лежанку высокую. А почему внучка на печь не полезла, а за бабку спряталась? Ну конечно, с перепугу - рядом с бабушкой не так страшно. А кто почудился зайке? (Ответы.) Помните, как называется наша сказка? Как заканчивается? Почему я так насмешливо прочла последнюю фразу? (Ответь.) Правильно, потому что основная мысль сказки - осмеять, осудить трусливых людей.

Можете ли вспомнить такой же случай из жизни, когда оказалось, что "у страха глаза велики"? (Ответы.)

А теперь я вам раздам карандаши и бумагу, чтобы вы нарисовали какой-нибудь эпизод из сказки, на выбор: "Бабушка, внучка, курочка и мышка идут за водой", "Яблочко хлоп - и зайке в лоб!", "Кто чего боится" и т.п.

В таком же плане можно провести занятие по сказке "Петушок - золотой гребешок и жерновцы". Вот ее текст.

"Жил да был себе старик со старухою, бедные-бедные! Хлеба-то у них не было. Вот они поехали в лес, набрали желудей, привезли домой и начали есть. Долго ли, коротко ли они ели, только старуха уронила один желудь в подполье. Пустил желудь росток и в небольшое время дорос до полу. Старуха заприметила и говорит:

- Старик! Надобно пол-то прорубить. Пускай дуб растет выше. Как вырастет, не станем в лес за желудями ездить, станем в избе рвать.

Старик прорубил пол. Деревцо росло-росло и выросло до потолка. Старик разобрал и потолок, а после и крышу снял: деревцо все растет да растет и доросло до самого неба.

Не стало у старика со старухой желудей, взял он мешок и полез на дуб. Лез-лез... и взобрался на небо. Ходил-ходил по небу, увидал: сидит кочеток - золотой гребешок, а возле него стоят жерновцы. Старик долго не думал, захватил с собой и кочетка, и жерновцы и спустился в избу. Спустился и говорит старухе:

- Как нам быть, что нам есть?
- Постой, - молвила старуха, - я попробую жерновцы.
-
Взяла жерновцы и стала молоть: ан блин да пирог, блин да пирог, что ни повернет - все блин да пирог! И накормила старика.

Ехал мимо какой-то боярин и заехал к старику со старушкой в хату.

- Нет ли, - спрашивает, - чего-нибудь поесть?

Старуха говорит:
- Что тебе, родимый, дать - разве блинков? Взяла жерновцы и намолола: нападали блинки да пирожки.

Боярин поел и говорит:
- Продай мне, бабушка, твои жерновцы.
- Нет, - отвечает старуха, - продавать нельзя. Позавидовал боярин чужому добру и украл у ней жерновцы. Как увидали старик со старухою, что украдены жерновцы, стали горевать.

- Постой, - говорит кочеток - золотой гребешок, - я полечу догоню!

Прилетел он к боярским хоромам, сел на ворота и кричит:
- Кукареку! Боярин, боярин! Отдай наши жерновцы, золотые, голубые!

Как услыхал боярин, сейчас приказывает:
- Эй, малый! Возьми брось его в воду. Поймали кочетка, бросили в колодец. Он и стал приговаривать:

- Носик, носик, пей воду! Ротик, ротик, пей воду... - и вытянул весь колодец.

Выпил воду и полетел к боярским хоромам. Уселся на балкон и опять кричит:
- Кукареку, боярин, боярин! Отдай наши жерновцы, золотые, голубые! Боярин, боярин! Отдай наши жерновцы, золотые, голубые!

Боярин велел повару бросить его в горячую печь. Поймали кочетка, бросили в горячую печь - прямо в огонь. Он и стал приговаривать:

- Носик, носик, лей воду! Ротик, ротик, лей воду...

И залил весь жар в печи. Вспорхнул, влетел в боярские палаты и опять кричит:
- Кукареку! Боярин, боярин! Отдай наши жерновцы, золотые, голубые! Боярин, боярин! Отдай наши жерновцы, золотые/,голубые!

В то же самое время боярин гостей принимал. Гости услыхали, что кричит кочеток, и тотчас же побежали вон из дому. Хозяин бросился догонять их, а кочеток - золотой гребешок подхватил жерновцы и улетел с ними к старику и старухе".

По прочтении желательно обсудить сказку.
1. Может быть, название сказки, вернее одно слово "жерновцы" кому-то непонятно? Жерновцы - это маленькие жернова, а жерновами на мельнице зерно мелют. Бывает большая мельница - она на речке стоит, ее жернова вода вертит, а бывает мельничка маленькая, ручная, ее жерновцы может один человек поворачивать. Вот о такой ручной мельнице и говорится в этой сказке.

2. Можно назвать эту сказку волшебной? (Ответы.) Да, в этой сказке много волшебных предметов. Кто их перечислит? (Ответы.) Верно, желудь, жерновцы и кочеток - золотой гребешок.

3. Как вы думаете, какой из них самый волшебный? (Ответы.) Конечно, желудь, ведь с него все началось, из него вырос дуб до неба. Сначала старик со старухой желудями наелись, от голода спаслись, а потом с помощью дуба получили кочетка - золотого гребешка и жерновцы.

4. А кто такой кочеток? (Ответы.) Правильно, петушок. В некоторых областях до сих пор петуха называют "кочет", "коч". А так ли важно было вводить петушка в сказку? Правильно, не будь кочетка, не вернулись бы жерновцы к старикам.

5. Почему старик со старухой не захотели продавать жерновцы? (Ответы.) Верно, волшебные подарки не продаются, даже за самые большие деньги.

6. Почему боярин украл жерновцы? (Ответы.) Какие вы еще знаете сказки, где чужое добро вызывает зависть?

7. Про какого героя нашей сказки можно сказать: "В огне не горит, в воде не тонет"? (Ответы.)

8. Какие знаете сказки, где действует петушок? (Ответы.) Везде ли он такой молодец? Помните сказку "Петушок - золотой гребешок"? Там его лиса перехитрила, и, если бы не кот и дрозд, так бы петушок и пропал.

9. Сколько раз кочеток уговаривал боярина отдать жерновцы? (Ответы.) Правильно, три раза. Троекратный, даже многократный повтор - характерная особенность русских народных сказок. Кто назовет сказки, где действие повторяется три раза? (Ответы.)

10. Как вы думаете, почему гости боярина кочетка испугались и побежали из дома? (Ответы.) Верно, сначала петушок кричал на воротах, потом - на балконе и, наконец, в палаты влетел. Все ближе и ближе подбирался. И ничего с ним поделать нельзя! Как тут не испугаться!

11. Что в сказке названо золотым? (Ответы.) Верно, золотой гребешок и еще жерновцы. Помните? "Золотые, голубые"! Золотой на сказочном языке значит волшебный. В разных сказках встречаются золотые яблочки, золотоволосые красавицы, золотое перо жар-птицы, золотая рыбка.

12. Как - по сказке - жили старик и старуха? (Ответы.) Да, "бедно-бедно", даже хлеба у них не было. Но вот что главное: не падали они духом. Сопротивлялись невзгодам. Потому-то и получили награду.

13. А как выглядит боярин в сказке? (Ответы.) Как называют человека, ненасытного, отбирающего у бедных последнее? (Ответы.) Эту сказку мы разыграем по ролям. Но прежде выучим слова и действия героев. А еще весной посадим в землю маленький желудь и будем ждать, когда из него вырастет дуб. Может быт, он вырастет до неба?

Журнал "Дошкольное воспитание" № 1, 2005


 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру